Как самостоятельная наука об обществе социология возникла в XIX веке – в период укрепления капитализма. Но и до этого были попытки объяснить общество и отдельные общественные явления. Они предпринимались в философии, истории, политико-правовых науках.
Первое и достаточно полное для своего времени представление о строении общества дали античные философы Платон и Аристотель. Правда, они не делали различий между понятиями «общество» и «государство». Древнегреческий философ Платон (428-348 до н. э.) в сочинении «Государство» строит модель идеального государства на основе теории трех сословий (классов): высшее (философы, мудрецы, управляющие государством, среднее – воины, низшее – работники. Они свободны, равны и счастливы. Древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н. э.) считал опорой средний класс, обладающий частной собственностью. В работе «Политика» он выводит основные формы правления: правильные и неправильные – «выродившиеся».
В Средневековье и Новое время (XVII-XVIII вв.) отдельные мыслители тоже внесли свой вклад в предысторию социологического знания. Среди них - итальянский мыслитель Никколо Макиавелли («Государь» – о роли политического лидера), английский философ Томас Гоббс (о теории общественного договора), Томас Мори (об утопии – социалистическом строе на коллективной собственности) и другие.
Все эти суждения об обществе не были систематизированы и критичны. Они больше выглядели как представления об идеальном обществе, которое люди могли менять по своему желанию.
Выделение и формирование социологии как науки было подготовлено рядом социальных условий и теоретических предпосылок.
Во-первых, развитием капитализма. Жизнь людей, общественные отношения в новых условиях были крайне противоречивы. С одной стороны, экономический, социальный и политический прогресс в сравнении с предшествующим этапом жизни, с другой, усиление эксплуатации, кризисы, тяжелое положение рабочих, использование женского и детского труда, увеличение продолжительности рабочей недели, неблагоприятные условия труда и быта.
Реакция на эти процессы была неоднозначной. В социальной сфере – это время крайней нестабильности, массового противоборства. Восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии (1844), чартистское движение в Англии, революция 1848 г. во Франции свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений. Социальные мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс предложили выход из него путем социалистической революции.
Основоположники социологии О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер полагали, что может быть реформистский путь развития общества, были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не о том, как разжечь пожар войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими как инструмент познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию.
Во-вторых, создание социологии предопределили достижения естественных наук в 30-40 гг. XIX века. На первый план здесь выходят химия и биология. Наиболее значительными в то время являются открытие клетки немецкими учеными Шлейденом и Шванном (1838-1839 г.г.) и создание Чарльзом Дарвином теории эволюции видов. Для К.Маркса и Ф.Энгельса эти открытия стали основой диалектического материализма, учения о диалектике – «алгебры революции», как ее назвал В.И. Ленин. О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм на базе этих открытий разработали учение об обществе, основанное на принципах биологии – «органическую» теорию развития общества.
В–третьих, истоки социологии следует искать не только в самом капиталистическом обществе, в его потребности иметь объективное научное знание о собственных социальных процессах. Корни социологии имеют и межнациональную природу. Складывался мировой рынок, формировались взаимосвязи различных культур. Потребность изучения целостности социального мира вела к появлению особой науки об обществе – социологии.
Социальное мышление включало в себя две основные ориентации: консервативную, где конкретному человеку отводилась незначительная роль, а общество ставилось выше и важнее (французский ученый, философ Жозеф де Местр); и либеральную, где немаловажная роль отводилась человеку, его деятельности по улучшению общества (английские мыслители Иеремия Бентам, Джеймс Милль). К идейным предпосылкам социологии относится и утопический социализм (Анри Сен-Симон) – общество с идеальной организацией, контролирующей несовершенных людей.
В-четвертых, эмпирическая база и методы познания, которые разрабатывались главным образом естествоиспытателями. Особенно активно эмпирические социальные исследования в Европе развертывались в начале XIX века. Тогда интенсивное развитие капитализма вело к быстрому росту городов – урбанизации населения. Следствием этого стала его резкая социальная дифференциация, увеличение преступности, нарастание социальной нестабильности. С другой стороны, усиливались движения, заинтересованные в лечении социальных болезней, они заказывали социологические исследования. Появилось (в Англии и во Франции) много работ по социальным проблемам развития общества.
В первые годы становления социологии складывались и развивались различные школы и направления со своими взглядами на общество и методами его анализа.