Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Наиболее значи­тельные события в эпоху покорности царям. 23 страница




ИОРДАН или ИОРНАНД - историк Готов; считается Аланом по происхождению; жил в VI в. по Р. Хр. и опи­сал предшествующие эпохи в книгах «О происхождении и деяниях Гетов» и «Исто­рия Царств».

ИРРЕГУЛЯРНЫЕ ВОЙ­СКА - казачьи и туземные конные полки, батареи и пластунские батальоны, слу­жившие в русской импера­торской армии на основании особого Положения. Бойцы, призванные на действитель­ную службу или из запаса должны были явиться в свои части с собственными: хо­лодным оружием, форменной одеждой, обувью и бельем; в конные полки и ба­тареи также с собственным конем, седлом и остальной сбруей. И. войска формиро­вались по принципу совмест­ной службы родственников или близких соседей, станич­ников и окружцов; у Казаков служба проходила по специальным казачьим уста­вам, с казачьей терминоло­гией и названиями чинов и званий; большинство офице­ров И. в. обучалось в казачьих военных училищах; по­сле производства, во время. службы они периодически увольнялись из полков в рас­поряжение окружных атама­нов, на так называемую «льготу», которая продолжа­лась три года и служила для увеличения кадров строевого офицерства. Льгота для офи­церов была весьма нежела­тельным состоянием, потому что пребывая на ней они получали мизерное жалова­нье, а заняться сельским хо­зяйством или поступить на какую либо службу для до­полнительного заработка не могли, т. к. по истечении положенного срока должны были возвращаться в полки.

ИРЬЯН — откидное молоко (см.), разбавленное водой.

ИСЛАМ ГИРЕЙ - Крымский хан, побратим Богдана Хмельницкого и его союзник в борьбе с Речью Посполитой.

ИСКУСИТЬ - попробовать, откусить.

ИСТОБОК (дон) - чердак.

ИСТОПКА (некр.) - баня.

ИСТОРИЯ - наука, изуча­ющая конкретный ход раз­вития человеческого обще­ства; описание событий прошлого в хронологическом порядке тоже называют И-рией. Она делится по темам на всеобщую и частную для отдельных стран и на­родов, затем по эпохам: на древнюю, среднюю и новую. Теоретически, И. должна от­личаться полной беспристра­стностью и объективностью, но в жизни она остается остро-политической наукой, в которой одни и те же факты излагают, освещают и толкуют по разному, в зави­симости от взглядов и убеж­дений автора. Советский ис­торик М. Н. Покровский назвал историю «политикой, обращенной в прошлое».

Доисторический и ран­не-исторический периоды в жизни Дона изданы М. Мил­лером в трех выпусках ис­следования «Дон и Приазо­вье в древности». История Хазар и средневековых по­селений написана М. Артомоновым. Историй Донских Казаков очень много, начи­ная от А. Ригельмана «Ис­тория или повествование о Донских Казаках»; она на­писана в 1778 г., а издана впервые в Москве в 1848 г. Из позднейших историй До­на особого внимания заслу­живает работа С. Г. Сватикова «Россия и Дон», Вена, 1924; эта работа очень ценна большим количеством прив­леченных источников, которых здесь, заграницей, до­стать нельзя.

Основные расхождения различных авторов казачьих историй происходят по во­просам о времени образования Казаков, народов, от которыхони происходяти их отношения к Московскому и иным соседним государствам. Крупнейшие русские историки Карамзин, Соловьев, Ключевский и др. отводят Казакам более или менее крупное место, т. к. они сыграли большую роль в истории России. Кроме того, по отдельным вопросам и эпизодам казачьей истории печатается громадное количество отдельных исследований и очерков, которые появляются постоянно в казачьей периодической печати и особыми изданиями. Проф. М. Миллер.

ИСТЬ - есть, кушать.

ИТЬ - ведь.

ИЧЕГИ — кожаные чулки, то же самое, что кавказские, ноговицы. По Ригельману, в восемнадцатом веке на Дону женщины носили И. красной кожи с вышивками. Тюрк­ское значение слова И. — «во внутрь».

ИШЕК (некр.) - осел.

 

 

К

КАБАК - растение семей­ства тыквенных, с крупными листьями, желтыми медонос­ными цветами и очень боль­шими мясистыми плодами; родина К-ка - Ср. Азия; по русски - тыква.

КАБАРГА - грудная кость у птицы; от татарского «кабырга» - ребро.

КАБАРДИНЦЫ - кавказ­ский горный народ адыгей­ской языковой группы; за­нимают бассейн Верхнего Терека, который отделяет западную Большую Кабарду от восточной Малой Кабарды. До XI в.. К. были степным народом ч кочевали по южно-донецким степям, между Азовским морем и Днеп­ром; памятью их пребывания здесь осталось название реки Псио (Псёл), что на их язы­ке означает реку или воду. На Сев. Кавказ они переселились с приходом в Европу Половцев-Куманов, а Мон­голы.Золотой Орды оттес­нили их к горам, на землю Касахию. Там среди них жи­ли Казаки-Пятигоры, а так же Гребенцы до своего пе­реселения на Терек.

На Кавказе К. заслу­жили славу народа джснтлеменов, законодателей кавказских мод и традиций. Во второй половине XVI в. Кабардинский князь Темрюк стал тестем Русского царяИвана Грозного. Он пользо­вался его покровительством и помощью в борьбе с Крым­ским ханом, но оставался не­зависимым владельцем. Вви­ду многолетних связей с Москвой, внедрение Русских в Кабарду не встретило тако­го ожесточенного сопротив­ления, как на других горских участках, но окончательное ее умиротворение наступило лишь одновременно с покорением Кавказа. До Первой Мировой воины К. не при­зывались в русскую армию и только в 1915 г. выставили иррегулярный полк конных добровольцев. В СССР К. выделены в Кабардинскую Автономную ССР с населе­нием ок. 400 тыс.

КАБАРЖИНА - острый хребет у худого скота.

КАВКАЗ - гористый край, расположенный между Чер­ным, Азовским и Каспий­ским морями и очевидно получивший свое название от скифского «Граукос» — «бе­лый от снега»; считается колыбелью белой кавказской расы. Горный хребет, покрытый вечными снегами, делит край на Сев. Кавказ а Закавказье; их общая пло­щадь 460 тыс. кв. клм. Коренное население К-за отли­чается значительным племенным разнообразием, хотя может быть поделено лишь на 5—6 языковых групп с большим числом диалектов и говоров. В степях Сев. Кавказа от глубокой древности сожительствовали сарматские и меотские племена под объединяющей властью Аорсов, Асов-Аланов и Казара. Ря­дом с ними находились и племена казачьих предков, в лице Северов, Удзов, Торков, Беренджеров и Меото-Кесаров. Северные склоны гор всегда занимали Церкеты, Адзыги, Дандарии, Аорсы с Эсседонами и Чичи. Эти народы, будучи предками современных Черкесов, Адыгейцев, Осетинов и Чеченцев с Ингушами, составляли автохтонное население гор и до­лин. В приазовских степях так же непрерывно прожи­вали Меоты, которые полу­чили свое имя от Меотиды-Приазовья. В первом веке по Р. Хр. Меотиду стали назы­вать Кесарией, а потом Казаром и Землей Касак (персидская география Гудуд ал Алэм). Отсюда позднее вышли Ка­заки Азовские, Пятигорские и Гребенские. В свою очередь, Закавказье с незапа­мятных времен занимали Колхи, Иберийцы-Грузины, Армяне и Азер тюрки. В районе озера Севан и Гокча or конца старой эры и до наших дней проживают Казаки, потомки туранской ветви наших предков, известные повсему свету производст­вом особых казачьих ковров.

По преданиям древних Эллинов к одной из кавказских гор был прикован Прометей, в наказание за то, что похитил у богов огонь и передал его людям. Вообще у Греков К. всегда славился своим богатством, а Колхи­ду они воспевали, как стра­ну «золотого руна».

К. и в наше время од­на из прекраснейших и бо­гатейших стран мира, с тучневшими черноземами Пред­кавказья, с разнообразней­шей флорой и фауной горных зон, с субтропической природой Грузии. Там раз­рабатываются изобильные источники нефти, добывают­ся уголь, соль, марганцевая руда, медь, свинец, серебро, золото. Металлообработка на К. известна с незапамят­ных времен. Там производи­лись лучшие в Вост. Европе и в Малой Азии оружие и украшения особого типа и стиля. Ею недра источают целебные воды, около кото­рых возник ряд известных курортов.

Великие империи Во­стока и Запада, Персия, Арабский Калифат, Рим и Византия вели непрерывную борьбу за овладение Кавказом и распространяли на него свои культурные влияния. Проповедь христианства началась здесь вскоре после Воскресения Христова и в IV в. Новая Вера считалась в Грузии уже государственной религией..

От I в. Сев. Кавказом владели Асы-Аланы, в V в. Болгары-Угры, от VII в. Казары делили там власть с Асами-Аланами; между годами 965 и 1015 Таманский полуостров с Приазовьем принадлежал киевским князьям, после чего здесь образовался центр независимого государства с казачьим населением, которое по главному городу носило имя Томаторкани. Оно существовало до конца XII в. Потом здесь хозяевами стали Половцы и Татары Золотой Орды, а от 1475 г. - Турки.

В XVIII в. Турок начинает вытеснять Россия; в 1774 г. Турция уступила ей все Приазовье до Кубани и тудавскоре переселили с разгромленного Сичевого Низа многих Запорожских Казаков. Между 1800 и 1805 гг. Россия присоединила Грузию и прикаспийские ханства, от 1816 г началась непрерывная война с горскими племенами, завершенная к 1863 г. насильственным присоединением к России всего горного края.

Независимость народов Кавказа стала возрождаться после русской революции 1917г., но она снова попрана советской властью, образовавшей здесь ряд автономных республик и нац. областей, зависимых от центрального правительства СССР.

Весной 1920г., после двухлетней войны, Красная армия ликвидировала и Со­юз Казачьих республик, за­нимавших Сев. Кавказ. Его присоединили к РСФСР.

КАВКАЗСКАЯ СТАНИ­ЦА - административный центр Кавказского отдела в Кубанском Крае; возникла при существовавшем раньше Царицинском укреплении; 10 тыс. жителей, Казаков и коренных иногородних.

КАВКАЗСКИЙ ОТДЕЛ -административный район в Кубанском Крае до 1920 г. с центром в ст. Кавказской; 14.300 кв. клм„ ок. 400 тыс. жителей Казаков, коренных иногородних и Немцев-ко­лонистов в станицах: Архан­гельской, Батуринской. Березанской, Брюховецкой, Дмитриевской, Дядьковской, Ильинской, Ирклиевской, Кавказской, Казанской, Кореновской, Медведовской, Новодонецкой, Новокорсунской. Новомалороссийской, Новопокровской, Сергиев­ской, Старомышастовской, Терновской, Тимошевской, Тифлисской, Тихорецкой, Успенской; в поселках: Бузиновском, Величковском, Владимировском, Воровсколесском, Горьковском, Журавском, Лосевском, Малеваном, Наволокинском, Николаевском, Романовском и в колониях: Леоновское, Шереметевское, Семеновское, Вановское.

КАВРАК или САЯН - бешмет из парчевой или иной дорогой ткани в старинном наряде Казачек; шился в талию с закрытым воротом. но без воротника, с короткими рукавами «в три четверти», из под которых выпускались широкие рукава кубелека; обычная длина К-ка - ниже колен, а особен­но парадных даже длиннее; правая пола запахивалась поверх левой; иногда носился расстегнутым на груди, открывая агатовые пуговки кубелека. Подобное название - «кубрак» встречается у По­ляков и Белорусов.для ши­рокой и короткой мужской куртки - полупальто.

КАГАЛЬНИК - 1) красная лоза, которую садят для закрепления песков; 2) две не­большие речки, левые при­токи Дона; 3) прежнее название Кагальницкой станицы или городка, где проживала семья Степана Т. Разина и где он сам был взят сторон­никами Москвы; 4) большое село в устье Дона, ок. семи клм. от Азова.

КАДАЦКОВ Иван Федосеевич (дон.) - рожд. 1871 г.; член Русской Государственной Думы третьего созыва; дома - казначей станичного Правления с низшим обра­зованием.

КАДЕТСКИЙ КОРПУС - учебное заведение с программой среднеучебного за­ведения для подготовки мо­лодежи к военной карьере; по окончании полного курса, воспитанники принимались не только в военные училища, но и в высшие школы без экзаменов. Ученики К. к-са, кадеты, от первого класса носили военную форму и проходили строевое обуче­ние. Несколько казачьих К. к-сов содержались на средства отпущенныеиз войско­вых капиталов; они были доступны для детей всех Казаков, но первенство приема принадлежало сыновьям офицеров, чиновников и дворян. По времени основания, самый старшей из казачьих К. к-сов Оренбургский Неплюевский, основанный в 1825 г.; следующий за ним - Омский К. к., преоб­разованный из Войскового казачьего училища в 1848 г.; затем шли Донской импера­тора Александра III К. к., с годом основания 1883-м, Второй Оренбургский К. к., основанный в 1887 г, и, нако­нец самый молодой Влади­кавказский К. к, основанный в 1901 г.

КАДУШКИН Алексей За­харович (куб.) ген.-майор происходилиз рода корен­ных Терцев; род. в ст. Слепцовской 17 марта 1863 г. В г. Владикавказе окончил ме­жевые классы, аиз Ставро­польского юнкерского училища произведен в офицеры; перешел на службу в Кубан­ское Войско и зачислился в общество ст. Григориполисской, но позже перешел в ст. Усть-Лабинскую по месту службы. За поимку абрека Зелимхана был в мирное время награж­ден орденом «с мечами и бантом». На Турецком фрон­те Первой Мировой войны, будучи командиром 9-го пла­стунского батальона, тяжело равен и по инвалидности уволен в Отставку в чине полковника. Участник Пер­вого Кубанского похода, в который вышел с тремя сы­новьями и тремя дочерьми; Еленой, Марией и Александ­рой - убитой в бою под ст. Егорлыцкой. Эмигрировал в Югославию и Кубанским Правительством произведен в генерал-майоры. Среди про­чих отличий награжден был Георгиевским оружием. Умер в 1931 г. и погребен на земле Старой Сербии (г. Вранье).

КАДУШКИН Михаил Алексеевич (куб.) - рожд. 1891 г. в ст.Усть-Лабинской; сотник. Первоначальное об­разование получил во Вла­дикавказском кадетском кор­пусе, но принужденный ос­тавить его,- закончил дома. С началом 1-й Мировой вой­ны поступил в Екатеринодарскую шкоду прапорщиков, по окончании которой вышел в 141 Черноморский каз. полк. С Турецкого фрон­та с полком вернулся на Кубань, начав борьбу против большевиков, а затем, с от­цом, братьями и сестрами привял участие в 1-м Куб. походе, по окончании которого переведен в 1-й Запорожский каз. полк, а в боях под Ставрополем был ранен. Эвакуирован в Югославию. Отличный танцор лезгинки, в 1927 г. с командой джигитов и танцоров уехал в США, где работал в начале в цирках, а позже маляром в Нью-Йорке. Умер от воспаления легких в 1935 году.

КАДУШКИН Николай Алексеевич (куб.) - полков­ник, род. 25 февраля 1890 г., в ст. Слепцовской на Тереке, но с отцом переселился на Кубань в ст. Усть-Лабин­скую. Окончил Воронежский кадетский корпус, а из Николаевского кавалерийского уч-ща в 1909 г. вышел хо­рунжим на службу в 1-й Кубанский каз. полк. С Ту­рецкого фронта в 1915 г. командирован на ускоренный курс Военной Академии, по окончании которого причис­лен к ген. штабу. С развалом армии - вернулся на Кубань и служил в Управлении Лабинского округа и в Штабе Кубанского войска. Эмигри­ровал в 1920 г., а из Константинополя переехал в США, где зарабатывал на жизнь став музыкантом, шофером такси. Умер 19 февраля 1967 г. в Нью-Йор­ке, где и похоронен на го­родском кладбище для бездомных.

КАДУШКИН Петр Алексеевич (куб.) - полковник, род. 1893 г. в ст. Усть-Лабинской. После Владикав­казского кадетского корпуса и Николаевского кавалерийского училища в 1914 г. про­изведен в чин хорунжего; будучи офицером 1-го Чер­номорского каз. полка на Ту­рецком фронте 1-й Мировой войны, за отличие в боях награжден орденом св. Геор­гия 4 ст. Вместе с отцом, братьями и сестрами принял участие в 1-м Кубанском по­ходе и до конца боролся про­тив поработителей Кубани. Эмигрировал в Югославию, где зарабатывал на жизнь семьи как музыкант оркест­ра. Во время Второй Миро­вой войны командир сотни в одном из полков Казачьего корпуса: разделил участь вы­данных в Лиенце казаков; в одном из концлагерей Сиби­ри, будучи больным, - рас­стрелян без суда и следствия. В США осталась семья.

КАДУШКИН Федор Алексеевич (куб.) - род. в 1904г. в ст. Усть-Лабинской. В воз­расте 14 лет, вооружившись винтовкой, с отцом, братья­ми и сестрами принял уча­стие в Первом Кубанском походе. Эмигрант в Югосла­вию, где окончил Крымский кадетский корпус. С группой джигитов ген. Павличенко уехал в Перу, а оттуда в Ав­стралию, где нашел семью, единственной из оставшихся сестер, Елены - вдовы воен­ного врача В. Баева - терско­го казака с начала и до кон­ца принимавшего участие в борьбе против большевиков в рядах кубанских казаков, - умершего в 1961 г.

КАДЫНА - толстая якорная цепь.

КАЗАК - 1) каждый отдельный представитель каза­чьего народа мн. число Казаки с ударением на последнем слоге; жен. род - Казачка; 2) у Татар и Персов, кроме этого -мужской чекмень из дорогой материи на легкой меховой подкладке, описанный в XV в. Иосафатов Барбаро (Путешествие в Тану и Персию); 3) у Русских кроме этого, - дамская одежда моды прошлого века, род плаща; 4) у Украинцев (произносится «козак») - иногда это конный солдат, иногда представитель «козачьего» социального слоя, иногда (как в их гимне), родоначальник украинской нации 5) печатный орган Казачьей нац.-освоб. Движения (КНОД); главный редактор И. Хрипушин, секретарь редакции Т. А. Медков.

КАЗАКИ - народность, образовавшаяся в начале новой эры, как результат генетических связей между Туранскими племенами скифского народа Кос-Сака (или Ка-Сака) и Приазовских Славян Меото-Кайсаров с некоторой примесью Асов-Аланов или Танаитов (Донцов). Сообщения древних историков и географов, вместе с данными археологии, дают возможность установить довольно точно эпоху и место возникновения нашего имени в его первоначальных формах, а также непрерывность процессов метисации разно­родных племен, при созда­нии единой народности ка­зачьей и время торжества среди них славянской речи. От глубокой двадцативеко­вой древности и до наших дней звучание и начертание Казачьего имени в источни­ках подвергалось только нез­начительным изменениям. Первоначально у Греков оно писалось, как Коссахи. Так Географ Страбон называл во­енный народ, размещавшийся в горах Закавказья при жиз­ни Христа Спасителя. Через 3-4 века, еще в античную эпоху, наше имя неоднократ­но встречается в Танаидских надписях (инскрипциях), об­наруженных и изученных В..В. Латышевым. Его гpeческое начертание Касакос сохранялось до Х в., после чего русские летописцы ста­ли его смешивать с общекав­казскими именами Касагов, Касогов, Казягъ. Первона­чальное греческое начертание Коссахи дает два составных элемента этого названия «кос» и «сахи», два слова с определенным скифским зна­чением «Белые Сахи». Но название скифского племени Сахи равнозначно с их же Сака и потому следующее греческое начертание «Каса­кос» можно трактовать, как вариант предыдущего, более близкий к современному. Смена приставки «кос» на «кас» очевидно, причины чисто звуковые (фоне­тические), особенности про­изношения и особенности слуховых ощущений у раз­ных народов. Эта разница сохраняется и теперь (Казак, Козак). Коссака, кроме значения Белые Сака имеет и еще одно скифо-иранское значение - «Белые олени».

От глубокой древности и до наших дней жизнь Ка­заков связана с северо-запад­ной частью Скифии Азиат­ской. Перемещения их пред­ков в ранний кочевой пери­од позначены «торческими» курганными погребениями с одним конем. Они указыва­ют первоначальное переселе­ние в III-II в. до Р. Хр. изЗакавказья на Сев. Кавказ, гдеих племена начали посте­пенный переход к оседлости, интенсивно внедряясь в жизнь Славян Меотиды (Северы -Плиния и Сувары - Птоломея). В результате про­цессов, которые в археоло­гии принято называть «внед­рением Сарматов в среду Меотов», на Сев. Кавказе и на Дону появился смешан­ный славяно-туранский тип особой народности, делив­шейся наряд племён, извест­ных истории под именами Торетов, Торпетов, Торков, Удзов, Беренджеров, Сираков, Брадас-Бродников и др. В пятом веке, после нашест­вия Гуннов, большинство из них оказалось между Волгой и Яиком, куда вместе с ни­ми перешли и «торческие» погребения. Распространи­лись они и в верхне-донскую лесостепь, где арабские исто­рики в VIII в. обнаружили Сакалибов, а Персы, через сто лет после них, Брадасов-Бродников. Оседлая часть этих племен, оставаясь на Кавказе, подчинялась Гун­нам, Болгарам, Казарам и Асам-Аланам, в царстве ко­торых Приазовье и Тамань назывались Землей Касак (Гудуд ал Алэм). Там же среди них окончательно во­сторжествовало христианство, после апостольской про­поведи св. Кирилла, ок. 860 г. На 35 года позднее, Кассаки Поволжья, Удзы и Торки, выполняя военное поручение Хазарского кагана, выгнали из-за Волги Печенегов и при­нудили их уйти за Донец и Днепр. При этом часть Пе­ченегов покорилась Удзам и Торкам и вместе с ними пе­реселилась на Нижний Дон.

По всему Приазовью и по Дону в то время звучала уже славянская речь. Об этом знали Греки, давшие своими свидетельствами ос­нование автору Российских Четьи Миней утверждать, что жители Приазовья «ко­их Греки Козарами, Римляне же Газарами называли, был народ скифский, языка сла­вянского, страна же их была близ Меотического озера» (по Ригельману). Казачий антропологический тип и ка­зачья разговорная речь формировались в обстановке ко­личественного преобладания Приазовских Славян, но до настоящих дней в нашем народе сохранилось много туранских физических свойств, много вкраплений туранских слов и оборотов речи, из которых самым значительны» надо признать отсутствие форм среднего рода. Не напрасно казачий язык раньше считался славяно-татарский.

То же касается и Подонских Бродников. Изученные антропологически донские погребения «начального периода существования Саркела (см.) показывают, что уже раннее население его было смешанным. В него вошли компоненты типичны для населения Южного Поволжья и Подонья» (В.В. Гинцбург, МИА 109). Речь здесь идет о том смешанном населении, в котором сов. археология предполагает Бродников (М. А. Артамонов, МИА 62). По общему мнению Бродники - неоспоримые предки Донских Казаков. Они указаны в персидской географии десятого века (Гудуд ал Алэм) на Сренем Дону под именем Брадас и известны там до XI в. после чегоих прозвище заменяется в источниках общим казачьим именем.

В 965 г. Земля Касак путем завоевания попала под власть Киева. В 988 r. oна передана в управление одномуиз Рюриковичей, Mcтиславу Владимировичу, который после смерти отца отложился от Киева в со своими Коссаками (Косаги, Казягъ летописей) и Казарами занял подонские н донецкие степи до Чернигова. В кровавом бою Мстислав разбил под Лиственом, выступивше­го против него, киево-новгородского князя Ярослава и стал государем державы, по­лучившей название по глав­ному городу Томаторкани (у Русских - Тьмутаракань). До 10601 г. Томаторкань объе­диняла в своих границах все племена Коссаков и прости­ралась от Кубани по всему Додонью, Донцу и Северщине, включая Курск и Ря­зань. Упадок этой казачьей монархия начался с прихо­дом в Черноморские степи племенного союза Кипчаковили Половцев (1060г.,). Юг державы. Земля Касак вместе со столицей Томаторканью, еще полтора века после этого оставался незави­симым государством. Это колыбель Казаков Азовских, Гребенских, Казаков-Черка­сов, вышедших отсюда на Дон и Днепр. Жители же дентральной степной части государства, занятой Половцами. отошли в лесо-степь и продолжали бороться против них сообща с Русью, в ка­честве ее федератов (см.), верных Клобуков. В русских летописях Черные Клобуки после стали называться Черкасами и Казаками. Все они попав на Днепр, оставались там семь веков. В свою оче­редь, часть населения держа­вы Томаторканской скрылась в Крыму и запечатлена там в генуэзском колониальном уставе, как Казаки охраны колоний.

С приходом Монголов в 1223 г. Подонские Бродники оказались наих сторо­не и бились против Руси на р. Калке. Когда же по Вост. Европе установилась власть Золотой Орды (1240 г.), все Казаки оказались в границах татарской империи. Тут они пользовались некоторыми ав­тономными правами, имели во главе своей Церкви епископов Сарайских и Подон­ских и в большинстве сохра­нили свой славянский язык и христианскую веру, хотя впоследствии среди них по­явились и магометане. Под властью ханов Донские Казаки оставались до конца че­тырнадцатого столетия, а Днепровские веком больше. Те и другие должны были выполнять некоторые служи­лые и хозяйственные повин­ности.

Когда в Орде начались междоусобия Казаки, жив­шие вдали от правящих цент­ров, много страдали от свое­волия ордынских шаек. Это побудилоих принять уча­стие в восстании Московского князя Димитрия. Однако, разгром войск Мамая на Ку­ликовом Поле (1380 г.) не принес освобождения для Руси и сталроковым для Казаков: Татары принудили их очистить берега степной части Дона и переселиться не только в его верховья, но и дальше на север вплоть до Камы, Сев. Двины и Белого моря. Днепровские и Пере­копские Казаки отложились от Крыма после того, как ханы покорились власти сул­тана, т. е. в конце XV в., Азовские же оставались на местах до начала XVI, а по­том, рассорившись с Турка­ми, перекочевали ближе к Северской земле. Там они объединились с общиной Казаков Белгородских.

Последними ушли от ханов Ордынские Нагайские и Ордынские Астраханские Казаки, соединившиеся с Донцами только во второй половине шестнадцатого сто­летия. От этих дат жизнь Казаков оказалась связанной с судьбами великих княжеств Московского и Литовского. В условиях постоянной турецко-татарской угрозы, яви­лась необходимость служить двум династиям: Рюрикови­чам в Московии и Гедиминовичам в Литве. Протестом против этой необходимости явилось образование двух казачьих «речных республик» на Дону и на Нижнем Днеп­ре, которые послужили крепкими очагами возрождаю­щейся казачьей независимо­сти и главными центрами объединения казачьей народ­ности.

Однако, на родную землю и в родную среду возвращались не все Казаки. Многие роды и семьи остались на насиженных за столетие местах Московии, Лит­ве и Польше. Они с готовностью служили интересам в. князей, царей и королей принимали их щедрые монаршие милости, в виде «жалований», «привилеев», земельных поместий, дворянства, шляхетства, роднились с семьями Русских, «Литвы», Поляков и постепенно растворялисьв их среде. Дети и внуки казачьих эмигрантов оставались также и на далеком севере. Привыкнув к суровому климату, они двинулись небольшими группами на-восток через горы и сплошные массы изобильных лесов. Промышляя пушным зверем и покоряя местные.племена, они усвоили для московских царей огромные пространства Сибири. В первое время они еще помнили о связях с Донскими Казаками, называли себя «сынами Тихого Дона», и положив начало ряду новых военных общин, стали именоваться Казаками Терскими, Уральскими, Сибирскими, Забайкальскими и т. д. Единые по происхождении они оказались разделены огромными пространствами, жизнь их потекла по свои особенным путям. На следующем историческом этапе XVI-XVI1I вв. главная казачья масса выступает в качестве Донцов и Запорожцев, возвратившихся с Днепра на исконную Землю Касак в Приазовье под именем Казаков Черноморских в конце восемнадцатого века.

Наша древняя история пока восстановлена только в схеме и потому не раз представляется в искаженном виде, иногда по неведению, а чаще по национальным соображениям чуждых нам историков. Вместе с тем, непоколебимой остается старая точка зрения, изложенная в этнографическом труде профессора Московского университета Е. Ф. Зябловского (Всеобщая география Российской империи. М. 1807, ч. 3 стр. 16) и в учебнике русской геогфии К. И. Арсеньева, где казаки указываются в качестве особого славянскою народа, занимающего часть России, наряду с господствующими Россиянами и поко­ренными Поляками.

КАЗАКИ ДВОРЯНЕ - гражданское состояние неизвестное в казачьих общинах и республиках во время их независимого существования. Правда, доверие, уважение высокая оценка боевых заслуг в свободном обществе часто открывали Казаку дорогу к выборным постам и к некоторым экономическим преимуществам «милостию народа», но дворяне с особыми правами появились только в XVI ст. среди «царских холопов», служилых Казаков, как средство при­крепленияих к кругу слу­жебных обязанностей. Исто­рик Ключевский указывает, что «в 1585 г. в Епифанском уезде 289 Донских Казаков зараз были поверстаны в зва­ние детей боярских, составлявших низший чин провин­циального дворянства, и получили там поместные наде­лы». По особым заслугам многие Казаки были наделены и крупными земельными участками со званием и пра­вами дворян-помещиков. Их роды поставляли первых кан­дидатов на должности воен­ных начальников, как в ка­зачьей городовой службе, так и в стрелецких полках - «приказах». Привыкнув к положению «начальных лю­дей», новые дворяне отходи­ли от казачьей народной среды, роднились с русским дворянством и все крепче приростали к русскому быту. Они знали, что вернувшись в казачье общество на Дону, они потеряют все приобре­тенные преимущества и потому только немногие из этой «верхушки» оказались впоследствии на казачьих ре­ках. Зато еще недавно в Воронежской, Орловской и Курской губерниях можно было встретить дворян, помнивших о своем казачьем происхождении.

С присоединениемЗемли Донских Казаков к Рос­сии, там установлены обще­имперские права гражданского состояния. В 1798 г. император Павел I ввел у Казаков армейские чины с присвоением офицерам дворянского звания. Казак получал личное дворянство по­сле производства в первый офицерский чин, или продвинувшись в статской служ­бе до чина IX класса (титу­лярный советник), или бу­дучи награжден орденом, уч­режденным для чиновников и офицеров. Потомственное дворянство Казак приобре­тал дослужившись до чина действительного статского советника в гражданской или до чина полковника в воен­ной службе, или если был награжден орденом св. Геор­гия, орденом св. Владимира или каким либо другим ор­деном первой степени. Это были «служилые дворяне». Если же Казак, за особые заслуги, награждался крупным поместьем, он становил­ся «поместным дворянином». Донской атаман М. И. Пла­тов и ген. Ф. П. Денисов, получив поместья, возведены в графское достоинство. Они стали «дворянами титулованными». Сохраняется преда­ние, что царь Иван Грозный наградил Ермака Тимофееви­чаза покорение Сибири ти­тулом князя Сибирского.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 338 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2223 - | 2171 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.