Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Синтез искусств как средство музыкально-эстетического образования детей и молодежи 7 страница




Современные взгляды на процесс формирования детской личности характеризуются опорой не только на приобретение новых знаний и умений, но и на выработку определенных ценностных ориентации человека, составляющих базис личностной культуры. Если передача знаний требует главным образом обращения к интеллекту личности, то выработка ценностных ориентации связана, прежде всего, с воздействием на эмоции и чувства человека, которые, в свою очередь, способствуют превращению ценностных установок в его убеждения Видный отечественный ученый, психолог Г.С.Тарасов отмечает, что высокое искусство, в частности, музыкальная классика, являясь самым желанным руководителем психического развития детей, выполняет «множество жизненно важных задач и призвана решать самую главную - воспитать в детях чувство внутренней причастности к духовной культуре человечества, воспитать жизненную позицию ребят в мире музыки. В эмоциональной атмосфере увлеченности формируются взгляды, позиции детей, складываются общественные связи».

Акцентирование внимания педагогов и родителей на проблеме формирования творческой личности требует повышения эффективности работ дошкольных образовательных учреждений в данном направлении.

Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.

По нашему мнению, разработка методов, приемов и принципов, определяющих специфику развития и активизацию творческих проявлений в изобразительной деятельности посредством восприятия классической музыки недостаточна.

Актуальность и малоизученность данной проблемы послужило выбором темы нашего исследования. Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка системы педагогических мероприятий, направленных на развитие способностей старших дошкольников по передаче музыкального образа в рисунках на основе синтеза искусств.

Исходя из актуальности и цели исследования, мы выделяем гипотезу нашего исследования: целенаправленная и систематическая работа по использованию синтеза искусств не только на занятиях, но и в повседневной жизни, способствует активизации способностей детей по передаче музыкального образа в рисунке.

Задачами нашего исследования являются:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и искусствоведческую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить возможность использования синтеза искусств в развитии способностей старших дошкольников по передаче музыкального образа в рисунке.

3. Разработать и экспериментально проверить эффективность педагогических мероприятий, направленных на развитие у детей старшего дошкольного возраста по передаче музыкального образа в рисунках на основе синтеза искусств.

4. Сформулировать выводы и практические рекомендации для воспитателей и родителей по развитию способностей у детей старшего дошкольного возраста по передаче музыкального образа в рисунках на основе синтеза искусств.

 

Шалаева А.В., Шалаева С.Л.

ЭТИКА В ЭСТЕТИКЕ ТАНЦА

 

Танец - неотъемлемая составляющая культуры всех народов, начиная с самого возникновения каждого из них, на протяжении всего развития и по сей день. Рассматривая танец как предмет этики, Е.К.Луговая определяет танец как один из самых древних видов художественного творчества, как явление, рождение которого связано с моментом возникновения самой культуры. Танец как жест «был первой формой сознательного общения людей» [5,с.3] и с тех пор закрепился как универсальный язык общения, дающий возможность понимания, замещая собой знание иностранных языков. Танец, таким образом, есть универсальное средство общения и понимания друг другом разных людей, средство, преодолевающее препятствия и сглаживающее многие различия - национальностей, возрастов, социальных статусов и т. д. Именно тело человека, как уникальное природное единство (в танцах древнего общества - пластика жеста наряду с голосовым аппаратом), является «единственным и естественным аудиовизуальным «инструментом» [5,с.43] танцевального искусства, делающим медиальность танца возможной.

В первобытных обществах танец служил медиумом между человеком и богами, в танце для древних людей разворачивался ритуал обновления мира и контролирования его, ни один обряд не обходился без танцевального сопровождения. Однако, с потерей веры в реальную возможность сообщения танцем с богами, танец из главенствующего участника культа превратился в искусство, а народ - в зрителя.

В качестве предмета философии, танец по количеству обращений к нему философов в своей мысли и своих произведениях занимает далеко не лидирующую позицию. В основном он рассматривается в эстетической теории, как один из видов искусств. Однако различные эпохи представляют различное видение танца, и именно непрерывно меняющееся содержание жизни определило место хореографического искусства в каждой из них. Соответственно и мыслители различных эпох рисуют различные перспективы танцевального искусства. Приведем здесь краткий обзор образов танца в философской мысли.

Античность характеризуется особым вниманием к танцу, не было мыслителя, который так или иначе не коснулся бы этого прочно сросшегося с жизнью эллинов искусства: Гомер и Еврипид, Лукиан и Сократ, Платон и Вергилий. Философы Нового Времени, занимавшиеся рассмотрением не столько видов искусств, сколько форм познания, хотя и включали танец в свои классификации искусств, не имели возможности определить ему там достойное место. В системах немецкой классической философии искусство хореографии почти полностью обойдено вниманием, что может быть следствием влияния «христианской идеологии», возможно и то, что значение танца «не вписывалось в масштаб гегелевской системы искусств» [5,с.5-11].

В настоящее время искусство танца привлекает многих исследователей, среди них искусствоведы, историки, философы, эстетики. Анализируя имеющиеся источники по хореографии Е.К.Луговая так ее классифицирует: исследования по истории танцевального искусства, и, главным образом, балетного театра (Л.Д.Блок и др.); работы по теории танца и балета, например, учебные пособия по технике танца, обобщение своего опыта балетмейстерами; общеэстетическая литература, где на танцевальное искусство распространяются общеэстетические положения, а так же работы по морфологии искусства, которые определяют место танца в системе искусств [5,с.11-14].

В целом описание танца не было философским по преимуществу, а обращалось к его техническим, историческим, биографичесиким аспектам. При этом, как отмечает Julie C. Van Camp, танец лишь в ХХ веке заявил о себе как об автономной художественной форме, действующей, воспринимаемой и оцениваемой [9]. Этот факт важен для возможности появления философской критики танца как такового наряду с его эстетической интерпретацией. Таким образом, положение танца в философии еще не окончательно определено, мы не будем далее углубляться в этот вопрос, а перейдем к интерпретации танца как искусства в эстетической теории и далее - в этике.

Под танцем как таковым, о котором пойдет речь далее, мы подразумеваем не конкретные формы танца, встречающиеся в истории культуры, а «чистое бытие» танца, его идеальную предметность, т. е. его сущность, смысл, идею» [5,с.20]. Тем самым, нас интересует не эмпирическая множественность проявлений танца с точек зрения психологии, социологии и других подобного рода дисциплин, но мы в данном исследовании стремимся к знанию возможности осуществления танца как явления в этическом через эстетическое.

Танец как искусство (возможный как искусство только будучи обращенным к другим людям) существует как во времени, так и в пространстве, и в этом смысле он - «единственное искусство, в котором реально присутствуют и то, и другое» [5,с.9], но это иные пространство и время, которые одновременно обеспечивают полную свободу от реального пространства и времени. Разворачиваясь перед зрителем всякий раз здесь и сейчас, танец, как искусство, не удваивает повторяющуюся реальность, а «изображает неизобразимое», как определил задачу театра М. Мамардашвили. Танец разворачивается единственно в настоящем, поскольку только таким образом возможно хореографическое искусство - в непосредственной актуальности.

Произведения искусства «живут, потому что умеют говорить тем языком, которого лишены как природные объекты, так и люди, создавшие их. Они говорят благодаря коммуникации всех отдельных элементов, содержащихся в них. Тем самым они контрастируют с рассеянностью и разбросанностью просто существующего, сущего. Но именно как артефакты, продукты общественного труда, они осуществляют коммуникацию и с эмпирией, от которой они отказываются и из которой черпают свое содержание. Искусство отвергает присущие эмпирии определения категорий и тем не менее прячет эмпирически сущее в собственной субстанции» [1,с.10]. Некоторым образом мы оказываемся способными видеть за, казалось бы, элементарными движениями живого, эмпирического тела, за его чувственным восприятием глубокое духовное переживание. Танец в своей неповторимой образности выступает символом, метафорой жизни. Всем этим танец не заканчивается на простой эмпирии, совокупности движений, произведенных здесь и сейчас, напротив, это лишь его явление, сущность же танца заключается в уникальной способности отобразить на материале человеческого тела внутренние, духовные переживания человека, дать, в свою очередь, уникальное переживание, подступиться к тайне бытия. В телесном соотношении с музыкой через движение мы не слышим, но ощущаем ритм бытия Вселенной. Еще Платон «считал, что ритм - важнейшее выражение порядка человеческого духа - внедряется в него при посредстве движений тела, и только при посредстве пляски можно познать ритм» [5,с.28].

Эстетическое, чувственное восприятие танца заключает в себе и его этический смысл. Исследования древних культур и истории художественных форм наводят на мысль о том, что танец, или, по крайней мере, телодвижение предшествовало пению и даже речи [7,P.128]. При этом оно всегда обращено к кому-то, никогда не одиноко, не самонаправлено. Танец разворачивается в присутствии жизни, в диалоге с ней, в этом общении с жизнью он перенимает ее черты и образ, становится ее метафорой. Танец как таковой - не механизированное техникой исполнения совокупности движений средство изображения, но особая поступь, в которой заключено стремление к взаимодействию, общению. «Танец - это зримый образ становления, жизни, которая есть вечное стремление, движение, превращение из одного в другой оформленный лик бытия» [5,с.23]. В этом взаимодействии танец есть именно поступок, что в свою очередь прокладывает путь к этике танца. Поступь и поступок в танце нерасторжимо связаны, их необходимо понимать не только метафорически, но и буквально, как онтологический способ человеческого движения.

Возможность этики танца как поступи, которая одновременно есть и поступок, лежит не вне его самого и не предшествует ему, но обнаруживается лишь в самом танце, во внутренне присущих ему характеристиках. Казалось бы, какого рода этику и мораль (в категориях поступка и нравственности) можем мы обнаружить в танцевальном искусстве, которое признано предметом эстетической теории? Танец всякий раз есть движение, не простое перемещение в пространстве здесь и теперь, но еще и поступь, поступание, поступок. В танце как таковом совершается поступок.

В танце поступок связан с выражением и выразительностью. Сознательно, или бессознательно, человек всегда что-либо выражает. «Выражать означает существовать для других, представлять себя другим и в то же время втягивать других в орбиту своего представления. На этой всеобщей человеческой способности выражать, расширять свои границы через выражение, выходить за себя и быть понятым другими - основывается и танец. Само движение есть средство передачи социального и эмоционального опыта из сознания одного человека в сознание другого. Любое эмоциональное состояние с необходимостью находит выход в спонтанно возникающем движении. Еще древние первобытные люди строили на этом принципе свою религиозную и социальную практику…» [5,с.88]. Конечно, не любое выражение тела можно считать танцем. Лишь произведенное со специальной техникой, по правилам движение будет танцевальным, подобно языку, в котором не любой звук будет словом, а только тот, который соответствует правилам произношения слов того или иного языка. При этом выразительность в танце одновременно есть и абстрактность, поскольку в хореографическом искусстве не поддерживается индивидуальное начало, в хорошем танце танцовщик говорит не от себя, но от лица своего героя, его словами-движениями. Представляя свой танец, а не себя, танцовщик реализует не персонифицированное, но универсальное выражение. Танец как таковой, выражая самого себя в своей поступи, в то же время выражает и других. В этом отношении он заключается не в наборе движений тела, и не в переживаниях зрителя, но во встрече того и другого в интерсубъективном пространстве интуиции, то есть в отрицании расстояния между движениями тела и зрителем.

Танцевальные движения и сама сущность танца не единственно эстетичны, если мы говорим об эстетике в отношении чувственного восприятия и эмоционального переживания, поиска красоты. Красота утрачивает свою полноту вне спектра ценностей, представлений о добре и зле. В танце, в выражении как поступке, реализуется не единственно представление о прекрасном, а одновременно с ним - еще и представление о нравственном. Таким образом, представление о танце в одних только категориях эстетики оказывается неполным. Важно отметить, что при этом и этическая точка зрения на танец изначально не самодостаточна, поскольку танцевальный поступок не чист в этическом отношении, однако он есть не что иное, как поступок. Поскольку танец пребывает единственно в настоящем, во всякий данный момент, то и этика в нем есть этика момента, в который в поступи выражается поступок.

В хореографическом искусстве со времен возникновения классического танца идет традиция строгой хореографической техники. Рассмотренная с философской точки зрения, техника танца не ограничивается строгим набором бессмысленных движений и методик исполнения. Выражение бытия, жизни самой по себе, с которыми мы неизменно сталкиваемся в танце как таковом, невозможно помыслить без моральных категорий сущего и должного, блага и зла. Не всякий танец будет танцем в собственном смысле - именно преобладание должного над сущим и благого над злым во внутреннем разворачивании его выражения-поступка, танец встречает свою собственную сущность, совпадает с ритмом Вселенной, порождает диалог обезличенного танцора, выражающего танец и зрителя. В противном случае, танец не будет танцем, по аналогии с тем, что совокупность частей еще не дает целого. Однако такого рода должного невозможно достигнуть лишь в результате понимания и осознания методики движений и тренировок, исполнения сценических представлений и их постановки, но всегда именно интуиция в настоящем бытии танца добавляет ему полноты реализации. Причастность к танцу в этическом смысле не есть одно только его осмысление, как и танец есть не то, что думает танцор. Танец - это то, как танцор «движется по сцене, как он проживает свое тело в движении» [5,с.80], в движении же и разворачивается этика танца. В танце не нужно оглядываться на него и его оценивать, необходимо спонтанное присутствие в нем, слияние с ним. Мышление в танце возможно, но это «мышление в движении», как говорит о нем М. Шитс-Джонсон. «Мир, который я постигаю, неотделим от мира, в котором я двигаюсь, так же как мир, который я изучаю, неотделим от мира, который я создаю… Восприятия сплетаются в моем сиюминутном потоке движения. Чувствование всегда существует на поверхности движений мыслящего тела… Как кто-то интересуется миром в словах, я интересуюсь непосредственно миром в движении; я активно изучаю его возможности, и то, что я постиг о причине этого интереса, разворачивается в самом процессе движения» [8,с.403]. Мыслить в движении необходимо телом, в момент исполнения танца движение и есть мысль, и одновременно должный поступок.

Таким образом, этика танца, обнаруженная нами в его эстетике, неотделима от интуитивного чувства должного в танце, неотъемлемого в свою очередь от танцевального действия. Такого рода интуитивное чувство, делающее возможным мышление в движении, и моральный танцевальный, поступок сопровождает всякий танец как таковой.

В качестве иллюстрации постановки проблемы в нашем видении мы рассмотрим первые описания танца и близкие к первым его проявлениям – проявления древнегреческие.

«Танцевали в Греции все, - пишет Л.Д.Блок-Менделеева, - сверху донизу, от крестьянина до Сократа. И все сколько-нибудь образованные люди танцевали грамотно, так как танцы не только входили в число обязательных дисциплин, но им охотно продолжали обучаться и взрослые люди» [2,с.57]. Не только общественные праздники, но и частные собрания, «симпосии», тоже не обходились без танцев: «Пиры античности, - продолжает Л.Д.Блок, - неразрывно связаны с танцами. Танцевали все: и сами гости и их спутницы - гетеры, и специально приглашенные… искусники» [2,с.64]. Таким образом, в античности танец был не только и не столько развлечением, сколько предзаданным полисом способом контроля аффектов, а не их подавления. Важно было правильно направлять присущую людям экстатическую энергию. С этой целью Писистрат узаконил дионисийские шествия и мистерии - материю античного танца и будущего карнавала.

Об этике танца в античности позволяет говорить тот факт, что танец напрямую был связан с формированием характера, нрава, этоса. В античности полисом предзаданы пространство и дух танца. «В античном модусе танец… трактуется в терминах некоего воздействия мелоса на этос, то есть воздействия танца-музыки-поэзии на общественные нравы» [4,с.67]. Так, выдающийся музыкальный педагог Дамон Афинский, друг Перикла, учивший музыке Сократа и Дракона, будущего учителя музыки Платона, «особенно большое значение… придавал воздействию музыки и танцевального искусства на формирование характера» [3,с.23-24]. В античности мусическое образование предназначалось прежде всего для того, чтобы исключить те характерные телодвижения гражданина, которые провоцируют низменность духа или его несоответствие гражданскому этосу.

Здесь уместно будет привести и некоторые мысли Лукиана из его трактата «О пляске». В первую очередь Лукиан отмечает, как и мы указывали ранее, что танец возник в глубочайшей древности, «с происхождением первых начал вселенной». В данном трактате автор не приводит никаких технических или специальных терминов, но ставит перед собой задачу доказать полезность и нужность танцевального искусства. Искусство плясуна по мнению Лукиана состоит в овладении «своеобразной наукой подражания, изображения, выражения мыслей, умения сделать ясным даже самое сокровенное» [6] (сделать так, чтобы быть понятым), при том все множественные образы танца раскрывает один единственный человек-танцор. О танце как таковом в нашем понимании словами Лукиана мы сказали бы следующее: «… что самое важное, в пляске каждое движение преисполнено мудрости, и нет ни одного бессмысленного поступка» [6]. Состояния души плясунам удаются особенно хорошо. Танцору Лукиан предъявляет следующие требования: «Танцору надлежит быть во всех отношениях безукоризненным: то есть каждое его движение должно быть строго ритмично, красиво, размеренно, согласно с самим собой, неуязвимо для клеветы, безупречно, вполне закончено, составлено из наилучших качеств, остро по замыслу, глубоко по званью прошлого, а главное – человечно по выражаемому чувству» [6]. Таким образом, всякое движение в танце является необходимым, при этом условии танец будет безукоризненным, приносящим не только наслаждение, но и пользу - в этом заключается этический аспект танца.

В этом отношении в эстетике танца античности, стремлении всех греков к прекрасному присутствует неотъемлемый этический элемент, который заключается в гражданской необходимости танца, как искусства, влиянием на нравы и характер обеспечивающего стабильное существование полиса. Этика танца выступала, как воспитующий компонент целостного гражданина, этот компонент в рудиментарном виде сохранился в современной нам этике танца, подступы к описанию которой были сделаны в предыдущей главе.

Итак, мы предприняли попытку обнаружить в ходе рассмотрения танца этический компонент в эстетическом. В своем рассмотрении танца мы опирались на понятие его как искусства, для нас было существенным эстетическое содержание танца как художественной формы, а так же возможности и способы выделения здесь этического аспекта.

 

Литература:

1. Адорно, В. Теодор Эстетическая теория / В.Т.Адорно. - М.: Республика, 2001. – 527 с.

2. Блок, Л. Д. Классический танец. История и современность/ Л.Д.Блок. – М.:Искусство, 1987.-328 с.

3. Герцман, Е. В. Античная музыкальная педагогика/ Е.В.Герцман.- СПб.:ИГУП, 1996.-96с.

4. Костецкий, В. В. OPXHΣΙΣ & ΧΑΡΙΣΙΣ: когда танец больше чем танец/В.В.Костецкий // Костецкий В. В. Философические речи. Часть II. Из Петербурга о культуре (статьи и доклады 2000-2007 гг.) – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2007. -310 с.

5. Луговая, Е.К. Философия танца/ Е.К.Луговая. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008.-131 с.

6. Лукиан. О пляске [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hqlib.ru/load2.php?pa=%20%CB%F3%EA%E8%E0%ED%20&ka=%20%CE%20%EF%EB%FF%F1%EA%E5%20

7. Gail S. Fidler. Voices of dance // Gail S. Fidler,Beth P. Velde. Activities: reality and symbol. – Thorofare: SLACK Inc, 1999. Р. 127-129.

8. Scheets-Johnstone, M. Thinking in Movement// Journal of Aesthetics and Arts Criticism. - 1981. - XXXIX/ 4. - P. 399 407.

9. Julie C. Van Camp. Philosophical problems of dance criticism [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.csulb.edu/~jvancamp/ diss.html.

 

Шалангина Е. В.

 

МУЗЫКА И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

 

Экологическое воспитание ребенка - это не только привитие ему любви и береж­ного отношения к природе. Это - познание ребен­ком себя как части природы, ощущение целостности бытия, единства всего живого на Земле. Без воспи­тания чувства восхищения перед природой, уваже­ния к ее целесообразности, мудрости и красоте не­возможно формирование осознанной культуры че­ловека.

И первые шаги в этом направлении, безус­ловно, необходимо сделать уже в дошкольном воз­расте, когда ребенок открыт, доверчив и восприим­чив ко всему, что его окружает. Свою связь с природой, человек начинает ощущать еще с колыбели. Ребенок, лежащий в коляске, будь то в саду, в парке или на берегу реки, убаюканный жужжанием пчел, обдуваемый теплым летним ветерком, сладко спит. Вот эти подсознательные впечатления, он сохраняет до самого преклонного возраста.

Еще в давние времена мудрые люди говорили, что восторги от созерцания природы намного сильнее, чем от искусства. Да и как же иначе, ведь природа действует сразу на все человеческие органы чувств: осязание, зрение, обоняние, например при проведении занятия по сенсорному развитию детей второй младшей группы «Город цветных человечков», были использованы музыкальные моменты из программы М.Лазарева «Здравствуй»: «Желтая песенка» и «Оранжевая песенка», музыкальная игра «Какой инструмент звучит?», музыка Н.Римского-Корсакова «Полет шмеля». Воздействие, производимое на человека природой, благоприятствует его психофизическому состоянию.

Как же рассказывать ребенку о природе? Как по­ведать о ее тайнах, передать огромные пласты зна­ний, которые человечество накапливало в течение тысячелетий и к которым продолжает еще идти и идти? Сделать это очень непросто, ведь маленький ребенок живет еще не столько разумом, сколько ощу­щениями и эмоциями, и рассказывать ему о природе взрослым, подчас научным языком бесполезно. Установить связь ребенка с природой, научить его понимать ее, чувствовать красоту окружающего мира, это очень важная задача. Я уже несколько лет работаю над темой «Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников». Мой многолетний опыт воспитания детей показал, что пробудить у дошкольников интерес к при­роде, показать им ее красоту можно через непос­редственное общение с живой и неживой природой, игру и, конечно, через прекрасный мир искусства - живопись, музыку. Яркие краски, красивые мелодии привлекают ребенка, пробуждают у него воображе­ние, фантазию, мышление, желание творить, узнавать. Музыкальное воспитание в этом отношении имеет особые возможности, поскольку музыка - это, прежде всего язык чувств, эмоции и ее суть тождественна самой природе. Ведь все в ок­ружающем нас мире звучит, поет: это и журчание ручейка, и звон капели, и свист ветра, и шум водопа­да, и, конечно, пение птиц. Композиторы сами учи­лись слушать природу и стремились передавать в своей музыке ее чудесное звучанье. А вместе с ними и мы учимся слышать, понимать голос природы. Легкая мелодичная музыка формирует состояние умиротворения, душевного спокойствия и удовлетворения в зависимости от построения музыкальных фраз и содержания, что придает настроению разные оттенки. Симфоническая музыка вызывает гамму чувств потому, что этот жанр музыки несет в себе разнообразие эмоций, так как повествует о значительных событиях жизни. В свои занятия, во время продуктивной деятельности, я всегда включаю классическую музыку, связанную с темой занятия. Музыка, как и созерцание природы, глубоко воздействует на организм, на его работоспособность и жизнедеятельность.

И в этом - одна из важных и сложных задач воспита­ния детей, которая является основой для развития у них способностей тонко чувствовать окружающий мир, ощущать его красоту и целесообразность, по­нимать свою ответственность за то, чтобы эта кра­сота и порядок не были разрушены и жизнь на Зем­ле продолжалась. Одним из самых девственных средств эстетического и нравственного воспитания человека является музыка.

… Птичьи трели - это музыка,

И капели - это музыка,

Есть особенная музыка

В тихом шелесте ветвей.

Видишь, лист кленовый кружится,

Тихо кружится под музыку.

Видишь, тучка в небе хмурится -

Будет музыка дождя.

И у ветра и у солнышка,

И у тучки и у дождика,

И у маленького зёрнышка

Тоже музыка своя.

Это слова питерской школьницы И. Исаковой, которые она написала к песне. Ребята, которые учатся воспринимать и понимать музыку, со временем становятся духовно богаче, благороднее и нравственно чище. Каждый из детей, кто хотя бы раз побывал в лесу или в поле, слышал пение птиц и стрекот кузнечиков, журчание ручья и тихий шепот листьев березки еще полностью не понимает, что эти звуки может передать музыка. Однако, ему, ребенку уже понятно, что музыка может вызывать самые разнообразные эмоции и настроения: радость, восторг, ликование, печаль, грусть, душевный подъем и вдохновение. Так же, как и унылый шелест дождя за окном или светлый, радостный, солнечный день. Музыка, это тот язык, который понятен всем: и взрослому, и ребенку. Этот язык не имеет национальности. Он понятен всем без всякого перевода. Давно замечено, что постоянное общение с музыкой пробуждает в человеке острую наблюдательность к голосам и созвучиям природы, прививает умение и потребность ассоциировать различные явления окружающего мира.

Таким образом, при формировании эстетического отношения к природе, музыку я использую в любой деятельности, потому что она не может оставить равнодушным ни одного ребенка, к музыке тянуться все дети. Музыка как наиболее эмоциональный вид искусства играет важную роль, связывая отдельные его звенья. Дети с удовольствием рисуют под ее сопровождение, охотно читают стихи под ее фон, она стимулирует к деятельности.

Я со своими детьми провела несколько праздников: «Праздник волшебной воды», «В гости к лесовику в осенний лес», «Праздник русской Березки» и др. Музыкальные праздники с экологической тема­тикой поддерживают у ребенка интерес к чудесно­му и таинственному миру природы. Экологический праздник для ребенка - это вол­шебный мир, без границ во времени и пространстве, это творческое проявление отношения к природе, это воспитание патриотизма и любви к Родине. Поэтому, музыка, наравне с природой используется не только для эстетического воспитания и отдыха, но и как средство восстановления душевных и физических сил.

 

Литература:

1. Лоскутова, Р.Р.Формирование эстетического отношения к природе у детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства методическое пособие / Мар. гос. ун-т; сост. Р.Р. Лоскутова, Ю.В. Христолюбова. - Йошкар-Ола. - 2011. - 69 с.

2. Скресанова, Н.Н.Музыка и экологическое воспитание /Н.Н.Скресанова // Музыкальная палитра. – 2001. - №2(5). – С.6.

3. Связь природы и музыки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.podrastayka.com/article/read/Svjaz_prirody_i_muzyki.html

 

Широкова Е.В.

 

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ

 

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 683 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2219 - | 2151 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.