Раздел о правовой помощи по уголовным делам, имеющийся в большинстве договоров, включает следующие виды действий: 1) выдача лиц другому государству для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение; 2) осуществление уголовного преследования против собственных граждан по поручению другого государства; 3) Передача предметов, которые были использованы при совершении преступления и (или) которые могут иметь значение доказательств в уголовном деле; 4) взаимное уведомление об обвинительных приговорах в отношении граждан договаривающихся государств, предоставление сведений о судимости либо иной информации.
Вне рамок рассматриваемых договоров в специальных конвенциях регламентируется еще одно действие, которое также можно квалифицировать как правовую помощь, — передача лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются (сокращенный вариант: передача осужденных).
Следует обратить внимание на терминологию. В учебной литературе получило распространение словосочетание "выдача преступников", что не согласуется ни с текстами нормативных правовых актов, ни с ситуациями выдачи в большинстве случаев, когда виновность лица в совершении преступления еще не установлена. В Уголовном кодексе РФ употребляется выражение "лицо, совершившее преступление". Соответственно ст. 13 УК имеет наименование: "Выдача лиц, совершивших преступление". Юридически более точной является формулировка Конституции РФ: "выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления" (ч. 2 ст. 63).
В международных актах, осуждающих преступления против мира и безопасности человечества, в конвенциях о борьбе с преступлениями международного характера, как правило, применяется лаконичный термин "выдача" ("выдача лиц"), в определенных случаях сопровождаемый неизвестным национальному уголовному законодательству выражением "предполагаемый преступник". При этом указываются цели выдачи.
В учебных и научных изданиях на русском языке можно встретить слово "экстрадиция", т.е. транскрипцию английского (равно французского) слова "extradition". В отечественных официальных документах такое слово не применяется.
Терминологическая путаница возникает с терминами "выдача" (прежде всего в ситуациях для приведения приговора в исполнение) и "передача" (передача осужденного для отбывания наказания в государстве его гражданства), которые в литературе нередко рассматриваются как синонимы. На самом деле — это самостоятельные и различные по юридическому содержанию понятия, самостоятельные правовые институты, что подтверждается характером нормативной регламентации как на международном уровне, так и в ч. 2 ст. 63 Конституции РФ. В документах на английском языке передача обозначается словом "transfer" (на французском — "transferement").
Выдача квалифицируется как обязанность договаривающихся сторон при наличии требования о выдаче и в соответствии с согласованными условиями.
Иная регламентация дана в конвенциях о преступлениях международного характера, где предусмотрена альтернативная процедура, обусловленная усмотрением государства, осуществляющего юрисдикцию, либо выдача заинтересованному государству, либо осуществление собственного уголовного преследования (см. § 4 гл. 17).
В договорах применяется термин "преступления, влекущие выдачу". К ним отнесены такие деяния, которые по законам обеих сторон — запрашивающего государства и запрашиваемого государства — являются наказуемыми и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок свыше (либо не менее) одного года или более тяжкое наказание. Такое условие характеризует выдачу для привлечения к уголовной ответственности. Выдача для приведения приговора в исполнение производится, если лицо было приговорено на срок свыше (не менее) шести месяцев или к более тяжкому наказанию.
Выдача не производится, если:
1) лицо, выдача которого требуется, является гражданином запрашиваемого государства;
2) на момент получения требования, согласно законодательству запрашиваемого государства, преследование не допускается вследствие истечения срока давности либо по иному законному основанию;
3) в отношении лица уже вынесен за то же преступление приговор на территории запрашиваемого государства или дело прекращено;
4) преступление по законодательству обоих государств преследуется в порядке частного обвинения.
Вопрос о выдаче при совершении преступления, совершенного на территории запрашиваемого государства, решается по-разному: по одним договорам (с Болгарией, Польшей, Грецией, Кипром и др.) эта ситуация приравнивается к предыдущим как основание для отказа, по другим (в том числе по Конвенции СНГ, по договорам с Чехословакией, Вьетнамом, Кубой, Монголией) в этом случае в выдаче может быть отказано.
Ныне действующая Конституция РФ содержит несколько положений относительно выдачи. Согласно ч. 2 ст. 63, в РФ не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в РФ преступлением. В связи с подписанием Россией в 1996 г. европейских конвенций о выдаче и о взаимной помощи по уголовным делам от имени РФ было сделано заявление, что российская правовая система не знает такого понятия, как "политические преступления", употребляемого в обеих конвенциях, и что при решении вопросов выдачи и правовой помощи РФ не будет рассматривать в качестве "политических преступлений", или "преступлений, связанных с политическими преступлениями", определенные деяния (следует перечень преступлений, предусмотренных в многосторонних международных договорах).
В указанной статье Конституции РФ сказано также: "Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации". Пока такого закона нет, но в новый Уголовный кодекс РФ включена особая статья "Выдача лиц, совершивших преступление" (ст. 13).
Ссылка на международные договоры имеет здесь важное значение прежде всего в связи с общепризнанным правилом невыдачи собственных граждан (граждан запрашиваемого государства). Сама Конституция исходит из этого же правила: гражданин РФ не может быть выдан другому государству (ч. 1 ст. 61).
Однако Закон "О гражданстве Российской Федерации", принятый ранее новой Конституции, в одной фразе формулирует правило и одновременно исключение из него: "Гражданин Российской Федерации не может быть выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора Российской Федерации" (ч. 2 ст. 1). Как видно, положение Закона противоречит действующей Конституции, вследствие чего, лишенное юридической силы, оно не согласуется также с договорами о правовой помощи, включая Конвенцию СНГ.
В договорах детально регламентируются вопросы процедуры выдачи, юридические действия, связанные с предъявлением запрашивающим государством требования о выдаче и его выполнением запрашиваемым государством.
В связи с установлением правила невыдачи граждан запрашиваемого государства в договоры включены нормы относительно обязанности осуществления уголовного преследования запрашиваемым государством против собственных граждан, подозреваемых в совершении преступления на территории запрашивающего государства, если последнее обращается с таким поручением. В таком случае запрашиваемое государство производит необходимые действия в соответствии со своим законодательством и информирует запрашивающее государство о результатах уголовного преследования.
Договор с Финляндией не содержит норм о выдаче, предусмотрено лишь выполнение просьбы о возбуждении уголовного преследования. Подобный "пробел" присущ и Договору о правовой помощи с КНР, однако заключенный в дополнение к нему Договор о выдаче подробно регламентирует эту форму правового сотрудничества, оговаривая, вместе с тем, последствия невыдачи собственных граждан — возбуждение на основании просьбы уголовного преследования в соответствии со своим законодательством.
Особой формой правового сотрудничества, также связанной с решением вопросов правового положения личности в процессе межгосударственных отношений, является передача осужденных лиц в государство их гражданства для отбывания наказания. В чем отличие такой передачи от выдачи для приведения приговора в исполнение? В обоих случаях межгосударственной процедуре выдачи либо передачи предшествуют завершение.судебного разбирательства и вынесение обвинительного приговора. Однако при выдаче имеется в виду приговор, вынесенный судом запрашивающего (требующего выдачи) государства в отношении лица, оказавшегося на территории запрашиваемого государства, но не имеющего его гражданства, а являющегося либо гражданином запрашивающего государства, либо гражданином третьего государства, либо лицом без гражданства. При передаче предполагается приговор, вынесенный судом государства в отношении лица, совершившего преступление, подпадающее под юрисдикцию этого государства, но являющегося гражданином другого государства, которое выражает согласие или намерение принять осужденного гражданина в целях отбывания им наказания в виде лишения свободы.
Как отмечено выше, известны две многосторонние конвенции. 19 мая 1978 г. была подписана и 26 августа 1979 г. вступила в силу Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются. Участниками этой Конвенции стали государства, входившие в то время в Совет Экономической Взаимопомощи, в том числе СССР (в порядке правопреемства — Российская Федерация). 21 марта 1983 г. в рамках Совета Европы была принята Европейская конвенция о передаче осужденных лиц.
Первая из названных конвенций содержит следующие наиболее существенные положения.
Согласно ст. 1, граждане каждого из государств-участников, осужденные к лишению свободы в другом государстве, будут по взаимному согласию этих государств передаваться для отбывания наказания в то государство, гражданами которого они являются.. Передача осужденного возможна после вступления приговора в законную силу.
В соответствии со ст. 4, передача осужденного в порядке, предусмотренном Конвенцией, не производится, если:
а) по законодательству государства, гражданином которого является осужденный, деяние, за которое он осужден, не является преступлением;
б) в государстве, гражданином которого является осужденный, за совершенное деяние он понес наказание или был оправдан либо дело было прекращено, а равно если лицо освобождено от наказания компетентным органом этого государства;
в) наказание не может быть исполнено в государстве, гражданином которого является осужденный, вследствие истечения сроков давности или по иному основанию, предусмотренному законодательством этого государства;
г) осужденный имеет постоянное место жительства на территории государства, судом которого вынесен приговор;
д) не достигнуто согласия о передаче осужденного на условиях, предусмотренных настоящей Конвенцией.
Назначенное осужденному наказание отбывается на основании приговора суда того государства, в котором он был осужден. Исходя из вынесенного приговора, суд государства, гражданином которого является осужденный, принимает решение о его исполнении, определяя срок лишения свободы в соответствии с приговором. Часть наказания, отбытая осужденным в государстве, судом которого вынесен приговор, засчитывается в срок наказания. Исполнение не отбытого до передачи осужденного наказания, а также полное или частичное освобождение от наказания после принятия решения об исполнении приговора производятся в соответствии с законодательством государства, которому передан осужденный.
Помилование осужденного осуществляется тем государством, которому он передан для отбывания наказания. Амнистия после передачи осужденного осуществляется в соответствии с актами об амнистии, изданными в государстве, судом которого вынесен приговор, и в государстве, гражданином которого является осужденный. Приговор в отношении осужденного, переданного государству, гражданином которого он является, может быть пересмотрен только судом государства, в котором вынесен приговор.
Существенное значение имеет норма ст. 11 Конвенции, согласно которой в отношении лица, переданного для отбывания наказания государству, гражданином которого оно является, наступают такие же правовые последствия осуждения, как и в отношении лиц, осужденных в этом государстве, за совершение такого деяния.
В связи с вступлением в силу этой Конвенции Президиум Верховного Совета СССР 10 августа 1979 г. принял Указ "О порядке выполнения обязательств, вытекающих для СССР из Конвенции о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются". Указ ориентирован на совместное применение компетентными органами, в процессе выполнения предписанных Конвенцией действий внутригосударственных и международно-правовых норм. Он ввел в советское (ныне российское) 'уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство новые нормы: об исполнении приговора иностранного суда, процедуре такого исполнения, включая вынесение специального судебного определения; о правовых последствиях для осужденного, переданного для отбывания наказания.
В Указе определены органы, наделенные необходимыми для выполнения правовых норм полномочиями.
В новой ситуации, связанной с прекращением существования СССР и переходом к Российской Федерации и другим бывшим союзным республикам его обязательств по Конвенции 1978 г. применительно к соответствующим зарубежным государствам, возник пробел в регламентации такого рода действий во взаимоотношениях самих новых независимых государств. Начата разработка по данной проблеме ряда двусторонних договоров.
Первым в серии такого рода двусторонних актов стал Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о передаче осужденных для отбывания наказания (подписан 4 марта 1993 г., вступил в силу 10 июля 1993 г.). Согласно Договору, условием передачи, как и по Конвенции 1978 г., является взаимное согласие обоих государств. Аналогично решены многие вопросы, в том числе вопрос об обстоятельствах, когда передача не производится, исключая ситуацию, когда осужденный имеет постоянное место жительства на территорий государства, судом которого вынесен приговор. По Договору не только амнистию, но и помилование вправе осуществлять как государство вынесения приговора, так и государство исполнения приговора. Подобные договоры заключены с Азербайджаном, Туркменистаном, Грузией, Испанией и др.