Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Идеал как форма морального прогнозирования




Идеал (лат. idealis от греч. ίδέα — образ, идея) — высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления; образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности; высшая степень нравственного представления о благом и должном; совершенство в отношениях между людьми; наиболее совершенное устройство общества.

 

Творчество по идеалу, формирование вещества природы на основе идеала представляют собой специфически человеческую форму жизнедеятельности, отличающую её от деятельности животных. В качестве всеобщей формы целеполагающей деятельности идеал выступает во всех областях общественной жизни

социальной,

политической,

нравственной,

эстетической и т.д

Категория идеала обладает глубоким социальным значением. На протяжении веков прогрессивные классы в борьбе против отживших форм общественных отношений черпали свой энтузиазм в высоких идеалах свободы, равенства,братства.

 

Понятие Идеал применяется одинаково и к отвлеченным и конкретным предметам:

Идеал добра,

Идеал женской красоты,

Идеал государства,

Идеал гражданина и т. д.

В общее употребление слово Идеал стало входить с конца XIX и начала XX столетия, главным образом, благодаря Шиллеру.

(от лат idealis, греч idea — образ, идея) — 1) в общеупотребительном смысле: а) высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние к-л явления, б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) ч-л, как правило, касающийся личных качеств или способностей; 2) в строгом этическом смысле: в теоретическом плане — а) наиболее общее, универсальное и, как правило, абсолютное нравственное представление (о благом и должном), в нормативном — б) совершенство в отношениях между людьми или — в форме общественного И — такое устроение общества, которое обеспечивает это совершенство, в) высший образец нравственной личности И как специальное понятиеценностного, в частности морального, сознания и этического рассуждения формируется в просветительской и романтической мысли Однако в историко-философском анализе оно может быть реконструировано и в отношении иных, более ранних мыслительных эпох путем вычленения представлений о высшем благе (подлинном блаженстве), конечном предназначении человека или его доминирующих обязанностях Различие подходов в теоретическом понимании И обусловливается решением проблемы соотношения И и реальности При натуралистическом подходе к морали и ценностям вообще И может трактоваться по-разному: 1) как результат обобщения и/или абсолютизации в культуре того, что составляет предмет потребностей человека; 2) как результат обобщения содержания норм и правил или отвлечения этого содержания от конкретных задачдействия; соответственно, идеалов столько, сколько норм: в каждом устанавливается общая цель, сообразно которой формулируется предписание относительно того, чего не следует или что следует делать По такой логике нет морального И вообще, но есть идеалы добра, справедливости, человечности и тд Наряду с этим на практике универсальный И может индивидуализироваться и принимать персонифицированные формы, трансформируясь в личный И — в представление индивида о лучшем из всего того, что ему известно, или в индивидуально принятый стандарт ч-л, как правило, касающийся личных качеств или способностей От индивидуализации И отличается конкретизация И в отдельном образе (к примеру, совершенной или божественной) личности при сохранении его абсолютных характеристик; 3) как имманентные социальной или индивидуальной действительности требование или ценность, раскрывающие перед человеком более обширные перспективы При идеалистическом подходе к морали И рассматривается существующим трансцендентно к реальности и данным человеку непосредственно, через «голос совести» (Платон) или априорно (ИКант) Концепция И, основанная на радикальном противопоставлении должного и сущего, ценности и факта, получила развитие в неокантианстве (В Виндельбанд, Г Риккерт, Р Лопще), в рус религиозной философии (BC Соловьев, СЛ Франк, ИО Лосский) Как форма нравственного сознания И является одновременно ценностным представлением, поскольку им утверждается определенное безусловное положительное содержание поступков, и императивным представлением, поскольку то содержание определено в отношении воли человека и вменяется ему в обязательное исполнение В структуре морального сознания И занимает ключевое место; им задается содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного и тд И — наиболее отвлеченное и общее нравственное представление Его императивная и ценностная сила несомненна Проблема заключается в том, какую роль он играет в жизни индивида В отличие от большинства др нравственных понятий в И дан завершенный и абсолютный образ добра — вне его противопоставленности злу (частные принципы и нормы морали непременно отражаютпротиворечивую взаимоопределенность добра и зла) По тому, признается ли существование универсального и абсолютного И в качестве критерия выбора ценностей и оценки, философы и моралисты делятся на абсолютистов и релятивистов Непонимание того, что невозможно инструмента-лизировать абстрактное императивное содержание И в конкретных поступках или в качестве исключительной индивидуальной нравственной задачи, упование на непосредственное и тем более полное воплощение И представляет собой своеобразный «идеализм», который может выражаться в пренебрежении или ненависти к реальной жизни, в которой более или менее относительное добро присутствует наравне со злом, и в бегстве от активной жизни, которую не удается втиснуть в рамки «бескомпромиссно» понятого И изму в этом значении слова противостоит реализм, опасность которого проявляется в педантичной приверженностиИ как абсолютному добру, что может выражаться в нигилизме в отношении самой морали: факты безнравственности в конкретных проявлениях жизни истолковываются в том смысле, что в самой нравственности нет правды В поведенческом плане первая позиция может вести к крайнему ригоризму и тираническому понуждению др людей к жизни «по И», пусть и лишенному жизни, вторая — к аморализму, выражающемуся, в частности, в игнорировании нравственных требований, попрании практических норм морали Между тем воплощение высокого императивно-ценностного содержания нравственного И в конкретных поступках предполагает осуществление ряда менее общих принципов и исполнение частных требований О Франк СЛ Нравственный идеал и действительность // Франк СЛ Живое знание Берлин, 1923;МурДж Принципы этики М, 1984; Соловьев BC Оправдание добра // Соловьев BC Соч: В 2 т М, 1988 Т 1; Gert В Morality: A New Justifications of the Moral Rules New York; Oxford, 1988 P Г Апресян





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 660 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2268 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.