Вклад В.С. Соловьева в русскую философию, право и культуру трудно переоценить. Ему одному из первых в России удалось создать цельную философско-правовую систему, включавшую в том числе и право вв качестве полноценного элемента этой системы.
Главной идей теории права Соловьева была обусловленность права нравственностью. Необходимо отметить, что для раннего этапа творческого пути (80-е гг. XIXв.) характерно негативное восприятие им права. На этом этапе он не придавал праву особого значения и лишь искал для него адекватное место в своей философской системе. В указанный период для В.С. Соловьева характерно формальное понимание права, восприятие его, как явления, обусловленного практической необходимостью, и тогда оно для него существовало отдельно от нравственности.
Однако уже вскоре Соловьев начинает переосмысливать сущность права и отходить от прежнего негативного его восприятия, все более находя в нем связь с нравственной сферой.
Проблема отношения права и нравственности является одной из основных в концепции В.С. Соловьева, это, по его мнению, один из коренных вопросов практической философии. «Взаимное отношение между нравственностью и областью правовою есть один из коренных вопросов практической философии. Это есть в сущности вопрос о связи между идеальным нравственным сознанием и действительностью жизнью, от положительного понимания этой связи зависит жизненность и плодотворность самого нравственного сознания».
Рассуждая о соотношении права и нравственности, В.С. Соловьев отмечает противоречие между ними, вернее, различное их понимание. Между идеальным добром и злою действительностью есть промежуточная область права и закона, служащая воплощению добра, ограничению и исправлению зла. Правом и его воплощением – государством обусловлена действительная организация нравственной жизни в целом.
Право в отношении к нравственности выступает как «принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядок, не допускающий известных проявлений зла». Присутствие элемента принуждения обусловлено требованием нравственного интереса к личной свободе, чтобы она не противоречила условиям существования общества.
Как утверждает В. Соловьев, право есть «низший предел» или «минимум нравственности». Предполагается, что между нормами права и нормами морали не должно быть противоречий, но моральное пространство шире правового: далеко не все, что осуждается общественным мнением как аморальный поступок, является деянием, нарушающим правовые нормы и наказуемым соответствующими юридическими санкциями. Этические требования к человеку значительно выше, чем юридические. Мораль ориентирована на нравственные идеалы, а право — лишь на некоторый уровень их осуществления. Мораль осуждает любые формы непорядочности, нечестности, клеветы. Право пресекает только наиболее злостные, социально опасные их проявления. Право в идеале должно подчиниться нравственности. По Соловьеву сущность права и состоит в выражении нравственности,
В своем труде «Оправдание добра» В. Соловьев сформулировал 3 основные признака права, отличающие его от нравственности:
1) Право ограничивается только минимальной степенью нравственного совершенства лица, чтобы предотвратить проявления безнравственной воли, т.е. право есть «минимум нравственности».
2) Право как нравственный минимум нуждается в реализации, т.е. проявлению его во вне, в отличие от нравственности, которая относится ко внутреннему проявлению добра в человеке.
3) Необходимым условием реализации права является наличие внешнего принуждения со стороны государства.