Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Несколько слов о Льве Толстом




28 августа родился Лев Толстой, 31 августа появилось первое его произведение – 28 августа 1828 г., 31 августа 1852 года.

Спросите теперь «кого угодно»: кто величайший писатель прошедшего столетия? И «кто угодно» ответит: «Толстой». Между тем столетие имело и Байрона – «властителя дум», создавшего эпоху в литературе и в истории, и Гете, подчинившего гению своему всю Европу. Но «кто угодно» будет прав, ибо такой универсальной изобразительности не было ни у «великого несчастного человека», ни у гениального олимпийца <…> Толстой с одинаковой гениальностью рисует и Каратаева с его онучами, и князя Бориса, и властного повелителя Наполеона,<…> Достойно замечания, однако, вот что. Как известно, Байрон вызвал целую литературную эпоху, создал, так сказать, школу, целую фалангу подражателей; Вильгельм Мейстер и Фауст служили, в свою очередь, образцами не одному литературному поколению. А Толстой – писатель не знал этого внешнего «слепого подражания». Конечно, были такие, которые «тщились» копировать великого писателя, но сравнительно их было немного … Толстой-человек, напротив, имеет толпы подражателей, целые поколения… «Толстовцы», ведь, живут, как Толстой, а не пишут, как Толстой. И, мне кажется, это происходит потому, что произведения Толстого имеют целью не пленить и привести в восторг, а научить жить. И кто поддался влиянию писателя, тот уже старается подражать его жизни, а не его писательству… Это учение имело самые неожиданные зигзаги и повороты. Толстого уличали в противоречиях, указывали на то, что его «шуйца», под которой разумелась постоянная своеобразность его идей, «непомерно вытянулась» (Н.К. Михайловский); заявляли, что нападки Толстого на цивилизацию напоминают попытку ребенка повалить Вандомскую колонну (М.А. Протопопов).

Но, в сущности, в основном Толстой не изменял себе – никогда. «Любите друг друга, и пусть будет человеку хорошо» – в этой заветной мечте души, в этом едином стремлении жизни он не изменял себе – никогда… И когда читаешь подряд все статьи его, все произведения его, когда следишь за этими извилинами, за этими уклонами, когда натыкаешься на неожиданности, – он становится еще ближе, еще дороже, еще больше… Потому что воочию видишь, как это великое сердце бьется одним желанием, и эта великая мысль ищет, мучительно, но неуклонно и постоянно, ищет путей, средств, способов к тому, чтобы люди любили друг друга, и чтобы человеку хорошо было!..

Это точно – «любовь великая» <…>

О Толстом существует огромная литература, хотя Толстой никогда не интересовался тем, что о нем говорят или пишут. Это отнюдь не обязательно для великого человека: Тургенев, например, очень чувствителен был в этом отношении. Но Толстой так силен в своем убеждении, так сливается со своим словом, что оно в данный момент имеет для него значение истины. Тем не менее, о Толстом существует огромная литература <…> Кажется, г. Протопопов высказанные о Толстом взгляды и сделанные на его счет характеристики остроумно иллюстрировал известной басней, приведенной в ХI т. сочинений Толстого. Слепцы хотели определить слона и каждый из них характеризовал неведомого ему гиганта по-своему, в зависимости от полученного впечатления. Один – тот, что нащупал голову, сказал: «слон похож на огромный камень»; другой, коснувшийся ноги, торжествующе заметил: «слон напоминает столб»; третий, ухватившийся за хвост, победоносно заявил: «слон – это веревка»… И каждый был прав по-своему – потому что не мог обнять всего…

На первый взгляд, Толстой представляет совершенно исключительное явление не только по гению своему, но и по своей судьбе. О нем можно сказать то, что Некрасов сказал о Тургеневе:

Счастливец!

Бог дал тебе свободу, лиру

И женской любящей душой

Благословил твой путь земной…

Но такая судьба не удовлетворяет Толстого. Однажды он встретил одного из своих знакомых. Из расспросов оказалось, что «знакомец» живет где-то в меблированных комнатах, в одиночестве и распоряжается своей жизнью по своему усмотрению. Граф, явившись домой, был удручен. «Подумайте, – говорил он, – какое счастье: жить, как угодно, не причиняя никому страданий… Какое счастье»… В этом трагедия. Очевидно, Толстой все-таки живет не так, как ему было бы угодно. Очевидно, это мука его жизни, рана его сердца. И это было бы всегда. Было бы даже в том случае, если бы он мог жить, как ему угодно, не причиняя никому страданий, потому что «любовь великая» не знает удовлетворения, потому что она требует от сердца все новых и новых жертв…

М. Волошин

17. «Санкт-Петербургские ведомости», 1902, 19 сентября

Поэзия личности

В сложном и громоздком социальном механизме человек, как монета, теряет свою индивидуальность, личное «я» стирается в быстроте жизненного оборота, и прогресс, совершаясь массовой работой коллективной личности, с каждым периодом истории все более и более оттесняет на задний план отдельную, хотя бы и творческую единицу. Если материалистическая точка зрения на историю и общественную эволюцию может не только мириться с таким явлением, но и возводить его в социологическую аксиому, то никогда не умиравший в человеке идеализм стремится стать выше жизни, выше ее реальных данных и течений и найти в «горних» областях независимого духа ключ для разрешения этой коллизии между личностью и уничтожающим ее материальным прогрессом.

В истории человеческой мысли, мне кажется, нет контраста более глубокого и богатого по своему содержанию, как контраст между Карлом Марксом и гр. Л.Н. Толстым. Они стоят на разных полюсах человеческого духа. Первый создал философию земли; в будущее он повел нас грубым, материальным путем, веря в нравственную силу земных, создаваемых человеком благ, веря в духовно-созидательное значение процесса производства. Философия эта укладывалась в простую схему, в легко усваиваемую формулу. Маркс дал мощный толчок движению человеческого духа, но этот дух парил низко, так как проистекал не из господства над жизнью, а из подчинения ей. Порывы души человека сковывались крепкими цепями: факт оказывался господином положения, и бесконечной фантазии духа отводилось скромное место в «надстройке» на экономическом базисе. Правда, идеализм претворил земную философию, и она явилась вопреки самой себе, источником высших активных стремлений, чаяний и практической деятельности, вместо того, чтобы примирить человека с фактом и подчинить его формуле. Но все же эта философия пыталась свести небо на землю – и в этом оказалось ее уязвимое место.

Л.Н. Толстой, так же, как и Маркс, стоял на аванпостах жизни, но на противоположной стороне. Вся сила и слава гениального художника помимо ее поразительного анализа заключается в его идеализме, как вечном стремлении в высоты добра и нравственной красоты – этих верховных начал жизни. Мысль его парила над землею и подчинялась не ей, а вечному порыву к совершенству. Если для Маркса человек был ничтожным винтиком механизма, работавшего по определенной схеме, то для Толстого человек является независимым целым, самоопределяющейся единицей, драгоценным сосудом, в которой должны быть собраны высшие дары Божества.

Нравственный идеал определяет бытие человека, обязанного стать выше условной жизни, хотя бы порожденной мощною цивилизацией. Цивилизация сводится к нулю, раз она растаптывает отдельную личность, мешая ее нравственному совершенствованию. Братство, любовь, личное совершенствование должны вести нас в будущее, «во имя исполнения открытой нам в нашем сознании воле Того, Кто послал нас в жизнь». Идеалистическое стремление во всяком случае, все серьезнее и серьезнее занимает позицию в движении современной мысли. Если материальный рост идет безумно быстрыми шагами вперед и всесильный капитализм забирается и в науку, и в литературу, и в философию, и в искусство – то тем сильнее и ярче работает и развивается противоположное течение. И где победа материальных начал сильнее, всесторонне и полнее, - как, например, на Западе, – там сильнее и полнее чувствуется значение идеалистических сил, создавших противовес натурализму в изящных искусствах, в философии, в истории и социологии. Потому на Западе, где контрасты и противоречия жизни встречаются друг с другом под острым, болезненным углом, своеобразным откровением явились произведения северной и русской литературы, а во Франции, например, г. Лансон (профессор литературы в Ecole Normale) должен был признать, что «все эти (русские и скандинавские) писатели, несмотря на все национальные и личные различия между ними, действовали в одном духе: они нанесли последний удар французскому натурализму».

У нас, в России, контраст не так силён, противоречия не достигли остроты и болезненности. Идеализм был спутником нашей литературы с первых моментов её более или менее независимого существования. Моральное начало было постоянной путеводной звездой, ярко горевшей даже в эпохи крайностей рационалистических увлечений. Даже нигилизм шестидесятых годов был по существу своему идеалистическим движением. И мы вполне согласны с С. Булгаковым, указавшим, что атеизм, составляющий «господствующую формулу религиозной философии нашего интеллигентного общества», в сущности своей «глубоко религиозен, – как бы ни парадоксально звучало это положение», – и сославшимся для этого тезиса на такого знатока нашей мятущейся русской души, как Достоевский. <…>

Да, моральная подоплека была всегда сильна у нас в России и общечеловеческому идеализму дан у нас не только весьма широкий простор, но и весьма легкий доступ в общественное сознание, быстро проникающееся, по наследственности, высшими альтруистическими порывами. Поэтому Ибсен, который произвел настоящий взрыв (вспомните хотя бы только «Нору») на Западе, у нас был принят спокойно… Ведь «Нора», например, на русской почве еще с шестидесятых годов разрешала все смущающие Запад вопросы, и недаром Гауптман в своих «Одиноких» сделал героиню новой формации – Анну Маар русской по происхождению…

Идеализм – это начало, сродственное русскому духу, это – его органическое начало, ему прирожденное, с ним нераздельное. В галерее рыцарей св. Духа наши писатели всегда стояли на первом месте…

Вот такими-то рыцарями св. Духа пестрит вся история нашей литературы, особенно послереформенной. Глубоко проникновенный умом, остромысл Чернышевский, бурно-пламенный, воинственный и неистовый Роланд – Писарев, девственно-чистый воин, духовный красавец Добролюбов, женственно-нежный Тургенев, великий страдалец и всечеловек Достоевский, отважный пионер чистого и радикального морализма, гордый и непреклонный философ, раскольник по мятежу своего упорного духа, – портрет наших самосожигателей,– Лев Толстой, мистический поэт и библейский мыслитель-пророк Вл. Соловьев, певец тихой жизненной скорби и фотограф сумерек А. Чехов, сладкопевец обездоленных М. Горький…

Такова почва, на которой западно-европейские семена «новой» литературы, искавшей «новых путей», должны были возрасти и у нас…

Вот – одна из причин, почему Морис Метерлинк, один из пуритан-идеалистов, не нашел у нас гремящей и звенящей славы, как не нашли ее у нас и те, кого окрестили именем «декадентов», «символистов» и проч.

Трудно разделить те восторги, которые доносятся к нам с Запада и которые там вызваны произведениями Метерлинка. Недавно я прочитал в одной французской газете восторженный панегирик этому писателю. Автор предсказывает, что деревушка, в которой живет летом Метерлинк, привлечет не меньшее внимание, чем Ясная Поляна, в которой Лев Толстой будто бы «нашел убежище в старости». Это пророчество весьма легкомысленное и свидетельствует скорее о любезности французского публициста, чем о его проникновенности и вкусе.

Н.А.

18. «Русское богатство», 1902, № 9.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 550 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2407 - | 2289 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.