В XIII в. на западных рубежах Руси образовалось Великое княжество Литовское, которое очень скоро объединило под своей властью большинство русских земель, став альтернативным Москве центром Руси.
Причины образования:
- угроза со стороны немецких рыцарских орденов (в начале XIII в. под натиском немецких орденов крестоносцев литовцы начинают объединяться в племенные союзы. Около 1240 г. литовские племенные союзы были объединены в одно государство Миндовгом);
- раздробленность Руси (В 1248 г. Миндовг захватил русский город Новгородок и отсюда стал совершать нападения на другие русские земли)
Этапы развития:
I. Образование Великого Княжества Литовского (ВКЛ) (1253-1316):
- основание ВКЛ Миндовгом;
- признание Литвы Папой Римским (1253)
- смута в Литве после смерти Миндовга (1263-1293) (В 1293 г. литовским князем стал Витень (1293-1316).
- присоединение к Литве Полоцкой земли
- войны с Тевтонским и Ливонским орденом
II. Русско-Литовское государство (1316-1377)
- княжение Гедемина (1316-1341): разгром южнорусских князей (битва на Ирлени, 1321) - присоединение Туровской и Волынской земель.
- 1341-1345 – междоусобица в Литве (После смерти Гедемина осталось семь сыновей)
- княжение Ольгерда (1345-1377): разгром Орды (битва у Синих Вод, 1362) – присоединение Киевской, Черниговской, Переяславской земель; войны с Москвой. (весь юго-запад Руси стал литовским. Ольгерд добивался от Константинополя восстановления в Киеве православной митрополии, отдельной от московской. Фактически сформировалось православное государство, девять десятых территории которого составляли русские земли. Само Великое княжество называлось Русско-Литовским.
III. Литва между Русью и Польшей (1377-1440)
После смерти Ольгерда началось сближение ВКЛ и Польши, основной причиной чего стало обострение угрозы со стороны немецких орденов, с которыми воевала и Польша.
- княжение Ягайло Ольгердовича (1377-1392): личная уния (объединение нескольких государств в союз с (главой) Польшей (Кревская уния, 1385); католическое крещение Литвы.
В 1385 г. Ягайло женился на наследнице польского престола Ядвиге и стал еще и польским королем (Кревская уния с Польшей), а в 1387 г. официально крестил Литву по католическому обряду. В 1392 г. Ягайло, оставаясь польским королем, отдал ВКЛ своему двоюродному брату Витовту Кейстутовичу.
- княжение Витовта Койстутовича (1392-1430): захват смоленской земли; поражение от орды в битве на Ворскле, 1399 – прекращение экспансии Литвы на восток; разгром Тевтонского ордена в союзе с Польшей (битва при Грюнвальде, 1410) (ВКЛ достигла максимальных размеров).
- 1430-1440 – борьба между Свидригайло Ольгердовича и Сигизмундом Кейстутовичем
После смерти Витовта литовские и русские князья, выступавшие против католичества, выбрали великим князем литовским Свидригайло, брата Ягайло. Ягайло признал власть брата. Свидригайло сразу стал вести себя самостоятельно и этим вооружил против себя польских панов. Между Польшей и Литвой начался военный конфликт из-за Волыни. Этим в личных интересах решил воспользоваться Сигизмунд Кейстутович. Опираясь на поляков, он в 1432 г. завладел литовскими землями. Свидригайло, поддерживаемый русскими князьями, потерпел поражение. В 1440 г. против Сигизмунда православными литовскими и русскими князьями был организован заговор, и он погиб.
IV. Сближение с Польшей (1440-1506)
- княжение Казимира Ягайловича (1440-1492): личная уния с Польшей, 1447; образование Киевской православной митрополии, 1458
Литовцы избрали великим князем Казимира. В 1444 г. Казимир стал польским королем. Уния Польши и Литвы снова была восстановлена. ВКЛ окончательно потеряла самостоятельность, приняв покровительство Польши и отдалившись от Руси. Знаменательным фактом этого является раскол РПЦ – образование киевской митрополии (1458 г., митрополит Григорий).
- княжение Александра Казимировича (1492-1506): разрыв унии с Польшей, 1492; войны с Московским Княжеством (Иван III) принесшие большие территориальные потери ВКЛ.
Однако начавшийся с конца XIV в. процесс сближения Польши и Литвы привел к потере последней самостоятельности, что повлекло за собой раскол русского народа.