«Кавказский пленник» (1820—1821) — вторая завершённая поэма Пушкина и первая, написанная во время южной ссылки.
Следуя за опытом романтических поэм Байрона, Пушкин наделяет главного героя чертами авторской личности, использует байронический принцип «вершинной» композиции — выхватывает лишь главные эпизоды из жизни героя, окутывая все остальное атмосферой романтической тайны. В своей статье Вяземский говорит об этом так: «Автор представляет героя своего равнодушным, охлажденным, но не бесчеловечным, и мы с неудовольствием видим, что он, избавленный от плена рукою страстной Черкешенки, которая после этого подвига приносит на жертву жизнь уже для неё без цели и с коею разорвала она последнюю связь, не посвящает памяти её ни одной признательной мысли, ни одного сострадательного чувствования.»
Важно контрастное сопоставление до времени охладевшего душой, разочарованного «байронического» героя-индивидуалиста с непосредственной, не тронутой «просвещением», цивилизацией дочерью «природы». Причём для изображения подобного конфликта был необходим «экзотический» фон. Современники Пушкина, например, Платонов, восхищались стихотворными описаниями Кавказа в поэме, получило одобрение и описание излюбленного хитрого приёма черкес. Пушкин испытывает сочувствие к герою, хоть он и показан лишённым чувствительности. Характер пленника дан без иронии, которая была свойственна в «Руслане и Людмила». «Кавказский пленник» в ряду всех поэм Пушкина являет собой наиболее чистый образец лиро-эпического жанра, как во многих поэмах здесь присутствует лирическое «я».
Пушкин оставляет незаполненными многие смысловые элементы, отсюда и разорванная композиция. Отсутствовала определённость, которую хотели видеть современники. Главный герой поэмы поступает благоразумно, не бросившись следом в реку за черкешенкой или не застрелившись, как бы следовало романтическому герою.
Кавказский пленник устремляется на Кавказ «с весёлым призраком свободы». Сам по себе выбор Кавказа как места действия не был, конечно, случайностью. Экзотическая обстановка, новые люди, новые впечатления должны были освободить героя от тяжёлых настроений и разочарованности.
Герой поэмы “Кавказский пленник” жестоко разочарован. Он отправился на Кавказ — край сильных и свободолюбивых людей — обрести такую желанную и необходимую ему свободу духа, а попал в плен:
Свобода! Он одной тебя
Ещё искал в пустынном мире.
Страстями чувства истребя.
Охолодев к мечтам и лире...
Свершилось... целью упованья
Не зрит он в мире ничего... Он раб...
И жаждет сени гробовой.
Оказывается, свобода — это иллюзия, к которой стремился наш герой. Жажда жизни, которую на словах он не ценит, заставляет его приспособиться и к плену:
Казалось, пленник безнадежный
К унылой жизни привыкал.
Тоску неволи, жар мятежный
В душе глубоко он скрывал.
И на челе его высоком
Не изменялось ничего.
Герой гонится за свободой душевной, будучи телесно свободным, но попадает в физический плен. Такой сюжет был актуален для Пушкина, который во время написания романа находился в ссылке. «Сюжет «Кавказского пленника» — драматический эпизод из жизни одного из характерных представителей «молодёжи XIX века» — молодого русского дворянина, не удовлетворённого своей общественной средой — «светом», вследствие этого охладевшего к жизни вообще, страдающего «преждевременной старостью души», в поисках «свободы» «полетевшего» на далекий, экзотический для столичного жителя того времени Кавказ. Героиня поэмы, правда, черкешенка, но образ её носит романтически-«идеальный» характер (так это сознавал и сам поэт, так восприняли и критики того времени).
Цитата из статьи Благого: «Важно пространство самой поэмы. Пленник пасёт стада на горе, и он оказывается выше всех не только духовно, но и физически, весь мир во всех смыслах находится под пленником.»
Произведение построено очень чётко, как бы в рамке: пролог – посвящение - сама поэма - эпилог - примечания.