Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Наиболее значи­тельные события в эпоху покорности царям. 18 страница




ДРЯМ - сухой хворост.

ДУБОВКА - казачий посад на Волге. В XVIII в. Д. служила центром Волгских Ка­заков; тут жил атаман, по­мещалась Войсковая канце­лярия. По словам записок русского чиновника Рунича, проезжавшего по Волге во время Пугачева, Д. Считалась столицей Волгских Казаков. Но потом ее жители приста­ли к восставшим. В наказа­ние за это многие из них были казнены или сосланы в Сибирь, а Д. обращена в рядовой казачий посад.

ДУБОЧКИ СТОЯТЬ - стоять на вытяжку, выпрямив­шись.

ДУВАН - военная добыча.

ДУВАНИТЬ - делить до­бычу; казачья пословица го­ворит: «Без атамана и дуван не дуванят».

ДУВАННЫЙ (дон.) - ху­тор Гундоровской станицы.

ДУДАК - особая порода бегающих птиц величиной с крупного индюка; желтобурый с черными пятнами. В России известен, как дрофа. Питается насекомыми и мо­лодыми побегами трав. На казачьих целинных землях Д. водился раньше в изоби­лии, выпасаясь небольшими стадами на отдаленных и безлюдных станичных юр­тах. Казаки охотились на Д-ков «с подъезда», т. е. ез­дили на возу вокруг пасу­щихся птиц, постепенно при­ближаясь к ним на расстоя­ние выстрела.

ДУДНИКОВ Василий Макеевич (куб.) - рожд. 1884 г. ст. Даховской; по образова­нию - учитель, а во время Первой Мировой Войны в борьбы за Казачью Идею - офицер пластунского баталь­она. В 1920 г. ушел в эмиграцию и через три года пе­реехал в США. Умер в г. Форт Лодердей (Флорида) в 1952 г.

ДУЛИНА - грушевое де­рево.

ДУЛМА - мясное кушанье; рубленная баранина заверну­тая как голубцы в листья, но не капустные, а виног­радные.

ДУРГАН (дон.) - слабое вино. полученное после про­мывки виноградных выжи­мок водою.

ДУРОМ - чрезмерно.

ДУРНО - бесплатно, даром.

ДУРНОЕД - дармоед, чело­век, стремящийся жить на чужой счет.

ДУТОВ Александр Ильич (оренб.) - род. ок. 1875 г., ге­нерал лейтенант, атаман Оренбургских Казаков и По­ходный атаман всех сибир­ских Казачьих Войск. Полу­чил военное образование в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе и Нико­лаевском кавалерийском учи­лище; служил офицером в оренбургских казачьих полках; прослушав курс Акаде­мии Ген. Штаба состоял в Оренбургском казачьем учи­лище преподавателем такти­ки, топографии и конно-саперного дела; на фронт Пер­вой Мировой войны высту­пил командиром сотни 1-го Оренбургского каз. полка. В марте 1917 г., после револю­ции полк послал войскового старшину Д-ва своим пред­ставителем на Общеказачий съезд в Петрограде. Съезд организовал Союз Казачьих Войск и Д. был избран его председателем. На этом по­сту он проявился как спо­собный и мудрый общест­венный деятель; работы Со­юза направил по пути защи­ты казачьих интересов и поддержки власти Русского Временного Правительства. В сентябре 1917 г. Оренбург­ский Войсковой Круг приз­вал его на пост Войскового атамана и произвел в чин полковника. После октябрь­ского переворота атаман Д. приступил к созданию пер­вых боевых кадров для борь­бы против власти большеви­ков. От этого времени его деятельность протекала в сложной обстановке Сибир­ского «белого» фронта. Он совершил отход в Тургайские степи, а по возвращении в Оренбург, создал казачью армию и во главеее бился с красными полками. Когда власть перешла от Комитета Учредительного собрания к адмиралу Колчаку, Д. был выдвинут на пост Походно­го атамана всех сибирских Казаков и произведен в чин генерала. Он руководил дей­ствиями наиболее активных противников большевитской власти в Сибири, но ленинская ориентация местных крестьян, слабая популяр­ность нового правителя, из­мена Чехов и связанное со всем этим крушение сибир­ского фронта принудили ата­мана Д. с частью Казаков отступить на Восток. В нача­ле 1920 г.,теснимый массами противника, отряд атамана прибыл в Семиречье и стал пробиваться к китайской границе. Поход совершался в необычайно трудных усло­виях. В мартовских холодах, без запаса пищи для людей, без фуража для лошадей, надо было преодолеть оледеневший перевал Кара Сарык, высотою в 19.000 футов. Обессилевшие люди и кони, следуя по снегу и горным карнизам, часто, срывались в пропасти. Сам атаман перед границей спущен на канате с отвесной скалы почти без сознания.

После перехода китай­ской границы отряд был ин­тернирован в г. Суйдин Во­сточного Туркестана. Отдох­нув и забыв лишения похо­да, атаман Д. стал готовить­ся к новой борьбе. Собирал около себя всех ушедших в Китай Казаков, поддерживал их дух, но вскоре сам пал жертвой покушения, органи­зованного врагами. Под ви­дом курьера от единомыш­ленниковиз России, к нему проник красный агент Чанушев. Он смертельно ранил атамана и двух человек его охраны, вахм. Лопатина и Маслова 19 февраля 1921 г. Убийца скрылся никем не задержанный. Атамана и погибших сним людей похоро­нили в одной могиле. Мест­ные мусульмане, дарившие Д-ва большими симпатиями, собрались на его могилу тоже. После православной панихиды прочитал свои за­упокойные молитвы и мулла.

ДУХОВСКИЙ (уссур.) - поселок Донской станицы.

ДЫК - так ведь: дык он жа ушел - так ведь он же ушел.

ДЫМКА - пшеничная водка.

ДЬЯК - от греческого слова «диакон» - «прислужник»; у Донских Казаков в старину помощник атамана станицы по письмоводству и по хо­зяйственному учету; Д. Вой­сковой на Дону до XVIII столетия заведывающий от­делом внутренних и внеш­них сношений, член Войско­вого Правления и хранитель печати.

ДЬЯКОНОВ Петр Алексе­евич (дон.) - род. 5 января 1890 г., ст. Арчединской; протоиерей, 3акончив Ново­черкасскую Духовную семи­нарию, поступил на юриди­ческий факультет Варшав­ского университета; в 1914 г. получил его диплом и от это­го времени состоял в сосло­вии присяжных поверенных при Новочеркасской Судеб­ной палате. В сентябре 1916 г. по мобилизации команди­рован в Новочеркасское ка­зачье училище, которое окончил со званием старше­го портупей-юнкераи в чине прапорщика зачислен в 5 Дон. зап. полк (ст. Кременская). После революции, во время борьбы за Дон, занимал ряд военно-судейских Должностей, в том числе и Должность начальника Судебного отделения Войско­вого штаба. Побывал в Кры­му, откуда по болезни эва­куирован заграницу. В эмиг­рации некоторое время со­стоял студентом богословского факультетаЗагребского университета, а затем с Кубанским хором ездил по всему свету. От 1926 г. обосновался в США, работал на фабрике аэропланов и три года служил сержантом 244-го артиллерийского полка береговой охраны. 30-го марта 1935 г. подъесаул Д рукоположен в сан иерея на приход в г. Питтсбург (шт. Пенсильвания), а потом 14 лет состоял православным пастырем в г. Питтсфвльд (шт. Массачузетс).

Проживая на пенсии поблизости от Ныо-Йорка, протоиерей Д. выполнял пастырское облуживание религиозных нужд бесприходных Казаков, оказывал им различные услуги, навещал больных, совершал требы. 13 февраля 1963 г. Казаки в Нью Йорке торжественно чествовали его по случаю пятидесятилетия его общественной деятельности, а Общеказачья станица наделила его званием своего Почетного Старика. Умер 8 мая 1964 г.

ДЬЯЧЕК (некр.) - писарь или школьник.

ДЮБАТЬ - клевать; говорится о рыбе, берущей приманку.

ДЮЖА - очень; дюжей - больше.

 

 

Е

 

ЕВСЕЕВЫ (дон.) - казачий род ст. Михайловской; по семейным преданиям пришли на Дон во второй половине XVI в. из Новгорода, где до этого времени на службе состояло еще много Донских Казаков, которые неоднократно встречаются в городских актах. В памяти сохраняются Е.:

1) Николай Михайлович, участник войны с Наполеоном и сподвижник атамана Платова; имел все боевые награды того времени, а прохождение его службы записано на 115 стр. послужного списка; начал службу, рядовым, закончил полковником; 15 лет командовал 20-м полком, который получил прозвание «Настюшкина» по имени строгой матери-командирщи, поучавшей своего добродушного мужа туфлей по щекам, став для этого на стул. Будучи слишком грузным при росте в 2 м., последние годы службы ездил перед полком не в седле, а в беговых дрожках.

2) Александр Николаевич - его сын получил первый офицерский чин после обучения в «Дворянском полку»; 29 лет отроду назначен командиром 31-го полка и через четыре года убит в бою с Кавказскими Горцами.

3) Николай Александрович - сын предыдущего; обучался в пензенской гимназии, а потом окончил школу живописи, ваяния и зодчества в Москве; стал известным пейзажистом,

ЕВСЕЕВ Николай Николаевич (дон.) - ст. Михайловской; род. 1-го августа 1891 г. в Борисоглебске Тамбовской губ., там же вырос и окончил гимназию. Во время Первой Мировой войны, уже с дипломом юриста, произведен в офицеры из Михайловского артиллерийского училища; служил в донской батарее, участвовал в Степном походе и в борьбе за Дон в гг. 1918-1920; уйдя в эмиграцию от 1923 г. проживает под Парижем вместе с женой и сыном инженером; часто печатается в казачьих журналах и издал книгу стихотворений «Дикое Поле».

ЕГОРОВ Леонид Кузьмич (дон.) - род. 10 июня 1897 г., ст. Мплютинской; участник борьбы за Казачий Присуд, и эмигрант от 1920 г., состоял в рядах активных казачьих националистов и во время Второй Мировой войны сражался на стороне противников СССР в рядах казачьих частей генерала Доманова: Умер 28 июня 1954 г. в г. Мюнхен (Германия).

ЕГОШКИН Яков Иванович (семиреч.) - род. в 1864 г.; медицинский фельдшер, член Русской Государственной Думы второго созыва.

ЕГУПЕТКА - подхалим, подлиза.

ЕДИНОВЕРЦЫ - старообрядцы, признавшие Правила 27 октября 1800 г.. по которым им разрешалось сохранять древний обряд богослужений и старые книги без поправок патр. Никона, взамен за согласие принимать к себе священников от православных архиереев.

ЕЖЕЛЕТЬ (некр.) - каждый год.

ЕЙ-ПРАВНУШКИ! - утвердительное восклицание: конечно! в самом деле!

ЕЙСК (куб.) - портовый город с таможней на берегу Ейского залива в Азовском море; ж. д. станция; ок. 50 тыс. жителей, две лечебницы, 3 библиотеки, 2 сред. учебных заведения и 30 низших.

ЕЙСКИЙ ОТДЕЛ - административный район Кубанского Края с центром в ст. Уманской; 12.250 кв. км.; ок. 400 тыс. жителей, большинство Казаков-Черноморцев в городе Ейске и в станицах; Должанской, Екатеринославской, Калниболотской, Камышеватской, Каневской с хутором Придорожным, Кисляковской с хутором Михайловским, Конеловской, Копанской, Кры-ловской, Кущевской, Незамаевской. Новодеревянковской с хутором Албашским, Новолеушковской, Новоминской, Новопашковской, Новороговской, Новорождественской, Новотитаровской, Новощербиновской, Павловской с хуторами Курчанским и Сасыкским, Стародеревянковской, Староплатнировской с хутором Челбасским, Старолеушковской, Староминской, Старощербиновской с хутором Широчанским, Челбасской, Шкуринской, Ясенской.

ЕКАТЕРИНОДАР - столица Кубанского Края; построен Черноморскими Казаками в 1794 г.; перед 1920 г. свыше ста тыс. жителей, 4 лечебницы, 8 библиотек, 6 сред. учеб. зав. и 32 низших; станция ж. д.; местонахождение Кубанского атамана, правительства и Народного Собрания - Рады.

ЕКАТЕРИНОДАРСКИЙ ОТДЕЛ - до 1920 г. административный район Кубанского Края с центром в Екатеринодаре; 8100 кв. клм., ок. 400 тыс. жителей; из них 280 тыс. Казаков, проживающих в тридцати казачьих поселениях: станицах Бакинской, Бейсугской. Васюринской. Воронежской, Георгие Афинской, Динской, Елизаветинской, Калужской, Кирпильской, Ключевой, Кутаисской, Ладожской. Мартанской, Новодмитриевской, Новотитаровской, Пашковской. Пензенской, Пластуновской, Рязанской, Саратовской. Смоленской, Ставропольской, Старокорсунской. Суздальской, Северской, Усть-Лабинской, Черноморской и в хуторах Горячем Ключе, Праздничном и Смоленском. Некоторые поселения носят названия русских городов потому, что станичные служилые общины переселялись из России на Кавказ со старым названием.

ЕКАТЕРИНОСЛАВСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО - учреждено в 1788 г. распоряжением Русского правительства. После разгрома Сичевой республики (1775 г.), казачье имя на Днепре некоторое время было изъято из официального обращения. Запорожцы, оставшиеся по прежним поселениям и хуторам, стали числиться мещанами и крестьянами. Но в 1788 г., благодаря хлопотам старшин Сидора Белого и Антона Головатого, Казаков снова стали называть их прежним родовым именем. Было учреждено Войско верных Казаков Черноморских и Е. к. В., в которое вошли Казаки, находившиеся до этого на положении мещан и крестьян в Екатеринославском наместничестве. К ним же причислены какие то старообрядцы и «разные выходцы», вероятно, потомки булавинцев, скрывшихся в свое время на землях Запорожского Низа.

Е. к. В. было упразднено в 1802 г., а Казаки, его составлявшие, к 1804 году поселены вместе с Донцами на Кавказской Линии в станицах: Воронежской, Ладожской, Тифлисской, Казанской и Темижбекской. Из них сложились первоначальные кадры 1-го Кавказского каз. полка.

ЕЛАНЬ - лесной луг или лужайка в лесу; от этого слова на Дону название станицы Еланской.

ЕЛАТОНЦЕВ Семен Георгиевич (дон.) - род. 3 февраля 1886 г., ст. Кременскоской; инженер, общественный и политический деятель. Окончил Новочеркасское реальное училище и Технологически институт в Петербурге; 1912-13 гг. служил в строительной фирме и заведывал постройкой элеваторов в Оренбурской губ. С началом Первой Мировой войны зачислился вольноопределяющимся в 32-й Дон. каз. полк, в рядах которого вышел на фронт и заслужил за боевые отличия Георгиевские кресты двух степеней, а также и чин прапорщика, но 4-го декабря 1914 г. был тяжело ранен. По излечении перешел на положение инвалида и, с производством в хорунжие, оставлен на тыловой службе заведывающим постройкой лагерных бараков.

После революции 191 г. инж. Е. был делегатом Донского Войскового Круга неоднократно избирался членом Донского правительства, участвовал в создании независимой Донской республики, одно время был помощником министра торговли и промышленности. Уйдя в эмиграцию, первое время проживал в Чехии, а осенью 1925 г. вместе с женой переехал в США, где стад одним из организаторов 06щеказачьего Центра и много лет был его председателем. Одновременно редактировал «Общеказачий Журнал» заложенный при поддержке Американцев в 1946 г. Как журналист подписывался псевдонимом С. Г. Эльф. Умер от болезни сердца 23 июля 1955 г. в г. Энглиштоун, шт. Нью-Джерси. Был женат на Лидии Петровне Антоновой. Казачке ст. Распопинской.

Будучи сторонником федерации Дона с Россией, инж. Е. вместе с тем оставался горячим казачьим патриотом. «Где бы мы не были, - говорил он - мы крепко держимся наших казачьих обыкновений. Поэтому нас можно истребить, уничтожить, но победить, изменить нас, нельзя... Пока в наших жилах течет казачья кровь, никакая революция, никакой коммунизм, никакие гонения и лишения не изменят нашей духовной сущности, не изменят наш вольный свободолюбивый дух, не вырвут из наших душ любовь к свободе, к справедливости, законности, к вере в Бога, не вырвут веру в святость человеческой жизни и личности...».

ЕЛЕНЬ (стар. дон.) - млекопитающееся, парнокопытное животное величиною с годовалого теленка; самцы обладают большими ветвистыми рогами. По русски - олень. В древности Е. часто встречался на берегах Дона и в Приазовье.

ЕЛЕНЬ ПРОНЗЕН СТРЕЛОЮ - древний герб Донских Казаков. Ген. А. И. Ригельман в «Повествовании о Донских Казаках» пишет: «От начала же оное Войско или правительство оного имело и ныне еще имеет небольшую печать с изображением оленя, пораженного стрелою и с надписью вокруг оного: Печать Войсковая, олень поражен стрелою. Оную употребляли да и ныне употребляют по Войску своему. Есть ли что малое какое повеление следует послать, то от Канцелярии, за печатью оной, дьяк на полулисте, то есть в четверть писанное, повеление без закрепы посылает, что приемлется за повеление Войсковое». Следовательно, было достаточно одной печати без подписи дьяка или атамана. Возрожденная в 1918 г. республика, Всевеликое Войско Донское, пользовалась тем же изображением для своего герба, но именовалось оно иначе: «Елень пронзен стрелою». В рамке простого геральдического щита на голубом поле изображался белый олень, пронзенный черною стрелою, а позиции стоящей, с рогами в три и четыре ветви.

Идея герба связана с преданиями глубокой старины. Легенда о таинственном олене, уходящем от охотников, была известна в Подонье (Танаиде) уже в первые века нашей эры и относилась историками к Киммерийцам, Гуннам и Готам. Она записана Прокопием из Кесарии (Война с Готами), Иорданом (Гетика), Созомоном (История Церкви) и некоторыми другими древними авторами. Может быть, не случайно иранское понятие «сака» - «олень» вошло в состав нашего первоначального имени Кос-сака. Кос-сака на скифском языке значило «белый олень».

ЕЛИЗАВЕТОВСКАЯ - станица, расположенная в донской дельте на низменной заливной равнине в пяти клм. от Азова. Е. станица окружена, принадлежащими к ее обществу хуторами. Из них чисто рыболовные: Усть Койсуг, Калузаево, Обуховка, Каэачий Ерик. Рогожкин, Государев, Лагутник. На правом возвышенном берегу Дона крупное рыболовно-земледельческое поселение хутор Синявский с ж. д. станцией, а при степных юртах чисто земледельческие хутора Бирючий и Водянский. Всего казачьего населения свыше 20 тыс. душ.

Весною большая часть станицы заливается полок водою и поэтому дворы расположены только «на юру» без определенного порядка. Окраины сообщаются с центром во время разлива на лодках или по высоким деревянным мосткам, переброшенным через низины. Все хутора имели низшие школы, а в станице, кроме приходской школы и высшего начального училища, перед революцией были основаны первые классы гимназии.

Е. станица основана ок. 1770 г. и населялась добрвольными выходцами из донских низовых станиц, а также семьями Казаков Азовского полка, расформированного в 1778 г.

ЕЛЛИНСКАЯ ВЕРА - по старинному казачьему пониманию это вера древних Эллинов или язычество, в отличие от веры греческой Православия.

ЕЛИСЕЕВ Иван Гаврилович (куб.) - рожд. 1868 г., ст. Кавказской; отец трех сыновей-офицеров; расстрелян большевиками 24 марта 1918 г.

ЕНДОВА - небольшое болотистое круглое углубление на заливной лугу в пойме реки, поросшее талом, камышом, кугой и другой болотистой растительностью.

ЕНИСЕЙСКИЕ КАЗАКИ - небольшая община, возникшая из служилых Казаков, поселявшихся в верховьях реки Енисея.

В 1619 г. они построили Енисейский острог, ставший опорным пунктом для продвижения «землепроходцев» на р. Лену и дальше к востоку. Но через несколько лет оказалось, что одного небольшого укрепления здесь мало и что путь на восток не достаточно обеспечен с юга. Поэтому местный воевода отправился в Москву с просьбой поставить и второй острог. Он там докладывал в «Казанском дворце»: «А только де того нового острогу ставить не послать, и в Енисейском остроге без прибавочных людей быть не уметь, для того что Енисейский острог место дальнее, за всеми сибирскими городы украинный город, и приходы к нему воинских людей частые, да и государевых ясачных людей, которые платят в Енисейский острог ясак, - тем енисейским служилым людям, 100 человекам, уберечь от воинских людей немочно» (С. В. Бахрушин, Научные труды, т. IV, стр. 17).

13 декабря 1626 г. из Москвы в Сибирь пошел приказ: «Велено в Сибири, в Тобольску и в иных сибирсках городах для тое посылки в Качинскую землю на Красный Яр прибрати четыре человека атаманов, да четыреста человек казаков... на том Красном Яру на реке на Енисее поставить острог, а послать тех ново-приборных атаманов и казаков из Тобольска в ту Качинскую землю, указал государь, с Андреем Дубенским» (там же стр. 19).

Однако, свободных Казаков и атаманов в Сибири тогда удалось набрать только 505 человека и эти служилые люди, перенося большие лишения и голод, отражая нападения местных Татар, построили к зиме 1628 г. Красный острог. будущий Красноярск на Енисее.

Таким образом Е. К. выделились из Сибирских в первой четверти семнадцатого века.

Как и все Сибирские Казаки, они происходили из семей тех служилых Казаков, которые за два века эмиграции Дона привязались к богатому лесному северу и не пожелали возвратиться на южные реки с общей казачьей волной. Потомки прежних Донских Казаков пришли сюда с новых мест своего расселения: из Зырянской земли, из северных русских городов Вычегды, Ваги, Холмогор, Устюга, Вятки, Казани и др. В Енисейском и Красноярском острогах, а также в окруживших их деревнях были поселены и Днепровские Казаки - Черкесы, которые попадали в Сибирь как пленные или ссыльные. Иные из Казаков приходили сюда с семьями, другие брали себе жен из тех же казачьих семей или женились на чуземках. За расовой чистотой казачьих сотен, в большинстве случаев, следили сами воеводы. Опыт показал им нецелесообразность «прибора» людей неказачьего происхождения: «А есть, государь в Красноярском, - писал Игнатий Башковский, - при прежних воеводах поверстанные в казачью службу, многие из гулящих людей... а таким, государь, гулящим людям в казачье службе быть незобычно». Он предлагал вместо них поверстать членов казачьих семейств: «А в тех гулящих людей места в казачью службу в Красноярском недорослей и казачьих детей и братьев и племянников верстать есть кого» (там же стр. 62). О том же ходатайствовали сами Казаки и их просьба однажды уже была выполнена в 1680 г., когда последовал указ об устранении из сотен всех иногородних: «Которые люди верстаны из тяглых людей в службу из пашенных крестьян и из посадских и из гулящих людей и казачьи послуживцы», а также «которые верстаны на службу из иногородних служилых людей», - все должны быть «от службы отставлены», а в их место верстать казачьих детей, братьев и племянников родных» (там же стр. 65). Одновременно с этим, многих «воровских» Казаков присылали сюда из ссылки на поселение в качестве пашенных крестьян. Их удаляли из казачьей среды, расказачивали, но судя по актам они все же не теряли прежних племенных связей. Е. К. старались сохранить старые традиции равенства, родственной и общественной близости в службе, но с годами и среди них стала создаваться своеобразная служилая аристократия. Семьи Потылициных, Ковригиных, Терских, Кольцовых, Тюменцевых выдвигались из поколения в поколение на должности старших и младших начальников. Они пользовались авторитетом и влияниями, не только у своей меньшой братии, но и у воевод. Особенно заслуженные получали от царя звание «детей боярских». Среди других это звание имели Василий Многогрешный, ссыльный черниговский полковник. брат опального гетмана и два члена атаманских семей Яков Мстиславович Кольцо и Константин Родионов.

Русским воеводам должны были подчиняться все Е. К., хотя они не раз бунтовались и отдельными партиями уходили дальше на восток. Вообще же, по cловам историка, «в условиях военного стана, хозяином положения всегда было «войское» с его своеобразным строем военного товарищества».

Гарнизоны Е. Казаков должны были защищать возникающие города и деревни, охранять ясачные племена от нападений их противников, участвовать в сборе ясака, сопровождать в крупные центры, а иногда и в Москву, «соболиную казну», «нести отъезжие караулы» и «дальние проезжие станицы», «гонять» с отписками и донесениями.

Такой порядок их служебного и общественного строя оставался неизменным до XIX в., когда Е. К. были подчинены ведению Иркутского генерал-губернатора, который считался также Наказным атаманом Войск Енисейского и Забайкальского. Войсковое правление Е. Казаков находилось в Красноярске. Оно ликвидировано в конце прошлого века, после чего станицы и поселки начали получать наряды непосредственно из генерал-губернаторства и должны были выставлять из очередных служивых трехсотенный Дивизион несший службы конвоя, а также охраны дорожных трактов и участка границы с Монголией.

После революции 1917 г- Е. К. пытались организоваться по образцу других казачьих Войск и выбрали Войскового атамана. Их община в 25-30 тыс. душ выставила в армию Походного атамана Сибирских каз. Войск одну конную бригаду. После 1920 г соввласть полностью ликвидировала все военные и бытовые черты Е. Казаков.

ЕНТОТ - тот, этот.

ЕПАНЧА (некр.) - плащ, бурка.

ЕПИФАНСКИЙ УЕЗД - административный район Тульской губернии; место Куликовской битвы (1380 г.); от XV в. средоточие Казаков, ушедших от татарских разгромов со Среднего Дона и принявших на себя обязанности военно-служилого люда в соседних русских княжествах. Многие из них впоследствии получили от царей звание «детей боярских», «помещиков», «однодворцев» (по историку Ключевскому, только в одном 1585 г. низшее дворянское звание детей боярских приобрело 289 Казаков из Епифанского уезда). От средины XVI в. Е. у. служил одним из наиболее обильных источников переселения на Средний и Нижний Дон так называемых Верховых Казаков. Позднее оттуда же русские власти переселяли Казаков на Кавказскую линию. Оставшиеся на местах, преимущественно Казаки-дворяне, смешались с русским населением.

ЕРИК - естественная протока. канал, отходящий от главного русла реки и на некотором расстоянии, возвращающийся в него ниже по течению.

ЕРМАК ТИМОФЕЕВИЧ (дон.) - род. в 1540 г., ст. Качалинской; атаман Волгских (Повольских) Казаков и завоеватель царства Сибирского. О детстве и молодости точных данных нет, сохранялись только предания. Его род должен был принадлежать к тем Казакам, которым в конце XIV в. пришлось покинуть Нижний и Средний Дон и разойтись по южным восточным и северным рубежам славянорусского мира. В русских летописях они начинают встречаться от средины XV столетия, а через несколько десятков лет их пребывание на далеком севере нашло отражение в Уставных грамотах Соловецкого монастыря (См. Соловецкий монастырь) и в актах новгородских. Многие из них приняли на себя службу интересам местных русских князей, причем все они объединялись в служилые станицы по признакам родства, свойства или только общности служебных интересов. От Верхнего Дона и до Белого моря за ними сохранялось название Донских Казаков, а их станицы назывались или по городу и котором они находились или по прозвищу их родовых старейшин. Именно, Казаки, попавшие на север, воспитали поколения будущих «землепроходцев», проникших далеко в Азию.

Предание говорит, что Ермак родился на берегах Камы в семье Донского Казака Гимофея Чигина и принадлежал к станице Качалинской. Станица Качалинская могла в то время пребывать на Каме, а придти на Дон несколько позднее. Как член служилой станицы Е. Т. должен был участвовать во всех военных предприятиях Ивана Грозного, начиная со взятия Казани и кончая походами на Речь Посполитую. Поэтому неудивительно, что в «Дневнике» Польского короля Стефана Батория вспоминается и его имя среди служилых Казаков, у которых были: «Василий Янов - воевода Донских Казаков; Ермак Тимофеевич- атаман казацкий». После того, как станица Качалинская обосновалась на Дону, атаман Е. Т. и его станичники перестали считаться с волею своего прежнего нанимателя, государя Московского. Они присоединились к тем Вольным Казакам, которые уже давно хозяйничали на Волге, где собирались и бывшие Ордынские Казаки, и Донские, и Днепровские, и вырвавшиеся на волю служилые, и остатки Казаков Кавказских. Узнав Е. Т-ча ближе, увидев в нем львиное сердце и непреклонную волю прирожденного вождя, все они избрали его своим атаманом, собравшись на Круг у речки Камышенки. Он продолжал брать пошлины с персидских и московских торговых караванов, как это уже раньше было заведено его предшественниками. Не обходилось иногда и без насилий, особенно в случае сопротивления.

Однако Москва, от времени покорения Астрахани (1556 г.), не хотела делиться с кем либо своими хозяйскими правами на р. Волге и действия Казаков рассматривала не иначе, как разбой, хотя и сама иногда была их соучастницей. Например, Астрахань приняла из рук тех же «воровских» Казаков.

В 1577 г. Казаки, во главе с податаманами Иваном Кольцо, Богданом Барабашем и Никитою Паном, разгромили у Соснового острова на Волге нагайское посольство и обесчестили, сопровождавшего его, царского представителя Василия Пелепелицына. Грозный в ответ выслал на них стольника Мурашкина с крупными силами. Ермаку пришлось оставить свои стоянки. К тому же, призывали к себе на Каму местные богачи и почти феодальные владетели Строгановы. Казаки порешили уйти на север. На Каме они договорились со Строгановыми, которым в это время угрожало нашествие сибирских орд, и построили городок для своих семей на речке Сыльве.

Оружием и уговорами Казаки замирили ближайших соседей, а во время борьбы с отдаленными племенами совершали походы и за Камень-Уральские горы. Предание рассказывает, что во время одного из таких выпадов, встреченный шаман предсказал Е. Т-чу гибель от двухголовой птицы. Казачья дружина не сочетала своих действий с планами царского воеводы и потому из Перми в Москву пошли жалобы на их непослушание и самоуправство. Строгановы стали ожидать царского гнева и опалы. Да и само присутствие Е. Т-ча становилось им в тягость: Казаки задумали далекий поход за Урал и не особенно вежливо требовали снабдить их всем необходимым. Отряд увеличился за счет пленных, пребывавших у Строгановых, «ратных людей Литвы. Немец я Татар, и русских людей, буйственных и храбрых предобрых воинов триста человек». В поход собралось 840 человек. Люди старые, больные, жены и дети должны были остаться в казачьем городке, построенном на Сыльве. Именно сюда, по словам летописи, думал вернуться отряд после похода «ко отцам своим и матерям». Связи с Доном еще не укрепились, а на Каме Казаки были и раньше: за шесть дет до прихода Ермака, когда Маметкул громил Пермскую землю, летописец записал под годом 1573: «И Яков и Григорий Строгановы без указа государева своих наемных Казаков из городков послать не посмели». Так что Кама оставалась своим домом.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 343 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2239 - | 2108 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.