1. Характеристика обучения как совместной целенаправленной деятельности учителя и учащихся. Развивающая, воспитывающая, образовательная функция обучения изобразительному искусству.
2. Единство процесса преподавания и учения. Формирование знаний, умений и навыков в процессе обучения изобразительному искусству.
3. Особенности индивидуального и классно-урочного обучения.
4. Форма обучения как внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся.
5. Современные исследования в области технологий обучения изобразительному творчеству и проектирования урока изобразительного искусства.
Основная литература: (27, 45, 46, 48,55, 58, 60, 69, 71)
Дополнительная литература: (52, 54, 62, 72-74, 77, 79, 108-110, 112, 118, 119, 123)
Контрольные вопросы:
1) Что представляет собой педагогический процесс как система?
2) Охарактеризуйте компоненты педагогического процесса.
3) Как управлять педагогическим процессом?
4) Что представляет собой содержание учебного процесса?
5) Дайте определение дидактике?
6) Какие модели обучения вы знаете?
7) Как формируется содержание образования.
8) Каковы закономерности педагогического процесса?
9) Назовите основные этапы педагогического процесса.
10) Как можно охарактеризовать урок изобразительного искусства с позиции признаков процесса обучения (С.П. Баранова): специально организованной познавательной деятельности; ускоренного познания в индивидуальном развитии; усвоения закономерностей, зафиксированных в опыте человечества?
11) Каково ваше понимание сущности процесса обучения с позиции историко-педагогического подхода как передача социального опыта искусства подрастающим поколениям?
12) Приведите примеры, раскрывающие сущность обучения изобразительному искусству как систему этапов усвоения знаний, умений, навыков и организацию соответствующих этим этапам форм учебной деятельности. Какая концептуальная школа в педагогике искусства реализует свой программный материал на данном понимании сущности обучения?
13) Охарактеризуйте сущность процесса обучения изобразительному искусству с позиции психологических теорий усвоения знаний и развития человека, например, теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Как процесс обучения искусству можно построить на основе перехода от первого материализованного этапа действия ко второму, в котором сохраняется опора на внешнее речевое действие, затем – к третьему, высшему уровню, где умственное действие полностью совершается во внутреннем плане?
14) Изменяется ли структура обучения изобразительному искусству и функции педагога по его реализации с концептуальных позиций программного содержания той или иной научной школы в педагогике искусства?
15) Как можно охарактеризовать процесс обучения изобразительному искусству и его закономерности? Влияет ли на данную характеристику определенное программное содержание?
16) Есть ли специфика функций обучения изобразительному искусству в альтернативных программах?
1) Назовите основные типы уроков и их структуру.
2) Какие преимущества и недостатки имеет комбинированный урок?
3) Какие стадии выделяют в подготовке урока?
4) Каков алгоритм проектировочной деятельности учителя при подготовке к уроку изобразительного искусства?
5) Что такое организационные формы обучения?
6) Назовите вспомогательные формы организации обучения.
7) Какими особенностями характеризуется кружковая работа, факультативные занятия?
8) Какие требования предъявляются к домашней самостоятельной работе учащихся?
9) По каким критериям осуществляется классификация урока?
10) Чем обусловлено деление уроков на типы?
11) В чем заключается сущность дидактических требований к уроку?
12) Зависит ли выбор формы урока изобразительного искусства от его реализации в структуре современных образовательных технологий: личностно ориентированного обучения, разноуровневой дифференциации, проблемного обучения, программированного обучения, модульного обучения, метода проектов?
13) Чем определяется выбор оптимального технологического способа обучения изобразительному искусству и его конкретизация для данного занятия?
14) Чем определяется выбор оптимальной формы урока изобразительного искусства для данного занятия?
15) Что является критериями оценки эффективности выбора технологических способов обучения и формы урока изобразительного искусства?
16) В чем суть метода художественно-педагогической драматургии урока изобразительного искусства (Л.М. Предтеченская)?