Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Педагогическая мысль в России в конце XIX - начале XX в. Всех их объединяло то, что ответы на многие насущные вопросы воспитания они искали не столько в рамках науч­ного подхода




В.В. Зеньковский, Н.О. Лосский, И.А. Ильин, Г.В. Флоровс-кий, П.А. Флоренский и др. За исключением Павла Флоренс­кого, репрессированного и погибшего в Советской России, они продолжили свои философско-педагогические искания в 20—50-е гг. в эмиграции.

Всех их объединяло то, что ответы на многие насущные вопросы воспитания они искали не столько в рамках науч­ного подхода, сколько в христианской антропологии. Всем им был присущ особый интерес к философским основам педагогики, к проблеме «жизненного пути» верующего че-11 овека-христианина.

Продолжая линию славянофилов, они включили в крут своих педагогических размышлений идеи византийских и русских средневековых мыслителей и богословов Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина, Нила Сорского и др. о цело­стном духовном развитии человека, воспитании в нем высо­ких нравственных качеств — любви к ближнему, совестливо-с ги, доброты, привычки и воли действовать сообразно пра­вославному идеалу человека.

Наиболее видным представителем этой плеяды мыслителей (>|.ш Николай Александрович Бердяев (1874—1948), на рубеже исков примыкавший к легальному марксизму, а затем обра­ти пшийся к религиозной философии. Как и многие его едино­мышленники, он участвовал в деятельности религиозно-фи-иософского общества памяти Вл. Соловьева, был инициатором i» (Дания не долго существовавшей Вольной академии культу­ры (с 1918 г.). С 1922 г. высланный за пределы страны, НА Бер-цнен до конца жизни жил в эмиграции в Париже, где им была (•реализована Русская религиозно-философская академия.

15 книге «Смысл творчества» (1914) НА. Бердяев предста-мм и процесс воспитания как самосозидание своего внутрен­него мира личностью в ходе ее свободной творческой дея-н-имюсти. О роли личного творчества в деле самосовершен-i i новация человека, его «творческом самоопределении» в это время говорили многие русские мыслители — Е.Н. Трубецкой («Смысл жизни»), В,В. Розанов («Уединенное»), Л.И. Шес­ти («Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше»), С.Н. Булга-knn («Свет невечерний») и др. Все они критиковали, далеко не всегда справедливо, тогдашнюю педагогическую науку за»с преимущественную ориентацию на усвоение подрастаю­щими поколениями накопленного опыта и противопоставля-11И 1-и путь организации личной творческой деятельности. II А. I Бердяев отмечал, что задача жизни «не педагогическая, не \i воительная», а творческая, обращенная в будущее, уст-р<<м не иная кидеалу. Этот подход русских философов нацели-


436 Глава 13- ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕXX в

вал педагогов на усвоение креативной ориентации воспита ния и обучения школьников, на отход от «педагогических тра­фареток» (В.В. Розанов).

Н.А. Бердяев обращал внимание на то, что благодаря соб­ственной творческой деятельности человек обретает способност* к целостному самосозиданию. Он полагал, что творческое ста­новление личности является одновременно и ее духовным ста­новлением, оно благотворно влияет на всего человека, на фор­мирование положительных душевных качеств и его физическое здоровье. В дальнейшем эту идею он развивал в трудах «О назна­чении человека» (1931) и «Самопознание» (1949). Личное твор­чество, по мысли НА Бердяева, развивает в человеке способ­ность преодолевать себя, выходить за границы уже известного, непрерывно идти по пути духовно-нравственного самосовершен­ствования и является «искупительным» делом человека.

Нужно отметить, что вьщающийся педагог рубежа XIX—XX вв. П.Ф. Каптерев солидаризировался с рядом идей религиозных мыслителей, отмечая, что «интеллектуальная идеальность хрис­тианства» заключается в высокой оценке значения духовного начала в жизни человека, что «людей нужно воспитывать для духа и истины». Можно сказать, что усилиями русских религи­озных философов XX в., несмотря на многие крайности, была предпринята попытка философско-религиозного осмысления сути педагогического процесса, что в известной степени было вкладом в развитие отечественной педагогической мысли.

Говоря о конце XIX — начале XX в., в целом можно сделать вывод, что это был очень сложный и неоднозначный период I развитии отечественной школы и педагогической мысли. Ха­рактерной особенностью его было развертывание мощного об­щественного движения за реформирование школы и системы образования, которые уже не могли удовлетворить социальные и экономические потребности развивающегося общества.

Несмотря на различие политических ориентации, разнос понимание роли и значения школы в жизни страны, и in с ресов и потребностей различных социальных слоев общее i ML стали очевидными многие злободневные проблемы народ ного образования и воспитания. Вопросы введения всеобще го начального обучения, расширения общеобразовательной подготовки учащихся начальной народной школы, разни i им женского образования, материальное, юридическое и обще ственное положение учителей и т. д., поиски нахождений ответов на эти актуальные вопросы являлись как бы сОлижй1 ющими позиции разных социальных течений.

Под влиянием общественности правительство делало р< ЮМ1# попытки реформировать школу, однако консервативные СИЛМ и


 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 351 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2808 - | 2372 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.