Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Экзистенцианализм и иррационализм Шестова




Л.И. Шестов (1866-1938). В творчестве Шестова объемно и всеохватно высветилась одна тема - трагическая сущность человеческого бытия, неизбывность и постоянство человеческого страдания. Недаром Шестовым впоследствии так заинтересовались западные экзистенциалисты. "Трагедии из жизни не изгонят никакие общественные переустройства, - писал он еще в книге "Достоевский и Нитше (Философия трагедии)" (1903), - и по-видимому, настало время не отрицать страдания, как некую фиктивную действительность, от которой можно, как крестом от черта, избавиться магическим словом "ее не должно быть", а принять их, признать и, быть может, наконец, понять". Эта тема проходит через все его основные сочинения: "Апофеоз беспочвенности (Опыт адогматического мышления)" (1905), "На весах Иова (Странствования по душам)" (1929), "Афины и Иерусалим. Опыт религиозной философии" (1951), "Умозрение и откровение" (1964). Шестова раздражала сама бердяевская формула "прорыва к смыслу через бессмыслицу", он был слишком подавлен громадностью и неотвратимостью человеческого страдания, чтобы сохранить какое бы то ни было доверие к разуму, мышлению. Он не желал "убаюкивать себя и свои тревоги соображениями о великих завоеваниях человеческого ума" и с бесконечным почтением становился на позиции Белинского, который потряс его своим бунтом против "Егора Федорыча Гегеля", против самоочевидностей, пропистых истин, всего того, что освящено наукой, моралью, философией4.

Шестов с гордостью называл себя "ненавистником разума", дерзновенно мечтая "преодолеть Аристотеля". Он - крайний иррационалист, поскольку отрицал возможность рационального постижения истины. "Истина лежит по ту сторону разума и мышления" - утверждал Шестов. "Чтобы увидеть истину, нужны не только зоркий глаз, находчивость, бдительность и т.п. - нужна способность к величайшему самоотречению". Необходимо отбросить "естественную связь явлений" и "категорический императив", всякое "всеобщее и необходимое". Истина в своей первозданности надмирна, она тождественна откровению, она есть Бог. Поэтому, согласно Шестову, "все вероятия говорят за то, что человечество откажется от эллинского мира истины и добра и снова вернется к забытому Богу". Разум разочаровывал его прежде всего потому, что не давал примирения с действительностью, с миром, в котором жизнь - "бессмысленный, отчаянный крик или безумное рыдание". Разуму неведома "тайна вечного" - смерть, это "самое непонятное, самое "неестественное" из всего, что мы наблюдаем в мире". И пытаясь успокоить человека, разум лишь обманывает его, уводит от действительности. Шестов полагал пределы разуму, который вследствие этого утрачивал свою универсальность, а следовательно, и общезначимость. "На весах Иова скорбь человеческая оказывается тяжелее, чем песок морской, и стоны погибающих отвергают очевидности". Шестов в конечном счете приходил к выводу об абсурдности и иррациональности человеческого мышления.

Человечеству не остается ничего другого, как только принять откровение, очистив его от "условностей" разума. "Там, где откровение, - писал Шестов, - ни наша истина, ни наш разум, ни наш свет ни на что не нужны. Когда разум обессиливает, когда истина умирает, когда свет гаснет - тогда только слова откровения становятся доступны человеку. И, наоборот, пока у нас есть и свет, и разум, и истина - мы гоним от себя откровение. Пророческое вдохновение, по самой природе своей теснейшим образом связанное с откровением, только там и тогда начинается, когда все наши естественные способности искания кончаются". Шестов был решительно против того, чтобы "на манер Филона, Соловьева или Толстого" примирять греческий разум с библейским откровением; все такие попытки, на его взгляд, приводят лишь к одному результату: "к самодержавию разума". Он по существу заново возродил аскетизм веры, подорванный традицией русского религиозного любомудрия. Это роднит его учение с "византизмом" Леонтьева, хотя, возможно, Шестову и не понравилось бы такое сравнение.

Тема № 8: Русская космическая философия. Пункт 1: проблемы космоса РФ

Деятели хрит-ва, ф-фы, исходя из актив-й творч деят-ти ч-ка, знаний, накопленных о мире, начали менять свои представления.

 

В христианской(Х) антропологии ч-к рассм как существо, созданное Богом

С точки зр косм ф-и- ч-к – результат косм эволюции, но находит он себя только в Боге, кот способен к веч существованию.

 

Согласно Х уч-ю о космосе п-сы на Земле проходят через ч-ка и предназначены для него.

 

В.Соловьев в своей концепции тео-софия проводит параллель, что постижение Бож духа- встать на путь богочеловечества. Это главная проб в ф-и Соловьева.

 

Космос- гл, одуш-е явление, способное меняться, в развитии ег нет стихийности.

 

Его косм теория базируется на понятии софия= душа мира= душа космоса

 

В развитии мира выделяет 2 этапа:

*1-развитие космоса (1 эпоха-появ звезд, 2- солнца, 3-Земли)

*2-ист развитие мира

С появ-м ч-ка появ-ся ист развитие- рассм как изменение самого ч-ка. В ист разв-и происх п-с умень-я эгоистич эл-тов и увеличения духовного начала. Ч-ство идет по пути прогресса к единению. И в конце развития должно превратиться в богочеловечество- мир из не совершенного превратится в совершенный.

Эту концепцию Словьев называл космоантропоцентризм.

Как религ ф-ф в осн этого п-са ставит Бога- вечного абсолюта

 

В развитии кос-а выд 3 сферы:

* сф чистого духа

* сф разума

* сф души

 

Объединяющая сила, многообразие-логос- б-человечество, кот реализуется в Софии в об-зе Х. Т.о, по Сол-у ИсХ –единый Бож-й организм, и индивидуальное и универсальное явление

 

София-игр осн роль в возникновении космоса, свобода, душа космоса.

Из эой свободы в Софии возникла противоречивость как начало и основа строения мира

 

Сол счит, что косм возник из хаоса, но после упорядочился.

Для Сол Бог+космос+человек=едины.

 

Соловьевскую софиологию родолжили С.Буш, П.Флор

 

С.Буш

В ф-ской деят-ти, даже понятие деятельности рассматривает как космическое явление, развитие природы приводит к возникновению сознательного процесса

 

Трудовая деятельность оказывает влияние на изменение и развитие природы. Прир обретает образ ч-ка, потому ч-к в его ф-и предстает центром мироздания

София яв как созидание сил Бога, в ней воплощаются:

  • эмоционально-духовные силы
  • любовь и энергия
  • соц-строителные силы

 

Христ церковь рассм им как носитель этих сил.

 

И Флор и Буш считают, чтоХ-ствоназначение Софии:

Бог+космос+ч-ский мир=София

 

Философию Буша и Флора можно рассматривать как философию церкви.

 

8.4





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-07; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 602 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2294 - | 2147 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.