Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Источн и движ силы обществ разв-ия. Лин




Соц динамика(СД) – это измен, кот происх внутри конкретного общ и во взаимодейств разл об-тв под воздейств внеш и внутр факторов, хар-тся цел-ю и упорядоч-ю и имеют направленный хар-р. Источники С.Д.Рост населения. Адаптация к измен среде. Технич изобрет могут вызвать глубокие соц перемены. Культура. Соц движения.Потребн, мотивы, интересы и ценности людей. Формы общ-ых преобраз: 1.Прогресс – процесс послед усложн стр-ры социокультурн системы с одноврем усил ее дифференцир-сти и специал-ии подсистем. 2.Регресс – переход от высш к низш: процессы деградации, пониж ур-я орган-ции. 3. Застой – топтание на одном месте. 4.Культ запаздыв – процесс разв общ, когда оно пыт-ся освоить достиж др. культур. Мех-мы С.Д.:1.Эволюц – частичн постепенн устойч постоянные измен общ-ых явл. 2.Революц – радикальное качест-ое измен ядра общ, связ с прерыв коренной ломкой традиций.3.Реформа – сознательное организ-ое измен отдельных сторон и явл общ-ой жизни, не предполаг отказа от базовых ценностей. Фак-ры С.Д. 1. Физ-ая среда. (Обычаи и уклад, коренное население) 2. Полит организ-ия. 3. Культ феномены.( Религ, стили мышл, созн, природа системы комм-ий). Главн движ силой в марксизме выступ труд, материально-производ-ая деят-сть людей. Она явл сред-ом добычи материальн благ для жизни и разв, а также разв сущностные силы чел.

1. Лин интер-ции. Суть: истор процесс понимается как един общечел линия разв. Просветители. В нем противопост куль-ра поведения европейцев и жестокие нравы «непросвещ народов»; Эволюц-зм. Однолинейная Э. (Тайлор, Маркс): рассматр разв общ как прохожд стадий дикость, варварство, цив-ия. Многолин Э. признает множ-сть путей социокультурного разв. Маркс. Вар-т типологии общ, предлож Марксом, в качестве критерия разв брался ур-нь развития производит-ых сил. Типы общ получ назв общ-ых (общественно-эконом-их) формаций (ОЭФ). Согласно этому подходу все конкретные общ в отдельные истор пер – эпохи пр-ва – имеют общ основные хар-ки 1. Первобытность 2. Античность.3. Феодализм. 4. Капитализм.. 5. Коммунизм. Запад теоретики дают свою лин типологию разв чел-их обществ: традиционное, индустр-ое, постиндустр-ое, постмодерное. Соврем индустр-ые об-ва. (Англ 18 в.) Индустр-ция - появл маш пр-ва (ткацкий станок), основанного на исп-нии неодушевл источников энергии (пар, эл-во). Темпы технологич обновл очень высоки. Урбанизация. Знач роль свободного предприним-ва. Появл орган-ий огромного масштаба. А) Общ 1го мира. США, Яп. Многопарт парламентская система правления. Рыночная эк-ка, свободное предприн-ство б) Общ 2го мира. Коммунистич об-ва. В) Общ 3го мира. большая часть гос-в Афр и Юж Америки. Классиф-ия по Ленски.1. Простые охотничье-собиратель. 2. Разв охотничье-собират. 3. Простые огороднические, рыболовов или скотоводов. 4. Разв огороднические. 5.Морские, простые аграрные, разв скотоводов 6.Разв аграрные. 7. Индустр-ные. 8. Постиндустр-ное. 9. Постмодерное. 2. Нелин интер-ия. Сторонники данной парадигмы считают, что нет единого пути развития чел-ва, что в разных регионах и в разные времена суще качественно отличные друг от друга цив-ции. Циклич теория лок-ых культурных типов (цивилизаций). Данилевский, Шпенглер Цивилизация рассматр как социокульт суперсист, не совпад ни с нацией, ни с гос-вом, но явл целостной общн-ю. Фак-ры разв цив-ций. По Хантингтону: географ, климат, биолог, демограф.


60.ОСНОВ ПАРАДИГМЫ ФИЛ АНАЛИЗА КУЛЬТ. ДИАЛОГ КУЛЬТУР В СОВРЕМ МИРЕ Культ и прир. Истор первое и наиболее фундамент противопоставл, кот имеет относ-ый хар-р. К. – искусс-ая среда обит людей. К. генетически не передается. Она наследу через язык, символы, практ изуч, подраж. К требует усилия. Культ как мир чел, способ сущ-ия чел, отлич его от животных. Чел как творец и творение культ. Именно К. делает чел-а чел-м. Личность – О К. воздейств, С К. творч-ва, носитель и выразитель К. ценностей. К. – способ, каким чел производит себя как целостное сущ-во, технология самоделания.К. вырабат для чел-а возмож-и обретения того, чем он не был. К как рез-т. Сов-сть достиж общ в процессе материальн и дух разв (технологии и предметы культуры) Главный продукт К. – сам человек. Утилитарное использ-ие явл К. приводит к потере ее сути, выхолащиванию смысла и смерти. К как процесс сознательного измен себя и окруж среды, создания и передачи смысла чел-ой практики. К. есть техника поддерж усл для непрерывного измен чел. Основные подходы к определ-ю: 1.Сист п-д. К – не хаос, а многоуровневая целостная сист в единстве ее внеш и внутр связей. Как система К. состоит из эл-в – далее недел ед-ц К. и структур – способов связи эл-в в системе. 2.Ценностный п-д. Вебер. К. – мех-зм выработки, закрепл и трансляции ценностей.Ценность – ид-ный образ того, что значимо для чел-а и к чему он стремится как к цели. К – чел-ий дух, воплотившийся в его творениях и в способе его жизнедеят-ти. Пр: нравст-ые ценности (рыцарская щедрость и безрассудная смелость) 3.Деятельн-ый п-д, при кот к понимается как сов-сть специфически чел-их форм деят-ти (эконом, религ, полит). Парсонс. К – особый сп-б освоен внеш и внутр мира, связ с его преобраз в соответствии с ценностными ориентац. Деят-сть может быть и антикульт. 4.Структурно-семиотический. 50-60 гг. 20 в. К как простр-во смысла. К деят-сть позвол внести в мир и в личность смысл, чел-ое знач. Это деят-ть по кодированию «естественного» в мире. К. – сов-ть знаковых систем и К. текстов. Рассмотр К. явл сквозь призму языка, знака. Пр: Этикетные знаки (рукопожат – откр рука), знаки – жесты, знаки- предметы (язык поцелуя, цвета и цветов). 5. Психоаналитическая концепция Фрейд, Юнг. К – мех-м приспособл чел к окруж среде. Психоанализ Фрейда. К. – мех-м соц подавл свободы внутр мира индивида. Юнг: Колл-ное бессозн-ое – сверхличный надиндив-ый опыт, древнейшая психика, независимая от созн индивида.


62.ЛОК-ЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ И ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНО-НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Пробл социокульт идентич-ти(И). И – ощущ гармонии с миром и самим собой, чув-во своей уникаль-и и одновременно солидар-ть с идеалами группы. И = подлин-ть. Поддерж И соврем общ способств националист-ие идеологии. И склад на основе семьи, этноса, религии, кровно-родственных связей. Причины кризиса И в соврем культуре. 1 На смену соц-устойч стр-ре (сословной, классовой) приходит сообщ-а иного типа – неустойч, зависимые, открыт и подконтрольн, не способные создать онтологич монолит. Каждый индивид участвует в функц-ии нескольких групп, обретая в них личину-лик. Т.е., участвуя в нескольких сообщ, чел остается вроде бы от них независим. Но в результате утрач не только потребность, но и способ-ть фундамент самоидентификации. Есть и полож мнение относительно полиидентичности. Такая И позволяет чел-у исп-ть опыт одной группы для адаптации в др и, не отказываясь от своего прошлого, вносить вклад в общность, с кот связано его будущее. 2. Новые технологии влияют на модели воспр-я, созд новую эмоц-ую среду (ТВ). Чел-во нач жить (или нач осознавать это) не в истор-и формирующ куль-ах, а в инженерных мирах, вырастающих, как из ядра, из нек теоретико-онтологической констр-ии. 3. Возросшие коммуникации. Как следствие – миграции, образ-ие этнонац субкультур, кот "размывают" единую прежде этнич общн-ть. Но даже и без миграции потоки инф-ии из разных культ регионов способств смешению ценностных установок, религ ориентаций, обычаев и т.д.4. Глобал-ия.


59.ФИЛ ТЕХНИКИ. ПРОЯВЛ И ПРИЧ КРИЗ Пробл фил техники(Т): определ понятия «Т», осмысл Т как формы бытия и социокульт феномена, выявл движущих сил, источников и закономерн разв Т, отнош «Т-природа», «Т-общ», «Т-чел». Подходы. 1. Феноменологический (Гуссерль). Анализ феномена технизации мира, кот оценив отриц, как патология соврем цивилизации. 2. Экзистенциализм (Ясперс, Ортега-и-Гассет).Ортега-и-Гассет. Т – это практич действ, кот изм-ют или преобр природу с помощью технич у-ств ради удовлетвор практич потреб-ей. Т уменьш усилия чел и тем самым улучша его жизнь. Ясперс понимает под Т сов-сть приемов и действий, которые можно повторять сколько угодно раз. В этом смысле Т не совпад с творч деят-стью, кот уникальна. Непосредств деят-сть, подобно движ еще не явл Т. Т основ на рассудочной деят-ти. 3. Онтологический п-д Хайдеггера. Т как сп-б отнош чел к бытию, как способ конструир-я мира, а также способ раскрытия бытия. Через технич устр-во бытие из потаенного становится открытым. 4.Фил антропология (Гелен, Плесснер). Т как способ приспособл чел к окруж миру, как воплощ специфически чел-ой деят-ти. Понятие Т. 1. Предельно широкое понимание. Т – это всякая целенаправл деят-сть, в кот разработ руководящие ср-ва этой деят-ти, исп-е кот должны привести к достиж поставл цели (Т живописи, муз Т). Т при таком подходе рассматр как особый тип мышл.2. Искусственно создан системы, в кот опредмечиваются в природ материале навыки, знания, опыт. Этот подход наиболее распространен. 3. Конкретн материал артефакты, созд-ые и исп-ые методами инженерной деят-ти. Фундамент черты: 1. Пр-п преобраз-я. Т – ср-во преобраз-я. 2. Несовпад мышл и Т. Пред-т не копирует идею, но идет лишь по «канве», созд мыслью в виде наметки. Типология Т. Митчем. Т включ сов-ть технич устр-тв; сов-ть техниче деят-сти; совокупность технич знаний; волеизъявл (воля, мотив). Соврем Т делят по функц-ому признаку на производств, Т транспорта и связи, Т научных исс-ий, военную Т. В нек отраслях Т делится на акт-ую и пасс-ую. Акт-ая: орудия, машины, аппаратура управл машинами, технологич, соц процессами. Пасс-ая: связующие сист пр-ва, пр-ые помещ, технич сооруж наземной связи. Движ силы, источники, закономерн разв Т. Движ силы – причины развития Т, непосредств не участвующ в процессе ее создания, выступающие катализатором или тормозом ее разв. Источ К ним относят чел-ий труд, научные знан, культурно-технич Ур-нь работников. Закономерн: общ с др фрагментами бытия и специфич. К общ относ законы диалектики. К специфич относ стр-рные закономерн техниче уст-ств, связан с однотипностью и взаимозамен деталей и узлов и с взаимозавис узлов и деталей в сложных технич сист. Т и общ. С 1920-х формируется 2 противоположн взгляда на последствия технологиче «взрыва» для духовной жизни обще – техницизм и антитехницизм. Для представит тех-ма (Белл, Ленски), хар-на оптимист оценка НТП, требов свободы технич развития, «свободы инноваций». Антитехн (Адорно, Роззак) считают, что техногенная цив-ия приводит к дегуманизации культ, утраты ею человекотворч смысла, порожд господство безличных стр-р над индивид, увелич отчужд и бездуховн.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 243 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2318 - | 2046 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.