Благоприятные возможности для жизни человека в бассейнах великих рек привели к быстрому развитию производительных сил, возникновению крупных поселений. В III тыс. до н. э. появляются внушительные общественные сооружения, оборонительные стены для защиты от нападений врагов, т. е. возникают города. Они становятся Центром управления и религиозного культа. Создание производящей экономики, ирригационного земледелия и домашнего скотоводства, освоение металлов (меди, бронзы) и т.п.было наст.революцией Древнем Востоке. Результатом этой революции явилось разложение примитивных первобытнообщинных отношений, усложнение социальной структуры. В странах ДВ пстепенно сформировались три осн. класса: 1)класс рабов и близких им подневольных работников, 2)класс мелких свободных производителей и 3)господствующий класс, куда входили землевладельческая, придворная и служилая аристократия, командный состав армии, жречество, состоятельная верхушка земледельческих общин. Каждый класс не был монолитен и однороден, а состоял из нескольких слоев. Класс мелких производителей состоял из свободных и зависимых земледельцев, ремесленников различного имущественного положения. Особенностью господствующего класса в странах Древнего Востока являлась его тесная связь с государственным аппаратом. Наличие трех основных классов определило сложный характер социальных взаимоотношений в древневосточных обществах. Довольно сложная классовая и социальная структура свидетельствует о высоком уровне развития древневосточного общества по сравнению с первобытным. Это проявилось в застойном характере древневосточной экономики, слабом развитии товарного хозяйства, медленном совершенствовании техники и технологии, в неглубоком разделении труда. Важнейшей особенностью общественного устройства на ДВ явл-ся существование. Любое древневосточное государство, за исключением немногих городов, состояло из множества сельских общин, каждая из которых имела свою организацию и представляла собой замкнутый мирок. Древневосточные общины по происхождению восходят к родовым общинам, однако по своему содержанию, характеру и внутренней структуре они уже были новым явлением. Община утратила родовой характер и стала организацией соседей, живущих на определенной терр. и связанных правами и обязанностями по отношению друг к другу, другим общинам и государству. Внутри общин существовала имущественная и другая дифференциация. Устойчивость общинной организации быту и производстве объясняется особенностями древневосточной экономики, социальной структуры и форм государственной власти, прежде всего организацией ирригационного земледелия. Отдельная семья, небольшое поселение не могли справиться с могучей речной стихией. Требовалось объединение усилий многих общин, руководимых государственной администрацией, чтобы создать систему каналов, водохранилищ, дамб и плотин.
Необходимость объединения и координации усилий многочисленных общин способствовала возрастанию роли государственной власти в странах ДВ, созданию специфической формы такой власти — неограниченной монархии - «древневосточная деспотия». Сущность ее в подавлении сопротивления эксплуатируемых, поддержании общественного порядка. Активное вмешательство гос-ва в хоз-ую жизнь страны привело к появлению многочисленной администрации, организованной по бюрократическому принципу: деление на ранги, субординация, общественное положение в зависимости от места на служебной лестнице. Поскольку древневосточный правитель и его аппарат выступали в роли организатора системы искусственного орошения, а в конечном итоге — всего земледелия (а также ремесла и торговли), государство рассматривало орошенную землю в качестве собственной: государственной или царской земли. Это была скорее не собственность в современном смысле слова, а право распоряжения и контроля, получения определенного налога. Фактически большая часть орошенной и пригодной к возделыванию земли находилась в наследственном владении. Часть земли раздавалась придворным, воинам, аристократии и т.п. После выплаты налога и выполнения повинностей владельцы могли распоряжаться землей вплоть до ее продажи.
Древневосточная деспотия как специфическая форма монархии формировалась в течение долгого времени. Ранние формы примитивной монархии постепенно перерастали в ту или иную разновидность древневосточной деспотии. Царь считался не только носителем всей полноты власти: законод-ой, исполнит-ой, суд-ой,— но вместе с тем признавался сверхчеловеком, ставленником богов, их потомком или даже одним из богов.