Белякова Т.Ю.
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ
История учит нас тому, что искусство является неотъемлемой частью человеческой деятельности, что личность человека может полностью раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участия искусства. Оно помогает формированию чувств человека в духе гуманизма и человеческого содружества, развивает его творческие способности. Поэтому эстетическое воспитание является неотъемлемой составной частью системы воспитания подрастающего поколения.
Тема моей научно-поисковой деятельности «Использование нетрадиционных видов упражнений: игроритмики, пальчиковой гимнастики, музыкально-подвижных и речевых игр с детьми старшего дошкольного возраста для развития чувства ритма».
Выбор этой темы не случаен. Сегодня уже не нужно доказывать необходимость музыкально-ритмических занятий с детьми. Движения под музыку в настоящее время используются очень широко и как средство творческого, музыкального развития детей и как инструмент их физического воспитания. Чувство ритма является одной из составляющих в структуре музыкальности. Следовательно, тема развития чувства ритма является актуальной всегда.
Результат моей работы представлен в виде педагогической технологии «Развитие чувства ритма посредством нетрадиционных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста». С этим материалом я участвовала в Республиканском конкурсе на лучшую педагогическую технологию в 2007 году, а в настоящее время активно использую ее в своей деятельности.
Я развиваю чувство ритма у детей с использованием нетрадиционных упражнений. Мною составлен перспективный план, материал в котором распределен по принципу возрастания и чередования нагрузки. Одним из ведущих является принцип систематичности. Упражнения, игры и задания требуют повторения, только так образуется двигательный стереотип. Но каждый раз в упражнения вносятся какие-то изменения, чтобы вызвать интерес, положительные эмоции.
В перспективный план включаются специальные задания для согласования движения с музыкой. Дети учатся различать сильные и слабые доли такта, выделять сильные доли хлопками, шлепками, различают несложные ритмические рисунки. Такие упражнения мы обычно проводим в начале занятия. Также в работе с детьми я использую музыкальные пальчиковые игры. Они оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы. Такие игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность, повышают общий уровень организации мышления ребенка. А в сочетании с пением интересны детям вдвойне. Ритмо-речевые игры развивают речь, расширяют кругозор, улучшают звукопроизношение, автоматизируют движения, развивают чувств ритма, координацию движений со словом.
Работу по развитию чувства ритма я провожу с детьми старшей и подготовительной групп на занятиях. Также раз в неделю провожу кружок «Игроритмика» с детьми подготовительной группы, где воспитанники закрепляют и формируют более углубленные навыки и умения по развитию чувства ритма.
В своей педагогической деятельности я использую программы «Ритмическая мозаика» А.Бурениной, «Топ-хлоп, малыши» Т.Сауко, А.Бурениной, а также методическое пособие «Са-фи-дансе» Ж.Фирилевой, Е.Сайкиной. В работе использую модифицированную диагностику адаптированную для детей нашего ДОУ.
Мною разработан наглядный материал: музыкально-дидактические игры, схемы для характеристики музыки на старший и младший возраст, картотеки.
Особое значение в деятельности педагога имеет его речь, эмоциональный настрой, доброжелательное отношение к детям. Положительные эмоции, похвала активизируют работу сердца, нервной системы ребенка. Нельзя вести занятие на фоне отрицательных эмоций, необходимо увлекать, заинтересовывать ребят - тогда работа будет эффективной.
По результатам мониторинга у дошкольников есть определенные успехи: дети умеют определять сильные и слабые доли, различать длинные и короткие длительности, хорошо определяют звучание в разных регистрах, чувствуют начало и окончание мелодии, смену частей произведения.
Можно сделать вывод, что использование вышеперечисленных упражнений в работе с детьми по развитию чувства ритма достаточно эффективно. Применение данной методики дает неплохие результаты в практической деятельности педагога.
Литература:
1. Буренина, А. И. Ритмическая мозаика / А.И.Буренина. - СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 c.
2. Зимина, А.Н. Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей 4-8 лет /А.Н.Зимина.- М.: Издательство ГНОМ-ПРЕСС,1998.- 32с.
3. Фирилева, Ж.Е. Са-фи-дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей / Ж.Е.Фирилева, Е.Г.Сайкина. - СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2006. - 352 с.
Бушкова Н.П.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
Огромное влияние на развитие музыкальных способностей детей, на их самостоятельное музицирование оказывает семья. Любовь родителей к музыке, к игре на музыкальном инструменте, посещение концертов, музыкальных студий, просмотр музыкальных фильмов, мультфильмов - все это побуждает расширению музыкального кругозора детей, их творческого начала в мире музыки.
Содружество семьи и детского сада обусловлено необходимостью согласования содержания, методов и форм организации семейного и общественного музыкального воспитания с целью обогащения способов самостоятельных музыкальных действий ребенка. Зачастую родители не всегда заботятся о создании условий для музыкального развития детей, а педагоги не учитывают опыт семейного воспитания в практике работы. Это порождает необходимость совместного обсуждения таких проблем музыкального развития детей, как общие и специальные способности ребенка, их возрастные и индивидуальные проявления, характер и уровень художественно-музыкальных впечатлений, роль музыки в развитии дошкольников и т.д. в связи с этим педагогическим коллективам дошкольных учреждений необходимо организовать работу по изучению особенностей семейного музыкального воспитания, отношения родителей к содержанию музыкального воспитания, по пропаганде вопросов музыкально-эстетического воспитания и организации семейного досуга. Системный характер содружества детского сада и семьи поддерживается регулярными групповыми и индивидуальными консультациями, совместным обсуждением родителями и педагогами вопросов содержания и организации музыкальной деятельности ребенка.
Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:
- обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;
- развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная, деятельность);
- способствовать общему развитию детей средствами музыки.
Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.
Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.
Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.
Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия.
Педагог должен суметь убедить родителей, что только заинтересованностью можно добиться успеха в музыкальном развитии детей. Нужно широко использовать игровые ситуации, соблюдать меру в занятиях, следить, чтобы дети не переутомлялись, не начали скучать. Необходимо учитывать, что дошкольники не в состоянии подолгу заниматься одним делом, требуется смена музыкальной деятельности, применение разных ее видов, наглядности.
Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и малышам. Поэтому очень важна культура общения взрослого с детьми.
Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.
Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми, так и в более свободных формах - как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности. В занятиях с детьми роль взрослого (родителей или педагога) активна - это совместное слушание музыки, совместное музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, игры с музыкой).
К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание грамзаписей музыкальных сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное музицирование детей. Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, лишь чтобы помочь ребенку перевернуть пластинку, подобрать мелодию и т. д. Ребенок должен чувствовать, что ему всегда окажут поддержку, уделят внимание.
Более свободная форма музыкальной деятельности - слушание музыки одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием). Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка звучит фоном для других занятий. Но и такое восприятие, свободное, не сопровождающееся беседой, полезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта. Рекомендуется использовать такое слушание музыки и с маленькими детьми, чтобы они привыкали к интонациям различной по стилям музыки.
Музыка может изучать и во время утренней гимнастики. В этом случае нужно подбирать легкие, танцевальные, ритмичные мелодии.
Хорошо, чтобы в доме были детские музыкальные игрушки - тогда ребенок сможет самостоятельно музицировать, танцевать, петь, когда захочет. Самостоятельная музыкальная деятельность способствует развитию музыкальных и творческих способностей ребенка.
Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. И родители должны стремиться наиболее полно использовать его возможности.
Литература:
1. Груздова, И.В. Навстречу музыке: музыкальные игры и занятия для детей / И.В. Груздова, Е.К. Лютова, Е.В. Никитина. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 254 с. (Мир вашего ребенка).
2. Приглашает детский сад! (О группах кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении). М.: ЛИНКА-ПРЕССС, 2002. - 144 с.
Васенева О. В., Лоскутова Р.Р.
РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЭМОЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ
Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение их индивидуальных потребностей и интересов. Все эти направления развития прекрасно реализуются в танце. В связи с формированием ребенка, танец может сыграть определенную роль в развитии моторики, ритмичности, обеспечить эмоциональное благополучие. Психофизическая гармонизация личности ребенка, его здоровье и эмоциональное благополучие достигаются в танце через творческую импровизацию ребенка с помощью педагога, который предлагает спектр чувственных и предметных мотивов, организует пространство, придает значимость происходящему.
На фоне бурного развития различных направлений ритмики, на первое место, по нашему мнению, выдвигается группа задач, связанных с развитием эстетических чувств и эмоций. Анализ педагогических исследований позволил определить важность и значимость эстетических эмоций в музыкальном развитии ребенка, но и обнаружить недостаточную разработанность педагогических условий, методик для развития эстетических эмоций.
Учитывая все вышесказанное, актуальным становится поиск и разработка методики обучения музыкально-ритмической импровизации среди детей старшего дошкольного возраста как средство развития эстетических эмоций у старших дошкольников
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Помимо интеллектуальной направленности воспитания и обучения, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.
Проводя большую часть своего времени возле телевизоров, компьютеров, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. Именно общение в значительной степени обогащает чувственную и эмоциональную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Воспитание эстетических эмоций создает своеобразный иммунитет против бездуховности и эмоциональной бедности. Превращаясь в сознании старших дошкольников в средство более глубокого освоения действительности, эстетические эмоции эффективно воздействуют на нравственные взгляды и убеждения личности.
Способность эмоционально отзываться на прекрасное, любить и ценить его делают жизнь человека более содержательной, яркой и богатой. Она оказывает большое влияние на формирование человеческой личности и, в первую очередь, ее морального облика. Поведение, основанное на понимании красоты этических норм и правил, является более прочным и устойчивым.
Эстетическая эмоция объединяет эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке. Эстетическая эмоция может стать показателем всей духовной культуры ребенка, если она перерастает в эстетическое переживание. Это достигается при побуждении детей к эмоциональной отзывчивости на музыку, более глубокому ее познанию
Эстетические эмоции способствуют восприятию, включающему сопричастность, сопереживание и освоению действительности, художественного образа. Эстетические эмоции воздействуют на ощущения, память, воображение, восприятие, волевые процессы, которые являются показателями психологической готовности ребёнка к школе. Воспитание эстетических эмоций способствует развитию коммуникативных качеств, что, в свою очередь, влияет на взаимодействие со сверстниками, общение.
Б.М.Теплов, исследуя художественные способности, установил, что в основе восприятия всех искусств лежит эстетическое переживание содержания произведения. Чтобы понять музыкальное произведение, важно его эмоционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним.
Н.А.Ветлугина подчеркивает, что формирование эстетического отношения к музыке очень важно для развития личности ребенка: «Если у ребенка развито заинтересованное и увлеченное отношение, если он восхищается прекрасным, добрым, выраженным в музыке, то этим решается основная задача нравственно-эстетического воспитания и успешно формируются разнообразные музыкальные навыки».
Психологами Л.С.Выготским, Б.М.Тепловым, П.М.Якобсоном установлено, что, если музыка вызывает эмоции у слушателя, она может пробудить соответствующие этим эмоциям мысли, воздействовать на сознание. Когда музыкальное произведение осознается слушателем, его восприятие углубляется.
Импровизированный танец в системе музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста, влияет на процесс формирование эстетических эмоций детей, осуществляется развитие эмоционального восприятия музыки посредством отображения в движении ее характера, темпа, динамики и других средств музыкальной выразительности; движения воспроизводятся согласно построению музыкального произведения (части, фразы, вступления); совершенствуется художественно-творческие способности, инициатива, самостоятельность решений при составлений танцевальных композиций, вариантов музыкальных игр и упражнений.
Одним из главных условий развития у дошкольников творчества в импровизации является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение языком пантомимических и танцевальных движений. Такое овладение предполагает, прежде всего, понимание семантики, значений этих движений, умение с их помощью выражать отношение, настроение свое собственное или изображаемого персонажа, а также умение связывать эти «единицы» языка движений в "речевые" построения, включая их в контекст танца. Однако самостоятельно дошкольники не могут подойти к осознанию языка движений и освоить его. Следовательно, требуется целенаправленное обучение их этому языку, в процессе которого дети должны познакомиться не только с семантикой отдельных движений, но и с принципами их изменения, варьирования, а также простейшими приемами композиции танца.
Наше исследование проводилось на базе детского сада № 2 «Солнышко» п. Медведево. В нашем исследовании проводилась работа с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 24 человек.
Нами был организован констатирующий эксперимент по выявлению начального уровня сформированности эстетических эмоций старших дошкольников (24 человек), формирующий эксперимент, в ходе которого была проведена работа по развитию эстетических эмоций старших дошкольников в процессе обучения музыкально-ритмической импровизации в танцевальном кружке в ДОУ (12 человек) и контрольный эксперимент по диагностике конечного уровня сформированности эстетических эмоций детей.
На констатирующем этапе эксперимента участвовало 24 ребенка - 12 детей в экспериментальной группе и 12 детей в контрольной.
В результате проведенного обследования выявления эстетических эмоций детей, было сделано заключение об уровне развития их эстетических эмоций.
Диагностика проводилась в 3 этапа. На первом этапе выявляли особенности эмоциональной отзывчивости на музыку, так как именно эмоциональной насыщенности, определяющей яркую образность и выразительность "языка" в предлагаемых музыкальных произведениях, отображающей палитру чувств, вызывающей различные эмоциональные переживания.
На втором этапе выявляли особенности владения детьми объемом танцевальных движений. На третьем этапе выявляли уровень развития ребенка в самостоятельном подборе танцевальных движений в соответствии с эмоционально-образным содержанием музыки. Средний уровень развития эстетических эмоций был отмечен у 11 детей контрольной группы и у 10 детей экспериментальной.
Низкий уровень развития эстетических эмоций был выявлен у 2 детей в контрольной и 1 ребенка в экспериментальной группе. Средний балл уровня развития эстетических эмоций экспериментальной группы составлял 1,9 балла, в контрольной группе 1,8 что соответствует среднему уровню.
Таким образом, нами экспериментально доказано, что уровень эстетического развития детей старшего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента находился на среднем уровне. Необходимо проведение работы с детьми данного возраста для повышения уровня эстетических эмоций развития в процессе музыкально-ритмической импровизации, с использованием этюдов, пантомимики, психогимнастики. В ходе формирующего этапа экспериментальной работы использовались следующие формы работы с детьми по развитию эстетических эмоций:
1. Психогимнастика. Этюды. Пантомимические упражнения.
2. Музыкальные занятия.
3. Занятия танцевального кружка «Лучики».
4. Праздники, развлечения.
Нами так же осуществляется работа с родителями: проведение консультаций, бесед, музыкальной гостиной. Чтобы подвести детей к музыкально-двигательному исполнению, показывала, объясняла детям, как раскрывается и создается в танце образное содержание. В связи с этим в обучении детей танцу широко использовались во взаимодействии друг с другом такие выразительно-коммуникативные средства, как музыка, движение и слово.
Мы считаем, что спонтанно импровизированные движения детей должны быть естественны и просты. Они могут иметь различные формы: легкое покачивание, движения рук, головы, кружение, прыжки и многое другое в бесчисленности возможных комбинаций. Такие движения приносят ребенку чувство освобождения, помогают создать внутренний психологический комфорт, формируют навыки невербального самовыражения.
Пробуждая двигательные фантазии детей, развивая их умение чувствовать и находить самостоятельную связь между звуком, жестом и движением, мы решали сложные психолого-коррекционные задачи: освоения детьми пространства и времени в их взаимодействии, развития у них координации и ориентации в пространстве. Дети гармонично сочетали спонтанность и заданность, импульсивность и контроль.
Таким образом, обучение импровизации как управляемый педагогический процесс протекал в двух планах: предварительном обучении детей элементам двигательной выразительности и последующем использовании их в творчестве.
На формирующем этапе эксперимента мы разработали перспективный план работы танцевального кружка «Лучики» для детей экспериментальной группы. Особое значение в процессе работы придали созданию в экспериментальной группе эмоционально-положительного психологического климата. Такой подход обеспечивал благоприятный фон для тесного взаимодействия воспитателей, музыкального руководителя и других сотрудников с детьми и их родителями, а также расширял возможности оптимизации процесса эмоционального развития воспитанников.
Методы, развивающие эстетические эмоции, классифицировались следующим образом:
1. Вопросы, раскрывающие эстетическую ценность произведения.
2. Установки - задай вопрос другу о настроении произведения, спроси, как он относится к произведению.
3. Сравнения двух произведений по настроению, сравни, чем отличаются твое настроение и настроение друга, когда вы слушаете одно произведение.
4. Мимическая маска - детям предлагались различные мимические изображения, отражающие разнообразные эмоциональные проявления, которые ребенок должен был показать, определить эмоциональное состояние произведения.
5. Двигательные - детям предлагались разнообразные атрибуты (ленты, шарфы, листья, и др.), при помощи которых дети отображали настроение, эмоции, преданные в произведении.
Таким образом, в ходе формирующего эксперимента мы определили специфические формы и методы организации музыкально-ритмической импровизации, которые заключались в виде кружковой работы, так же использовались индивидуальные и фронтальные занятия, праздники, развлечения, психогимнастика, совместная работа музыкального руководителя, воспитателя, привлекались родители. Все это способствовало развитию эстетических эмоций детей экспериментальной группы старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической импровизации.
После проведенной специально-организованной работы по развитию эстетических эмоций у детей старшего дошкольного возраста был проведен контрольный этап эксперимента. Детям были предложены те же задания.
Уровень развития эстетических эмоций детей экспериментальной группы значительно повысился. С высоким уровнем - 1 ребенок (8%), со средним - 11(92%). С низким уровнем эмоционального развития - не выявлены. Общий средний балл составляет 2,3, что соответствует среднему уровню развитию.
В контрольной группе также повысился уровень развития эстетических эмоций детей. С детьми проводились музыкальные занятия, развлечения, праздники, занятия эстетического цикла. Со средним уровнем - 12 (100%). Общий средний уровень - 2 балла, что соответствует среднему уровню развития эстетических эмоций.
Таким образом, в ходе организации работы по развитию эстетических эмоций детей старшего дошкольного возраста нами был проведен формирующий эксперимент, нацеленный на повышение уровня развития эстетических эмоций в процессе музыкально-ритмической импровизации.
Результаты в экспериментальной группе повысились. Общий средний уровень составляет 2,3 балла, что соответствует среднему уровню эмоционального развития.
Таким образом, исследование позволило установить динамику развития эстетических эмоций у детей старшего дошкольного возраста от эмоционального интереса, выразившегося в любопытстве, любознательности, к эстетическому сопереживанию и наслаждению, к активному проявлению эстетических эмоций, к свободному и творческому самовыражению своего эмоционального состояния через музыкальную импровизацию, танец, этюд и т.п.
Также было определено, что уровень эстетических эмоций зависит от уровня интеллектуального развития, от социокультурной среды семьи, от эмоциональной жизни ребенка в ранний период. Наиболее существенная зависимость в развитии эстетических эмоций детей старшего дошкольного возраста связана с содержанием произведений искусств и пространственно-предметной средой, обуславливающей проявление свободы, активности, творчества детей.
Эти данные нашли подтверждение на контрольном этапе исследования, где были обнаружены новые позитивные изменения в эмоциях ребенка, наиболее ярко выразившиеся в эмоционально-эстетической окрашенности речевых проявлений, в экспрессии и разнообразии при использовании цвето-ритмических и музыкально-ладовых средств выразительности. Исчезла дисгармония между мимикой лица, движением рук ребенка, оценкой воспринимаемых музыкальных произведений и выражением собственных эмоциональных отношений.
Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Нами были даны методические рекомендации воспитателям по использованию музыкально-ритмической импровизации для эмоционально-эстетического развития дошкольников. Цели и задачи, поставленные в начале нашей научной работы, были достигнуты в полном объеме.
Проведенный эксперимент подтвердил выдвинутую нами гипотезу о зависимости специально разработанной системы активизации музыкально-ритмической импровизации, построенную с учетом: соблюдения принципа свободы, накопления впечатлений от восприятия в искусстве, накопления опыта исполнительства, оснащения музыкального творчества в детском саду музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев, на стимулирование и развитие эстетических эмоции детей дошкольного возраста.
Литература:
1. Бекина, С.И. Музыка и движение / С.И.Бекина. - М.: Просвещение, 1981.
2. Возрастные особенности самовыражения детей в условиях логоритмики, музыки и ритмики / Е.В.Белякова, О.Е.Дрень // Педагогическое образование. - 2009. № 1. - С.11-20.
3. Буренина, А.И.Ритмическая мозаика: Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста) / А.И.Буренина. - СПб.: ЛОИРО, 2000. 220с.
Васильева А.В., Петрова Н.В.