Многообразие ситуаций и приемов их исследования привели к выводу о невозможности единственного решения при классификации ситуаций. Считается, что эта область еще достаточно не изучена, имеются лишь разрозненные исследования. Понятно, что способов классификации ситуаций может быть столько, сколько будет найдено для них оснований. И в социальной психологии существует множество классификаций социально-психологических ситуаций.
Активно используется и разделяется точка зрения на ситуации по признаку доминирования ее либо объективной, либо субъективной составляющей.
В рамках объектно доминирующих ситуаций имеет место наименьшее количество индивидуальных вариаций поведения. Это означает, что в реакциях на такие ситуации большую роль играют ситуационные гаеременные, нежели личностные.
В рамках субъектно доминирующих ситуаций индивидуальных различий больше всего. Реакции на такие ситуации весьма разнообразны, что подчеркивает большую роль личностных переменных.
Классификация ситуаций, no M. Аргайлу.
— официальные события;
— случайные эпизодические встречи;
— формальные контакты на работе и в быту;
— симметричные ситуации (дружеские, товарищеские);
— асимметричные ситуации (в обучении, руководстве).
Классификация ситуаций, по Э. Берну:
— ситуации-ритуалы (ритуалы—это символическое выражение мыслей и чувств посредством действия, общего для многих и выражающего общие стремления, основания которых лежат в общих ценностях);
— ситуации-игры (игра — это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в специально закрепленных способах осу_цестзления предметных действий. В социально-психологическом контексте - форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной и иной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики).
Социальные психологи различают ситуации с точки зрения их субъективного восприятия и оценки
— субъективно значимые ситуации;
— субъективно незначимые ситуации.
Мы считаем правомерным предложить наиболее общую классификацию социально-психологических ситуаций по принципу силы дестабилизирующего воздействия на индивида и социум.
Ситуации штатные— характеризуются традиционным, известным и подконтрольным индивиду соотношением обстоятельств и условий. Решение по ним обеспечивается применением известных алгоритмов.
Ситуации проблемные — соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачизается деятельность индивида, содержит противоречия и не имеет однозначного решения.
Ситуации социально-напряженные — это острая противопоставленность личностньгх и межгрупповых интересов различных социальных групп (подробнее — в теме «Психология социальной напряженности»).
Экстремальные ситуации — необычные условия существования человека, к отражению которых его психофизиологическая организация или природа не готова (подробнее — в теме «Экстремальная ситуация как социопсихологический феномен»).
Существует подход, который заключается в описании модели социальной ситуации и характеристике ситуации в рамках элементов модели. Таковыми являются, например, ситуации спорта, игр, театра, хирургической или криминальной ситуации.
Известен подход западных социопсихологов, в рамках которого выделено семь классов ситуаций социального поведения:
—совместная работа с общей целью;
—торговля, целью которой является компромисс интересов сторон;
—борьба как средство разрешения конфликта без компромисса;
—преподавание, при котором происходит модификация поведения учащегося;
—служба, при которой один человек удовлетворяет свои потребности за счет другого, получающего за это определенную компенсацию;
—самораскрытие как изложение своего мнения другим;
—игра, как несерьезная имитация других ситуаций, выполняемая
ради собственного удовольствия.
В другом подходе (тоже западная версия) выделены такие пять типов ситуаций:
— межличностной угрозы;
— физической опасности;
— двойственности;
— -ежедневной рутины;
— социальной оценки.
3. Поведение индивида в штатно-проблемных социально-психологических ситуациях
Поведение — присущее индивидам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Под поведением понимаются внешние проявления психической деятельности.
Вообще полезно немного остановиться на исследовании соотношения понятий «поведение» и «деятельность». Казалось бы, существует известное противопоставление социальной деятельности социальному поведению, однако в литературе сплошь и рядом эти понятия отождествляются: деятельность объясняется через поведение, а поведение — через деятельность. Чтобы разобраться в этом, полезно оттолкнуться от понятия «социальная активность».
Социальная активность двойственна по своей природе. С одной стороны, она объективируется в различных общественных процессах, таких, например, как профессиональная деятельность, и выступает как однородная социальная деятельность. С другой — социальная активность субъектна. Она всегда индивидна, персонифицирована. Общество реализует свою активность только ч ерез активность индивидов и социальных групп, состоящих из тех же самых индивидов.
Активность индивидов в рамках общественно-организационных форм взаимодействия людей выступает каких поведение. Поведение есть способ включения индивида в деятельность, он обусловлен конкретно-историческим развитием индивида.
Деятельность — это всегда то, что именно индивид делает. Поведение — это всегда то, кик, каким образом, каким способом это «что-то» индивид делает. Гёте говорил, что поведение — это зеркало, в котором каждый показывает самого себя
И социальная деятельность, и социальное поведение представляют собой две формы существования и развития социальной активности. Они исторически возникают одновременно и функционируют системно, целостно. Невозможно делать что-либо никак, даже бездействие имеет свою форму.
Поведение - это функция взаимодействия личности и ситуации среды в данный момент времени, причем личностные особенности рассматриваются как возможности, которые конкретное действие реализуют в частной средовой ситуации. Своеобразие поведения индивида зависит от характера его взаимоотношений с социумом, от норм, ценностных ориентации, ролевых предписаний.
t Традиционно поведение описывается как совокупность действий, обусловленных сложившимися навыками, привычками и конкретной ситуацией, и поступков, требующих борьбы мотивое-, принятия решения.
К фактам поведения относятся:
— все внешние проявления физиологических процессов, связан
ных с состоянием, деятельностью и общением людей: ncsa, мимика,
интонация и пр.;
- отдельные движения н жесты;
- действия как более крупные акты поведения, имеющие опреде
ленный смысл;
— поступки: еще более крупные акты, как правило, имеющие со
циальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями,
самооценкей и пр.
Таким образом, анализ категории «поведение» предполагает гареждг всего анализ категории «личность» и «ситуация».
Поведение во многом зависит от уровня субъективного контроля — базовой личностной характеристики, по которой можно судить о том, в какой степени человек считает себя активным субъектом своей деятельности, а в какой степени — пассивным объектом деятельности других людей и внешних обстоятельств. Многочисленные экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что существует связь между уровнем субъективного контроля и различными формами поведения, а также особенностями личности.
Кроме того, на поведение человека во многом влияет пример (экземшификаиия, или поведение, ориентированное на пример). Влиять могут личностные особенности носителя примера., оказывающие на воспринимающего мотивационное воздействие, или его поведенческие характеристики, содержащие в себе, помимо возможности мотивациэнного воздействия, определенное, «руководство к действию».
Все многообразие моделей поведения индивидов в социуме можно дифференцировать на две большие группы:
- адаптивное, социально желаемое, конструктивное, т.е.
созидательное, адекватное поведение;
— декадаптивное, социально табуированное, деструктивное, т.е.
разрушительное, неадекватное поведение.
В западной интерпретации наиболее общими стратегиями считаются формы тотапьного ориентирования человека — продуктивные и непродуктивные, проявляющиеся, например, в тенденциях «инстинкта жизни», по З.Фрейду, а также «обладания» и «бытия», по Э.Фромму.
Несколько боиее широко подошел к проблеме типов поведения Х.Томэ, который выделил общие «техники бытия» и ситуационно специфичные техники.
Общие «техники бытия»:
—действия, направленные на изменение ситуации;
—приспособление к институциональным аспектам ситуации, к
социальным нормам и общественным установлениям, к правилам
деловых отношений;
—приспособление к своеобразию и потребностям других людей;
—забота об установлении и поддержании социальных кон~актов;
—акцептация ситуации.
Ситуационно специфичные техники:
—использование шанса;
—поиск социальной поддержки;
—идентификация с другими;
—коррекция своих ожиданий;
—самоутверждение;
—агрессия;
—отсрочивание удовлетворения -своих потребностей.
Социум, как внешняя по отношению ч индивиду среда, выработал ряд критериев, обеспечивающих социально желаемое, адаптивное, адекватное поведение индивида. К этим критериям относятся:
— поведение, соответствующее закону. Законопослушание и уважение правовых норм — отличительные признаки цивилизованных человеческих взаимоотношений;
— нравственная безупречность. При всей нашей склонности к субъективному трактованию морали в обществе существуют общепринятые подходы к объяснению ее основных понятий, таких как честность, справедливость, совестливость;
— учет конкретной ситуации, в которой личность действует или
jf оказалась по стечению обстоятельств. Нередко ■человек выигрывает L на фоне других, даже более ярких натур, так как удачно выступил в
■ конкретной ситуации, т.е. выигрышно смотрелся, слушался, запом-
■ нился;
I — цель, которую ставит перед собой личность. Чем более значима I для человека собственная цель, тем большей подъемной силой она
¥ обладает;
I — самокритичная оценка возможностей использования конкретной
I модели поведения;
|| - учет психологических характеристик - собственных и других
щ индивидов по социуму.
* В оптимальной модели поведения достигается разумное сочетание замысла и способов его исполнения. Чем органичнее эта взаимосвязь, тем привлекательнее человек. В наше время подобных примеров очень мало, что еще раз подтверждает существование разрыва между избранной моделью поведения и личными возможностями ее реализации.
Стратегии поведения в индивидно значимых ситуациях — это особые поведенческие синдромы, характеризующиеся актуализацией адаптивных механизмов психической саморегуляции. Стратегии зависят от степени значимости ситуации для данной личности, иначе говоря, они в первую очередь личностно специфичны.
Человек осваивает те модели поведения, которые приносят ему успех. Не следует забывать, что при выборе модели поведения мы зависим неЧлшько от самих себя, сколько от многих внешних обстоятельств. Чем ниже жизненный уровень общества, тем больше его граждане озабочены бытовыми нуждами. В обществах с высоким жизненным уровнем люди предрасположены к решению духовою важных проблем. Однако и в первом, и во втором случаях значение имеет духовная активность людей: духовно ослабленный человек больше других зависим от внешних условий.
Широко известна типология поведения индивидов применительно к ситуациям столкновения или пересечения их интересов. Ее автор американский социальный психолог К. Томас. Он выделил такие типы поведения.
Соперничество, борьба, конкуренция — ^_ ^х
противоборство конфликтующих интере- вРй^ 5^
сов с позиции силы. Цель: победа одной jemE ш! у$\
стороны и поражение — другой. ^^И^РС^а |г ч\
Приспособление, адаптация, односто- ^^ЯкШ^^\\) ранняя уступке — нежелание защищать ^^^^^^^&^) / свои интересы (ввиду их малозначитель- ^^Шш ^{^^* ности для индивида) в ситуации объек- &JT Ш^ jk ^Utt тивно или субъективно значимых для ^^^ ^^ ^Я ^^т противоположной стороны.
Компромисс — защита и обеспечение собственных интересов более или менее адекватными двусторонними уступками.
Избегание — уход от участия в конфликте ввиду полного безразличия индивида к собственным интересам и к интересам партнера.
Сотрудничество — обеспечение взаимовыгодных интересов на основе совместной деятельности и партнерства.
Эта типология отражает понимание стратегии поведения в системе координат: субъект учитывает свои интересы — субъект учитывает интересы партнера. Ш~- Другая типология отражает понимание характера -стратегии
Р |
введения в системе координат: личная вовлеченность — гибкость: — сохранение («не раскачивать лодку»);
—аглаживание («подчеркиватьположительное»);
—доминирование («отец знает лучше»);
—установление правил;
—сосуществование («вы пойдете одной дорогой, а я — другой»);
—торговля («ты — мне, я — тебе»);
—подчинение («плыть по течению»);
—поддерживающая свобода («я поддержи&аю Ваше право на ошиб
ку»);
— сотрудничество («одна голова хорошо, а две — лучше»).
Некоторые социальные психологи выделяют четыре стратегии
поведения индивидов в социально-психологических ситуациях, в которых нет какого-то общего признака. Каждый из типов ситуаций оказывается для индивида дискомфортным, но по-разному. Условно можно дать такую классификацию.
Невыносимость негативных переживаний. Если для человека на каком-то этапе и в каких-то обстоятельствах чрезвычайно важна пережить чувство удовлетворения, и ему становятся в тягость негативные переживания, то любая трудность воспринимается им как трагедия. ' У него возникает душевная боль, ощущение катастрофы.
Тогда включаются механизмы психологической защиты, суть ко-!. торых — искажение реальности. Человек как бы не видит и не слышит, что происходит в действительности — смысл происходящего бло-■; кируется для сознания. Сознание прибегает к ряду уловок: подмене % содержания, забыванию существенного, внушению, что — это ерунда, < толкованию явлений и событий совсем в иной глоскости, I приписыванию ведущей роли совсем другим людям и обстоятельствам \ и т.п. Рационализация (удобное объяснение), проекция (это не я — это он такой) и вытеснение из сознания, забывание неприятных?.. обстоятельств — вот типичные варианты психологической защиты,; включения механизмов искажения реальности. (Подробнее о; механизмах психологической защиты — в теме «Психология ■ социальной напряженности».)
Невозможность воздействия на внешние обстоятельства. Эта | стратегия используется, когда человек, испытывая какую-то сильную f потребность, не может ее удовлетворить, потому что в его арсенале
нет (или он не находит) подходящих средств воздействия на внешние обстоятельства. Условия тут таковы: препятствие — внешнее, надо найти способ его преодолеть. Выйти из ситуации человек не может (таковы обстоятельства).
Тиг.ичная картина для подобного случая: сначала человек выбирает сгиль поведения, что может в принципе привести к успеху, причем поведение это достаточно хорошо организовано. Но результат не достигается, вторая попытка кончается также неудачей, начинаются вариации — опять безрезультатно. Человек многократно повторяет безнадежное поведение, или он модифицирует его так, чтобы действовать было легче, но па сути это поведение уже в принципе желательного результата дать не может. Сначала человек это осознает, а потом уже не осознает и продолжает бессмысленное (в плане его намерений) поведение, расходуя силы, время и усиливая внутреннюю напряженность. Параллельно происходит дезорганизация самого поведения: оно хуже упорядочено. Наконец человек как бы «залипает» на целы и способе: пусть я умру, но сделаю это только таким способом. Затем, если изменились обстоятельства, появились возможность выйти из ситуации, сменив цель и деятельность, он сделать этого уже не может.
Трудности выбора наилучшего варианта. Человек в ситуации столкновения мотивов не в состоянии сделать выбор. Не работает ценностная система. Он колеблется, идет время, уходнт ситуация, упускаются шансы, могут нарушаться отношения с другими людьми, но он топчется на месте, не в состоянии решиться.
Наиболее сложный случай возникает, когда вся система иеннос-тей, которой руководствовался человек, оказывается несостоятельной — она привела к жизненному краху. Тогда есть два весьма противоречивых пути. Один — найти среди осколков разрушенной системы новое ядро смысла жизни: для чего, для кого дальше жить. И, основываясь на этом, начать жить по-новому. Другой путь связан с истинно человеческой свободой, когда основная ценность, ради которой жил человек, не может оцениваться рассудком. Человек признает эту ценность соответствующей более высокой реальности, чем та, которая доступна земному рассудку. Эта денность для человека больше, чем жизнь Человек идет на все, чтобы не изменить ей, и готов платить за это своей жизнью (иногда не только своей).
Противоречие теоретического и практического способов освоения действительности. Суть такова. Выделяют теоретическое и практическое осознание. Теоретическое сознание строит конструкции на языке понятий и идеальных форм, которые могут быть совершенно
оторванными от реальности. Оно не признает времени, ситуативное™ и мелочей. Оно очень свободно. В нем вечный человеческий дух. Но оно же планирует заказ на земное реальное практическое действие: решает вопрос об осуществимости, hd не осуществляет.
Практическое осознание огрубляет, «пригоняет» к месту и ко времени, к имеющимся ресурсам, переводит на практический язык планы теоретического осознания. Практическому осознанию противостоят: теоретическое осознание, с одной стороны, и реальность — с другой. Воля — это тот механизм, который обеспечивает их согласие и соответствие. Самое важное — это устойчивость всей системы. Дело в том, что иерархия мотивов, принятая до начала осуществления планов, в процессе их реализации может измениться. То, что казалось очень желаемым до действия, под влиянием трудностей может потерять свою привлекательиость. Начнут изменяться образы, ситуации, и система мотивов разрушается.