Египет Среднего царства. Состояние экономики. Общественные отношения. Фараоны XI, но особенно XII династии, восстановили общеегипетскую ирригационную систему. Однако потребности возросшего населения требовали новых земельных площадей. Фаюм стал цветущим сельскохозяйственным районом Египта с многочисленным населением. Одним из центров оазиса стал новый город Иллахун. у входа в Фаюмский оазис, было возведено грандиозное каменное здание с тысячами комнат, коридоров и т.п.- это был заупокойный храм одного из самых удачливых фараонов XII династии Аменемхета III (ок. 1843—1798 гг. до н. э.). Чтобы обезопасить район Фаюма от набегов ливийцев, на его западных границах была возведена мощная крепость с постоянным гарнизоном, и именно сюда, в новый город Ит-тауи фараоны XII династии перенесли свою резиденцию из Фив.
Это способствовало с/х подъему: появляется более удобный плуг, облегчающий труд пахаря, выводятся новые породы крупного рогатого скота, а также тонкорунных овец, дающих ценную шерстью.
В это время египтяне освоили бронзу появляет-ся нов.отрасль-производство пастового стекла (изделия из него не выдуваются мастером через трубки)
Появляются излишки продуктов, но Египет нуждался в металлах, особенно в олове и серебре. Все это активизировало торговые операции. Египетские торговые караваны через Дельту и Суэцкий перешеек, через палестинские и сирийские города доходят до Малой Азии и Вавилонии.
Одним из центров с-в торговли был город Библ в Финикии. Другим направлением торговли было юж.-в богатую золотом Нубию и далекую страну Пунт.(торговые связи с Нубией шли по Нилу).
В египетских поселениях выделяются отдельные зажиточные «дома», включающие целый коллектив родственников, «отроков», «воспитанников», «детей», которые были лишь условными обозначениями зависимых лиц «дома», а также рабов.
Особенностью египетской экономики эпохи Среднего царства было укрепление средних хозяйств, в которых известный простор получили отношения частной собственности, связи с рынком, применение рабского труда.
Наряду со средними поместьями повышается удельный вес мелкого землевладения. Аналогичный процесс происходит и во многих храмовых хозяйствах. Мелкие земледельцы, обозначались в документах термином «хемууни-сут» — «царские люди».
Система рабочей силы заключалась в следующем: все «царские люди» юного возраста переписывались писцами и распределялись по профессиям (земледельцы, пастухи, ремесленники, воины, торговцы и т. д.). После определения профессии «царские люди» направлялись в царские, храмовые, вельможные, средние и всякие другие хозяйства.
Из «слуг царя» выделяется новая социальная группа — «неджес» (маленькие), из которой тоже выделяется особая группа — «сильные неджес». Такое расслоение связано с развитием частного землевладения, товарно-денежных отношений. В XVI–XV вв. до н. э. появляется такое понятие, как «торговец». В Древнем Египте не существовало денежного обмена, а развит был лишь товарообмен. Однако с периода XVI–XV вв. до н. э. распространяются обмен и продажа товара на серебро, которое становится денежным эквивалентом.
Постепенно на смену бартерному обмену приходят товарно-денежные отношения.
В эту эпоху образуется слой мелких собственников, которые называются «маленькими» (неджес).Дальнейший процесс приводил к тому, что неджесы стали делиться на зажиточных хозяев, с одной стороны, и на очень мелких крестьян, располагавших карликовым хозяйством, — с другой.
Основными источниками рабов были успешные войны.
Гос-ое упр-е. Завоеват-я политика. После объединения Египта в единое централизованное государство был восстановлен бюрократический аппарат управления с иерархией. Во главе стоял фараон, «сын Ра от плоти его», богочеловек, наделенный абсолютной властью. Однако фараонам Среднего царства не удалось поставить под свой контроль номовое управление, которое находилось в руках номархов.
Сложились сильные номовые династии. Фараоны Сенусерт III (1862—1843 гг. до н. э.) и его сын Аменемхет III (1843—1798 гг. до н. э.) сделали попытку заменить ряд наследственных номархов царскими, но они встретили мощное сопротивление, заставившее их отступить.
В целом XII династии (1963—1789 гг. до н. э.) удалось стабилизировать положение в стране и превратить Египет в сильное государство, располагавшее мощным военно-экономическим потенциалом.
Большие успехи были сделаны и в освоении Нубии, где были открыты богатые золотые прииски. Жизненно важным для Египта было направление в Вост.Средиземноморье, откуда египтяне получали серебро, олово, строительный лес, ценное кедровое дерево. В целом при XII династии Египет превратился в крупную державу на Ближнем Востоке.
Египет Нового царства.
После изгнания гиксосов начался самый блестящий период древнеегипетской истории — период Нового царства, который продолжался около пяти столетий и охватывал правление XVIII—XX династий (ок. 1554 — ок. 1075 гг. до н. э.). Именно в этот период была создана наиболее крупная по территории египетская держава.
Военные походы Тутмоса III, их было не менее 17, привели к установлению власти Египта на территории Сирии и северной части Месопотамии, в Нубии и Ливии. Трофеи из завоеванных стран и вассальных государств: золото, серебро, слоновая кость, специи, редкие животные и растения - стекались в Фивы (Луксор). XVIII династия стала переходным периодом. На смену старым ценностям приходили новые. Дух эпохи создавался богатством и властью и возвеличиванием культа Амона.
В этой атмосфере и вырос Аменхотеп IV (Эхнатон).
Эхнатон основал город Ахетатон (близ современной Тель-эль-Амарны) в Среднем Египте и начал поклоняться богу солнечного диска Атону. Религиозная реформа не могла не сказаться на развитии египетского искусства. В течение веков фараоны изображались идеализированно, подобно древним богам. После смерти Аменхотепа и его ближайшего сподвижника, родственника Сменхкара, на престол взошел Тутанхамон, и жрецы Амона вновь вернулись к власти.
С воцарением Яхмоса I начался блестящий период египетской истории, считающийся ее апогеем.
Его преемники, особенно Тутмос I и Тутмос II, а затем вдова последнего, царица Хатшепсут, были сильными и властными правителями, при которых был дан старт активной внешней политике. При Тутмосе III, сменившем Хатшепсут, территория Египта на севере доходила до Северной Сирии, на юге и востоке - переходила за современные границы с Суданом и Ливией. Население покоренных территорий было обязано выплачивать тяжелые подати.
В это время установились дипломатические связи с различными державами Передней Азии:
Ассирией, Митанни, Хатти. Контакты между разными странами подкреплялись обменом подарками и браками между представителями правящих династий.
Блестящий период политического могущества имперского Египта вызвал определенные сдвиги в соотношении социально-политических сил.
Центр тяжести стал смещаться на выходцев из чиновников, воинов и земледельцев. Его апогеем стал отказ фараона Аменхотепа IV, вступившего на трон в 1372 г. до н.э., от старой веры в пользу культа прежде малоизвестного бога солнечного диска Атона. Объявив себя верховным жрецом Атона, изменив имя на Эхнатон ("приятный Атону"), он покинул Фивы и в 300 км к северу от них основал новую столицу Ахетатон (современная Телль-эль-Амарна).
Сменивший его Тутанхатон попал в зависимость от жрецов, сменил имя на Тутанхамон, и все вернулось на круги своя. Ахетатон был предан проклятию и заброшен.
Харемхеб, энергичный полководец, захвативший трон в конце правления XVIII династии, оказался прекрасным администратором.
Он восстановил сильную власть и начал программу обновления, которая продолжалась до XIX династии. Сети I, положивший начало новому расцвету Египта вел войны против ливийцев, сирийцев и хеттов. Возвел заупокойный храм в Абидосе. Рамсес II прославился строительством величественных монументов, среди которых знаменитые храмы в Абу-Симбеле. В период ХХ династии Рамсес III не только завоевал Ливию, но и успешно защищал свою страну от "морских народов".
Все эти воинственные правители сооружали прекраснейшие храмы в честь бога Амона. Яркий пример тому - храм Амона в Карнаке. Он стал величайшим сооружением и самым почитаемым местом фараонов.
Рамсес III был последним из великих фараонов.
Его преемники все больше подпадали под влияние священнослужителей, сосредоточивших в своих руках огромные богатства. Постепенно жречество стало считать себя правящей силой государства, и в конце XX династии, в 1085 г. до н.э., один из жрецов, Смендес присвоил себе царский титул, став первым фараоном XXI династии. Снова воцарилась анархия.
После смерти жреца Хоремхеба, сменившего на троне Тутанхамона, к власти пришла XIX династия, среди представителей которой резко выделялся Рамсес II, процарствовавший в XIII в. до н.э. 67 лет.
Это было время наивысшего взлета внешнеполитического могущества империи. Укрепив границы, Рамсес стал проводить столь же энергичную внутреннюю политику. Среди вновь построенных храмов выделялся комплекс Абу-Симбел на юге Египта.
При преемниках Рамсеса (XIX и XX династии) могущество Египта стало заметно ослабевать.
Так начался III Переходный период, ознаменовавший не только конец Нового царства, но и конец независимого Египта фараонов.