Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Группа № 13Особенности жанра и композиции Евгения Онегина. © Таня Шалганова




Самым распространенным жанром в пушкинское время была романтическая поэма. От Евгения Онегина публика ожидала сюжета и характеров свойственных этому жанру, хотя Пушкин и назвал свое произведение «романом в стихах». Но она не увидела того, чего желала.


Главный герой


Рассмотрим типичного романтического героя. Это герой исключительный, он близок автору, выражает его точку зрения. В прошлом такого героя всегда есть тайна. Но Евгений кардинально отличается от такого героя. Во-первых, Пушкин пишет, что Онегин вовсе не исключителен, он «Как вы да я, как целый свет», более того, автор настаивает на различии между ним и его героем:

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной.

 

Ну а что же о его прошлом? В первой главе Пушкин подробно рассказывает о жизни Евгения! Однако намеки на романтизм в этом герое совершенно ясно видны: этот герой охладел к светским забавам, он, как и положено, стремится в экзотические края, где встречает прекрасную дикарку, ну или просто сельскую барышню, которая

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива.

 

Но романтический герой неизменен, он остаётся холоден и к прекрасной дикарке. А разве не меняется Онегин, он не только влюбляется в Татьяну, увидев её снова, Пушкин открыто говорит о возможности перемен:

 

Всё тот же ль он иль усмирился?
Иль корчит также чудака?
Скажите: чем он возвратился?
Что нам представит он пока?
Чем ныне явится?...


Мы видим Онегина на протяжении всего романа совершенно по-разному. Мы помним о его ветреной молодости, о хандре, захватившей его в плен, о холодности к Татьяне, потом вновь наблюдаем, как он обуреваем страстями. Евгений неоднозначен. Да что там Евгений, даже погибшему Ленскому Пушкин придумывает несколько разных судеб:

 

XXXVII
Быть может, он для блага мира
Иль хоть для славы был рождён;
Его умолкнувшая лира
Гремучий, непрерывный звон
В веках поднять могла. Поэта,
Быть может, на ступенях света
Ждала высокая ступень.
Его страдальческая тень,
Быть может, унесла с собою
Святую тайну, и для нас
Погиб животворящий глас,
И за могильною чертою
К ней не домчится гимн времен,
Благословение племен.

XXXVIII. XXXIX
А может быть и то: поэта
Обыкновенный ждал удел.
Прошли бы юношества лета:
В нём пыл души бы охладел.
Во многом он бы изменился,
Расстался б с музами, женился,
В деревне, счастлив и рогат,
Носил бы стёганый халат;
Узнал бы жизнь на самом деле,
Подагру б в сорок лет имел,
Пил, ел, скучал, толстел, хирел,
И наконец в своей постеле
Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей.


Главные в этих строфах слова – быть может. Пушкин призывает нас не судить ни о чем окончательно! Недаром Пушкин оставляет открытый финал!

 

Сюжет

Сюжет в «Евгении Онегине» присутствует, но он ослаблен. Занимает публику не он, а многочисленные лирические отступления, характер главного героя и постоянная игра с читателем. (Это ведь не роман, в котором всё наоборот, а роман в стихах – «дьявольская разница».)


В романе есть некоторые противоречия, в чем признается сам автор:

 

Противоречий очень много,
Но их исправить не хочу.

Это, а так же пропущённые строфы, создающие ощущение прошедшего времени, создают впечатление полной бесструктурности романа, однако на самом деле, в нем все удивительно симметрично! Например:

Онегин приезжает в деревню и в него влюбляется Татьяна,пишет ему письмо. В конце Татьяна приезжает в Петербург, Онегин влюбляется в неё и пишет письмо.

Роман начинается и заканчивается описанием Петербурга.

Кабинет Онегина в Петербурге (первые главы), описание кабинета в деревне (последнии).

 

Также, как утверждал и сам Пушкин, время в романе рассчитано по календарю.

 

Огромную роль в романе играют лирические отступления. Автор – незаменимое действующее лицо, он беседует с читателем, играет с ним. Именно в лирических отступлениях содержится все сатирическое, все пародии и шпильки в адрес романтизма.
Эпиграфы к каждой главе тоже перекликаются между собой и с текстом (русь и rus, «чувствовать спешит» - Онегин вовсе не спешит чувствовать)/

Роман написан изобретённой Пушкиным онегинской строфой, в которой чередуются перекрестная, парная, опоясывающая и парная рифмовки. Рифменная схема такова: AbAb CCdd EffE gg (прописными буквами традиционно обозначается женская рифма, строчными — мужская).
Нарушения в строфах присутствуют только в песнях и письмах, и далее в III главе.
Но какой же жанр у этого произведения? В романе в стихах присутствуют или упоминаются и элегия, и эпитафия, и эпиграмма, и послание, и песня, и мадригал и т.д.

А сам жанр оказался уникальным, никому не удалось серьезное подражание Пушкину.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-07; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 371 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2372 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.