Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Этическая мысль. М., 1990. С. 236-239




 

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ

ТЕОРИИ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Моя главная цель — построить такую теорию справедливости, которая поднимет на более высокий уровень абстракции известную теорию общественного договора, основанную в трудах Локка, Рус­со и Канта. При достижении этой цели мы не конструируем исход­ную ситуацию для какого-то отдельно взятого государства или для какой-либо определенной формы государственного правления. Напротив, руководствуемся идеей, что принципы справедливости базовой структуры общества и являются объектом исходного соглашения. Эти принципы, о которых свободные и рационально мыслящие индивиды договариваются, учитывая свои интересы, согласуемые в исходной ситуации на равных правах, призваны отражать наиважнейшие положения их объединения. На основа­нии этих принципов заключаются все последующие соглашения; они определяют тип их социального взаимодействия, государст­венного правления. Этот способ формирования принципов спра­ведливости я именую справедливостью как честностью.

Таким образом, мы предполагаем, что все участники социаль­ного взаимодействия одним временным актом совместно выбирают те принципы, которые определяют их основные права, обязанности и распределение социальных благ. Люди решают на будущее, ка­ким образом должны регулироваться их взаимные притязания и каковым должен быть их основной закон. Подобно тому как каж­дый индивид, рационально рефлексируя действительность, дол­жен понять, что представляет для него добро, то есть какова система целей, которой ему следует рационально придерживаться, так и группа лиц должна решить

раз и навсегда, что считать справедливым, а что несправедливым. Выбор, осуществляемый рациональными индивидами в этой гипотетической ситуации рав­ной свободы, детерминирует принципы справедливости.

В теории справедливости как честности исходная ситуация равенства соответствует идее примата естественного в традицион­ной теории общественного договора. Исходное положение безу­словно не следует расценивать как некую историческую реалию. Это — чисто гипотетическая конструкция, необходимая для фор­мирования определенной концепции справедливости. Уже для Канта был очевиден гипотетический статус исходного положения; об этом он пишет в «Метафизике нравов» и в эссе «О распро­страненном суждении»: что возможно и правильно в теории, то никак не применимо на практике. Важнейшая характеристика этого положения заключается в том, что никто из людей на знает своего реального места в обществе: ни принадлежности к тому или иному классу, ни социального статуса, ни участия в распреде­лении естественных благ и возможностей, ни умственных, ни фи­зических способностей и т. п. Я готов даже предположить, что объединенные в группы люди не располагают еще своей концеп­цией добра, а принципы справедливости еще покрыты вуалью неизвестности. А это означает, что все находятся в равных воз­можностях в отношении выбора принципов, поскольку все участ­ники соглашения расположены в равном положении друг к другу, и принципы справедливости тем самым становятся результатом честного соглашения. Более того, так как в исходном положении установлена взаимная симметрия людей, а отношения между ними, как моральными субъектами, построены по принципу че­стности, то соответственно можно предположить, что, будучи рациональными индивидами, они наделены вдобавок чувством справедливости. Таким образом, я заключаю, что исходный ста­тус-кво и составленное в нем соглашение следуют принципу че­стности. Это, собственно, и детерминирует наш выбор обозначе­ния самой теории — «справедливость как честность», хотя это и не означает, что сама теория справедливости и принцип честно­сти идентичны по своему содержанию, подобно тому как фраза «поэзия как метафора» не означает, что оба понятия — «поэзия» и «метафора» — суть одно и то же.

Справедливость как честность, как я уже сказал, начинается с самого главного выбора, который людям следует осуществить совместно,— выбора тех принципов теории справедливости, с по­мощью которых регулируются последующая критика и реформы социальных институтов. Затем, совершив выбор теории справед­ливости, люди приступают к выбору конституции, законодатель-

ной системы и т. д., каждый раз приводя их в соответствие с прин­ципами справедливости, принятыми ранее. Конструируемая нами социальная ситуация справедлива, если в результате этих после­довательных гипотетических договоренностей люди придут к согла­шению об общей системе правил, определяющих их совместное бытие. Ни одно общество конечно же не может быть схематизиро­ванной ассоциацией, в которую люди вступают свободно в литера­турном смысле этого слова; каждый индивид рождается в опреде­ленном месте во вполне определенном статусе, причем характер его изначальной позиции физически влияет на его жизненные шан­сы. В этом смысле общество, удовлетворяющее принципам спра­ведливости как честности, напоминает ту гипотетическую ассоциа­цию, в которую становится возможным свободное вхождение людей, ибо свободные и равные индивиды изъявляют согласие на условия, сущностно честные. Потому члены этого сообщества — автономны, а обязанности принимаются ими совершенно осоз­нанно.

Одна из характерных черт справедливости как честности сво­дится к восприятию групп (партий) в исходном положении раци­онально и взаимно беспристрастно. Но это не означает, что партии эгоистичны, поскольку индивидам свойственны лишь определенные сферы интересов, скажем, в области достатка, престижа и власти. Они оказывают уважение целям друг друга. Они признают, что их духовные цели могут быть противоположными, подобно тому как могут быть противоположными цели разных религиозных сис­тем. Более того, концепция рациональности в данном случае должна быть интерпретирована в как можно более узком смысле понятия, подобно норме в экономической теориимаксимально эффективные средства для достижения заданной цели. Исходное положение в данном смысле должно быть оговорено, а условия его поддержания приняты всеми.

Индивидам в исходном положении необходимо выбрать два достаточно разных принципа. Первый предполагает равенство в обладании всеми базовыми правами и обязанностями. Второй принцип допускает сохранение социального и экономического не­равенства (к примеру, в достатке и власти), но и он же гаранти­рует компенсацию благ всем и в особенности наименее обеспечен­ным членам общества *. Это может быть и целесообразно, но ведь

несправедливо, когда одни живут в нужде, в то время как другие процветают. Но нет никакой несправедливости в том, что большие блага заработаны одними людьми, ибо это подтверждает идею о том, что улучшение положения людей зависит не только от слу­чая. Интуитивная идея, заложенная здесь, заключается в том, что поскольку благоденствие любого человека зависит от характера сотрудничества между людьми, без которого немыслимо даже удовлетворение жизненных запросов, то и распределение возмож­ностей должно быть таковым, чтобы как можно эффективнее привлекать людей к кооперации, в особенности тех, кто находится в худших условиях. Но все это осуществимо лишь тогда, когда предложены разумные условия. Упомянутые выше два принципа, как кажется, могут быть тем искомым соглашением, на основании которого достраиваются лучшие условия, а более удачливые вправе ожидать добровольного сотрудничества со стороны осталь­ных членов сообщества, ибо работающий механизм взаимодейст­вия становится необходимым условием благоденствия всех членов общества. И в этом смысле эти принципы справедливости несут в себе избавление от тех сторон социальной жизни, которые с нрав­ственной точки зрения могут показаться произвольными.

 

* Последовательно развивая свою аргументацию, Дж. Роулс позднее так сформулирует оба принципа:

«Первый принцип:

Каждый человек должен обладать равным правом в отношении наиболее общей системы равных базовых свобод, сравнимой со схожими системами свобод для всех остальных людей.

«Второй принцип:

Социальные и экономические неравенства должны быть сорганизованы та­ким образом, чтобы и те и другие:

а) вели к наибольшей выгоде наименее обеспеченных граждан;

б) были приложимы к занятиям и социальным статусам, доступным всем в условиях честного равенства возможностей».— Прим. перев.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

СОВРЕМЕННЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (фрагменты статей)

А. А. Гусейнов





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 305 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2268 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.