Особую группу ценностей представляют моральные ценности.
Сущность морали обнаруживается в специфичности тех особенных ценностей, которые посредством ее утверждаются (Р.Г. Апресян, 2010):
во-первых, это – ценности блага индивида и заботы о нем;
во-вторых, ценности солидарности и единства между индивидами как субъектами интересов и носителями (порой потенциальными) блага;
в-третьих, ценности, отражающие соответствие индивида этим требованиям, а именно добродетели как качества характера (т.е. способности содействовать благу других, быть солидарным, поддерживать единство с ближними);
в-четвертых, ценности личного совершенства как показатели качества и результативности усилий, предпринимаемых в соответствии с названными требованиями.
Специфика этих ценностей в качестве моральных состоит в том, что они репрезентируют благо индивида как такового (т.е. независимо от его общественного статуса или профессиональной, этнической, конфессиональной принадлежности).
Моральные ценности закреплены в обобщенной, надперсональной форме в культуре (в текстах и традициях культуры). Выражаются они как в отвлеченной, нейтральной (категориальной) форме, так и в определенной – императивной форме: "Не вреди", "Уважай других", "Помогай другим», "Относись к другим дружественно и заботливо (любовно)". Эти требования перечислены в порядке нарастания положительного морального содержания: забота и дружественность – это высшие проявления моральности.
Для фиксации ценностей как универсалий культуры используется особый категориальный лексикон. Категории этики – этонаиболее общие понятия, которые отражают сущность морали как совокупности ценностей.
Рассмотрим основные категории этики, отражающие морально-значимые для педагога ценности.
1) Добро – это понятие, которое выражает положительное значение явлений в их соотнесенности с идеалом. Оно олицетворяет все хорошее, положительное и соотносится с созиданием, благополучием, процветанием.Определяя сущность добра (блага), Э. Фромм в работе «Человек для себя» утверждает: «Благо в гуманистической этике – это утверждение жизни, развертывание человеком своей потенциальности».
Практически добро проявляется как доброжелательность и добродетельность, а утверждается ненасильственными способами (добро тождественно ненасилию). Поэтому добро может быть требовательным, но не жестоким и всегда сочетается с доверием, искренностью, надежностью человека.
Зло определяется как противоположность добра. Моральное зло выражается в таких наиболее общих пороках, как враждебность и распущенность и воспринимается как насилие над человеком.
Условием реализации добра и зла выступает свобода человека.
Свобода– это категория, которая отражает возможность для человека действовать в отсутствии жесткого внешнего давления и ограничений.
Формой проявления моральной свободы является выбор, который самостоятельно делается человеком. Свободный выбор обеспечивается разумом и волей (духовной побудительной силой). Свобода имеет два аспекта: а) негативный («свобода от», независимость) – предполагает освобождение от внешней зависимости и б) позитивный («свобода для», автономия) – предполагает осознание того, зачем нужна моральная свобода, для чего она будет использована.
Антиподами свободы выступают зависимость, покорность,произвол, своеволие, самоволие.
Нравственная свобода позволяет человеку «здесь-и-сейчас» реализовать себя в конкретном виде добра. Он должен уметь принимать решения, учитывая последствия собственного поведения. Поэтому свобода, в свою очередь, соотносится с ответственностью.
Ответственность – это категория, которая отражает способность человека активно действовать и вместе с тем понимать и осознавать, как отзовутся данные действия на самом акторе и на других, какими будут их последствия.
Антиподами ответственности выступают безответственность, попустительство и потворствование злу. 4) Справедливость – это понятие, которое п одразумевает существование и использование в повседневной практике условного эквивалента, позволяющего осуществлять адекватное распределение блага между разными людьми.
Бывает уравнивающая (по количеству) и распределяющая (по качеству деяний) справедливость. Справедливость характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями.
Антиподами справедливостиявляются несправедливость, негативная дискриминация.
5) Достоинство – понятие для обозначения нравственной самоценности личности, ее значимости, самоуважения. Оно неотъемлемо даётся человеку с рождения, выражает его моральную принадлежность к человечеству и переживается как оценка личностью своих нравственных заслуг. Практически обнаруживается в сопротивлении человека всяким попыткам унизить, оскорбить, оклеветать себя, посягнуть на свою индивидуальность и независимость. Высшим проявлением человеческого достоинства является благородство – нравственное величие человеческой личности.
Если обесчестить человека могут публичные действия окружающих, то утратить достоинство можно только в результате собственных низких, неблаговидных действий. Антиподами являются высокомерие, самоуничижение.
6) Честь – понятие для обозначения внешнего, общественного признания поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, славе. Практически она связана со стремлением добиться высокой оценки, авторитета со стороны окружающих, похвалы, известности. Антиподы – претенциозность, псевдочесть, тщеславие, бесчестье, раболепие.
7) Такт – это понятие, которое отражает умение человека не только предвидеть все последствия своих действий, но и их субъективное восприятие другими людьми. Предполагает умение выстроить свои отношения таким образом, чтобы не поставить невольно кого-либо в неловкое положение, не задеть самолюбие личности, не унизить ее. Сочетается с чувством меры. Достигается путем всесторонней оценки противоречивой ситуации, а также тенденций ее развития. Тактичность особенно необходима, когда приходится иметь дело с зависимыми от воли специалиста детьми и подростками. Антиподы – бестактность, непорядочность.
Следует отметить, что выше перечисленные моральные ценности не исчерпывают содержание педагогической морали. Обозначим и такие значимые для педагога ценности, как счастье и смысл жизни, дружба и товарищество, которые в условиях деятельности в рамках «высокой профессии» приобретают особое звучание.
12. Принципы педагогической этики как формы выражения моральных ценностей и ориентиры педагогической деятельности
Владение категориальным аппаратом, описывающим моральное пространство, а также знание особенностей педагогики как социальной практики позволяет сформулировать и обосновать принципы педагогической этики. Это своеобразная идеология педагогической деятельности, и как всякая идеология она подлежит конструированию (при этом незримо несет на себе отпечаток личности конструктора).