Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 6. Социальное и светское государство: концепция и реальность




Социальное государство — это политико-нравственный, духовный союз граждан, обладающих зрелым правосознанием и осуществляющих солидарные интересы. Иначе говоря, социальное государство – это новый этап развития правового го­сударства, когда его социально ориентированная политика фактически становится основным направлением его деятельности и распространяется на широкий круг объектов.

Идеи социального назначения государства получили конкретизацию и развитие в концепции (теории) "социального государства".

Принципы (высшие ценности) социального государства:

- свобода;

- справедливость;

- равенство;

- социально-политический (экономический, духовный) плюрализм;

- народовластие (демократия);

- принципы правового государства.

Социально-политические условия формирования социального государства:

- стабильность (прочность) демократии и верховенства Закона (Права);

- высокоразвитая экономика;

- эффективный государственный аппарат;

- «средний» класс общества, т.е. высокий уровень жизни чле­нов общества, граждан данного государства;

- "народный капитализм";

- широкое участие граждан в политической, экономической и соци­альной организации общества;

- развитая культура общества.

Понятие (теория) "социального государства" ("государства все­общего благосостояния", "общества потребления", "государства соци­альной справедливости", "конституционного государства" и т.п.) возникло:

- в государствах Древнего мира (Так, Аристотель определял госу­дарство как "союз свободных для достижения счастливой жизни". Один из принципов Древнего Рима гласил: "Благо народа — высший закон").

- правовое государство и конституционное — это не синонимы. Конституционное "государство есть наилучшее...". (Г.Ф. Шершеневич);

- принцип сочетания законов естественных и социальных (Н.М. Коркунов);

- независимость личности (в пределах нравственной и правовой свободы) от общества и государства (Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий и др.);

- благо граждан, достойная жизнь и свободное развитие человека - главная задача (цель) социального государства (Л.И. Петражицкий: "Под... социальными властями мы разумеем такие власти, с которыми сочета­ются (правовые) обязанности заботиться о благе подвластных или об об­щем благе известного общественного союза (семьи, рода, племени и т.д.) и которые подлежат осуществлению в пределах этой обязанности и как средство ее исполнения");

- суверенитет права ("... когда суверенитет фактического господ­ства заменяется суверенитетом права, тогда для господства..." не Права "утрачивает смысл" существования...", - Б.А. Кистяковский);

- равенство между гражданами и государством (П.И. Новгородцев);

- "не закон дает силу праву, а право дает силу закону" (А.С. Алек­сеев);

- свобода (суверенитет) отдельной личности как условие свободы (суверенитета) общества в целом (М.А. Рейснер);

- социальное государство выражает само социальное, политиче­ское, и правовое экономическое его настроение (Б.А. Кистяковский, С.А. Котляревский и др.)

История становления концепции социального государства:

- в основе идеи социальной государственности лежало противобор­ство двух важнейших философских принципов:

а) индивидуальной свободы человека (Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Джон Локк и др.): главная обязанность государства охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и от самого государства; свобода - высшая ценность.

б) социального равенства (Ж.Ж. Руссо): все должно быть подчинено принципу равенства; обеспечение социального равенства - задача государ­ства;

- в период становления буржуазного общества, экономической мо­щи государства, приоритет отдавался первому принципу;

- в конце XIX - начале XX вв., по мере расслоения буржуазного общества, его поляризации и угрозы социального взрыва, на первый план выходит принцип социального равенства;

- в дальнейшем идея социального государства начинает получать все большее признание, воплощается в практике и конституциях совре­менных государств. (Впервые в Конституции ФРГ 1949 г., затем Франции, Португалии, Греции, Дании, Швеции, Японии и др. государств).

Современное представление о социальном государстве:

- подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демо­кратии, гражданского общества и должно быть правовым в современном значении этого слова;

- правовое государство должно быть соци­альным, а социальное государство не может быть не правовым.

Теория и практика правового государства предшествовала идее и практическому воплощению социального государства, и их можно рас­сматривать как определенные этапы в развитии общества. Социальное государство пришло вслед за правовым потому, что последнее, в его классическом либеральном (формальном) варианте, опиралось прежде всего на принципы индивидуальной свободы, формального юридического равенст­ва и невмешательства государства в дела гражданского общества. А это привело к существенному фактическому неравенству, кризисным состоя­ниям в экономике иклассовой борьбе. Все это потребовало от государства его перехода в новое качественное состояние, выполнение им новых функ­ций. П.И. Новгородцев обоснованно рассматривал социальное реформиро­вание (формирование социального государства) как «новую стадию разви­тия правового государства». В наши дни демократические государства стремятся найти оптимальную меру сочетания правового и социального принципов.

О социальном государстве, как об особой политико-правовой реаль­ности, можно говорить лишь тогда:

- когда оно имеет высокий уровень эко­номического развития и социально-ориентированная политика, которого фактически становится основным направлением его деятельности.

Реально социальные государства:

- возникли к 60-м годам XX в.и было связано с обязанностью государства обеспечить каждому гражданину достойный уровень жизни;

- их становление сложный процесс, связанный спостоянным налаживанием трудно достижимого баланса ме­жду свободной рыночной экономикой и необходимостью воздействия на распределительные процессы с целью достижения социальной справедли­вости, сглаживания социального неравенства;

- «Отказываясь от ограни­ченной роли «ночного сторожа» и стремясь обеспечить всем гражданам достойный уровень жизни, государство не должно переступить черту, за которой начинается грубое вмешательство в экономику, подавление ини­циативы и свободы предпринимательства». — Е.А. Лукашева.

Итак, становление социального государства — это процесс не только экономический и политический, но и глубоко нравственный, требую­щий «человеческого подхода».

Признаки социального государства:

- демократическая организация государственной власти;

- высокий нравственный уровень граждан и - прежде всего - долж­ностных лиц государства;

- мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников;

- социально ориентированная структура экономики, что проявляет­ся в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства;

- правовая государственность;

- существование гражданского общества, в руках которого государ­ство выступает инструментом проведения социально ориентированной по­литики;

- ярко выраженная социальная направленность политики государ­ства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации;

- наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

а) достойных условий существования;

б) социальной защищенности;

в) равных стартовых возможностей для самореализации личности;

г) наличие развитого социального законодательства;

д) закрепление формулы "социальное государство" в конституции страны.

Специфические функции социального государства:

—поддержка социально незащищенных категорий населения;

—охрана труда и здоровья людей;

—поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

—сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специфические социальные программы;

- поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем представления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуще­ствляющим благотворительную деятельность).

- финансирование и поддержка фундаментальных научных исследо­ваний и культурных программ;

- борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;

- поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;

- участие в реализации межгосударственных экологических, культур­ных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;

- забота о сохранении мира в обществе.

Конституция РФ в ст. 7 закрепляет принцип социального государства: " Российская Федерация - социальное государст­во, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".

Однако, пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше поло­жение Основного Закона— расценивать как программную установку.

Проблемы формирования социального государства в России:

- наша страна еще не приобрела опоры в праве, в правах человека и со­циальное государство в России не может опереться на фундамент правово­го государства: создание правового государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);

- в России не создан «средний слой» собственников: подавляюще­му большинству населения страны ничего не досталось от стихийно при­ватизированной партийно-государственной собственности;

- отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя сущест­венно свободы и автономии собственников;

- не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;

- отсутствует зрелое, развитое гражданское общество;

- снижен уровень нравственности в обществе, практически потеря­ны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства.

- в общественном сознании утверждается (не без помощи «профес­сиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представле­ние о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой сто­роны - политики и экономики («политика - дело грязное»);

- существующие политические партии России не имеют четких со­циальных программ и представлении о путях реформирования общества;

- в обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, на­учно выверенные модели жизнеустройства;

- в процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государ­ственности, то есть российское государство впало в другую крайность, ос­тавив гражданина один на один со стихией рынка.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 545 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2502 - | 2194 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.