В современном обществе становится достаточно острой проблема формирования развития способностей школьников. Характерной особенностью музыки является сильное и глубокое воздействие на внутренний мир слушателя, его эмоциональную и интеллектуальную сферы. Музыкальное развитие является важной составляющей фундаментального воспитательного процесса. Развивать музыкальные способности, воспитывать эмоциональную «отзывчивость» позволяют современные музыкальные технологии, одной из которых является музыкотерапия.
Тайны музыкального воздействия интересовали людей ещё в глубокой древности, так как музыка обладает фундаментальными началами всего живого: ритмом, мелодией, гармонией. Мифологические представления разных народов включали понимание музыки как связующего звена между человеком и космосом. Непосредственная связь музыки с миром, космогонические представления о ней были характерны для периода расцвета древневосточных культур. Именно с Востока пришло в Европу учение о магической силе музыки. В античном мире было замечено, что музыка обладает лечебным эффектом. Первым заговорил о влиянии музыки на организм человека Пифагор, который научно объяснил лечебное воздействие музыки. Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была эвритмия - способность человека находить наиболее близкие ему ритмы в окружающем мире и воплощать эти ритмы в пении, танцах, собственных мыслях.
Он считал, что музыка способствует оздоровлению тех, кто использует её надлежащим образом, поэтому прописывал своим знакомым «музыкальное понуждение». С помощью смещения диатонических, хроматических мелодий «поворачивал» человека к противоположному состоянию души, а вечером когда его ученики отходили ко сну, при помощи музыки освобождал их от дневной смуты, взволнованного состояния, обеспечивая хороший сон. Аристотель доказывал, что музыка влияет на душевное состояние, и мы неодинаково относимся к ладам. Фригийский лад действует возбуждающе, под него призывали в бой, а для воспитательных целей лучше всего подходит лад дорийский. Некоторые мелодии укрепляют в человеке чувство прекрасного, другие вызывают жестокость.
В дореволюционной России известные учёные подтверждали благотворное влияние музыки на человека. Психолог, физиолог и врач В.М.Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности дыхательной и нервной систем человека, устранить усталость или придать физическую бодрость, умерить слишком возбуждённый темперамент, растормошить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Из этого вытекает возможность применения дыхательных, артикуляционных упражнений, помогающих устранить или смягчить присущие ребёнку непоседливость, утомляемость, замкнутость.
Постоянно растёт интерес к музыкотерапии современных педагогов и психологов.
Российские учёные М.Догель, Н.Тарханов при помощи приборов установили, что слушание музыки и пение воздействуют на организм человека, изменяя кровяное давление, частоту пульса, влияя на расслабление и напряжение мышц.
Г.П.Шипулин отмечал благотворное влияние музыкального ритма на активизацию деятельности человека и повышение интереса к ней, на развитие у детей памяти, внимания, внутренней собранности. Немецкий педагог Юта Брюкнер в книге «Музыкотерапия для детей» детально рассмотрела виды детской музыкотерапии, включая пантомиму, и различные способы распознавания эмоций - главного компонента музыкальности. В Швеции существует музыкально-терапевтическое общество, благодаря которому всему миру стало известно, что звуки колокола за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа.
Музыка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Доказано, что слушание музыкальных произведений даже в дородовой период чрезвычайно важно для последующего развития детей. Многие взрослые незаинтересованно относятся к обучению своих детей музыке, объясняя это отсутствием у ребёнка музыкального слуха. На самом деле музыкальный слух у всех без исключения нормальных и здоровых людей, только уровень его развития у всех разный. Кроме того, музыкальный слух, как и любая другая способность, поддаётся тренировке и развитию. Музыка может быть средством успокоения и лечения, помогает бороться с переутомлением, задаёт определённый ритм перед началом работы, настраивает на глубокий отдых во время перерыва. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунитет, улучшать обмен веществ, приводит к снижению заболеваемости.
Опираясь на многочисленные исследования и эксперименты, можно утверждать: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом.
Духовная религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Полезным является восприятие музыкальных произведений композиторов-классиков. Наибольшее положительное воздействие на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, пока ещё необъяснённый, так и назвали: «эффект Моцарта». Американские исследователи задались вопросом: как влияет игра на пианино на умственные способности детей. Группа 3-летних малышей ежедневно в течение 10 минут сидела за пианино, играя лёгкие мелодии. Через девять месяцев провели тест на коэффициент интеллекта. Оказалось, дети, занимавшиеся музыкой, на 35% умнее своих немузыкальных сверстников.
Элементы музыкотерапии мы включаем в уроки и внеклассные занятия, помогая своим воспитанникам усваивать учебный материал по музыке и другим школьным предметам, вызывая у них искренний и живой интерес ко всему, что происходит вокруг. В целях музыкотерапии мы используем, прежде всего, классическую музыку, но не забываем и о произведениях современной лёгкой музыки. В психопрофилактических целях не следует брать объёмные произведения, лучше проводить подбор музыкальных произведений малых форм. Недаром ещё В.А.Сухомлинский утверждал: «Культура воспитательного процесса в школе определяется тем, насколько насыщена школьная жизнь духом музыки. Как гимнастика выпрямляет тело, так и музыка выпрямляет душу человека». Под нежную, медленную и успокаивающую музыку школьники учатся приёмам расслабления. Им предлагается сесть, принять удобную позу, расслабиться, сосредоточиться на звуках музыки. Нельзя слушать музыку без должного внимания, отвлекаясь на посторонние дела. Музыка должна звучать тихо, находясь как бы за кадром, не заглушая текста. В процессе психологической разгрузки обычно используют музыкальные произведения медленного темпа, обладающие спокойно-повествовательным воздействием. Нельзя использовать произведения, вызывающие ощущения тоски и скорби.
Для того чтобы музыка имела наибольшее воздействие, учащихся необходимо специально настроить. Перед прослушиванием предложить сидеть тихо и послушать музыку. В тишине человек чувствует музыку острее и тоньше, всем своим существом, всей душой. Организованные учёными наблюдения показали, что сильное физиологическое воздействие на организм ребёнка производят только хорошо известные мелодии, поэтому перед прослушиванием музыкального произведения, полезно наиграть и напеть основные темы, которые будут в нём звучать. Тогда произведение станет более доходчивым для учащихся. Значительное оздоравливающее воздействие на организм человека, в том числе ребёнка, оказывает пение. По утверждению многих педагогов и врачей-фониатров пению следует отвести решающую роль и в развитии музыкальных способностей, в частности музыкального слуха. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает голосовые связки, развивает координацию слуха и голоса, а правильно поставленная поза при пении влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Голос - своеобразный индикатор здоровья человека. Он должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным. Состояние голосового аппарата влияет на общее самочувствие человека, а сам процесс пения стимулирует жизненные силы организма. Так называемое певческое вибрато является для организма хорошим вибромассажем, и недаром певец с правильно поставленным голосом поёт не уставая.
А.П.Попов, основатель системы оздоровительного физвокала, обратил внимание на такую закономерность: обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Значит, если голос «ослаб, потускнел и неприятен окружающим», необходимо укреплять, тренировать голосовые мышцы. Особенно хорошо голосовые данные развиваются в течение работы над протяжной песней; долгий распев одного слова развивает дыхание. Вот почему пение как средство лечения назначают детям с заболеванием дыхательных путей. Вдохом носом при открытом рте можно определить термином «активная пауза». Качество певческого вдоха - бесшумность. Такой вдох при неподвижности плеч и грудной клетки автоматически выполняет основную установку дыхательной мускулатуры. После занятия вокалотерапией дыхание становится более экономным, а это напрямую влияет на повышение работоспособности человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает более качественное функционирование сердечно - сосудистой системы.
Медленное глубокое дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач. К дыхательным упражнениям относятся глубокое дыхание, ритмическое дыхание с задержкой. При таком дыхании диафрагма интенсивно массирует внутренние органы. В этом заключается одно из положительных влияний пения на здоровье человека.
В своей работе с детьми мы используем следующие дыхательные упражнения:
1. Встать прямо, вдохнуть (лучше через нос) побольше воздуха и считать вслух, пока не кончится воздух. Постараться, чтобы с каждым словом воздуха выходило немного, «придерживать» его внутри себя.
2. Поставить зажжённую свечу так, чтобы поющий мог, не меняя положения головы, задуть её. Огонёк должен находиться на небольшом расстоянии от губ поющего и на одном уровне с ним. Петь так, чтобы огонёк оставался почти неподвижным.
3. Набрать носом воздух (постараться, чтобы он дошёл до живота) и медленно выдыхать со звуком «ссс…». Время выдоха должно составлять примерно 20 секунд.
4. Дуть на ложку горячего супа, на лёгкое пёрышко или надувать воздушный шар.
5. Глубокий вдох: вдыхать запах земляники, аромат любимых цветов (только через нос).
6. Льющееся дыхание. Упражнение с пушинкой, которая подвешивается на ниточке, прикреплённой к палочке. Учащиеся делают певческий вдох, а затем медленно непрерывно выдыхают, стараясь, чтобы пушинка, которая находится на небольшом расстоянии от лица на уровне рта, отклонившись от выдоха, не опадала. В ходе этого упражнения хорошо тренируется система дыхания, укрепляются дыхательные мышцы.
Вокалотерапия - это и работа над культурой речи, ибо без хорошей дикции и осмысленного, прочувствованного произношения нет выразительности. Работа над дикцией помогает устранению бормотания у доски, улучшению артикуляции, устранению слов- паразитов, монотонности в голосе, гнусавости. И всё это - объективные условия для накопления новых знаний, развития художественного вкуса.
Пение в хоре развивает у школьников также привычку к длительному сосредоточению внимания. Участникам хора не быть внимательными просто нельзя - не получится стройного пения, не будет хора. Дети это знают и стараются сосредоточиться. Такая тренировка внимания самым положительным образом сказывается и на общей успеваемости учеников в школе.
В современной практике обучения всё большее число учащихся оказывается подверженным школьным неврозам. Американский психотерапевт Артур Янов разработал принцип их лечения, названный терапией первичного крика. Согласно этому методу, ученик может избавиться от боли, которую он когда- либо испытывал, в крике. В результате происходит разрядка. Многие стесняются звука собственного голоса и не могут прорваться через броню собственной неуверенности, чтобы снять внутреннее напряжение. Для преодоления этого можно использовать упражнение «Переменка». Звенит звонок (колокольчик), все ученики кричат «Ура». Следует обратить внимание на то, чтобы каждый кричал, напрягая мышцы живота, и выполнял упражнение с максимальным чувством уверенности в себе. Таким образом, музыкотерапия может стать эффективным методом лечения неврозов, приобретённых учащимися, как в процессе получения образования, так и в современной жизни. По существу, каждый учитель музыки является психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников. Если учитель помогает учащимся с помощью музыки развивать и реализовывать свои способности, занятия музыкой приносят детям удовольствие. А использование на уроках музыки разных видов искусств должно способствовать более глубокому эмоциональному восприятию музыкального произведения.
Исходя из конкретных условий и особенностей класса, педагог должен спланировать, как использовать музыкальный, литературный и изобразительный материал, чтобы он имел определённое художественное воздействие на учащихся, способствовал бы наиболее интересной драматургии урока.
Воспитывающая среда образовательного учреждения должно основываться на музыке как социокультурном феномене, необходимом для питания души и разума растущего человека. Выявлено, что при восприятии музыки у детей «весьма избирательно усиливаются процессы межполушарных взаимодействий в передних отделах головного мозга за счёт включения эмоционального компонента музыки.
Важно, в погоне за быстрым включением ребёнка в учебный процесс, не потерять душевного составляющего самого ребёнка.
Литература:
1. Адищев, В.И. Музыка - язык чувств // Начальная школа.2004. № 1.
2. Лобанова, Е.А. Возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий // Музыка в школе. 2005. № 3.
РАЗДЕЛ 5