Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Творческий диктант с элементами подготовительного диктанта




Данное занятие рассчитано на разные типы языковой личности. Способствует развитию образного и логического мышления, а также развивает зрительную и слуховую память.

 

Тема: «Однородные члены предложения. Расстановка знаков препинания при однородных членах предложения».

 

По прохождении данной темы учащимся предлагается написать диктант, который насыщен однородными членами предложения, и выполнить ряд заданий.

 

1. Перед написанием диктанта прочитать аудитории текст один раз. Затем предложить ряд вопросов относительно содержания данного отрывка художественного текста.

2. Учащимся раздается отрывок текста и предлагается прочитать предложения и по ходу вставлять пропущенные буквы и слова, обосновывая свой выбор, а также объяснять расстановку знаков препинания при однородных членах (задание выполняется по цепочке).

 

Ран(н)ей весной я испытывал такое сильное ж...лание странствовать, что ст..н..вился б..льным и н..сп..собным к р..боте.

И трудно же было ус..деть в Петербурге в..сной. Бывало, ночью откроешь форточку и слушаеш.., как ________пр..л..тающие над гор..дом кулики, как утки _______, журавли, гуси, лебеди – такой уж этот город, окружен(н)ый огромными, неосушенными болотами, что, кажется, вся п..р..летная птица валит по этому рыжему от эл..ктричества небу. Бывало, р..с..кажешь про такое что-нибудь в обще..стве, и так этому уд..вляются.

Раз я слушал, слушал такие интересные мне разговоры, купил себе _________, ______, разные мелочи и начал пут..шествовать. С тех пор ни одной весны я не пропустил, и все весны были такие же ________, как пос..щенные мною края, каждая имела свое лицо.

 

3. После разбора орфограмм и обсуждения содержания текста (речь идет о путешествии) текст еще раз прочитывается и далее диктуется.

 

Ранней весной я испытывал такое сильное желание странствовать, что становился больным и неспособным к работе.

И трудно же было усидеть в Петербурге весной. Бывало, ночью откроешь форточку и слушаешь, как свистят пролетающие над городом кулики, как утки кричат, журавли, гуси, лебеди – такой уж этот город, окруженный огромными, неосушенными болотами, что, кажется, вся перелетная птица валит по этому рыжему от электричества небу. Бывало, расскажешь про такое что-нибудь в обществе, и так этому удивляются.

Раз я слушал, слушал такие интересные мне разговоры, купил себе синий эмалированный котелок с крышкой, удочки, разные мелочи и начал путешествовать. С тех пор ни одной весны я не пропустил, и все весны были такие же разные, как посещенные мною края, каждая имела свое лицо.

(М. Пришвин. «Путешествие»)

 

4. После написания текста под диктовку учащимся дается задание озаглавить текст и написать не более 5 предложений на одну из предложенных тем (используя при создании текста конструкции с однородными членами предложения):

«Что для меня путешествие…» (носит характер рассуждения);

«Какое место я хотел бы посетить»;

«Один день моего путешествия (поездки к бабушке, к тете, другу…)» (повествование);

«Путешествие в страну Великанию»(с элементами описания).

Последнее задание рассчитано на выполнение дома.

Практическое занятие № 5

Изложение как форма развития эстетического языкового чувства школьников

 

1. Изложение как форма учебной деятельности.

2. Типы изложений.

3. Методика работы над изложением.

 

Литература

 

1. Голев, Н. Д. Тексты и тесты: комплексный анализ текста и тестирование в школе и вузе / – Барнаул, 1999.

2. Дрозд, Н. В. Изложение по очерку Е. И. Осетрова о храме Покрова на Нерле // Русская словесность. 2004. № 6.

3. Зотина, Т. В. Работа над ошибками в изложениях учащихся. // Русский язык в школе. 2000. № 8.

4. Ивченко, П. Ф. Обучающие изложения: 5 – 9 классы / – М., 1995.

5. Калугина, Е. М. Готовимся к итоговому изложению и к ЕГЭ по русскому языку // Русский язык в школе. – 2007. – № 2.

6. Капинос, В. И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения: 5 – 7 кл / – М., 1994.

7. Системный анализ текста как пропедевтика речевой культуры в школе // Отчет по программе Министерства образования Российской Федерации. – Барнаул, 2000.

8. Соловьева, Т. Н. На пути к изложению // Русский язык в школе. – 2007. № 8.

9. Францман, Е. К. Изложения с элементами сочинения: 5 – 9 классы / – М., 1999.

10. Чернова, А. Н.. Изложения в V-XI классах на спортивные темы // Русская словесность. – 2004. – №2.

11. Шипицина, Г. М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами / – М., 1997.

Методические рекомендации по подготовке к изложению (любые сборники, пособия).

Голев, Н. Д. Рекомендуемые приемы актуализации опорных точек путем активизации языкового сознания на его чувственном уровне (интуиции, чутья) для воспроизведения текста в форме изложения // Системный анализ текста как пропедевтика речевой культуры в школе. Отчет по программе Министерства образования Российской Федерации. – Барнаул, 2000.

Основное предназначение опорных точек в пропедевтике изложения и сочинения-подражания – актуализация и сохранение в сознании ученика смыслообразующих или стилеобразующих компонентов, ориентируясь на которые он может воспроизвести данный текст в форме изложения или, подражая исходному тексту, продуцировать текст-аналог.

1. Пропедевтическое переписывание текста, ориентированное на последующее изложение этого же текста или на сочинение-подражание по этому тексту.

2. Вариант 1 с направленной актуализацией, то есть с графическим выделением опорных точек – орфографически, стилистически, семантически значимых элементов текста.

3. Пропедевтический диктант, ориентированный на последующее воспроизведение данного текста в форме изложения или на сочинение-подражание по этому тексту.

4. «Интонационное прочтение» текста изложения. Интонация и логическое ударение – сильные актуализаторы для детей с активным слуховым каналом восприятия.

5. Вариант 4, усиленный параллельным визуальным слежением за озвучиванием текста изложения.

6. Клоуз-тесты – пропуск или замена слов, которые ученик должен восстановить. Они ориентированы на активизацию языкового сознания на его чувственном уровне (интуицию, чутье). При попытках разрешения клоуз-задачи происходит актуализация необходимого элемента (опорной точки воспроизведения), в силу чего повышается вероятность его закрепления в сознании и воспроизведения в тексте изложения или использования в тексте сочинения-подражания:

1) клоуз–тест с пропущенными словами (фрагментом текста), которые нужно восстановить после первого прочтения или визуального знакомства с текстом;

2) клоуз-тест с замененным словом (словосочетанием), которое нужно найти после первого прочтения или визуального знакомства с текстом;

3) восстановление конца (середины, начала) предложений. Весьма важен способ актуализации, фиксирующий в сознании ученика характерные для данного текста (идиостиля его автора) синтаксические структуры;

4) клоуз-тест с пропущенным или замененным словом, которое нужно восстановить в тексте, предъявленном ученику первый раз. Это «сильный» способ актуализации, заставляющий ученика активизировать свою языковую интуицию и/или логику для «вычисления» пропуска или замены, исходя из логики стилистики данного текста. Тем самым эта логика актуализируется в его сознании;

5) задание с пропуском или заменой слова (фрагмента текста) по типу предыдущих с выбором варианта ответа из набора предложенных вариантов.

7. Актуализация путем выделения списка ключевых слов:

1) ученикам предлагается из текста для изложения список ключевых слов, который составлен учителем. Такой список дает учителю разные возможности. В эксперименте испытывались списки, составленные из стилистически значимых слов, из слов, значимых в смысловом отношении (слова, образующие смысловой сюжет и логику текста) и отношении модальном и синтагматическом (в этих случаях актуализировались слова-связки, призванные сохранить модальность текста и его связанность). Такая работа предполагает введение в урок в качестве специальной цели отработку мнемонической техники, особенно в варианте выучивания списка наизусть. Исследовались также актуализационные возможности ключевых слов разных частей речи, обнаруживающие некоторую корреляцию с психолингвистической типологией языковых личностей учащихся;

2) самостоятельное выделение учениками списка слов. Это принципиальный вид актуализации, связывающий культуру понимания текста и культуру его продуцирования. Он предполагает обучение данному виду работы.

 

Практическое занятие № 6

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 753 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2364 - | 2087 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.