Весь 1813 г. атаман провел со своими полками в преследовании неприятеля. Под Лейпцигом во время «Битвы народов» 4-7 октября взял в плен 15 тыс. Французов; в следующем году прошел победным маршем через Лаон, Шарм, Эпиналь и Арсис; при Сезане взял в плен отряд старой наполеоновской гвардии, занял Фонтенебло и вошел в Париж, отсюда вместе с императором Александром посетил Лондон, где союзные Англичане подарили ему ценную саблю, назвали его именем «Атаман Платов» корабль, спущенный в то время на воду, а Оксфордский университет поднес ему почетный диплом доктора «гонорис кауза». От русского императора, за все боевые подвиги Казаков их атаман получил в награду чин генерала от кавалерии, высшей орден Андрея Первозванного и «графское Российской империи достоинство». Вообще же Вихорь-атаман,какего называли, стал однимизнаиболее популярных героев Отечественной войны.
Заслуги Казаков и атамана П. говорили сами за себя. Ценилих и царь, но в русском чиновном мире П. не пользовался симпатиями. Был он острым на язык и несдержанным в выражениях. Еще в Костроме говорил товарищу по ссылке ген. Евдокимову: «Вот эта звезда находится над Кавказом, куда бы мы с тобой бежали, если бы уменя не было столько детей» (у него тогда их было уже 8 душ). Московский генерал-губернатор граф Растопчин в письме императору Александру от 21 сентября 1812г. выставил его, как человека злоупотребляющего спиртным и в смысле политическом - ненадежного; «Я убедился, что это человек опасный и не следует раздражать его при настоящих обстоятельствах. По злобе Кутузов его преследует, а у него бродят дурные замысли в голове; говорит о том, что хотел Наполеон предложить ему и Казакам, что если для Русских дело кончится плохо, то он знает, что делать, что Казаки пойдут за ним и тому подобное» (Русская Старина, 1897 г. т. 7-9). Другой чиновник Михайловский- Данилевский, после упреков, что атаман П. был пьян во время сражения. под Бородиным, пишет в Воспоминаниях. «На Дону его не любили за разные нововведения, которые, как мне сказывали были вредны для его края, например, перенесение города Черкасска в Новый и запрещение нанимать за себя Казаков в военное время». «Крепость св. Димитрия важна для России в том только отношении, что находясь, в тылу Донских Казаков она обеспечивает насчет каких либо, могущих последовать с их стороны, непозволительных покушений. Сам Платов, однажды, в веселую минуту, по принесенной жертве Вакху, советовал не упускать из виду сего обстоятельства» (там же). Благодаря своему воспитанию, службе государям и графскому титулу, П. не мог стать подлинным народным атаманом. Он и не равнял с собой рядовых Казаков - «детушек», хотя не проявлял деспотических наклонностей и заботился о восстановлении народного благосостояния надорванного войной и всеобщей мобилизацией. Сам он был «заслуженным», а потому больше всего ценил и поддерживал интересы «заслуженных» людей чиновныхи дворян. Это выразилось в его стараниях утвердить формально права и обязанности, существовавших уже и до него казачьих сословий. Указ от 6 февраля 1804 года, давший «войсковому сословию» право избирать лиц для гражданского управления, атаман трактовал правильно, понимая под термином «войсковое сословие» не всех Казаков, а только выделившийся из их среды, класс военно-служилых. В то время ещене установилась традиция, считать Казаков сословием, но казачье общество уже фактически само поделилось на сословия. Класс «войсковых чиновников» или «старшин» он старался оформить по примеру русского дворянства, предоставив им право и внутреннего самоуправления и участия в делах гражданской администрации: их выборные войсковые и окружные «дворянские депутаты» стали не только представителями и защитниками сословных интересов, но и своего рода ревизионной комиссией для проверки годовых расходных отчетов Войсковой Канцелярии.
Организовав так казачьих дворян, атаман П. оформил также сословие Казаков - купцов. 1-го сентября 1804 г. было утверждено по его представлению Положение о «торговых Казаках» (см.). В своих личных хозяйственных делах больше всего интересовался конно-заводством. В его табунах собралось до 4.000 лошадей строевого типа.
Он оставался бессменным атаманом почти семнадцать лет и умер 5 января 1818 г. в ст. Еланчинской. Погребен в Новочеркасске, где ему был воздвигнут художественный памятник перед дворцом на Александровской площади. Соввласть, его убрала, но Казаки все еще славят Платова-героя в своих песнях. Французы утверждали, что сын атамана погиб во время встречи Казаков и конницей Понятовского под г. Верея. В старой армии наш 4-й конный полк имел П-ва вечным почетным шефом и именовался 4-м Дон. каз. атамана графа Платова полком.
ПЛАТОВСКИЙ ХОР - казачий хор имени атамана Платова существует от 1927 г.; он создан в Праге (Чехословакия) эмигрантом Николаем Федоровичем Кострюковым, причем преодолеть первые трудности в музыкальном оформлении ему помогал герцог Н. Н. Лейхтенбергский, а организовал выступления в качестве антрепренера полковник Чапчиков. П. х. составился из знатоков казачьих народных песен. Н. Ф, Кострюков был одним из них. Он не получил специального муэыкального образования и не мог о нем мечтать в юности, потому что его отец исполнял только скромную должность писаря в станице Цымлянской. Но врожденное чувство мелодии и тонкий слух, воспитанные в обстановке станичного и сотенного хорового пеняя, создали из него дирижера Божьей милостью, дирижера-самородка. Оказавшись в эмиграции, он приехал в Прагу продолжать образование в Институте горных инженеров. Здесь и зародился П. х. под его управлением на голосовых данных бывших там Казаков.
За многие годы своего существования П.Х., пронес казачьи мелодии по всему свету; в десятках государств, выступая на больших городских сценах он знакомил миллионы слушателей с оригинальной прелестью казачьей народной песни, которой создал повсюду заслуженную славу.
От 1951 г., переехав в США, П. х. выступал по контракту с предприятием «Колумбия Концерт Корпорейшен», для которого напел много граммофонных пластинок.
ПЛАТОНОВ Дмитрий Васильевич (дон.) - рожд. 1905 г., ст. Раздорской; от 1920 г. находился в эмиграции; в 1929 г. закончил высшую школу во Франции и как инженер топограф, выехал на службу по контракту в Сирию; там состоял атаманом Бейрутской казачьей станицы. Скоропостижно скончался в Бейруте 24 марта 1961 г.
ПЛЕМИНУ (некр.) - рода, племени.
ПЛОЙКА - завивка волос или фестонов на ткани при помощи горячих щипцов.
ПЛОТБИЩЕ - пристань для лодок.
ПОБИРУШКА (некр.) - нищий.
ПОБРАТЫМСТВО - духовный и формальный союз двух лиц или двух родов не состоящих в кровном родстве, на основании взаимного расположения, исходящего из совместной деятельности, чаще всего - военной. В нордическом мире договор П-ва сопровождался обрядом «клятвы на крови»:небольшое количество крови новых побратымов смешивалось в сосуде и, выпивая ее, они присягали на мечах взаимную любовь и братскую верность до гроба. В Польше П. выражалось в передаче шляхетскими родами своих гербов, а часто и фамилий, боевым соратникам и новоявленным шляхтичам. Это называлосьтам «адоптацией»; в 1415 г. акт польско-литовской Городельской Унии сопровождался пунктом, по которому 47 знатных Поляков приняли в свои роды (адоптировали) 47 семейств литовских, передав им право и на свои гербы.
Обычай П-ства распространялся и на наших предков; в XVI и XVII вв. Днепровские Казаки, отличившееся во время совместных с Поляками походов на Татар и Москву, получали, как награду, от королей шляхетство и земли. Оставаясь Казаками, принятыми в рыцарский класс Речи Посполитой, они Обычно становились по-братымами старых польских или литовских боярских родов, приобретали их фамилии и «пшипущали сень до их гербув». Этим и объясняется присутствие среди наших Черноморцев и даже среди Донцов множества Казаков, не только с отчетливо-польскими фамилиями (Зазерские, Дзиковские, Калиновские, Myжиловские, Мальчевские, Ямпольские, Закржевские, Ржаксинские, Кремпские, Ямборовские), но и со знатными польскими фамилиями (Зборовские, Язловецкие, Потоцкие, Вишневецкие и др.). Польский историк К. Щейноха утверждает, что гетман Богдан Хмельницкий имел право печататься, высоко стоящим в геральдике гербом «Абданк» и, следовательно, один из его предков, получив от короля шляхетство, тоже был связан узами побратымства с одним из знатных польских родов.
В результате польско-казачьих войн и взаимных обид, гербовые книги Польши много о казачьей щляхте не говорят, но в некоторых случаях на их страницах еще можно отыскать следы по-братымства, разорванного после.
Все наши носители польских фамилий по праву считают себя чистокровными Казаками, какими их предки оставались и после получения от королей шляхетских «клейнодов».
ПОБЫТ - обстоятельства; «таким побытом» — «при таких обстоятельствах», «таким образом».
ПОДБОР - низкий каблук казачьего сапога.
ПОДГОЛОСТНИК - певец, выполняющий в казачьем хоре подголосы, партию на высоких тонах; также — дишкант.
ПОДГОЛОСЫ - музыкальная партия при хоровом исполнении казачьей песни, вариант ее основной мелодии на самых высоких тонах.
ПОДЖЕНИШНИК - старший шафер на свадьбе.
ПОДЗЁМКА -низкий дымоход-лежанка.
ПОДКОВА Иван - претендент на молдавский трон во второй половине шестнадцатого века; нашел поддержку у Запорожских Казаков в Сичи и при их помощи установил свою власть в Молдавии; через два года был изгнан партией противников, которую поддерживала Польша; в попытке переубедить польского короля, поехал в Варшаву, но был там схвачен, заключен в тюрьму и, в конце концов, казнен в 1578 г.
ПОДМОРНАЯ (некр.) - болотистая, гнилая.
ПОДОЛЬСКИЙ Евгений Иванович (дон.) - рожд. 1899 г. ст. Усть-Медведицкой; ученик местной гимназии, участник борьбы за Дон. Весной 1918 г., когда ст. Усть-Медведицкую занимали большевики, П. по поручению тайной организации молодежи покушался на жизнь жестокого члена военно-революционного трибунала Рожкова; он его ранил, но сам был схвачен и расстрелян красными. Несмотря на истязания, не выдал никого из соучастников.
ПОДОНЬЕ - бассейн Среднего и Нижнего Дона; делилось на западную Крымскую сторону и Заполье.
ПОДОШЛА ПОД НЕГО (некр.) - приблизилась к нему.
ПОДПИСНЫЕ СТАРИКИ - лица наиболее уважаемые в станицах, избранные обществом для совещаний с атаманом и контроля действий станичного правления. Вначале они назывались «выборными», но так как переписка в важных делах шла заих подписями, от сороковых годов XVIII в. их стали называть «подписными». В круг обязанностей П. стариков входила организация обороноспособности своего городка, наблюдение за справедливым распределением очередей в военных командировках, решение вопроса об отставке служивых, выселение нежелательных, беглых из России, новоприходцев, улаживание ссор между станичниками и т. в. В актах они иногда называются и «степенными стариками».
ПОДСОБИТЬ - прийти с помощью.
ПОДСОСАЯ КОБЫЛИЦА - кобылица с жеребенком.
ПОДТЕЛКОВ Федор (дон.) - рожд. ок. 1890 г. ст. Усть-Хоперской, подхорунжий, вахмистр б-й Донской гвардейской батареи: сторонник соввласти.
По внешности типичный казак, черноглазый, смуглый, широкоплечий брюнет вышесреднего роста, блестящий службист-батареец. П. после революции 1917 г; пошел по чужому пути, уверовал в непреложную истинность пропагандных посулов ленинцев и оказался в небольшой группе Казаков - сторонников Октябрьского переворота. Он сразу примкнул к большевикам, выдвинулся, выдвинулся у них на пост председателя Каменского Ревкома, стал непримиримым врагом законного Донского правительства и атамана Каледина После боя с Чернецовцами под станцией Глубокой, собственноручно зарубил полковника Чернецева и приказал перебить других пленников-партизан.
В апреле 1918 г. на Донском съезде советов, после провозглашения Донской Советской республики, избрав председателем ее Совнаркома, но вскоре, отступая из Ростова на север при всенародном восставив Казаков, попал в руки повстанцев. По постановлению народного суда, П. был повешен, как изменник 11 мая (н. ст.) в хуторе. Пономареве Краснокутской станицы.
ПОДХОРУНЖИЙ - самое старшее военное звание для особенно заслуженных рядовых; по штату П. занимал в сотне должность вахмистра, но в случае нужды мог заменить и строевого офицера; особенно часто случается во время борьбы за Казачий присуд.
ПОДЫ - земельные наделы в степных юртах на отдаленных от станицы участках.
ПОЕЗДА БРОНЕВЫЕ - в годы 1918-20 на независимом Дону армия располагала одной бригадой бронепоездов. В бригаде состояло четыре дивизиона, каждый из трех поездов боевых и одного ремонтного; боевой поезд имел две бронированных площадки и такой же паровоз; на площадках 2-4 орудия и 14 тяжелых пулеметов при экипаже: командир, восемь офицеров в около ста рядовых.
Первый дивизион: «Атаман Каледин», «Гундоровец» и «Квязь Суворов».
Второй дивизион:«Paздорец», «Митякинец» и «Илья Муромец».
Третий дивизион: «Партизан полковник Чернецов», «Казак Землянухин» и «Генерал Бакланов».
Четвертый дивизион: «Ермак», «Донской Баян» и «Иван Кольцо».
Два бронепоезда «Атаман Орлов» и «Атаман Назаров» действовали самостоятельно и подчинялись штабуармии.
П. Б. принимали участие в боях на ж. д. линиях Лихая-Царицын, Лихая-Лиски, Лихая-Купянск и Зверево-Штеровка.
В 1919г. бригада разделена на два полка по 7 боевых поездов и при них — по одному ремонтному; к каждому полку теперь был придан один бронепоезд с двумя шестидюймовыми дальнобойными пушками «Каиэ».
На участке Бобров-Таловая-Поворино-Михайловка действовали отдельно П. Б. «Бузулук», «Хопер» и один безимянный, отбитый у красных Гундоровцами генерала Гусельщикова.
полковник М. Бугураев.
ПОЖАЛОВАНИЕ - царская милость в награду за услуги. До Петра I царское П. Донским Казакам выражалось в присылке ежегодных даров в виде пороха, свинца, запаса зерна, спирта и сукон. Взамен этого казачьи общины вели непрерывную разведку татарской степи, а иногда, по особым договорам, выступали с боевой помощью русским войскам. Эта форма отношений с соседями велась по примеру.Византии, которая постоянно выплачивала соседним «варварам» жалование натурой и деньгами за мир и помощь против врагов, привлекая их тем в число своих федератов (см.).
ПОКЕЛЕВА, ПОКЕЛЬ - покаместь, до тех пор пока.
ПОКЛИКАТЬ - позвать.
ПОКОРЕНИЕ ДОНА -впервой половине XVI в. на Дону образовалось самостоятельное речное государство, Эта христианская казачья республика на недавних землях павшей Золотой Орды основана Азовскими и Белгородскими Казаками, а потом она массово пополнялась их единоплеменниками Казаками с окраин Московии и В. княжества Литовского, возвращающимися из полуторавековой невольной эмиграции. К концу XVI в. она уже выросла в мощное военное и полностью суверенное политическое общество, готовое померяться силами с турецким султаном и державшее в страхе его степных вассалов. С христианской же Москвою Донские Казаки установили отношения взаимной поддержки. Такое положение удовлетворяло население Донской Земля, Московским же царям было не по душе. Им приходилось с ним мириться, но в их глазах Донские Казаки оставались только «своевольными людьми», не пожелавшими остаться под высокой рукой христианского государя. Сто лет до своего исхода на Дон казачьи станицы, выполняли пограничную сторожевую службу; они стали в Московии значительным фактором не только военным или экономическим, но и социальным. Теперь массовый уход Казаков нарушал привычный строй в стране, но задержать их силою не всегда было возможно. Они возвращались домой на свою историческую землю и становились там желанными членами возрождающегося народа. Поэтому то и установилось, как закон, правило «с Дону выдачи нет!»
Ряд причин заставлял московское правительство считаться даже с таким неприятным обстоятельством. Приходилось поневоле примириться с существованием этих самостоятельных союзников - «федератов», признать их права и обычаи, льститьих самолюбию, называя Великим Войском, принимать их послов с честию наравне с другими иностранцами и даже высылать им более или менее регулярно дары - «жалование». А за такие блага военная республика препятствовала Татарам нападать на южные окраины Московии.
Договорные союзные отношения нарушил царь Борис Годунов, а по его почину и сами Казаки. Они приняли деятельное участие в его низложении, поддерживали двух самозванных царевичей и, наконец, оказали существенное давление на Земский Собор при выборах царя Михаила Федоровича. По существу все это было участием в интервенции, вооруженное вмешательство в дела соседнего государства, ослабленного Междуцарствием и Смутой, служение собственным казачьим интересам.
Царь Михаил Федорович продолжал ту же политику лояльности по отношению к донской республике, но однажды сделал неудачную попытку принудить ее к покорности при помощи духовно-религиозных влияний Русской Церкви: на Дон пошли упреки патриарха Филарета, его угрозы отлучить Казаков от Церкви за непослушание. В ответ на это, через два-три десятилетия, на Дону возникло стремление освободиться от духовного давления Москвы, путем обособления в старообрядчество, религиозные формы упраздненные патриархом Никоном. Большинство Казаков не приняло его церковные реформы. Протест против них частично проявился в движении Разина. «Раскольниками» на Дону стали не только рядовые массы, но и Войсковые атаманы, как выборные, Самуил Лаврентьев и Илья Зерщиков, так и назначенный Даниил Ефремов При этом «Распространение раскола среди представителей казачьей верхушки отражало ее стремление к сохранению старых церковных и политических порядков на Дону» (А. П. Пронштейн. Земля Донская в XVIII в. Ростов н/Д. 1961). Из тех же источников пошло и восстание Разина. Но так же как участие Казаков в Смуте, последнее было вмешательством во внутренние дела Московии, а потому носило оттенки социальные и не нашло поддержки во влиятельных общественных кругах Великого Войска Донского. Во всяком случае. Дон был ослаблен разногласиями, позволил сторонникам Москвы схватить и выдать Разина, не считаясь с древним обыкновением убежища, а в 1671 г., скрепя сердце, принужден был подчиниться требованиям царя и сложил ему присягу. После этого Донская Земля еще сохраняла значительные автономные права, но уже не могла вести суверенную внешнюю политику и непосредственно сноситься с Поляками, Немцами и Турками. Однако это ограничение часто нарушалось атаманами. Так, самостоятельные дипломатические сношения с Азовом и Крымом возобновлялись неоднократно до 1715 г.
К началу восемнадцатого века казачье Подонье было окружено московской оборонительной линией от Астрахани до Бахмута; занимая Азов и построив Таганрог, Россия замкнула полное окружение. Мало считавшийся со средствами и деятельный, император Петр I постановил закончить П. Д. В 1708 г., он преодолел отчаянное сопротивление Казаков под атаманом Булавиным, принудил их сложить оружие, зверски расправился с участниками восстания, отменял право выбирать атаманов и решать дела всенародным собранием Кругов и в 1721 г. передал управление казачьими делами из Посольского Приказа в Военную Коллегию. Окроенные со всех сторон и потерявшие миллион гектаров, земли Казачьего Присуда вошли в расширившиеся границы Российской империи. Дон был завоеван, но полностью не покорился. Было еще участие в восстании Е. И Пу гачева (1773-74), была попытка вооруженного восстания в гг. 1792-94:, было пассивное сопротивление атаманов С. Ефремова, А. К. Денисова, А. В. Иловайского, было громкое дело Грузиновых и т. д. Не помогло дружное наступление на казачью душу всех военных, гражданских и научных кругов России. Им всем сообща удалось внести в казачьи понятия много ложных представлений, но искоренить у Казаков память об особенных исторических правах, искоренить сознание обособленности, не удалось. Поэтому после революции 1917 г. возродились Круги, провозглашена независимость, которая два года оборонялась в кровавой борьбе от новой русской власти Советов. В 1920 г. Дон был снова завоеван, но в какой мере покорен, пока неизвестно.
ПОКОХАТЬСЯ - полюбить друг друга.
ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - издревле укоренившаяся в душах Казаков надежда на опеку и покровительство Матери Бога Живого. День Покрова 1/14 октября всегда праздновался в станицах дома и в эмиграции особенно торжественно, с молебнами о живущих, с панихидами по отшедшим в иной мир, с общественными собраниями, спортивными состязаниями и общими трапезами. Исторически такая традиция приурочивалась к чуду поражения Турок под Азовом, когда у изнемогавшего от долгой и неравной борьбы казачьего гарнизона не оставалось никаких надежд и когда видение «жены прекрасной в багряной ризе» вдохновило на новые подвиги. К первому октября 1641 г. свершилось действительное чудо: город освободился от осады. Но корня особенного почитания Богородицы несомненно много древнее, глубже и душевнее. Божия Матерь, это Высшее Начало. Матерински нежная, страдающая и понимающая страдание, вечная Женственность, обнадеживающая посредница между слабым человеком и Всемогущим Господом. Ее образ вызывал в массах военного казачьего народа те же чувства, которые почитание Пресвятой Девы у средневековых рыцарей, в частности у рыцарей В. княжества Литовского, ходивших в бой с пением гимна-молитвы «Бога Родица, Девица, Благословенная Мария». Обо всем этом. и свидетельствует апокриф о Богородице и слезах казачьих матерей, созданный Казаками когда то в старину (см. КАЗАЧКИ).
Осеннийпраздник, посвященныйП. П. Богородицы, отдавал должное памяти погибших в боях и усопших, а одновременно служил днем благодарения за Божие дары, за те жизненные блага, которые Казак-хозяин получил в истекшем году.
ПОКРОВСКИЙ Виктор Леонидович - русский офицер, ставший по прихотям судьбы в годы борьбы, за Казачью Идею командиром Кубанских Казаков. Во время Первой Мировой войны служил в 10-м Малороссийском гренадерском полку, а также в качестве летчика-наблюдателя в военной авиации. После октябрьского переворота 1917 г., одним из первых скрылся к Казакам на Кубань. Здесь проявил инициативу в формировании партизан и заслужил внимание Кубанского атамана. В январе 1918 г., после боя под Энемом, атаман Филимонов произвел его из капитанов в полковники и поручил ему командование Правительственным отрядом. Через два месяца он получил чин генерал-майора, а, потом в Добрармии, откомандирован дивизией и поставлен во главе кубанского корпуса. Отличался жестокостью и в систему борьбы ввел, не свойственные Казакам, террористические способы; там где стоял штаб Покровского всегда было много расстрелянных и повешенных без суда, по одному подозрению в симпатиях к большевикам. Последний его «подвиг» в должности командующего тыловым районом - разгром Кубанской Краевой Рады и казнь священника Алексея Кулабухова. Всеми этими действиями П. хорошо послужил казачьим врагам и способствовал проигрышу борьбы. Эмигрировав в Болгарию, он убит там местным коммунистом.
ПОКУПНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ - так назывались крепостные крестьяне, купленные богатыми Казаками в Россия и «выведенные» на Дон. Самый ранний случай такой покупки известен по акту 1754 г. Но по русским законам до 1775 г. Казаки и их старшины не имели права покупать крестьян и владеть ими. Донские старшины, получили это право только после того, как стали считаться русскими дворянами. От этого времени постыдный торг людьми начался на ярмарках в ст. Урюпинскоя, куда помещики центральных губерний России «везли на продажу своих крестьян, часто в оковах, и сбывали, их семьями и даже поодиночке».
В 1782 г. из 26.579 крестьян, живших на Дону, 1106 человек были покупными; в 1796 г. из общего числа 54.628 - их было уже 5.995 человек, в большинстве дворовых слуг.
«Покупка крестьян с переводом на земли Войска Донского официально была запрещена постановлением Государственного Совета от1 февраля 1816 г. на том основании, что «никто неимееттам собственной земли своей, и земли в Войске Донском принадлежат Войску без разделения на частные собственности». Но этот запрет часто нарушался (А. П. Пронштейн. Земля Донская в XVIII веке. Ростов н/Д. 1961).
ПОЛАТИ - чердак.
ПОЛИКОВАТЬ - торжествовать, радоваться.
ПОЛИПОНЫ - прозвище старообрядцев у православных.
ПОЛК - в древности это слово имело у Славян значение тождественное понятию «народ»; позднее оно обозначало народное ополчение, собранное для какого либо военного предприятия; встретив противника вооруженные толпы «исполчались», располагались в порядке боевой готовности; при этом передовые, фронтовые и фланговые отряды считались отдельными полками. В русских летописях боевые отряды наших предков. Черных Клобуков, тоже называются полками; их полковая военно-административная организация была принята после и у Запорожских Казаков Гетманщины, где полковое начальство объединяло в своих руках и военную, и судебную, и гражданскую власть. Здесь полк равнялся повету (уезду) с центральным полковым поветовым г городом и с сотенными городками и селами. В Сичи полки состояли из нескольких куреней под командой полковника.
Время появления полковой организации у Донских Казаков трудно определить из-за ограниченности данных по этому вопросу. Можно предполагать, что в городках военной единицей была станица, а в Главной войске формировались пятисотенные полки с полковыми головами. Пятисотенными они были на Дону еще и в начале XIX в. Казачий полк позднейшей формации состоял из шести сотен с соответствующим обозом, общим числом несколько больше тысячи человек при 25 штаб и обер-офицеров. К началу Первой Мировой войны в штаты казачьих полков введены конно-пулеметные команды. Та же организация оставалась без изменений на независимом Дону в гг. 1918-19, где и пешие батальоны были сведены в пластунские полки.
ПОЛКИ ГВАРДЕЙСКИЕ - 1) Лейб-гв. Сводно-казачий сформирован в конце XIX века из призывной молодежи части казачьих Войск, пропорционально их численности; Уральцы, Opeнбургцы и Сибиряки по 1 сотне. Астраханцы, Семиреки. Забайкальцы, Амурцы, Уссурийцы и Енисейцы по одному взводу. 2) Лейб-гв. Атаманский разрешен формированием в 1775 г. и до средины XIX в. находился при атаманах в Новочеркасске. Полк действительной службы комплектовался из Донских Казаков, красивых блондинов. Последняя форма: «вправленные в сапоги серосиние шаровары без лампас, мундир василькового цвета и такой же верх фуражки или папахи. Имел награды: за войны с Наполеоном - Георгиевское знамя и белый бунчук с георгиевским крестом, на древках серебряные орлы; знак на головные уборы: «3а Варшаву 25 и 26 августа 1851 г.». Стоянка в Петербурге, почетный шеф - наследник цесаревич. 3) Лейб-гв. Казачий выделен в 1798 г. из Лейб-гв. Гусаро-казачьего полка; полк действительной службы комплектовался из Донских Казаков, красивых брюнетов. Последняя форма: заправленные в сапоги серосиние шаровары без лампас, алые мундиры и такой же верх фуражки или папахи. Награжден Георгиевским штандартом и серебряными трубами за отличия в войнах с Наполеоном. Стоянка в г. Петербурге, почетный шеф ~ государь император.
Кроме этих П. Г. существовал еще Собственный конвой императора из Кубанцев и Терцев, (по 2 сотни) и номерная 6-я Донская гв. батарея. На гвардейском положении считался также Варшавский Кубанский дивизион.
ПОЛКОВНИКОВ Георгий (дон.) рожд. ок. 1881 г., полковник. Будучи артиллерийским офицером, во время Японской войны пошел добровольцем в 19 конный полк, но там оказались какие то непорядки. Вместе с другими добровольцами-артиллеристами Н. Голубовым и Н. Каменевым, он заявил претензию во время инспекторского смотра на незаконные действия командира полка. Претензия была признана правильной, однако всех трех жалобщиков перевели в 26 Дон. каз. полк.
Вернувшись с японского фронта, П. поступил в Военную Академию, успешно ее окончил и на фронт Первой Мировой войны выступил офицером генерального штаба. В боях оказался смелым и распорядительным начальником, заслужил орден св. Георгия я Золотое оружие. После революции 1917 г. стал сторонником Временного правительства. Погиб на посту последнего командующего Петроградским военным округом, отбиваясь в гостинице «Астория» от большевиков со своим штабом и кучкой юнкеров, в дни Октябрьского переворота.
ПОЛОВЦЫ русское название союза тюркских кочевых племен, занявших Дон и Черноморские степи ок. 1054 г.; сами себя они называли Кыпчаками и под этим именем известны на Востоке; в Европе знали их, как Куманов.
С их приходом в Черноморье, Томаторкань потеряла свою степную область и сохранялась, как небольшое независимое княжество, только в Кубанском Приазовье. Чернигов и Рязань возвратились под власть русских князей; часть прежнего населения степи Черные Клобуки разместились в днепровской лесостепи. Им и приходилось в дальнейшем принимать первые удары П-цев, направленные на Русь.
Со временем половецкие князья перероднились с Рюриковичами; П. стали принимать деятельное участие в их частных делах и распрях. При первом нашествии Монголов в 1223 г., Русь и П. сообща потерпели поражение в битве на р. Калке, а к 1240 т. были окончательно покорены Бату-ханом. В его царстве многочисленные племена П-цев составили коренное население степей, благодаря чему владения Золотой Орды сохраняли прежнее название Дешт и Кыпчак. 40 тыс. кибиток П-цев перекочевали в Транснльванию, где они после смешались с Венграми.