Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Материя и сознание. Теория отображения




Материя И Сознание - элементы бытия, рассматривающиеся с позиций религ.-идеалистич. мировоззрения как принципиально разные, причем сознанию отводится определяющая роль по отношению к материи. Теологи объясняют сознание проявлением деятельности независимой от тела бессмертной души, данной человеку богом. Назначение человеч. сознания религия усматривает в том, чтобы человек открывал для себя бога, постигал его волю и направлял свою деятельность на осуществление ее. Совр. наука свидетельствует о том, что сознание без материального носителя - мозга человека - не существует и все представления о независимой от тела бессмертной душе являются иллюзорными- Мыслители-материалисты всегда считали сознание явлением вторичным по отношению к материи, но конкр. понимание связи М. и с. долгое время оставалось упрощенным. Мн. материалисты прошлого рассматривали сознание в качестве свойства, присущего всей материи. Однако оставалось невыясненным, каким путем реализуется это свойство, стиралась грань между живой и неживой природой, между психикой животных и мышлением человека. В сер. 19 в. нек-рые естествоиспытатели пытались отождествить сознание с некоей тонкой секрецией, к-рую мозг выделяет подобно тому, как печень выделяет желчь. Такая позиция явно вульгаризировала понимание природы сознания, превращая его в разновидность материи. Несмотря на упрощенность в подходе кприроде сознания, материалистич. философия и естествознание в домарк-совский период установили, что сознание человека связано с деятельностью мозга и является отражением в мозгу внешнего материального мира. Последовательно науч. решение проблемы соотношения М. и с. получает в марксистско-ленинской философии. В. И. Ленин сформулировал положение о том, что унивсрс. свойством материи является отражение, родственное ощущению. В неживой природе оно проявляется в изменении тела под воздействием др. тел. Усложнение структуры материи ведет и к усложнению проявлений отражения. Для простейших живых тел специфично отражение в форме раздражимости, к-рая играет существенную роль в их самосохранении и самовоспроизведении. С появлением в ходе эволюции живого многоклеточных организмов, обладающих нервной системой и мозгом, возникает психич. форма отражения, обеспечивающая сигнальное взаимодействиеорганизма с окружающей средой. На основе трудовой коллективной деятельности и языкового общения у человека развивается сознание как высш. форма отражения, включающая мышление, к-рое не только отражает глубокие стороны существующего, но и творит образы несуществующего. Сознание позволяет людям успешно ориентироваться в существующем мире, предвидеть ход событий и направлять его в желаемую сторону, преобразовывать в процессетруда материальную среду и управлять ею. И все же оно остается вторичным фактором, формируясь в конечном счете под определяющим влиянием материальной основы жизни общества — производит. сил и производств, отношений.

Теория отражения

Теория отражения - в марксистской философии составляет основу диалектико-материалистической теории познания. Т. о. имеет специфические задачи: раскрытие наиболее общих черт и закономерностей, присущих всем уровням и формам отражения: исследование возникновения и развития форм психического отражения, включая вопросы происхождения сознания и специально-научного обоснования возможностей познавательной деятельности человека; изучение связи характеристик содержания и формы образа, знания; раскрытие сущности отражения в неживой природе; выяснение особенностей отражения (сигнализации) в технике связи и управления, в частности соотношения и связи человека и кибернетических устройств. Исходным для Т. о. и марксистской гносеологии в целом служит диалектико-материалистический принцип отражения, согласно к-рому результаты познания должны быть относительно адекватны своему источнику - оригиналу. Они достигаются посредством двух взаимосвязанных требований и соответствующих им процессов: активного извлечения нужных и исключения ненужных, побочных сведений об оригинале. Отражение в качестве гносеологического принципа признавалось и в домарксистском материализме, однако, как отмечал Ленин, осн. бедой старого материализма было неумение применить диалектику к Т. о., вследствие чего отражение понималось как пассивное, мертвое «фотографирование» внешнего мира. Марксистская философия понимает отражение диалектически, как сложный и противоречивый процесс взаимодействия чувственного и рационального познания, мыслительной и практической деятельности, как процесс, в к-ром человек не пассивно приспосабливается к внешнему миру, а воздействует на него, преобразуя и подчиняя его своим целям. Поэтому лишены всякого основания попытки критиковать марксистскую Т. о. как «конформистскую», к-рая якобы обрекает познающего субъекта на пассивное и недеятельное созерцание окружающего мира. Напротив, активная предметная деятельность человека и человечества возможна лишь на базе отражательной функции сознания, обеспечивающей адекватное познание мира и воздействие на него в соответствия о объективными законами.

 

Движение и развитие.

Совершая различные поступки и наблюдая окружающий мир, мы замечаем, что одни предметы изменяются, перемещаются в пространстве, меняют цвет, вкус, форму, химический состав и т, д., другие же покоятся, остаются неизменными, сохраняют форму, цвет и внутреннее строение. Поэтому уже античные философы (016) высказали две противоположные точки зрения. Согласно одной из них, движение — неотъемлемое свойство мира в целом. «Все течет, все изменяется»,— утверждал Гераклит Эфесский, поэтому «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Его продолжатель Кратил (кон. V в.— нач. IV в. до н. э.) довел это положение до крайности. «Даже один раз нельзя вступить в одну и ту же року»,— утверждал он. Мир настолько подвижен и изменчив, считал он, что человек в своей деятельности и познании не может опираться ни на что прочное, устойчивое. Из этого субъективные идеалисты и в древности, и в наши дни делали вывод, что знания людей о внешнем мире ненадежны, а сам внешний мир — лишь наша иллюзия, поскольку не может существовать объективно то, что неустойчиво, что все время изменяется и превращается в нечто другое. Сторонники другой точки зрения, соглашаясь с тем, что внешний мир, движение — это иллюзия, утверждали, что существует некий объективный, не зависящий от человека, неподвижный, неизменный и вечный мир. Для идеалистов, примыкавших к Платону, основой этого мира было вечное царство неизменных идей. Для элеатов (от города Элея, где они жили) неизменная и неподвижная основа мира — это вечное, неизменное, равное себе бытие. Обе точки зрения сходились в одном: они полностью отрывали движение от покоя, противопоставляли их друг другу и лишали человека возможности ответить на вопрос: может ли он в своей деятельности, сталкиваясь с подвижными, изменяющимися вещами, опираться на что-либо прочное, надежное, например на объективные законы материального мира? Противопоставление и отрыв движения и покоя — основная черта метафизического метода. Тот, кто его придерживается, рано или поздно должен прийти к выводу, что не существует самой материи. Именно к этому выводу и пришли в конце XIX и начале XX века субъективные идеалисты, называвшиеся махистами (по имени основоположника этого направления австрийского философа и физика Э. Маха (1838—1916) и утверждавшие, что материя исчезает, превращаясь в энергию, а энергия — это чистое движение без всякой материи. Выступив с резкой критикой махистов, В. И. Ленин показал, что энергия так же материальна, как и вещество (103, 105); она существует объективно, вне сознания человека. Нет материи без движения и движения без материи, утверждал он. Этот вывод получил полное подтверждение в развитии современной физики. Взаимное превращение энергии и вещества подтвердило положение В. И. Ленина о том, что «в мире нет ничего, кроме движущейся материи». Так что же такое движение? Категория «движение» отражает любые изменения, происходящие прежде всего в объективном мире. «Движение, в применении к материи, — это изменение вообще»,— отмечал Ф. Энгельс. В отличие от механистического материализма, понимавшего движение очень узко — как простое перемещение тел в пространстве, материализм диалектический понимает под движением не только перемещение, но и химические, физические изменения, процессы роста и обмена веществ в живых организмах, общественные процессы, такие, как классовая борьба, экономические изменения, и все другие виды человеческой деятельности. Наше сознание отражает эти изменения с помощью особых понятий, важнейшим среди которых, наиболее общим и универсальным является категория «движение», применимая и к природе, и к обществу, и к мышлению.Но если все в мире движется и изменяется, то как же быть с противоположными взглядами на движение и покой, о которых уже говорилось? Быть может, правы мыслители, полагавшие, что признание всеобщего движения не дает человеку прочных основ, на которые он мог бы опираться в своей деятельности, и не позволяет познать объективные законы, поскольку такие законы представляют собой необходимые, устойчивые и постоянные связи в материальных системах?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 651 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2308 - | 2101 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.