3 марта 1917 г. была опубликована Декларация Временного правительства, в которой излагались основные задачи новой власти: 1) полная и немедленная амнистия всем политическим заключенным; 2) провозглашение свободы слова, печати, союзов, собраний и стачек для всех, включая военнослужащих; 3) отмена сословного, религиозного и национального неравенства; 4) немедленная подготовка к созыву Учредительного собрания на началах всеобщего, равного, прямого и тайного голосования; 5) замена полиции народной милицией с начальством, подчиненным органам местного самоуправления; 6) выборы в органы местного самоуправления; 7) неразоружение и невывод из Петрограда воинских частей, принимавших участие в революции; 8) распространение на солдат всех гражданских прав при условии сохранения воинской дисциплины и боеготовности.
Несмотря на то что в этом документе чувствуется значительное влияние Петросовета (еще указом №1 устранившего жесткую дисциплину в армии), для Временного правительства он был принципиальным, так как положил начало созданию в России буржуазно-демократического режима.
С другой стороны, Временное правительство заявило о том, что берет курс на продолжение войны «до победного конца», так как считает обязательным выполнить обязательства перед союзниками. В этом ключе велась и социально-экономическая политика, все меры которой были направлены на то, чтобы не снизить обороноспособность страны. Кроме того, Временное правительство, по сути, было исполнительной властью и не считало возможным решение законодательных вопросов до созыва Учредительного собрания. В свою очередь, последнее могло быть созвано только по окончании войны. Однако кризис был так глубок, что народ не мог ждать. Вопросы, которые отказывалось решать Временное правительство, решались населением стихийно. Авторитет правительства и тех, кто с ним сотрудничал, падал.
Так был отклонен Временным правительством проект Петросовета о введении 8-часового рабочего дня. Совет напрямую подписал договор с Петроградским обществом фабрикантов и заводчиков об установлении 8-часового рабочего дня (47-часовой рабочей неделе). Но это соглашение не имело законной силы. 23 апреля правительство признало действовавший на предприятиях ФЗК (фабрично-заводской контроль), но сделало это, будучи поставленным перед фактом.
Отложено было и решение насущнейшего – аграрного вопроса. Временным правительством сразу же после революции был создан специальный Аграрный комитет, которому было поручено изучить требования крестьян, не давалось никаких полномочий принимать реальные меры. Приближалось время сева, и в марте крестьяне стали самовольно захватывать земли, громить помещичьи имения и хутора. Правительство пыталось посылать для подавления бунтов солдат, но чаще всего солдаты принимали сторону крестьян. 19 марта вышла правительственная декларация, запрещавшая захват помещичьих земель и настаивавшая, что аграрный вопрос может решить только Учредительное собрание. Эта декларация, конечно, не остановила, а только разозлила крестьян.
Неудовлетворительна была и позиция временного правительства по национальному вопросу. Объявив в Декларации от 3 марта об уничтожении национального и религиозного неравноправия и создав комиссию, которая должна была до Учредительного собрания собирать сведения о явлениях политической жизни народов России и их политических нуждах, Временное правительство считало свои полномочия исчерпанными. Правда, была восстановлена автономия Финляндии, и выпущено обращение «К полякам», обещавшее в будущем предоставить Польше независимость. Но общий настрой национальной политики Временного правительства был на сохранение «единой и неделимой России» с предоставлением всем народам, населяющим ее, прав культурно-национальной автономии. Эта позиция абсолютно не устраивала националистические силы на окраинах империи.
Не могло справиться Временное правительство с голодом, безработицей, инфляцией – всеми проявлениями глубокого экономического кризиса, охватившего страну. Недостаточным было и политическое влияние Временного правительства. Милиция создавалась меньшевиками и эсерами. Большая часть армии подчинялась только Петросовету. Только убеждение лидеров меньшевиков и эсеров, возглавлявших Советы, что Россия нуждается в буржуазно-демократических реформах, которые будут проведены либеральными партиями, не позволяло Временному правительству сохранять власть.
Деятельность большевиков. «Апрельские тезисы»
Руководство большевиков после Февральской революции не сразу выработало новую стратегию и тактику. ЦК партии большевиков во главе с В.И. Лениным в феврале 1917 г. находился за границей. В Петрограде действовало Русское бюро ЦК. Возвратившиеся из ссылки большевики (Л.Б. Каменев (Розенфельд), И.В. Сталин (Джугашвили) и др.) пользовались большим влиянием в партийной организации Петрограда. Но они считали, как и другие социалисты, что буржуазно-демократическая революция еще не завершилась. Поэтому выразили готовность сотрудничать с другими социалистическими силами, оказать условную поддержку Временному правительству и принять идею «революционного оборончества» (продолжения войны).
Кардинальные изменения произошли с приездом Ленина в Петроград 3 апреля 1917 г., когда была принята его программа («Апрельские тезисы»). Она предусматривала переход от буржуазно-демократической революции к социалистической. Политическим стержнем программы была идея установления республики Советов рабочих и беднейших крестьян и в связи с этим отказ от поддержки Временного правительства.
В экономической сфере предлагалась конфискация помещичьей и национализация всей земли, переход к контролю Советов за производством и распределением продуктов, национализация банковской системы. Большевики выступали за немедленный выход России из империалистической войны, провозглашалось право наций на самоопределение.
Поначалу сторонники Ленина были в меньшинстве. В.Г. Плеханов назвал «Апрельские тезисы «бредом». Многие видные социалисты вышли из РСДРП (б). Но программа большевиков, их лозунги («Власть Советам!», «Земля крестьянам!», «Фабрики рабочим!», «Мир народам!») обещали решение тех самых проблем, которые отказывалось решать Временное правительство. Постепенно начало расти влияние большевиков в Советах, но главное – увеличивалась их поддержка в массах. Если в дни Февральской революции партия большевиков насчитывала 24 тыс. человек, то в апреле – уже 80 тыс., а в июле – более 200 тыс.