Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Адаптация как универсальная стратегия эффективного поведения индивида в социально-психологической ситуации




В настоящее аремя популярна точка зрения, что стратегии поведения раскрываются в различных формах адаптации.

Адаптация понимается как активное взаимодействие человека с социальной средой, в отличиеот прежнего представления об адаптации как простом приспособлении ради достижения его оптимальных уровней по принципу гомеостаза и относительной стабильности. Адаптивность стратегий поведения в значимых ситуациях обусловливается адаптивными возможностями личности, особен­ностями восприятия и оценки ею значимой для нее ситуации. г Социальная адаптация — постоянный процесс активного приспо-' собления индивида к условиям социальной среды, а также результат ■ этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей, ценностных ориентации, возможностей ихдостижения в социальной среде и от индивидуальных личностных качеств субъект;..

Адаптивность, в самом широком смысле, — это соответствие ре­зультата деятельности индивида принятой им цели. Обычно это понятие связывают с периодами принципиальных, качественных изменений в жизни индивида, хотя на самом деле социальная адаптация идет непрерывно. Основные типы адаптационного процесса | формируются в зависимости от структуры потребностей, мотивов

поступать не адаптивно — это без всякого принуждения извне предпочитать действия, исход которых заранее не известен и может быть неблагоприятен для индивида.

Неадаптивное, неадекватное поведение отрицательно сказывается на межличностных отношениях. Оно, в частности, выражается в переоценке индивидом своих возможностей, расщеплении вербального и реального планов, ослаблении критичности при контроле за реали­зацией программ поведения.

Неадаптивность можно рассматривать и под позитивным углом зрения. Возникновение ее подает сигналы о существовании противоречий между целью и результатами социальной деятельности индивида. Подобное происходит, когда намерения не совпадают с деяниями, замыслы — с воплощением, побуждения к действию — с его итогами. Такие противоречия неизбежны и неустранимы, но в них — источник социального развития индивида, //^-достижение цели побуждает продолжать деятельность в заданном направлении. Если же результат окажется богаче исходных устремлений, то при участии механизмов рефлексии это стимулирует не просто продолжение, а развитие деятельности.

Неадаптивность — это особый мотив, направляющий развитие индивида и проявляющийся в надситуативной активности, в специфической привлекательности деятельности с заранее непредска­зуемым результатом. Здась предметом цели становится сама граница между противоположными исходами деятельности, сама возможность взаимоисключающих исходов.

Такое влечение входит в состав особо сложных форм мотивации поведения:

- в сфере познания: между известным и неизвестным;

- в сфере творчества: между возможным и невозможным;

- в сфере риска: между обогащением и разорением;

- всфере игры: между воображаемым и реальным;

- в сфере контактов: между открытостью и замкнутостью и т.д.

Вместе с тем, неадаптинность может выступать и как дезадап-тивносгь, при постоянной неуспешности попыток реализовать цель или же при наличии двух и более равно значимых целей. Это может свидетельствовать о незрелости личности, невротических отклонениях, дисгармонии всфере принятия решений или же может быть следствием социально-напряженной либо экстремальной ситуации.

Оказаться «над ситуацией» — значит, действовать, превышая пороговые требования ситуации, как бы поднимаясь над ними. ативность в пределах этого определения может означать также и сочетание моментов принятия требований ситуации и преодоления их. Инициация действий над порогом ситуативной необходимости дает нам характеристику активности как момента прогрессивного дви­жения деятельности.

Психологический практикум

Игра «Директор магазина»

Цель игры: выявить основные шаблоны поведения человека в ложных социально-психологических ситуациях.

Выбираются два однополых добровольных участника. Один из-1их — директор магазина, другой — его лучший шкальный друг, с юторым директор не виделся несколько лет и у которого проблемы с рудоустройством. Вот он и пришел устраиваться на работу в этот лагазин, апеллируя к «директорскому» чувству старой дружбы. В лагазине есть вакансия, которая удовлетворила бы пришедшего. Ведущий в присутствии зрителей, но втайне от «кандидата нп вакансию», поясняет директору его задачу. Дело в том. что в этом же магазине работает и жена (или муж) директора, которая в его глазах обладает репутацией не очень верной супруги (супруга) .Директор жг очень ревнив (ревнива) и боится, что пришедший старый друг (подруга) станет еще одной помехой в семейных отношениях. Это единственная и основная причина отказа в устройстве, но директор, естественно, вынужден это тщательно скрывать. Вот он и выкручивается, как может.

Обсуждение: анализируются высказывания игравших о тех моментах, когда директор испытывал сложность в беседе, и о том, каким образом это отразилось в его вербальных и невербальных реакциях.

Игра «Интервенция»

Цель игры: приобрести навыки анализа собственных способов вторжения в личное психологическое пространство другого.

Каждый участник игры тщательно продумывает образ человека, домика или дерев? (взять что-то одно), которому, как ему кажется, в настоящий момент наиболее соответствует его внутреннее состояние. Затем он самостоятельно рисует этот образ на отдельном листе бумаги. Рисунки пере-мешиваются и раздаются участникам так. чтобы каждому достался чужой рксунок. Получив рисунок, участник дополняет его чем-либо своим - деталью, сюжетом, может быть, надписью. Когда все закончат эту часть игры, рисунки возвращается их первым авторам. Обсуждение: проводится с помощью ответов на вопросы:

- Что испытывает каждый от интервенции другого в свой рису­нок?

— Насколько дополнение адаптировано к исходному образу?

—Груба или тактична была интервенция?

—Что хочется сказать человеку, дополнявшему рисунок?

Игра -«Зал восковых фигур»

Цель, игры: приобрести навыки тренировки осознания и вербали­зации чувств, а также выявления двойственности чувств.

Группа делится на пары. Один партнер играет роль скульптора, другой — материала. Скульптору надо «вылепить» то или иное чувство - памятник этому чувству: например, гордости, недовольству, приветливости, одиночеству и т.п. Он не может давать команды материалу и пользуется в работе только руками, т.е. наклоняет, поднимает, сгибает и т.п. Ведущий следит за процессом и через одну-две минутыобъявляетлшяерг/а/7 застывшим. Теперь скульпторы ходят мимо застывших «экспонатов» и оценивают работу своих коллег. Затем партнеры меняются ролями.

Обсуждение: проводится с помощью ответов на вопросы:

—Каким материалом ощущал себя каждый участник?

—Соответствовала ли, на взглядмятериала, «скульптура» заданию
скульптора?

—Соответствовало ли ощущение материала тому, как с ним
обращался скульптор, например, материал ощущал себя «пластили­
ном», а с ним обращались как с «гранитом»?

—Кем было проще быть — скульптором или материалом'?

—Кем люди чаще всего ощущают себя в жизни?

—Зависят ли чувства человека от того, как ведет себя с ним партнер
по общению?

Щг Игра «Люды сделают это...»

Цель игры: развить коммуникативные навыки и навык выбора оп­тимальной модели поведения в социально-психологической ситуации.

Ведущий поясняет участникам игры, что довольно часто люди сталкиваются с ситуациями, когда необходимо побудить другого человека что-то сделать. Попытки эти оказываются более результативными, если удается учесть личностные особенности человека, а также его настроение, психологическое состояние в момент разговора.

Ведущий просит участников объединиться в малые группы по 4-5 человек в каждой. После этого он предлагает всем вспомнить ситуа­цию, когда надо было побудить другого человека что-то сделать.

Убедившись втом, что все выполнили задание, ведущий предлагает поставить на место того, выдуманного, человека каждого участника своей малой группы по очереди и, учитывая гго личностные особен­ности, подумать отом, как следует обратиться ic каждому, как повести разговор. Можно брать на заметку возникающие варианты.

Когда все выполнили задание, ведущий просит каждого кратко / охарактеризовать свою ситуацию. Кроме того, обратиться по очереди к остальным членам своей подгруппы, представляя их на месте своего давнего собеседника Участники игры каким-то образом реагируют. на высказанную просьбу.

Обсуждение: анализируются высказываниятех, к кому обращались. Участники рассказывают о своих впечатлениях, о том, что побуждало их идти навстречу просьбе, а что снижало это желание.

Игря «Пойми меня»

Цель игры: развивать способности ксензитивной наблюдательности,
а также к пониманию психического состояния другого,
i Участники игры объединяются в пары: один займется

I воспоминаниями о событиях своей жизни, переживая их вновь, другой
; будет наблюдать. Затем участники поменяются ролями.
I И гра проходит в три этапа.

На первом этапе тот, кому выпало переживать прошлое, мысленно

I выберет из своей жизни три различных события, связанные с бурными

; чувствами. Они не должны быть похожи друг на друга. События

; следует пронумеровать — первое, второе, третье. Теперь надо взять

, своего партнера за руки и сказать: «Первое», затем максимально

; отвлечься от окружающей обстановки, углубиться в себя, перенестись

в то время и то место, когда пришлось испытать первое переживание,

!- и постараться пережить его снова, по-прежнему ничего не говоря вслух.

I- Очень важно, представляя себя в той ситуации, постараться как

[ можнсв глубже «войти» в образ, и в самый кульминационный момент

1 сжать руку наблюдателя, тем самым давая ему понять, что именно в

5 эту минуту возникло воспоминание. Наблюдатель просто следит за

■ всеми теми изменениями, которые происходят с его партнером,

.; например, как изменяется цвет кожи лииа, дыхание, поза, тонус

> мышц, размер зрачков глаз и т.п. После того, как все удалось, нужно

! сделать паузу, сказать слово: «Второе» и включиться во второй эпизод.

г Затем — в третий. Когда все закончили работу с тремя эпизодами

ведущий объявляет о втором этапе игры. и ее

На втором этапе все повторяется точно так же, но -кой-то ' наблюдатель еще и описывает изменения, происходящие с rmбольшой

Очень важно следить за тем, чтобы в описании не было оценочные нли установочных суждений, например, «Вы выглядите счастливым», «Сейчас Вы обеспохоены» и т.п.

На третьем этапе первый участник пары так же молча «проигрывает» по очереди каждое из трех воспоминаний, а наблюдатель старается понять содержание этих эпизодов настолько близко, насколько это возможно. Здесь уместны и описания состояния, и оценочные или установочные суждения и дэже предположения относительно ситуации, в которой это все имело место.

Обсуждение: учас-тникн делятся мнениямк о трудностях, с которым л пришлось столкнуться, перечисляют те признаки, реакции, которые позволяли «опознавать» переживания, анализируют степень соответствия описаний пережитой действительности.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 655 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2351 - | 2214 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.