Эту национальную замкнутость Донцов стал без стеснения нарушать презус Военной Коллегии князь Потемкин. Он особенно поощрял пополнение донских полков при помощи П. Казаков из «малороссиян», хлынувших на Дон после разгрома Сичи. Ввиду того, что тогда было запрещено и самое название «Запорожские Казаки», всех пришельцев из Днепра именовали «малоросиянами», и только иногда в актах выделяется отчетливо-казачье название «Днепровские Черкасы». Каждый из этих пришлых людей придя в станицу или на хутор к частному владельцу, должен был приписаться за ними, в качестве неполноправного рабочего. Они назывались поэтому «приписными крестьянами» и «приписными малороссиянами». Из них 4.453 души, в последней четверти XVIII в., по требованию Военной Коллегии стали П. Казаками.
Такое распоряжение Потемкина нарушило старые донские традиции и потому не удивительно, что в ответ на него последовали недовольные жалобы Войскового правительства. В одной из них по поводу П. Казаков говорится: «Хотя из них были и люди такие, кои давали надежду к службе, но все они, не имея к тому навыка от молодых лет, и будучи на своих местах или земледельцы или люди в праздность погруженные, оказались бесполезными, тем еще более, что нередко происходят от них из полков побеги и другие постыдные по службе упущения, касающиеся до нарекания Донских Казаков, которые и рождением и воспитанием своим, получая свойственное предков их состояние, имеют особливые способности и Усердие к службе, чем Войско сие приобрело славу».
Но набор П. Казаков все еще продолжался и Войсковой атаман Иловайский в 1790 г. вновь затребовал от станиц именные списки, «сколько из приписных во оных, а также и за частными тех станиц владельцами, малороссиян окажется способных к службе». Указ Павла Первого об отмене «злоупотреблений и сделанных перемен князем Потемкиным» был принят Донцами с большим удовлетворением. Станицы возвратились к старым способам приема П. Казаков. Правда, волею русского правительства, к казачьим Войскам присоединялись отдельные племенные группы степняков и горцев (Бурятов, Татар, Калмыков, Осетин и т. п.), но это не были П. К. в прямом значении. Их подчиняли Войсковым правлениям, они должны были нести военную службу вместе и наравне с Казаками, но до полной ассимиляции оставались в казачьей среде иноплеменниками. А П. Казаками считались только лица принятые в общество по станичным приговорам, если они сами об этом просили и если зарекомендовали себя, как заслуженные и достойные уважения граждане.
Тот же порядок сохранился в годы возрожденной независимости (1917-20), с той разницей, что теперь право казачьего гражданства давалось помимо станиц и постановлениями Народных Собраний (Кругов и Рад). Полноправными Казаками становились автоматическим все лица, бившиеся в наших рядах за Казачью Идею. Закон предоставлял то же право всем коренным иногородним, выразившим желание стать Казаками. Но этим правом воспользовались лишь немногие. (По актовым материалам, опубликованным в книге А. П. Пронштейн, Земля Доснкая в XVIII веке, Ростов н/Д, 1961).
ПРИПИСНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ - в XVIII в. особый тип поселян на Дону; по большей части Запорожские Казаки, ушедшие с Днепра и пожелавшие остаться на положении мирных земледельцев. С развитием сельского хозяйства, Донские Казаки были принуждены пользоваться посторонней рабочей силой. Частично это требование покрывалось военнопленными: «ясырей» обращали в табунщиков, пастухов, чабанов и домашних слуг. Но для хозяйственного освоения широких степных просторов этих рабочих было мало. Поэтому работу «в Казаках» находили все пришлые люди, были ли это беглые помещичьи крестьяне из России или вольные Черкасы, уходившие от жестокостей и безнадежности польско-казачьих войн. Толпы таких Запорожцев с их семьями приходили на Верхний Донец, где большинство их оставалось Слободскими Казаками, поддаными московского царя. Частично же они продвигались на донские берега, размещались в казачьих поселениях и обращались к мирному труду. Среди них иногда находились и семьи украинских беженцев. Из этого рода людей составился класс П. К. Приписными они назывались по той причине, что каждый из них, явившись на казачью землю, должен был обязательно приписаться к станице или за частным владельцем отдельного хуторского хозяйства. Вначале это был своего рода надзор за поведением новых, незнакомых людей, а от 1763 г., когда для всех П. К-ян был введен «семигривенный» податной оклад, их опекуны (станицы и частные хозяева) стали отвечать за исправное по» ступление от них податей.
На Дону особенно много П. К-ян появилось после разгрома Запорожской Сичи. По переписи 1763 г. здесь проживало 18.876 душ, в 1782 г. их насчитывалось 25.473 души, а в 1795 г. уже - 50.633. Эти мирные поселяне не несли военных тягот, но должны были платить подати, а за пользование землей отдавать хозяевам условленную часть урожая. Владельцами же были: станичные общества, отдельные состоятельные Казаки, старшины, а часто и само Войско, которое разрешало селиться в слободах на войсковых землях. Все станичные и гражданские повинности П. К. несли наравне с Казаками, а взамен «казачьей службы» облагались «семигривенной» подушной податью. Как налогоплателыцики, да и как каждый станичник, они были несколько ограничены в переменах местожительства, но по правам они приравнивались к свободным русским государственным крестьянам, отбывали рекрутчину наравне с ним, обладали правом собственности на дома, личные посевы, скот, лошадей, могли подавать жалобы в суды, могли перечисляться в купеческое сословие, пользоваться наемным трудом. Коренные хозяева Донской Земли, Казаки, не желали делиться с ними только некоторыми правами: не позволяли по своей воле закладывать на войсковой земле хутора и рыболовецкие станы, строить мельницы При квартировании войск они выполняли постойную повинность, а также отбывали казенные работы при сооружении и ремонтах крепостей или в приазовских портах.
Хотя в некоторых случаях П. К-нам приходилось переносить обиды и несправедливости, жилось им на Дону много легче, чем под тяжелой рукой польских магнатов. Селиться П. К. предпочитали в больших слободах, основанных донскими старшинами при окраинах казачьих владений, на землях пожалованных им царями, особенно в Азовской губернии. К этому принуждала их и круговая порука по выполнению всяких повинностей, введенная в 1787 г. От 1788 г. за порядком следили, назначали на работы и собирали «семигривенный оклад» слободские и хуторские атаманы, избранные ими из своих же «людей доброго состояния, одомовленных и зажиточных».
Станицы не старались удерживать за собой П. К-ян, так как не хотели нести ответственности за выполнение их повинностей, а в Казаки из них принимались только единицы. В то же время отдельные хозяйства испытывали постоянный недостаток в рабочих руках. Профессор А. П. Пронштейн пишет, основываясь на донских архивных материалах: «В погоне за крестьянами старшины и богатые Казаки обратили свои взоры и на тех, кто был записан за станицами и старались переписать их на свое имя, используя всякие средства, в том числе и «добровольное» согласие крестьян и станичников». «В итоге число крестьян записанных за станицами резко сократилось. Если в 1763 г. их числилось 8.626, то в 1782 г; их уже было 7.456, а в 1795 г. только 3.864. В начале XIX в. старшины переписали на свое имя почти всех станичных «малороссиян» (А. П. Пронштейн, Земля Донская в XVIII веке). Раньше его проф. Сватиков, благодаря поверхностному изучению тех же актов, объявил, что это «уменьшение произошло потому, что станицы охотно зачисляли в казаки станичных малороссиян», чего, как видим, фактически не было. По ревизии 1811 г. П. К-ян уже за станицами не числилось, а зато слобод к этому времени возникло больше сорока. В них проживали донские крестьяне, по происхождению часто Запорожские Казаки, которые теперь имели дело лишь с казачьими старшинами или с Войсковым правлением. Станичники же стали пользоваться трудом сезонных рабочих, по наемным договорам «от Петрова до Покрова».
После Булавина и присоединения Дона к России, крупные хозяева получили возможность приобретать крепостных крестьян от русских помещиков. Эта купля-продажа получила особенное развитие после 1775 г., когда казачьи штаб-офицеры и генералы были приравнены по положению с русскими дворянами и получили право легального владения крепостными. В 1782 г. таких «покупных» крестьян на Дону было 1106 душ, а в 1796 г. - 3995 душ.
ПРИРОДА (дон.) - происхождение: «Помни свою природу» - не забывай своего происхождения.
ПРИСМЫКНУТЬ - затянуть узел, привязать.
ПРИСОВЕТОВАТЬ - подать совет, уговаривать.
ПРИСУГЛАСИТЬ - пригласить.
ПРИСУД КАЗАЧИЙ - по понятиям наших предков, земля назначенная Богом (присужденная) в вечное казачье владение; степной бассейн Дона, Старое Поле. Русская история трактует П. К., как область подвластную казачьему войсковому суду, территорию, на которую распространялась власть казачьих Кругов.
ПРИСУХА - ворожея, колдунья.
ПРИСЯГА - всякое торжественное обещание перед крестом и евангелием, в частности обещание свидетельствовать беспристрастно и правдиво на суде или честно выполнять обязательства, принятые на себя, добровольно, по принуждению или по гражданскому долгу. Первая попытка русских царей принудить Казаков к присяге или «крестному целованию на службу московскому царю» относится к 1632 г. Она окончилась неудачно. Донские Казаки в войсковой отписке заявили категорически по этому поводу, что на Дону «Крестного, государь,. целования, как зачался он казачьими головами, не повелося. При бывших государях, старые атаманы и казаки им, государям, неизменно служили не за крестным целованием». Донцы указывали также, что даже служилых Казаков, приходивших для гарнизонной службы в украинные города, «и тех бывшие государи ко кресту приводить никогда не указывали. А с нами того крестного целования не обновится, чего, искони веков не было».
Но через 22 года после этого, по Переяславскому договору «на службу царю» должны были присягнуть Казаки Днепровские; на Дону более благоприятная для Москвы обстановка сложилась к 1671 году. Россия только что справилась с грозными волнениями крестьян, вспыхнувшими по почину Степана Разина и его сподвижников Донцов; должны были смириться и донские противники Москвы. Среди Казаков верх брали ее сторонники.
24 августа 1671 г. с большим отрядом райтаров и драгун в Черкасск прибыли стольник Григорий Касагов и дьяк Богданов. Касагов объявил собравшимся Казакам «царскую милость», передал «жалованье», большее чем когда либо, и потребовал от имени царя присяги «на верность службы» и «в отвращение подобных на Дону возмущений».
Четыре дня Казаки не соглашались и протестовали, но после недавнего разгрома разинского движения воля Круга была надломлена и верх взяла партия сторонников послушания Москве. Решено было присягу принять. По «Историческому описанию Земли Войска Донского» (изд. 1867 г.) «Присяга произведена была на площади, близь соборной церкви, в присутствии стольника Касагова и дьяка Богданова и все присутствующие Казаки вписывались в книгу, присланную из Посольского Приказа; другая книга оставлена была ими в Войске, для вписывания в оную имен тех Казаков, кои впредь придут служить в Войско и всем тем, кои родятся на Дону и достигнут совершенного возраста».
Главные статьи присяги заключались в том, что Казаки и их старшины обещались укрощать все «открывшиеся на Дону возмущения и тайные заговоры», главных заговорщиков присылать в Москву, «а их последователей по войсковому праву казнить смертию», «к злоумышленникам не приставать и даже не помышлять о том, с Калмыками дальнейших сношений не иметь, кроме увещаний служить государю с Казаками вместе; скопом и заговором ни на кого не приходить, никого не грабить и не убивать и во всех делах ни на кого ложно не показывать. На здравие государя и всей его царской фамилии не посягать и кроме его величества государя, царя и великого князя Алексея Михайловича и всея России самодержца, другого государя, польского, литовского, немецкого и из других земель царей и королей или принцев иноземских и российских, на царство всероссийское никого не призывать и не желать, а ежели услышат или узнают скоп или заговор или другой какой умысел, возникший у Россиян или у иноземцев, и с такими злоумышленниками, не щадя жизни своей, биться»; Текст присяги носил характер исключительно служилый иотражал лишь страх русских властей перед повторением Смутного времени и перед участием Казаков в новых восстаниях. Но приняв ее Казаки отказались и формально от нарушенного уже выдачей Разина, права давать приют всякого рода пришельцам, в гордом сознании, что «С Дона выдачи нет!». Присяга ограничивала также внешние сношения, но еще во многом оставляла Донцам права автономного бытия. К тому же, приняло ее не все население Дона, а только те, кто нес очередную службу в Главной Войске и участвовал в Войсковых Кругах тех дней. П. стала обязательной для каждого Казака только в последующие годы. Откладывалось и выполнение взятых на себя обязательств: беглых стали выдавать только после жестоких насилий 1708 года, а непосредственные сношения с Польшей, Калмыками, Азовом и Крымом Дон прекратил только в начале XVIII в.
Для Казаков-мужчин, достигших двадцатилетнего возраста, был установлен особый вид П-ги, которой не подлегал никто из остального населения России. По приказу станичных атаманов в начале каждого года собиралась очередная молодежь, которая после молебна при» сягала у алтарей станичных соборов на верность династии.
Во дни возрожденной независимости (гг. 1918-20) Донской Войсковой Круг установил текст присяги для гражданских и военных служащих: «Обещаюсь честью Донского Казака перед Всемогущим Богом, перед святым его евангелием и честным крестом, чтобы помнить Престол Иоанна Предтечи и христианскую веру, и свою атаманскую и молодецкую славу не потерять, но быть верным и неизменно преданным Всевеликому Войску Донскому, своему отечеству. Обещаюсь служить ему до последней капли крови, всеми силами способствуя славе в процветанию Войска Донского. Обязуюсь повиноваться Большому Войсковому Кругу и избранному им Донскому атаману. Возложенный на меня долг службы буду выполнять с полным напряжением сил, имея в помыслах только пользу Войска Донского и не щадя жизни ради благаотечества.
Обещаюсь повиноваться всем поставленным надо мной начальникам, чиня им полное послушание во всех случаях, когда этого требует мой долг Донского Казака. Обещаюсь быть честным, добросовестным, храбрым и не нарушать своего обещания из за корысти, родства, дружбы или вражды.
В заключение данного мною обещания осеняю себя крестным знамением, целую святое евангелие и честный крест и нижеподписуюсь».
ПРИТВОРЫ - оконные ставни.
ПРИТУГИ - рыболовный снаряд, удочка.
ПРИТЫН - барьер, употреблявшийся при скачках с препятствием.
ПРИЧАЩЕНИЕ - в Православной Церкви часть догматического учения о Евхаристии, по которому верующие, вкушая Освященные Дары, хлеб и вино, под их видом причащаются Тела и Крови Христовой, во оставление грехов и в жизнь вечную. П. совершается по завету Иисуса Христа: «Сие творите в.мое воспоминание».
ПРОБА - передняя часть судна.
ПРОГНОИ (куб.) - глубокие места в болотистых плавнях, покрывающих дельту реки Кубани.
ПРОГОН (некр.) - дорога.
ПРОЕЗЖИЙ ЛИСТ (некр,) - пропускное свидетельство для продвижения по стране.
ПРОЗВИШША - родовое имя, фамилия.
ПРОКУДНЫЙ - зловредный.
ПРОПАСТИШША (дон.) - множество.
ПРОСКУРА Иван Прокофьевич (куб.) - рожд. 1874 г., ст. Брюховецкой; участник Первой Мировой войны и борьбы за Казачью Идею; после 1920 г. - эмигрант в Югославии; умер в доме для престарелых 1 сентября 1934 г. в гор. Вел. Кикинда.
ПРОСКУРИН П. Д. (куб.) - род. 5 февраля 1869 г., ст. Нефтяной; генерал-майор и дежурный генерал штаба Кубанского каз. Войска; от 1920 г. состоял эмигрантом и проживал в Югославии; был председателем правления одного из отделов в Союзе Первопоходников; умер 30 апреля 1934 г. и погребен в г. Суботица.
ПРОСЛЕДОК - колея, углубленный след проехавших подвод.
ПРОСТРАННО (некр.) - привольно, в достатке: жить пространно - не чувствовать ни в чем недостатка.
ПРОСФОРА - греческое слово, значит «приношение»; в церковном обряде - хлебец из лучшей пшеничной муки для Таинства Причащения с выпуклой надписью на верхней поверхности IС-ХР-НИКА (Иисус Христос Побеждает); во время Богослужения (Литургии) употребляется пять П., а кроме них освящаются все поданные верующими - во здравие живущим и за упокоение усопших.
ПРОТЕСТЫ С. В БОЛДЫРЕВА - Составитель и издатель Казачьих Исторических календарей, донской полковник и кавалер ордена св. Георгия, всегда резонно возмущался тем, что Казаков лишают права называться народностью. Но ввиду того, что при его жизни родовые корни нашего народа едва только намечались в научно-исторической литературе, ему пришлось ограничиться протестами, обоснованными мнением некоторых старинных русских и иностранных авторитетов, отрицавших официальную версию о происхождении Казаков от беглых русских или украинских крестьян и холопов. В своем календаре на 1956 г. С. В. Болдырев поместил статью: «Кто мы Казаки?» В ней он писал: «На этот вопрос одни скажут: «Казаки - это народ», другие ответят в духе учебников российской истории после 1835 г. - «это сословие», третьи - «Казаки - лучшая в мире конница», регулярные кавалеристы уточнят при этом, что Казаки - «четвертые полчки наших дивизий». Некоторые считают, что Казаки это род оружия, военная община, этническая группа и т. д., а ениссейский губернатор Степанов, называет нас «пособием» в своей книге «Описание», изд. 1835 г.
Кроме того, эти ответы зависят от времени и обстановки. Так например, во время войны - «Казаки - это сверхгерои», а война окончилась - «Казаки это грубые и необразованные люди». После революции 1905 г., смотря кого спрашиваете; «Казаки это оплот трона и порядка», ответят монархисты, социалисты же скажут: «Это черносотенцы, царские опричники, жандармы» и пр. Во время гражданской войны большевики говорили: «Казаки это белобандиты и враги народной власти», а сейчас в эмиграции, если Казаки не занимаются своей политикой, — «Казаки это русские люди», для некоторых даже «лучшие русские люди». Когда же Казаки занимаются своей общественно-политической работой, то сейчас же попадают в «самостийники». Если при этом они издают свои газеты и журналы, где пишут о старинной казачьей самобытности и самостоятельности былой и будущей, то эти тот час же попадают в «казакийцы». Такие выводы происходят оттого, что все эти люди никогда не интересовались и не хотят интересоваться подлинной казачьей историей.
Разберем вкратце эти положения. Предположим, что Казаки это род оружия, конница.
Многие говорят: «В России были: пехота, конница, артиллерия..., ну, были и Казаки». На это мы можем ответить, что у Казаков, ведь, кроме конных полков, была и своя казачья пехота - пластуны, вначале у Кубанцев и Забайкальцев, а в Великую войну 1914-18 гг. и у Донцов. А кроме этого, у Донцов, Кубанцев, Терцев, Оренбургцев, Уральцев и Забайкальцев была и своя артиллерия. Это уже получается - три рода оружия.
Кто читал казачью историю, тот знает, что в старину Казаки имели и свою лодочную гребную флотилию. Еще атаман Ермак в Ливонскую войну у Ивана Грозного состоял в «судовой рати». В 1696 г. донская флотилия у Азова дала царю Петру первую морскую победу. Поэтому адмирал Кедров, морской писатель Терещенко и др. признавали Казаков первыми учителями Русских в морском деле. Получается, уже четыре рода оружия, а кто читал историю, тот знает, что при взятии Казани (1552 г) и под Азовом в 1637 г. у Казаков были подрывные команды.
Это далекая старина. А вот вспомним гражданскую войну 1917-20 гг. У Казаков тогда были не только своя пехота, конница, артиллерия, инженерные части, бронемашины и поезда, но и небольшая воздушная флотилия. О, геройстве донских летчиков Богатырева, Баранова, Попова и др., мы сами читали в газетах того времени. При атамане Краснове сформирована также донская флотилия, во главе с адмиралами Герасимовым и Коненовым. Из вышеизложенного мы видим, что в военном значении понятие «Казаки» нельзя относить к одному лишь роду оружия. Ведь, здесь идет речь о целой армии и флоте. А кто их имеет? — Народ!
Были ли Казаки сословием?
Не говоря о Русских и Украинцах, подлинной казачьей историей мало интересуются и некоторые Казаки, для которых достаточно авторитетны выводы учебников Иловайского, Платонова и др. российских историков, считающих Казаков сословием. Но всем известно, что сословия в России регламентированы по образцам Западной Европы только Петром I и Екатериной II. До этого в Московском царстве, действительно, существовало деление на различные социальные слои, как бояре, дворяне, посадские, холопы, черносошные, кабальные и др., но это не сословия в нашем понимании. А ведь Казаки исторически существовали уже несколько веков и до регламентов Петра I; Кем же они тогда считались?
Мы отлично знаем, что Казаки принимали участие в Куликовской битве (1380 г.), а Карамзин, «отец российской истории», берет и еще раньше, говоря: «Казаки, во всяком случае, древнее Батыева нашествия» (1237г.). А российский историограф Татищев сообщает, что Казаки существовали еще во времена Хазарской империи. К какому же сословию они тогда принадлежали? К какому сословию принадлежали известные истории Казаки-атаманы Сары Азман, Сусар, Мелих, Ермак, Семен Дежнев и др.?
Вообще, о сословиях: можно ли считаться сразу в нескольких? Всем известно, что в каждом сословном государстве его гражданин можёт принадлежать только к одному сословию. Напрю, русский крестьянин принадлежал к крестьянскому сословию; но вот он разбогател на земле, бросил свое хозяйство, купил лавку, получил права на торговлю и «гильдию». Теперь он уже купец, а не крестьянин. Затем сын его закончил духовную семинарию и, став священником, перечислен из купеческого в духовное сословие; родной брат этого, как сын купца, мог из военного училища получить офицерский чин и после служебного повышения зачислялся в дворянское сословие, а из купеческого исключался, т. к. одновременно нельзя было состоять в двух сословиях, разных по правам.
Как же обстояло дело с этим сословным вопросом у Казаков? У Казаков в свободных обществах никогда не было сословных делений. Они были равны между собою, как граждане своей казачьей земли. Какое бы положение каждый из них не занимал, он оставался равным между равными. Но российское правительство, желая разбить казачий народный монолит, основанный на полном их равенстве, а также в целях полнейшей русификации и общеимперской нивелировки, стало вводить сословные разграничения. Так при Екатерине II учреждается дворянство, при Александре I выделяются «торговые Казаки» и т. д. Если считать Казаков сословием, то получается единственное в мире двусословные положения: каждый Казак, состоя в своем казачьем сословия, одновременно будто бы состоит в сословии дворянском, духовном, купеческом и т.п. Абсурдность такого положения поняли даже в Советской России а там, после декретов, уничтожающих все сословные различия, после ряда лет мстительных гонений на Казаков, в конце концов их бытие возрождено формально, но уже в качестве «полунацменов», а не сословия.
Какие ответы можно найти на следующие вопросы:
1) 1) Где и в каком государстве было так, чтобы «сословие», «род оружия» имел свою определенную территорию? А вот в иностранных атласах на французских, итальянских, немецких картах XVII века неоднократно встречаются надписи «Страна Донских Казаков», «Казачья Страна», «Казачья территория». Также в российских учебных атласах Линберга, Ильина и др., по которым мы сами учились в школах, находим в бассейне реки Дона надпись «Донские Казаки», на Урале - «Уральские Казаки» и т. п. А в атласах старших изданий, на месте нынешней Области Войска Донского, читаем «Земля Донских Казаков». Так официально называлась эта территория со времен императрицы Екатерины II до 1870 г. А в эпоху царя Петра I на карте 1696 г. ген. Я. Брюсе надписал: «Юрты Донских Казаков», а еще раньше, в Книге Большого Чертежа времен царя Федора Алексеевича на том месте значатся «Владения Донских Казаков». Это ли «сословие»? «род оружия»? «община»? Даже любопытно было бы увидеть карту России с обозначением по родам оружия или сословиям. Напр. «Земля калужских дворян» или «Земля пензенских мещан».
2) 2) Где и когда сословия вели самостоятельные войны, совершали походы сухопутные и морские? А сколько битв записано в казачьей истории еще до покорения их Россией! А сколько раз их гребные флотилии громили берега Крыма, Персии и могущественной Турции, уже в то время когда на Москве еще не было флота. Это ли «сословие», «община», «этническая группа»?
3) 3) Какое сословие имеет свою гражданскую и военную историю? А ведь Казаки имеют!
4) 4) Какое сословие имеет свою народную одежду, свою особую прическу, свои особые песни и танцы, свой особый стиль построек - «куреней» и если не собственный язык, то во всяком случае особые казачьи говоры, в которых обнаруживаются многие слова тюркские и горские.
5) 5) Когда и где сословия имели свою постоянную армию, со всеми родами оружия?
6) 6) Когда и где сословие, род оружия, община, этническая группа и пр. имели свою территорию, свои законы, парламенты (Круги и Рады), автокефальную Церковь (в допетровское время), вели свою политику? А вот о Казаках, в совершенно официальном издании «Столетие Военного министерства», читаем: «До последней четверти XVII в. Донские Казаки были совершенно независимыми от Москвы и. в отношении московского и других своих соседей вели свою политику».
7) 7) Наконец, где, когда и в каком государстве было так, чтобы сословие, род оружия и т. д. сами становились государством?.. А вот Дон, Кубань и др. Войска в 1918 г. возродили, как это было в старину, свои казачьи республики и в них парламенты (Круги-Рады), свои конституции, гербы, флаги и другие атрибуты государственной независимости. Дон к тому же имел свой государственный банк, выпускавший «донские» денежные знаки, и Донской Сенат.
Осуществить все это мог только народ, а не сословие!
ПРОТОИЕРЕЙ - старший священник.
ПРОТОПОП - прежнее название для протоиерея, теперь устаревшее и вышедшее из употребления.
ПРОТОПОПОВ Иван Иванович (дон.) - род. ок. 1889 г. на Среднем Дону; ученый агроном с аттестатом Петровско Разумовского Сельскохозяйственного института; офицер и участник борьбы за Дон в гг. 1918-20. Оставленный в Новороссийске, пристал к 4-й конной дивизии, сформированной из пленных Казаков в армии Буденного; на Польском фронте руководил заговором по переходе дивизии на сторону Поляков, а выполнив переход, принял участие в формировании казачьей бригады есаула Сальникова и с нею, в качестве начальника штаба, помогал Полякам в их борьбе с русской Красной армией; от декабря 1920 г. оставался в эмиграции и работал землемером. Умер в 1943 г. и погребен на кладбище города Тарнов (Польша).
ПРОТОПРЕСВИТЕР - почетное звание протоиерея; П. армии и флота - начальник всего военного духовенства.
ПРОХУДИТЬ - истрепать, продырявить одежду.
ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ - последний день Масляницы.
ПРУТСКИЙ МИР - заключен Петром I после неудачной войны с Турцией в 1711 г. По мирному договору все земли Запорожской Сичи оставались в формальном владении султана, Россия отдавала ему же обратно Азов с окружностями, должна была уйти из Таганрога, срыв его укрепления, отказывалась от вод Азовского моря и потеряла право иметь в нем свой флот. Теперь сухопутная граница России проходила от Тясьмина и Днепра, «минуя Леонтьевы буераки», на курган Саур-Могила, дальше к реке Миус, затем по р. Тузлов к Каменному Броду, а от него по Темернику выходила на левый берег Дона и опускалась на юг к верховьям р. Ея.
ПРЯ (некр.) - спор.
ПРЯЖКА - поясной ремень.
ПРЯМИТЬ - верно служить; это слово встречается в отписках Донских Казаков московским царям.
ПРЯСЛО - часть плетня.
ПСАЛМЫ - религиозные песнопения из книг Ветхого Завета; их составление относят к 1500-1150 гг. до Р. Хр.
ПСАЛОМЩИК - светское лицо, прислуживающее священнику во время богослужения; иногда вне алтаря, частично замещает дьякона.
ПСАЛТИРЬ - собрание псалмов; книга содержит псалмы царя Давида, Моисея, Левитов, Асафа и др. псалмопевцев.
ПСИОЛ - левый приток Днепра; длина ок. 650 клм.; в старину назывался Псио, что по Кабардински и адыгейски значит «река», «вода». С рекою П. связана многовековая история Черных Клобуков и их потомков Днепровских Казаков или Черкасов;
ПСОТИТЬ - портить.
ПТА (некр.) - птица; мн. ч. - птахи.
ПУГАЧЕВ Емельян Иванович (дон.) - рожд. 1736 г., ст. Зимовейской (Потемкинской); предводитель восстания начатого Казаками, Кайсаками, Башкирами и русскими «работными людьми».