Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Восточная христианская философия (святоотеческая или византийская)




Отличие западной и восточной христианской философии

1-ий критерий: догматические разногласия.

Западная христианская философия (европейская средневековая)

Введен в 1054 году: «святой дух переходит от отца и от сына»

Восточная христианская философия (святоотеческая или византийская)

Святой дух исходит только от отца. Отец рождает сына и изводит дух.

2-ой критерий: представление о спасении человеческой души

Западная христианская философия (европейская средневековая)

Спасение уподобляется судебному процессу, где преступник- Адам, а Христос- адвокат. Человек является невиновным поскольку Христос берет на себя наказание. Спасение происходит без участия человека.=> дух жизни сводится к внешним признакам

Восточная христианская философия (святоотеческая или византийская)

Грех- болезнь. Христос показывает освобождение от греха и от смерти. Я есть путь истиной жизни => спасения нет без Христа и человеческой воли. Главное условие спасения- покаяние человека. Участие в божественной жизни реально, обожение реально.

3–ий критерий для сравнения: трактовка разума

Западная христианская философия (европейская средневековая)

Разум – познавательная способность. Уподобление человека Богу совершается через познание, отсюда – установка на интеллектуализм.

Последовательность шагов на пути к тезису об автономии человеческого разума:

1) разведение двух планов человеческого разума: высшего (изучает Бога) и низшего (изучает сотворенный мир);

2) указание на значимость 2-ого и бесполезность 1-ого, так как связи между ними нет;

3) разум как «готовая» система идей – цель сам для себя.

Вывод: Трактовка разума в качестве «готовой» системы идей (это наследие неоплатонизма) стала фундаментом для тезиса об автономии человеческого разума.

Восточная христианская философия (святоотеческая или византийская)

Разум – деятельная способность. Уподобление человека Богу совершается черезсоблюдение заповедей. Ум путем созерцания усваивает истины веры, разум исследует, анализирует, детализирует, рассуждает. Цель анализа – правильная деятельность. Цель человека: соединить все способности человеческой души в их движении к Богу.

Разум не является «готовой» системой идей. Следовательно, самовластие не равно автономии. Автономия предполагает, что разум сам для себя - источник закона и, следовательно, цель. Самовластие предполагает, что источник закона и творец человека как самовластной (разумной) сущности – Бог.

 

Догматы- ограда веры.

 

Краткая характеристика эпохи Возрождения (Ренессанса):

 

1. В период с 14 века по 15 (16) век имеет место возрождение античных наук и искусств, а также возрождение античного мировоззрения в целом (пантеизм, неоплатонизм).

2. Доминирует светская культура. Акцент ставится на земных стремлениях человека.

3. Антропоцентризм (мировоззрение, согласно которому человек – центр мироздания). Возвеличивание человека оборачивается в итоге стихийным индивидуализмом.

 

А.Ф. Лосев: «Ренессанс – период детства и юности европейского индивидуализма».

Ренессанс, согласно А.Ф.Лосеву, дошел и до пределов субъективизма. Это выразилось в ощущении ограниченности и беспомощности изолированного субъекта. В произведениях В.Шекспира, Сервантеса и др. деятелей эпохи Возрождения показано, что в конечном итоге индивидуализм погибает от своего собственного звериного эгоизма. Тем самым указано на ограниченность исповедуемого в рамках эпохи индивидуализма.

Общий вывод: неверно и пагубно абсолютизировать изолированный субъект.

 

Основные философствующие представители эпохи Возрождения:

Т.Кампанелла «Город солнца»

Т.Мор «Утопия»

Н.Макиавелли «Государь»

М.Монтень «Опыты»

Н.Кузанский «Об ученом незнании»

 

9. Философия Нового времени (на примере Ф.Бэкона и Р.Декарта).

Философия Нового времени (на примере Ф.Бэкона и Р.Декарта)

План:

1. Краткая характеристика философии Ф.Бэкона (1561-1626)

2. Философия Р.Декарта (1596-1650)

 

1. Ф.Бэкон считается основателем эмпиризма в философии (согласно эмпиризму, главное в познании – это опыт, а не рациональная деятельность). Деление философов на эмпириков и рационалистов само по себе – условно и является упрощенной схемой, не отражающей реальный процесс философствования.

Цель философии и науки, с точки зрения Ф.Бэкона – достижение истинного знания. Истинное знание 1) доступно изучению опытным путем, следовательно, наука должна быть не только теоретической, но и экспериментальной; 2) открыто всеобщему контролю и сотрудничеству, не является тайным; 3) приносит пользу людям: «знание – сила».

Условие достижения истинного знанияосвобождение от идолов (ложных понятий и мыслей). Ф.Бэкон различает 4 вида идолов:

1. Идолы рода – заблуждения, свойственные человеческому роду в целом (мышление по аналогии без должной проверки, суеверие, стадное чувство и т.п.)

2. Идолы пещеры – индивидуальные заблуждения. Согласно Ф.Бэкону, каждый из нас имеет свою пещеру, в которой свет истины рассеивается и гаснет. К сожалению, «люди ищут знаний в своих маленьких мирах, а не в большом общем для всех мире.

3. Идолы площади (рынка) – заблуждения, связанные с некритическим применением слов и зависящие напрямую от внешних контактов людей.

4. Идолы театра – проникли в человеческую душу с помощью различных философских доктрин из-за наихудших правил доказательства. С точки зрения Бэкона философия прошлого – бесплодна и многословна, все философские системы – сказки, предназначенные для разыгрывания на сцене.

 

Цель науки для Бэконаоткрытие форм. Открыть форму – это значит понять структуру явления и закон его протекания.

Путь подлинного ученого для Бэкона – отличен от пути эмпириков (которые, как муравьи, просто собирают факты) и от пути рационалистов (которые, как пауки, ткут паутину из себя, то есть выдумывают системы, не обращаясь к реальному опыту). Путь подлинного ученого – это путь пчел, которые и собирают нектар (факты) и вырабатывают мед (законы и теории, основывающиеся на фактах). Отсюда метод индукции (движение мысли от частного к общему) является, по Бэкону, основным в науке.

 

2. Р.Декарт, в отличие от Ф.Бэкона, считается основателем рационализма, согласно которому главную роль в познании играют не опытные данные, а деятельность рацио.

Основная тема философии Декарта – поиск несомненного, очевидного, достоверного, то есть «первых истин». «Первые истины» извлекаются из человеческой души. Это истины о самом человеке, его устройстве и предназначении.

Вот как рассуждает Р.Декарт в работе «Метафизические размышления»:

1. Допустим, что все видимое – ложно; данные чувств – ложны; тело, фигура, протяженность, движение – вымыслы моего ума. Представим также, что какой-то злой дух хочет меня обмануть и подсовывает мне ложные идеи и положения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 448 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2537 - | 2391 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.