Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия познания И.Канта




Кант выделяет 2 ствола человеческого познания – чувственность и рассудок. Посредством чувственности предметы нам даются, а посредством рассудка мыслятся. Следовательно, рассудок – это способность суждения, а любое суждение – это связь понятий. Главным понятием в «Критике чистого разума» является сам «разум». Разум, по Канту, являясь системой идей (душа, мир, Бог), руководит познанием. Разум как способность к безусловному (3 идеи разума = 3 понятия о безусловном) дает принципы познания, то есть определяет теоретический интерес и направляет его.

Все научные законы и аксиомы суть синтетическое априорное (не происходящее целиком из опыта) знание, обладающее свойством необходимости и всеобщности. Кант ставит вопрос: каковы возможность, объем и принципы априорного синтетического знания? Ответом на него является вся книга «Критика чистого разума».

Решение поставленной задачи состоит в выделении уровней априорной синтетической деятельности:

1. Пространство как априорная форма чувственности есть удержание в единстве определенного количества ощущений.

2. Время есть последовательное восприятие данного количества ощущений.

3. Посредством воображения производится идентификация ощущений и формулировка понятий.

4. Синтез понятий в суждениях посредством рассудка.

Краткий ответ И.Канта на поставленный выше вопрос:

- вопрос о возможности априорного синтетического знания: познание как априорный синтез возможно только относительно предметов опыта, т.е. явлений. Явления, в отличие от ноуменов, даны чувствам человека, а, следовательно, познаваемы. Ноумены чувствам не даны и как следствие – непознаваемы. Именно разум своими идеями указывает на существование ноуменального мира.

- вопрос об объеме: познание начинается с чувственности, осуществляется рассудком и направляется разумом.

- вопрос о принципах: основной принцип познания – принцип единства всех уровней синтеза (синтетическое единство апперцепций).

Обратим внимание на кантовскую трактовку разума. Как было сказано выше, разум для Канта – это система идей (душа, Бог, мир). Идеи, в свою очередь, это понятии о безусловном, то есть предельные понятия о всей целостности условий познаваемого ряда явлений. Возникает логичный вопрос: как возникли идеи? Как они связаны с реальностью? Кант не дает ответ на этот вопрос. Он указывает на то, что идеи имеют под собой реальность, следовательно, они не произвольны. Эта реальность фиксируется в постулатах практического разума: 1) душа бессмертна; 2) Бог существует; 3) мир укоренен в свободной причине, следовательно, законы природы не противоречат закону свободы.

Но связь идей с реальностью для Канта неясна: «Мы не постигаем теоретически ни душу, ни свободу, ни Бога, а постигаем лишь то, что они существуют, постулирумые моральным законом и ради него». Следовательно, моральный закон, определяя волю, требует для себя этих необходимых условий: бессмертия души, существования Бога и свободной причины мира. Кант рассуждает следующим образом: моральный закон – неоспоримый факт, следовательно, неоспоримы и объективны условия, необходимые для его существования. Автономный (сам себе дающий закон) разум так устроен, что в нем в виде идей эти условия «схвачены».

Перед нами - чисто неоплатонистический ход мышления: представления об Уме как о мире идей преобразуются в представление о разуме как о «готовой», совершенной, замкнутой на себя системе идей. На самом же деле в основе постижения бессмертия души, существования Бога и свободы в мире лежит Божественное Откровение. Идеи чистого разума и постулаты практического - это продукты веры как устремленности всех сил человеческой души к Богу. Но в философии Канта Бог не назван ни источником человеческого разума, ни его «маяком». Тем самым Кант игнорирует приобщение человека Богу как по сущности, так и по цели движения. Кант рисует картину автономного человеческого разума, который является целью сам для себя, но для функционирования которого всё же необходимы «подпорки»: Бог, бессмертная душа, свобода.

Эта кантовская оговорка о необходимости «подпорок» вскоре (в 19-20 вв.) окажется просто лишней. Идея же автономии человеческого разума будет востребована современной философией. Однако в этот кантовский тезис современная философия внесет существенные корректировки: моральный закон будет назван не необходимой функцией разума как у Канта, а его произвольным продуктом. В этом случае понятие автономии разума трансформируется в понятие свободы, которая при игнорировании представления о Боге-Творце легко отождествляется с произволом. Причина в следующем: сущность человека (его способности) не мыслятся в качестве дарованного Богом инструментария, имеющего определенное предназначение. В итоге точкой отсчета и высшим мерилом своих действий становится сам человек.

Философия Г.В.Гегеля (1770-1831)

 

Основные представители немецкой классической философии (НКФ): Кант, Фихте, Гегель, Шеллинг, Фейербах.

Положительные итоги НКФ:

- было радикально пересмотрено отношение субъекта и объекта. Провозглашена активность сознания. Знание – результат синтезирующей деятельности субъекта, следовательно, познание – не пассивное отражение мира, но активное его постижение.

Отрицательные итоги НКФ:

- главное понятие – разум. Фактически, это - УМ в системе неоплатонизма. Следовательно, разумная сущность в трактовке представителей НКФ не является самовластной сущностью. В контексте НКФ не выработано понятие личности.

В центре внимания Гегеля – саморазвивающаяся абсолютная идея. Гегель отождествляет её с разумом и божеством. А поскольку весь мир для Гегеля произошел из идеи, то развитие идеи есть, по Гегелю, развитие мира.

Какие стадии проходит идея в своем развитии?

1. Идея – абстракция, чистое понятие.

2. Идея самополагает себя в качестве объектов природного мира. Природа как мир объектов - «агония» понятия.

3. Идея достигает самопознания, т.е. ступени духа. Гегель выделяет 3 формы духа: наука, искусство, религия. Философия для Гегеля – это вершина саморазвития идеи.

Ошибка Гегеля:

1. Гегель воспроизводит неоплатонизм, не различая по сущности первоначало мира (идея как понятие) и сам мир. Гегелевское развитие идеи аналогично эманации первоначала в неоплатонизме. Следовательно, человек – продукт эманации идеи. Остается неясным – в сфере духовного опыта (наука, искусство, религия) действует человек или идея в виде человека?

2. Движение мысли от абстрактного к конкретному Гегель принял за реальный путь развития самой действительности. Именно панлогизм (все есть понятие; все – из понятия) Гегеля вызвал негативную реакцию его современников – философов 19 в. Именно на волне критики кантовской и гегелевской философии появляются такие философские течения как волюнтаризм и философия жизни.

 

11. Волюнтаризм и философия жизни как реакция на кантовскую и гегелевскую философию.

Представители волюнтаризма: А.Шопенгауер (1788-1860), С.Киркегор (1813-1855), Ф.Ницше (1844-1900).

Основные положения философии А.Шопенгауэра:

1. Примат (доминирование) воли над разумом. Воля не имеет причин и оснований, т.е. превращена в первоначало и названа главной способностью не только человека, но и всех существ.

2. Мир – это лестница всеобщего развития волевых начал, вечное становление, бесконечный поток. Воля «разлита» в мире и культуре.

3. Воля слепа, отсюда жизнь есть страдание, тоска, вечное бессмысленное противоборство.

Основное произведение: «Мир как воля и представление».

Основные положения философии С.Киркегора:

1. В центре философии – понятия страха, смерти, вины, выбора, экзистенции (существования). Основные произведения: «Страх и трепет», Болезнь к смерти».

2. Главная беда человека – в том, что он отдается во власть чего-то внешнего – закона, духа, безличностного разума. Болезни философии: панрационализм, панлогизм. В философии нет поворота к человеку.

3. Как иудей выступает против Богочеловека (отрицает Христа), против доктрины первородного греха, но признает, что только в стадии абсолютного отчаяния человек способен обрести себя через поиск Бога как высшей Истины.

Основные положения философии Ф.Ницше:

1. Воля к власти – главный принцип жизни. Воля – способность, свойственная всем существам: «Эта формула должна в равной мере относиться как к дереву и растению, так и к животному и человеку».

2. Нет истины вне и выше сущего. Ницше утверждает безвластие сверхчувственного, отрицает сверхчувственный мир. Критерий истины для Ницше – возрастание власти.

3. Нет морали как сферы сверхчувственных ценностей. Ценности – кванты власти. Мерило ценностей – сам человек. «Добродетель должна быть нашим изобретением».

4. «Бог умер, теперь мы хотим, чтобы жил сверхчеловек». Человек – мера всех вещей.

Отдельные высказывания Ф.Ницше: «Человек как вид не означает прогресса»; «Человек – это грязный поток»; «Слабые и неудачники должны погибнуть – это первое положение нашей любви к человеку. И им нужно помочь в этом»; «Что вреднее всякого порока? Деятельное сострадание к неудачникам и слабым».

Период творчества Ф.Ницше – 1869-1900. Последние 10 лет своей жизни Ницше лишился рассудка и провел в доме для сумасшедших. Это промыслительно, так как на протяжении всего своего творчества Ницше выступал обличителем разума, противопоставляя ему волю, сферу чувств и инстинктов. Ницше воспевает греческого бога виноделия Диониса – символ раскрепощенности, похоти и произвола. Разум, по Ницше, играет репрессирующую роль по отношению к полноте жизненных сил, поэтому источник жизни – не в нем. Основные произведения: «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Антихрист». Ницше очень негативно относился к христианству. Отсюда – та разрушительная волна, которая буквально захлестывает все его творчество. Фигура Ф.Ницше – трагичная фигура в истории западной философии. Осмысляя жизнь и творчество этого философа, можно сделать следующий вывод: «Блюдите убо, како опасно ходите…» - «Итак, смотрите, поступайте осторожно…» (Послание к ефесянам Ап.Павла 5;15).

 

12. Современная философия 20 в. (экзистенциализм; прагматизм; психоанализ; антропология М.Шелера; особенности русской философии 19-20 вв.).

 

Прагматизм

Основные представители: Ч.Пирс (1839-1914), У. Джеймс (1842-1910) - американцы. Ц Центр внимания смещается от научно-теоретического познания к повседневной практической деятельности.

Принцип прагматизма: «Наши убеждения – фактические правила для действия».

Основные тезисы:

1. Для прагматизма характерен семиотический редукционизм – сведение сознания и деятельности к сумме знаков. Акцент в исследованиях ставится на связь реальности и знака, на правильность выражения реальности, а не на определение ценностной направленности нашей деятельности, хотя самое главное – куда человек прикладывает свои способности, как распоряжается свободой.

2. Для прагматизма характерны индивидуализм в социальной идеологии и плюрализм в гносеологии. Абсолют отрицается.

3. Для прагматизма характерен «радикальный эмпиризм» - отказ от рациональных конструкций, обращение к фактам. Опыт (поток сознания, поток переживаний) – единственная высшая инстанция познания. Выступают против априоризма И.Канта, против интеллектуальной интуиции.

 

Экзистенциализм

Основные представители: Ж.П. Сартр, К.Ясперс, А.Камю, М.Хайдеггер, Г.Марсель.

Это направление западной философии 20 в. Центральный тезис в экзистенциализме: «Сущность не предшествует существованию». Суть данного высказывания в следующем: человек сам формирует свою сущность, никакой изначальной данности и заданности нет. Сам человек для себя – точка отсчета. Он творит с нуля, рисует на чистом листе. Сам задает координаты и сам их меняет. Главные понятия в экзистенциализме: свобода, личность, экзистенция (лат. = существование).

Высказывания экзистенциалистов: «Человек обречен на свободу» (Ж.П. Сартр);«Личность не поддается каталогизации» (Г.Марсель); «Свобода не выражает никакой предшествующей необходимости, не отвечает ни на какой призыв, ибо в противном случае она перестала бы быть свободой. Человек творит без всякой опоры» (А. Камю); «Человек есть личность, поскольку существо свободное. Суть личности - постоянное преодоление границ, преодоление наличного (изменение, возрастание, творчество, борьба с объективирующими силами). Выбирая, человек строит своё «я» через этот выбор (К. Ясперс).

Согласно рассуждениям экзистенциалистов, личность – это свобода выбора и свобода действий.

«Минусы» данного определения: с точки зрения экзистенциалистов, оказывается неважным, что именно выбирает человек, воспевается сама свобода выбора. В итоге личность сводится к энергийности. Указание на «свободу актов» звучит неубедительно, поскольку свобода без предмета распоряжения, предшествующего самому распоряжению (т.е. без точки отсчета) ничем не отличается от безвластия. Если речь идет о выборе актов, следовательно, есть то, что несводимо к этим актам и называется сущностью. Ведь любое действие, любой акт – это уже результат распоряжения, но экзистенциалисты не оговаривают – чем?

Обратим внимание на рассуждение преп. Максима Исповедника: «Свобода воли – это данная нам власть делать то, что можем, или беспрепятственно распоряжаться тем, что в нашей власти, или нерабское стремление к тому, что от нас зависит».

Следовательно, отрицая понятие человеческой сущности как совокупности способностей, данных человеку Богом в свободное распоряжение, экзистенциалисты отрицают и понятие «назначение», «призвание», а вместе с тем и понятие «противосущностное действие» (грех). Экзистенциалисты не поняли главного: сущность человека – это не ограничение свободы, а ее условие. В противном случае свобода ничем не отличается от произвола.

 

Психоанализ

Психоанализ – это вид медицинской практики. Как таковой психоаналитической философии не существует.

Основные представители: З.Фрейд (1856-1939); К. Юнг (1875-1961).

З. Фрейд: цель поиска врача – доведение до сознания пациента вытесненных бессознательных значений.

С точки зрения Фрейда, бессознательное = психическому (инстинктивные побуждения). Модель психического аппарата, по Фрейду: Сверх-Я (неосознаваемые социальные запреты, нормы и т.п.)

Я (сознание)

Оно (бессознательные влечения)

По мнению З.Фрейда, «там, где было Оно, должно стать Я». Сознание – всадник, который должен оседлать коня – бессознательное. В этом смысле З.Фрейд – наследник классической философии.

Главными инстинктами Фрейд называет инстинкт продолжения рода (сексуальный) и инстинкт самосохранения. Все психические процессы, по Фрейду, суть проявления основополагающей энергии «либидо» (желания, влечения). Эта энергия представляет собой репрезентацию биологических процессов в психике.

Возникает критический вопрос: на каком основании Фрейд приписывает психической энергии способность желать? Ведь желания (воления) – это разумные движения ума, а, следовательно, самовластные движения. Вывод: Фрейд, повторяя ошибку волюнтаристов, не различает ум (+разум) как самовластную силу человека и жизненную силу как несамовластную. Сознание (разум) для Фрейда – продукт эволюции психики, следовательно, кардинальных, качественных отличий между ними нет. Более того, для Фрейда также как и для М.Шелера, «борьба сознания против сил влечения невозможна. Нужно умело управлять ими». И хотя Фрейд отдает предпочтение сознанию, но фактически своими рассуждениями он незаметно смещает смысловой центр в описании человека. Доминирующей, следовательно, главной, основополагающей названа психическая энергия, а не ум и разум человека. Забвению предано, что человек сотворен по образу и подобию Бога.

Вот почему в сочинениях Фрейда уделено столь значительное внимание психической энергии и инстинктам. Психическая жизнь, с точки зрения З.Фрейда, подчиняется второму закону термодинамики, следовательно, стремится к регрессии. Разрушение сознания в этом смысле – закономерность. Но человек должен противостоять этим разрушающим процессам. Однако, с точки зрения Фрейда, чем выше здание культуры, тем больше давление на человека. Мир, по Фрейду, - обитель страдания. Выход Фрейд видит в труде, творчестве, которые суть сублимация (трансформация) психической энергии.

К. Юнг – ученик Фрейда. Юнг в отличие от Фрейда серьёзно занимался оккультизмом, и в этом смысле снижение уровня научности налицо. Юнг вполне заслуживает «звания» «западный йог» со всеми вытекающими отсюда негативными в духовном плане последствиями.

Психика для Юнга – это целостность бессознательных и сознательных процессов. Ключевое понятие Юнга – коллективное бессознательное. Именно оно – основание индивидуальной психики. Коллективное бессознательное представлено архетипами. Архетипы – источники мифологии, религии, искусства. С точки зрения Юнга, отрыв человека от животной бессознательности пагубен. Цель человека – восстановить гармонию с коллективным бессознательным посредством ритуалов и магии. Выход к архетипам, по Юнгу, - это опыт величественного, дающий полноту существования (т.к. открывается мощнейшая энергия!). Полученную энергию нужно уметь ассимилировать, иначе она разрушит человека.

На философском языке этот процесс выхода к архетипам называется обезличиванием человека посредством контакта с оккультными силами (миром падших духов), а у Юнга он именуется индивидуацией и назван целью человеческой жизни.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 301 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2268 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.