Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблема понимания герменевтике

ПОСТПОЗИТИВИЗМ.

Логический позитивизм переоценивает независимость эмпирических данных, подтверждаемость научных теорий в качестве критерия их научности, а также линейность научного прогресса. На самом деле эмпирические данные зависят как от теоретических, так и философских допущений, опровержение теорий или их конвенциональное принятие более важно, чем подтверждение, научный прогресс — смена ложных или несовместимых друг с другом теорий.

Наука ничем принципиально не отличается от мифотворчества или политических приемов промывания мозгов, она такой же элемент идеологического влияния.

Постпозитивизм — завершающая стадия развития позитивизма (60-80-е гг. XX в.). Характерный признак — тотальная критика главных идей логического позитивизма. Были предложены новые подходы к развитию науки и научному прогрессу.

Ведущие представители постпозитивизма - Карл Поппер (1902-1994) и Томас Кун (1922-1996). Постпозитивисты:

- сделали акцент на изучении не логики науки, а ее истории, что в немалой степени способствовало проведению многочисленных исследований социальных и культурных аспектов развития науки. Вместе с тем, следует отметить наличие явного иррационализма в утверждениях ведущих постпозитивистов.

- отвергли идею существования независимого эмпирического базиса (протокольных данных). Такого базиса нет. Все эмпирические данные теоретически и философски зависимые, «нагруженные». Ни одно из них не может служить абсолютным критерием достоверности теоретического знания.

-отвергли также идею подтверждения научных теорий как критерия эмпирической значимости. Отчасти потому, что нет независимого эмпирического базиса, отчасти потому, что, по мнению Поппера, универсальные законы и теории в бесконечной предметной области имеют нулевую степень подтверждения.

-по-новому определили отношение между наукой и ненаукой. Согласно Попперу, теория научна, если она фальсифицируема (опровергаема) в принципе: существует хотя бы один эксперимент, который мог бы ее опровергнуть. Не научно такое знание, которое не фальсифицируемо в принципе (например, религиозное и философское). По мнению Куна, наука — способ решения аномалий и головоломок, поэтому научно все, что оценивается научным сообществом в качестве эффективного метода их решения. Философия — не наука, но необходима в качестве метода критики и объяснения смысла научных терминов.

-предложили новые модели научного прогресса.

Для логических позитивистов научный прогресс — монотонный процесс смены менее подтверждаемых теорий более подтверждаемыми. Более прогрессивна та теория, которая имеет большее подтверждение.

Для Поппера научный прогресс — непрерывный процесс опровержения теорий, ибо каждая из них потенциально ложная. Более прогрессивна та теория, которая при равном истинном содержании имеет меньшее ложное содержание или при равном ложном содержании — большее истинное содержание.

Для Куна научный прогресс — катастрофический, непредсказуемый процесс смены одной ведущей теории как не справившейся с решением аномалий другой. При этом старая и пришедшая ей на смену новая теории несовместимы друг с другом в принципе, так как представляют непереводимые друг в друга картины мира.

ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ ГЕРМЕНЕВТИКЕ

Термин герменевтика происходит от имени древнегреческого бога Гермеса, который был посредником между олимпийскими богами и людьми, сообщая и истолковывая людям волю богов. В средневековой философии герменевтика развивалась в рамках интерпретации и понимания священных текстов. В современном значении под герменевтикой понимается теория и практика истолкования текстов, философия понимания. Одним из важнейших представителей неклассической герменевтики XX века, который собрал воедино достижения своих предшественников, является Г.Г. Гадамер

Предметгерменевтики - феномен понимания, которому придается универсальное значение. Понимание - это вся совокупность человеческого знания о мире и бытии в нем, понимание это способ существования человека. Понимание не представляется Г. Г. Гадамеру методом познания; а переводится в плоскость онтологии. Понимание рассматривается Гадамером как подвижная основа человеческого бытия, не как «акт» субъективности, а как сам способ бытия. Понимание это универсальный способ освоения человеком мира. Человек существует понимания, соответственно, понимание рассматривается Гадамером как опыт мира. Понимание есть проблема языковая и что понимание достигается в модусе языковости. Все феномены понимания и непонимания суть явления языковые. Пониманию всегда предшествуют трудности, препятствия, оно всегда начинается с ощущения столкновения с чем-то чуждым, провоцирующим, дезориентирующим. Непонимание есть необходимое условие понимания, так как там, где есть какие-либо трудности в понимании, само понимание уже дано как некая предпосылка. Трудности в понимании, считает Гадамер, необходимо рассматривать как явление позитивное.

Гадамер отмечает, что до всякого чисто понятийного познания, у человека уже существует некоторое смутное понимание проблемы. Это то, что Гадамер называет пред-пониманием. Это допонятийные и дорефлективные формы освоения действительности, которые описываются Гадамером как «преднамерение», «предусматривание», «предвосхищение», «предмнение». Они составляют саму основу человеческого существования в мире, именно они на самом деле и предопределяют мышление человека и язык. В качестве еще одной структурной формы предпонимания Гадамер выделяет предрассудок. Предрассудок - дорефлексивное содержание нашего сознания, лежащее в основе всего человеческого опыта, всей человеческой жизни.

Обращаясь к анализу герменевтического круга, Гадамер отмечает, что целое надлежит понимать на основании отдельного, а отдельное - на основании целого. Части определяются цепью и в свою очередь определяют целое. Для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле и. того. Гадамер считает, что необходимо не размыкать герменевтический круг, а войти в этот круг. Попытки разорвать герменевтический круг проистекают из характерной для классической философиидихотомии субъект-объект: понимаемое мыслится как объект, а понимающий как субъект. Интерпретация выступает как некий предварительный этап и как условие понимания, а само понимание - как результат интерпретации. Поскольку тот, кто понимает, изначально вовлечен внутрь того, что понимается, постольку оказывается невозможно провести четкую границу между понимаем и интерпретацией. Чтобы нечто понять, его нужно истолковать, но чтобы ею истолковывать, нужно уже обладать его пониманием, то есть неким предпониманием. Разомкнуть герменетическии круг оказывается невозможно, поскольку невозможна оказывается полное и адекватное понимание. Процесс понимания бесконечен, так как в нем постоянно присутствует момент интерпретации. Причем, цель понимания и цель интерпретации состоит не в «воспроизведении», а в «произведении» смысла.

Задача герменевтики Гадамера, таким образом, состоит в реконструкции замысла автора (это невозможно, да и не нужно а в конструкции нового смысла. В процессе понимания человек прежде всего понимает самого себя. Точнее, одновременно с пониманием текста, то есть мышления другого, человек понимает самого себя. Я понимает себя только через Другого и как Другого.

4.Неотомизм - философское направление обновленного томизма, то есть философии Фомы Аквинского, философа XIII века. В 1879 году неотомизм получил признание главы римско-католической церкви (папы Римского) и с этого времени составляет важную часть официальной доктрины католицизма. Наиболее известные представители неотомизма - Э.Жильсон, Ж.Маритэн, В.Бруггер, А.Демпф. И. де Фриз, Д.Мерсье, К.Фабро и другие. В неотомизме возрождаются основные категории философии Ф.Аквинского, такие как бытие, сущее, существование, акт и потенция, форма и материя.

С точки зрения неотомизма, именно Фома Аквинский наиболее правильно решил основные философские проблемы, поэтому его творчество имеет непреходящее значение. Новую философию, начиная с эпохи Возрождения, неотомизм рассматривает в качестве непрерывной цепи отклонений, ошибок и заблуждений, поэтому ставит задачу возрождения духа средневековой философии. На этом пути представители неотомизма видят преодоление хаоса современной жизни, обретения ясности, возрождения духовных ценностей.

Неотомизм стремится возродить и сохранить традиционные для христианства ценности, такие как личность, семья, церковная община, профессиональный долг, родина, государство. Отвергая индивидуализм и коллективизм как одинаково ложные крайности, неотомистска философия разрабатывает понятие солидаризма. Солидаризм предполагает нахождение механизмов согласовывания интересов общества и личности, интересов различных классов и социальных групп. Солидаризм обосновывается христианским принципом любви к ближнему.

Неотомизм является ведущим направлением в религиозной философии, но не единственным. Ряд религиозных философов стремились отойти от ортодоксальной доктрины. Ярким показателем нового религиозного взгляда на мир является философия Тейяр де Шардена.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Слепая кишка (cecum) с червеобразным отростком (appendix) | Із зерна осетрових риб готують ікру зернисту баночну та бочкову, пастеризовану, паюсну, ястичну та відкидну
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1231 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2507 - | 2325 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.