Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Наиболее значи­тельные события в эпоху покорности царям. 24 страница




КАЗАКИН - особый фасон верхней русской одежды, подобной покрою казачьему чекменю; узкий в талии, с застежками на крючках, с правой полой поверх левой.

КАЗАКИЯ - земля принадлежащая Казакам. Это гео­графическое название обра­зовалось из племенного име­ни «Казак» с суфиксом «ия», определяющим край, терри­торию. Вообще такая форма географических наименова­ний не характерна для древ­них славянских языков; в летописях она принята только для названий, взятых из западных источников, преимущественно греческих (Либия, Киликия, Мидия, Фракия). Обычно же летописцы употребляют названия одинаковые и для народа и для страны им занятой (Чехи, Моравы, Болгары, Русь, Казары, «путь из Варяг в Гре­ки» и т. п.) Такая форма со­храняется для стран и теперь еще у Поляков (Пруссы, Чехи, Венгры). Следовательно, названия Чехия, Болгария, Россия, Черкасия и др., только заимствованная Славянами и прогрессивная форма прежних - Чехи, Болгары, Русь, Черкасы и пр. Также и Казакия - только прогрессивная форма старого назва­ния вашей земли Касак-Казаки («был в Казаках», как «был в Черкасах», «в Болга­рах, в Казарах»).

Задолго до того, как наше имя появилось в рус­ских актах, в 948 г. Констан­тин Багрянородный (Порфирогенит) писал первоначальное название нашей страны, по греческому обычаю - «Касахия». На 30 лет позднее, персидский географ сохраняет его почти без изменения - «3емля Касак» (Гудуд ал Алэм}. Оба указывают ее на Сев. Кавказе, причем у первого она находилась за Кавказской горой от Алании, а у второго она принадлежала Аланам и упиралась в Азовское море. Писавший тогда же, Араб Масуди отличал народ Касак от горских Кешеков. В академических комментариях к Константину Порфирогениту (С. Петербург, 1744 г.) Сигфрид Байер говорит о Казахии: «Сие есть всех древнейшее казацкого народа поселения упомянутие». Из русских историков Дона первым вспоминает Казакию А. Попов. Его «История о Донском Войске» пройдя все цензурные испытания увидела свет в 1814 г. На стр. 111 этой книги значится: «Мы усматриваем, что сие Войско издревле называлось Донскими Казаками, а земляих Казакиею, ибо на персидском языке Казак значит Скифа».

Основываясь на письменных и археологических памятниках казачьей древно­сти, можно считать Дон, Меотиду (Приазовье) и примыкающие к ним северо-кавказкие равнины той страной, которую когда то называли уже Касакией, Землей Касак, иначе говоря, - колыбелью казачьего рода. По русским историкам Болтину, Pигeльмaнy и Карамзину, знаем выходцев сСев. Кавказа: Казаков, Черкасов, Казаков Пятигор, Казаков Гребенских и Азовских,. Пя­тигорских Черкасов славянской речи упоминают в на­чале XVI в. иностранцы Мат­вей из Мехова и Герберштейн, как жителей Кавказа. Казаков Днепровских и Дон­ских до XVIII в. тоже часто называли Черкасами, очевид­но считая их выходцами из Черкасии, страны кавказской.

Сторонники вольно-ка­зачьей идеологии проповеду­ют возрождение объединен­ного казачьего государства - Казакии, включая в его гра­ницы и области более позднего распространения Каза­ков по рекам Волге и Уралу.

КАЗАК ЛУГАНСКИЙ - литературный псевдоним пи­сателя этнографа Владимира Ивановича Даля, составителя «Толкового словаря живого великорусского языка», ко­торому также приписывают­ся слова песни «Поехал Казак на чужбину далеку».

КАЗАН - котел с выпук­лым дном.

КАЗАНСКОЕ ЦАРСТВО - часть Золотоордынской империи при среднем тече­нии Волги, отделившаяся от нее в самостоятельное хан­ство со столицей в городе Казани. В 1552 г завоевано русским царем Иваном Грозным, при значительной по­мощи Донских Казаков, во главе с атаманом Сусаром.

КАЗАР -название государства, возникшего в конце VI в. по Р. Хр. на руинах Танаидской Асалании, пав­шей под ударами Гуннов. В русских летописях К. упоминается, как Козары, у Ар­мян и Арабов - как Казар и Казир, в «Еврейской пере­писке», как Казар, Кузари, Кузарим, а у Греков и от них на Западе и в Россия как Хазария. Последнее наз­вание появилось в результа­те перехода звука К в звук Х перед придыхательными гласными, что у Греков бы­вало и в других случаях (см. книгу Корпус Боспорских надписей, М.-Л. 1965, стр. 807). В Ев­ропе иногда писали и Газария.

Древние географы не знают народа с именем К. Не осталось такого народа и. после падения Казарского царства. Значит, его назва­ние образовалось не из пле­менного имени.

Точных данных об ос­нователях царства К. не со­хранилось. По этому поводу существует два главных мне­ния. По более раннему - это государство образовалось усилиями местных полити­ческих кадров, вышедшихизсреды Готиталанов или Черкасов-Касагов. По второму мнению его основателями были Тюрки или Тюркюты, пришедшие от границ Китая. В обоих случаях не принято во внимание, что имя Казар на Сев. Кавказе не было но­вым; когда Приазовье, от конца старой эры, стало ча­стным владением римского кесаря, местные Греки стали называть его Кесарией, а Го­ты и Асаланы - Кайзарией (см. КЕСАРИЯ БОСПОРСКАЯ). Армянские летопи­си вспоминают Приазовских Касаров и Базилеев уже oт II в. по Р. Хр.

Сторонники местного происхождения основателей К-ра руководствуются след. данными: Персидская геогра­фия 982 г. Гудуд. ал Алэм называет казарскую династию именем «Анса»; но Ансы также родоначальники готских князей, а их имя соответствует скандинавским и танаидским Асам. Английский историк X. X. Хаворт обращает внимание на связь между казарским царским титулом «хакан» и скандинавским «гаакон», на их одинаковый смысл - «высокий царь»; он же подчеркивав созвучие имен Казар, Касак, Касог. Имя первого известного истории хакана имеет отчетливо готское звучание - Зибель. Тесные связи династии К-ра Гото-скандинавами выражены также в тождественности речных погребений хаканов и готских королей. Первые описаны Ибн Фадланом, а вторые - Иорданом (погребение Алариха). Кроме этого «по данным Фазари (писал в 772/3 г.). Хазары и Аланы образовывали одно царство». Основная форма правления в этом царстве не могла придти с востока, т. к. двоевластие в Азии не практикова­лось, а зато Кавказу оно было известно по Цареву Боспорскому и по античным традициям Эллады, где оно имело своих апологетов уже в Платоне и Аристотеле (IV в, до Р. Хр.).

В дополнение ко всему этому, данные археологии указывают на общность бы­товой культуры царства К. с Салтово-маяцкой археологической культурой, распро­страненной среди Асаланов (Ясов) с древних времен.

Сторонники противо­положного взгляда считают основателями царства Казарского Тюрок, пришедших в наш край из Азии, и находят будто бы некоторое подтверждение этому в китайских источниках, в свидельствахАраба ТабарииГрековМенандра иСимокатты.Но с другой стороны, многие арабские авторы отличают Казар от Тюрков и по внешности и по языку. Исхатри, ибн Хаукал, бен Фозлан, ибв эл Эшир, Шемс ад Дин, все говорят; «Казары не похожи на Тюрок». Да и сам по себе термин «Тюрки» для эпохи возникновения K-ра отличается большой неясностью. Его постоянно смешивают с другим наименованием «Турки», хотя оба эти слова определяли собою совершенно различные народы.Тюрки или Тюркюты были тогда жителями Азии. Они занимали земли у гра­ниц Китая и в Средней Азии, причем Северные Монголы даже не знали их имени (Бичурин). А имя «Турки» в Европе безраздельно принадлежало угро-скандинавским жителям Великой Скандзы, древней Скандинавии, про­стиравшейся от Норвегии до Уральских гор, по всему се­веру нынешней России. Именно там проживали племена Турку, Туркьяры, Торкыты и о них помнят северные сказания - саги. Недаром Константин Багрянородный называл Турками и Мадья-ров.

Такого же рода Турки стали накопляться в наших степях через несколько десятилетий после нашествия Гуннов. Среди местных людей, они встретили здесь остатки Готов и их родственников Асов-Танаитов, ушедших когда то с того же далекого севера. Свидетельства исто­рии и археологии, устойчи­вые политические традиции страны, ее бытовая культура, дают право предполагать, что при помощи этих Турков и в союзе с ними, прежние владетели края, в лице ди­настической группы Ансов, возродили былую аланскую государственность, причем присвоили себе старое имя Приазовской Кесарии (вих алано-готском произноше­нии - Кайзария), внутренний смысл которого «царство» был весьма удобен для госу­дарства со смешанным населением (как Австрия, Остеррайх - Восточное царство, или Реч Посполитая - в переводе «республика»).

А население К-ра было действительно, разнообраз­ным даже в расовом отно­шении. Одни - красивые бе­локожие брюнеты, другие - темнокожие шатены. Араб Магриби упоминает еще и третий расовый тип, почти дословно схожий с описанием Асов-Танаитов у Аммиана Марцеллина современни­ка Аланского царства: преиму­щественно рыжеватые, струятся по плечам, их тела великии их натура холодная. Их главное свойство «Их край холодный и сырой. Отсюда их кожа белая, глаза голубые, их волосы - сви­репость».

На ряду с новопришлыми Угро-Скандинавами и Мадьярами, в царстве, проживало много бывших Меотов, Танаитов, Касаровцев и Базилеев (Бассилов). Это были Славяне, Торки, Удзы, Беренджеры, Асы-Аланы, Готы-Тетракситы, Саксяны, Касы, Кабары, а также Аорсы и Эсседоны (нын. Осе­тины), которых по старой памяти еще называли Ала­нами.

В связи с этим и язы­ки в К. были разнообразны­ми, но с очевидным преоб­ладанием скандинаво-угорских наречий.Вместе с тем, по всей стране так широко был распространен язык Подонсних и Северо-кавказских Славян, что на Руси Казаров часто считали Славяна­ми. В Великих Четьи Ми­неях на день 11 мая говорится: «Козары, коих Греки Козарами, Римляне же Газарами называли, был народ скифский языка славянского, страна жеих была близ Meотического озера» (Ригельман), Предполагается даже, что диалект местных Славян-Казаровцев лег в основу сла­вянской письменности и первых переводов на славянский язык, по крайней мере в тех случаях, когда они делались «под воздействием хазарской стихии» (Н. А. Мещерский, История Иудейской войны Иосифа Флавия в древне русском переводе. М, - Л. 1958).

Но при таком разнооб­разии племен и наречий, на­селение К. пользовалось оди­наковыми бытовыми предме­тами, которые сохранились в погребениях, в остатках поселений и известны, как предметы Салтово-маяцкой археологической культуры.

Некоторые племена ос­тавались кочевниками; зна­чительная часть жителей рас­полагалась по земледельче­ским и рыболовным поселе­ниям; торговцы и ремеслен­ники проживали в городах. Из крупных городских по­селений известны: Семендер или Беленджер (Беренджер), Бурак, Алма,Саксия, Capкел, Таматарха, Томи, Тана, Самкерц, Сугдея, Керц, Алубиха, Кут, Манкуп, Гурузин. Дворцы хаканов, правительственные учреждения и гла­венствующее в стране племя были сосредоточены в западной части столицы с готским названием Атель (в перев. - батюшка). Мусульманские эмигранты из степей Сред­ней Азии, Русы и Славяне составляли наемное войско хаканов.

Царей было два. Одного называли хакан, другого - хакан бек. Первый царствовал, скорее, как символ власти и верховный судия, не мешаясь в дела правления, которыми ведал его заместиститель хакан бек. Этот был действительным царем, управлял страной, командовал армией, объявлял войну и заключал мир. Считается, что при подобном разделении власти устранялась угроза деспотизма.

Хаканы выбирались всегдаиз одного рода или племени, которое называлось «хаканат» и проживало поблизости к царским дворцам. Зватный род хаканата не обладални верховной властью ни богатством, но хаканы могли избираться исключительно из его среды. Какие слои населения участвовалив выборах - неизвестно.

Древний автор писал: «Когда они хотят назначить этого хакана, они приводят его и душат его куском шел­ка, пока он почти не задох­нется. Тогда они говорят ему: сколько лет ты хочешь царствовать? Он отвечает: столько то и столько. Если он умрет раньше этого, то все кончается хорошо. Если же нет, то его убивают, ког­да он доживет до условлен­ного срока». Иногда вместо этого его заключали в баш­ню или разрешали окончить жизнь самоубийством.

Первой столицей царст­ва служил город Семендер. Он находился в области Бе­ленджер, где то на юг от Терека. А около 675 г. все управление страной перешло в г. Атель, широко расстро­ившийся в устьях реки Волги. Придя к власти, прави­тели из рода Анса сразу же пошли по путям древних Танаитов-Асов. Они восста­новили тесные связи с Византией и повели вместе с нею наступление на персид­ское Закавказье, стремясь одновременно влиться в пре­жние границы Асалании и Остготской земли. Ко второй половине седьмого века их владения на восточном берегу Каспийского моря простирались до Мангышлака, на севере доходили до кочевий Печенегов у Самарской луки, на западе - до Днепра, на юге до Кубани и Кавказского горного хреб­та, Осетию и северный Да­гестан. Они получали дань от некоторых финских племен на Верхней Волге, от Полян, Северян, Радимичей и Вятичей. Эти дани и во­енная добыча обогащали каз­ну царства К.

Укрепившись и усилив­шись, основатели Казара об­рушились на Болгар, зани­мавших берега Азовского моря. Они принудили их ос­тавить все Приазовье и та­ким образом Земля Касак и донские берега, древняя ко­лыбель казачьей народности, вошли в состав царства. Вскоре подчинилась ему и восточная часть Крыма, с жившими там Готами и Гре­ками. К концу седьмого ве­ка в границах Казара, кроме новопришлых Угро-турков, проживало, почти исключительно коренное население бывшей Асалании и Царства Боспорского.

В восьмом веке царству К. пришлось много воевать с Арабами, которым в 737 году удалось проникнуть глу­боко в страну до Северского Донца, Иловли и Медведи­цы. Здесь они обогатились огромной добычей, табунами степных лошадей и отсюда угнали с собою до 20 тысяч семейств проживавших там Сакалибов.

Хананы ответили таки­ми же нападениями на араб­ские земли в Закавказье, иногда вместе с Византией, с которой обычно сохраняли союзные отношения и даже роднились путем династиче­ских браков.

В конце VIII в. визан­тийский патриарх пытался объединить церковное управ­ление хазарских христиан под властью митрополита в Крымском г. Доросе. Но семь епархий, основанныхим, существовали всего несколько лет, после чего сохранилась только архиепископия Боспорянская.

Правящий слой царства К. не обладал религиозной устойчивостью. Вначале хаканы были христианами; в 737 г. они, исполняя требо­вание победителей Арабов, согласились перейти в маго­метанство, но вскоре после этого в царском роде укоре­нилось тяготение к иудей­ской вере. Ко второй половине VIII в. часть знати, во главе с хакан-беком Буланом, уже стала иудеями. Через полвека обратился к орто­доксальной старозаконной религии весь род хакана Обадии. Широкие массы жите­лей оставались при старых верах и для каждой были назначены особые судьи, по два для христиан, иудеев и магометан, один для.язычников. В годы укрепления иудаизма вспыхнуло восста­ние наиболее влиятельного в стране племени Кабаров. Оно было подавлено и Кабары ушли на Нижний Днепр к Мадьярам, там ко­чевавшим.

В ту же эпоху хакану стал приносить большие доходы Волго-каспийский тор­говый путь. В казну царства поплыли огромные таможен­ные пошлины, взимаемые только за проход товаров по внутренним путям страны. Сам К. ничего не производил на вывоз, кроме рыбьего клея, но получал доходы от иностранных купцов, прохо­дивших с товарами через его земли во всех направлениях. Главной заботой правителей стала непрерывная охрана торговых путей и караванов, установление в стране твер­дого правового порядка. В 836 г., при помощи визан­тийских мастеров, на Дону была воздвигнута новая кре­пость Саркел или Белая Вежа.

Ок. 860 г. патриарх Фотий, которого тоже считают выходам из К., решил оказать поддержку казаровцам-христиавам. По его совету император Михаил III отправил к хакану специальную миссию, во главе с Констан­тином Философом (см. КИРИЛЛ). В результате его пребывания на нашей земле, там окончательно восторже­ствовало христианство. Ос­лабевшие раньше связи между иудейским хоканатом и иноверным народом распа­дись окончательно. Хаканы опирались исключительно на наемную гвардию, из мусуль­ман и язычников. Воины-христиане из местных Сла­вян часто уходили служить на стороне, в Киев или в гвардию византийских императоров.

Такой порядок начал клонить богатую и могуще­ственную страну к постепен­ному упадку. Племя за пле­менем стали отпадать дан­ники. В 884 г. перестали пла­тить дань Северяне, в след. году - Поляне и Радимичи. С севера все время тревожи­ли Печенеги. Выступить про­тив них хакан уговорил, живших в Прикаспии, Удзов, Торков, Торпетов, Беленджеров (Беренджеров). В 893 г., соединившись с его гвардией, они сообща изгна­ли Печенегов и сами заняли часть их земель между Верх­ним Доном и Волгой. Здесь они указываются в персид­ской географии 982 г. под именем Брадасов и христиан В.Н.Н.Д.Р., т. е. Бродников и Беренджеров (у Славян-Берендеи), Некоторые пече­неги подчинились своим по­бедителям, остались среди них, приняли их обычаи, об­ряды и даже кройих каф­танов с короткими рукавами. Вместе с Торками, они по­селились на Нижнем Донце и при Доне, приняв на себя охрану водного и сухопут­ного пути. Они несли также очередную службу в крепо­сти Саркел и были известны под именем Казарских Пе­ченегов (Гудуд ал Алэм).

В 965 г. по Донцу, До­ну и Волге огнем и мечем прошел киевский князь Свя­тослав. Он нанес сокруши­тельный удар Казару, разрушил и испепелял поселения, истребил целые племена, а в том числе и многих Славян. Часть Казаров сохранилась еще в Восточном Крыму, но их власть и тут была ликви­дирована в 1016 г. византий­ским десантом, сообща с дру­жиной томаторканского кня­зя Мстислава Храброго. О нашествии Святослава рус­ский историк М. И. Артамо­нов пишет: «Последствием столкновения было полное и окончательное уничтоже­ние Хазарии. Погибло Хазар­ское государство, исчез и ха­зарский народ. Последнее заслуживает особого внима­ния, так как обычно народы не исчезают с уничтожением их государств». «Поиски по­томков Хазар до сих пор остаются безуспешными». Очевидно потому, что тако­го народа не существовало и раньше.

О том же говорит и Д. М. Данлоп, американский историк Казар-иудеев: «По­разительно, что некоторые малые группы, поглощенные Казарской империей, или на­ходившейся под ее угрозой, пережили ее падение и сох­ранились до наших дней, в то время как сами Казары, едва остаются в памяти, хотя до этого времени были без сравнения более могущест­венными, чем их соседи».

Государство пало, казарский народ исчез без сле­да, остальное же население К-ра сохранилось напрежних местах со своими племенны­ми именами, в лице Асиев (летописные Ясы), Торков, Беленджеров (у Ибн Фадлана - Беренджеры, в летопи­сях — Берендеи). Брадасов и др., «того смешанного насе­ления Подонья. - которое ста­ло известно под именем Бродников и представляло собой зародыш позднейшего донского казачества» (Артамонов).

Остались там и другие казачьи «зародыши». Отту­да вышли наши предки Тор­ки, Берендеи и другие Чер­ные Клобуки, которые в ле­тописях назывались Черкасами, а иногда и Казарами (Татищев); там же на приа­зовской Земле Касак прожи­вали Казаки Азовские и Черкасы-Пятигоры языка сла­вянского (Герберштейн, Матвей из Мехова, Болтин); о них и у Татищева в Истории Россий­ской имеется заметка: «храб­рые суть люди, язык с нами имеют един». И до наших дней живут на той земле Казаки Донские, Кубанские, Терские, Астраханские, Уральские.

Д. М. Данлоп вспоми­нает старую теорию, по ко­торой Казаков выводят из Казар. Он считает, что она нашла бы подтверждение, если бы удалось доказать, что Казаки те же Касоги.

Но Касоги, Касаги, Казягь это сборное имя, при­нятое в русских летописях для всех племен северо-западной части Кавказа. В подобном звучании оно сохра­нилось там только для Какаков. Позднее на сменуемув летописях пришло такое же сборное имя - Черкасы.

Кроме Кавказцев им назы­вали также Черных Клобуков (летописи Московская и Воскресенская), а позднее и Казаков, несомненно потому, что они раньше находились среди Касоговв Кавказской Черкасии. Но это все. же не решает вопроса, были ли Казаки коренными Казарами, означает только, что они в свое время проживали в К. Гребенцы и рассказывали А.И. Ригельману, что они переселились на Нижний Терек из родной Черкасии, где их называли Казаровцами, т.е. местнымижителями Казара. Г.Губарев.

Литература: М. И. Артамонов. История Хазар. Ленинград 1962; А. П. Ковалевский, Книга Ахмеди ибн Фадлана, Харьков 1956; Никифора патриарха Констанинопольского Краткая история. Визант. Временник, т. III, М. I960; Иордан,О происхождении и деянии Гетов. М. 1960: В. Н. Татищев. История Российская тт. I-III, М-Л. 1962-63; Полное собрание русских летописей, тт. I и XXV, М. 1962 и 1949; А. И. Ригельман. Летописное повествование о Малой России. Москва 1847; Труды Волго-Донской Археологической экспедиции, т: I М.-Л. 1958; Н. A. Meщерский, История Иудейской войны Иосифа Флавия в древнерусском переводе. Археологический и историко-литературный очерк. М.- Л. 1958; The History the Jewish Kha-zars by D. M. Dunlop. Princeton, N. Jercey 1954; Hudud аl Alam, a Pecian geography. London 1937; Constantine Porphyrogenitus, De Administrando Imperio by Gy Moravcsik and R. G. H. Genbins, Budapest 1949; Ammianus Marcellinus, History of Rоmе, Bobns Libraries; H. H. Howort, The Circassians and White Khazars, The Journal of the Ethnologicai Socie­ty of London. 1879.

КАЗАХИЯ или КАСАХИЯ - в.конце первого ты­сячелетия по Р. Хр. так на­зывалась центральная часть Кавказа. В Х в. император Константин Багрянородный помещал К. между Зихами-Адыгейцами и Аланами: «Выше Зихии лежит страна называемая Папагией, повыше страны Папагии есть страна, называемая Касахия. Над Касахией гора Кавказ, а за го­рой земля Аланов». Персид­ская география Гудуд ал Алэм указывает северную границу, очевидно, той же земли Касак по берегу Азов­ского моря (см. слово КАЗАКИЯ).

В XIII в. горную часть К. заняли Кабардинцы, по­кинувшие северо-кавказскую равнину под давлением Мон­голов Золотой Орды. Но со­седние Осетины, сохраняя память о прежних обитате­лях этого края, называли Большую Кабарду старым именем - Казах.

КАЗАЧЕК - 1) казачий-на­циональный танец со слож­ными; подчас акробатически­ми, фигурами; 2) дворовый мальчик одетый в казакин и прислуживавший в доме рус­ского помещика во время крепостного права.

КАЗАЧЕСТВО - особая форма нашего имени, возник­шая, по видимому у Зап. Сла­вян и пришедшая к нам че­рез Украинцев и Белорусов. В старых актах его нет. По аналогии с определениями «Славянство», «Еврейство», слово К. можно относить только ко всем Казакам взя­тым вместе, с их духовной сущностью, сих бытом, диалектами и другими нац. свой­ствами. В этом значении его употребляли вначале и рус­ские авторы. Классовый же смысл ему стали придавать только в XIX в.

КАЗАЧИЙ МОЖЖЕ­ВЕЛЬНИК - ядовитее ра­стение, кустарник семейства кипарисовых: встречается в Черноморье и особенно в донских лесах; служит для добывания экстракга и эфир­ного масла, употребляющих­ся в медицине.

КАЗАЧИЙ МОНА­СТЫРЬ В США - распо­ложен недалеко от поселка Новая Кубань, почта Бюэна, шт. Нью-Джерси. Основан и воздвигнут трудами иеро­монаха Адама Бурхана при помощи Казаков-братчиков. Монастырь принадлежит сербской юрисдикции и зарегистрирован в книгах г. Мейс Лендинг, шт. Нью-Джерси 19 мая 1958 г., как казачий религиозно-культур­ный центр для удовлетворе­ния духовных потребностей Казаков-эмигрантов и для оказания помощи нуждаю­щимся. Монастырю принадлежит участок земли в 20 акров, на котором построено монастырское подворье с храмом в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

КАЗАЧИЙ ПРИСУД - в понятии наших предков, присужденное Богом, историче­ское право Казаков владеть Старым Полем, берегами рек Дона и Донца «сверху до низу», и «с низу до верху».

КАЗАЧКИ - Священное предание говорит: «И создал Господь Бог человека из пра­ха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою... И взял Господь Бог человека и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его... И сказал Господь Бог: не хорошо быть челове­ку одному; сотворим ему по­мощника, соответственного ему... - И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку. И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться, женою». Так по Священному Преда­нию были созданы первый на земле человек и его же­на Ева.

Казаки далекие потом­ки первого человека; они то­же знали; что «не хорошо человеку быть одному» и умели ценить своих Казачек, друзей и помощниц в тру­дах и во всех делах правед­ных и греховных. Они никогда не сомневались, чтоих жены — «кость от костей их и плоть от плоти» их казачьего рода. Однако, в исто­рии и в литературе принято, по некоторым весьма шатким указаниям, производить ка­зачьих жен от Турчанок, Гречанок, Черкешенок, Рус­ских, Украинок, Калмычек и т..д. И несмотря на то, что такое мнение опровергается археологией, опровергается историей, опровергается здравым смыслом, его при­держиваются и многие каза­чьи литераторы. Между тем остатки поселений на каза­чьей земле уже для времен доисторических свидетельствуют о крепком семейном быте. Он не нарушался ни в Древние эпохи, ни в Средние века. Памятники времен Томаторкани говорят о нор­мальной и цветущей жизни семей в приазовской области Касак и у кочевых народов державы. О том же свидетельствуют русские акты XIII - XIV вв. для Среднего Дона. В XVI в. русские акты вспоминают жен Азовских и Белгородских Казаков. Куда же девались девушки-Казач­ки, приходившие на свет в казaчьиx самьях и возраставшие, как полноправная жен­ская часть казачьего общест­ве? Была ли нужда искать себе жен на стороне? Среди русских историков нашлись умники, намекавшие, будто бы Казаки уничтожили младенцев женского пола, а жен себе привозили из далеких походов и «ласковым.обра­щением с ними приолочивали их к совместному сожи­тельству». Свирепые по от­ношению к собственным де­тям, они оказались ласковыми с пленницами. И это говорится о тех самых Казаках, которые избрали себе неиз­менной покровительницею Вечную Женственность, Пречистую Деву, которые забо­ту о вдовах и сиротах воз­вели в социальный институт раньше многих других наро­дов. Легко создаются досужие фантазия, легко начи­нают им верить бездумные головы. Как, например, мог­ли бойцы привозить себе жен из набега на Царьград, когда в морских походах по­чти всегда гибла половина чаек, когда борты уцелевших надо было отягощать остат­ками экипажей с погибших судов, а не размещать в них прекрасных ясырок. Водка и женщины были строго за­прещены в походных колон­нах Надо было состоять в боевой готовности, а не «бабиться» и охранять своих будущих жен от поползно­вений товарищей.

Возможность браков с девушками иного рода отри­цать нельзя. Они безусловно случались, но только в виде исключения, а не как общее правило. Казаки и на наших глазах упорно берегли свое племенное лицо и больше всего при помощи женщин, ревнивых хранительниц древних обычаев и чистоты крови. Всем известно, как Казачки гордились своим происхождением («Не боли болячка - я Казачка!»), как они избегали браков с иногородними, как недружелюб­но принимали в станицах чу­жеродных казачьих жен, с каким предубеждением от­носились ко всякому чужинцу. Это отчетливо бросалось в глаза. В XVIII ст. А. И. Ригельман писал о Донцах: «Женыих лица круглого и румянного, глаза темные большие, собою плотные чер­новолосые, к чужестранным неприветливы». На Нижнем Дону именно женщины со­хранили до наших дней ос­татки наречия Азовских Ка­заков, над которым непрочь посмеяться обруселые жите­ли верховых округов и украинизированные Черноморцы, но в котором, как нигде, со­храняется тайна языка каза­чьих предков, Славян-степ­няков.

Всем известно также, какое большое значение име­ла женщина в казачьей се­мье как мать и хозяйка, как она умела посвятить себя се­мейной жизни и воспитать в подрастающем поколении любовь к родной земле, чув­ство национальной гордости, и кровной близости к еди­ноплеменникам, чувство соб­ственного достоинства, наря­ду с уважением к человече­ской личности и к старшим. Свободная, в среде не знавшей рабства, крепостных гос­под, закрытых теремов ила гаремов, она сознательно, как полноправный член семьи отдавала, свои силы, а часто и кровь для ее благосостояния и благополучия. Девушка была свободна в личной жизни. Родителя не посягали на ее волю и не выдавали за­муж помимо ее согласия. В случае неудачного брака, жена могла добиться поддержки общества и развода. Обере­гая вдов и сирот от нищеты, обычное право позаботилось о них, установив специаль­ный земельный надел, «вдо­вий и сиротский» пай. Обы­чай не разрешал Казачке ид­ти в услужение к богачу. Прислужницами могли быть только пленницы. Женская прислуга и называлась у Ка­заков «ясырками».

Пока Казак был на дол­гой военной службе, его же­на вела свое хозяйство часто в одиночестве. Не зная барщины, в свободном труде она привыкла к аккуратной и добросовестной работе. И если муж содержал в холе своего коня, то жена не ме­нее любовно чистила и мы­ла свой курень. Иностранец писал; «Дом и особенно стены в казачьем доме содер­жатся в такой чистоте, в ка­кой бывает посуда». Л. Н.. Толстой в повести «Казаки». замечает: «Красота Гребенской Казачки особенно по­ражает соединением черкесского лица с широким сложением северной женщины. Щегольство и изящество в одежде и особенно убранство хат составляют привычку и необходимость в их жизни».

Века постоянных боевых тревог выработали в Казачке бесстрашную решите­льность и способность сохранять присутствие духа в моменты неожиданной опасности. На реке она управлялась с каюком, скакала верхом на коне, ловко владела арканом, луком и самопалом Умела. встать с оружием в на защиту своих детей, куреней, станиц. И не смотря на все это, она не теряла основных черт, присущих слабому полу: женственности, сердечности, кокетства, любви к нарядам.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 317 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2269 - | 2040 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.