Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Фрагмент из лекции Е.И. Анненковой, док. филол. н., проф. Санкт-Петербург. ун-та




(материалы для анализа 2 тома «Мертвых душ» и «Выбранных мест из переписки с друзьями»)

 

Гоголь заканчивает I том «Мертвых душ» к 1841 г. Работа над II томом затягивается. Гоголь постоянно испытывает неудовлетворен­ность сделанным, и это приводит к двукрат­ному сожжению написанных глав (1845 и 1852). С начала 1840-х гг. Гоголь еще строже, чем прежде, смотрит на свое творчество. В опре­деленной мере это вызвано тем переломом в психологическом и творческом состоянии Гоголя, который совершается на грани 1830— 1840-х гг. Он не меняется кардинально, но то, что прежде было не вполне проявле­но, занимает теперь важное место в гого­левском мироощущении. После болезни 1840 г., поставившей его на грань жизни и смерти, Гоголь неоднократно говорил о «чудес­ном исцелении», дарованном ему недаром. Он испытывает глубокое недовольство собой и потребность нравственного совершенствования, начинает как бы заново «строить» себя, свой характер и душу, и поэтому важ­ное место в его письмах, размышлениях занимает мотив уединения и монастырства. «Я чувствую, что разорвались последние узы, связывавшие меня со светом»,— признавался Г. Н. М. Языкову. Гоголь убежден (и эта тема, уже заявленная в I редакции «Портрета», будет усилена во второй), что художник тог­да только создаст истинное и великое про­изведение искусства, когда сам будет нравст­венно совершенен, сбережет или восстановит чистоту своей души. Одновременно с этим Гоголь испытывает желание конкретно, до мелочей узнать современную ему Россию; не и обобщенном ее облике, не в том общена­циональном масштабе, в каком она видится из «прекрасного далека», а со всем «дрязгом» и «сором», в реальных судьбах живых лю­дей, в конкретной индивидуальности их ха­рактеров. «...Для меня все, до последней мелочи, что ни делается в России, теперь стало необыкновенно дорого и близко»,—писал Гоголь А. С. Дани­левскому. С. Т. Аксакова он просил: «Пиши­те мне все, что ни делается с вами и что ни делается вокруг вас. Все, что ни касается жизни, уже жизнь моя». Главы II тома «Мертвых душ» вобрали в себя эти черты творческого мироощущения Гоголя. Сберегаемые писателем «уединение» и «монастырство» пробудили интерес к чело­веческой душе. Главным своим героем Гоголь избирает Андрея Ивановича Тентетникова, молодого человека, проходящего путь внут­реннего духовного изменения: надежды, разочарования, нового нахождения себя. Каждый из героев II тома предстает в развитии, свершающемся или намеченном. Характеры Хлобуева, Костанжогло, Алек­сандра Петровича создаются с известной опорой на реальные характеры. То есть но­вое знание России, которого Гоголь искал и ко­торое накапливал, влияло на новые прин­ципы организации повествования. По за­мыслу Гоголя, во II том должны были перейти, кроме, Чичикова, еще некоторые персонажи, в т. ч. Плюшкин. В основе этого намерения автора — уверенность в том, что человечес­кая душа, сколь бы глубоким ни оказалось падение, способна возродиться. Поэтому Чичикова во II томе потрясают слова от­купщика Муразова: «Назначенье ваше — быть великим человеком, а вы себя запропастили и погубили». Испытанное потрясение не уберегает Чи­чикова от желания воспользоваться любым средством, чтобы вернуть богатство, но важна эта готовность заглянуть в себя, «как бы ни коснел твердо в своей совращенной жизни». Безусловно, од­ним из самых интересных характеров явля­ется Костанжогло. Гоголь поставил перед собой задачу создать образ идеального героя. Идеальность, совершенство для Гоголя— в спо­собности разумно построить жизнь, в прак­тическом, здравом уме, в умении найти свое дело и максимально осуществить свои воз­можности. Костанжогло богат, но богатство нажил умом, трудом и смекалкой. В иссле­довательской литературе отмечались услов­ность, схематизм этого образа; в нем как будто в самом деле мало плоти живой жизни. Но дело, скорее всего, в другом. Быть может, невольно Гоголь нарушил идеаль­ность, совершенство Костанжогло, доведя до максимального выражения его отданность делу и глухоту к чему бы то ни было другому. Костанжогло односторонен, но так односторонен бывает человек, верный лю­бимой и одной идее. Занимаясь «делом самой жизни», Костанжогло не только не замечает, но и сознательно не признает природу, искусство, красоту; он знает неиз­бежность выбора для человека в реальной жизни. Гоголь постоянно подмечает черствость, желчность в выражении его лица и в инто­нациях голоса. И тем самым как бы ставит­ся под сомнение сама возможность «бо­жественности», безупречности человеческой природы в реальном ходе жизни.

В 1840-е гг. Гоголь работает одновременно над II томом «Мертвых душ» и «Выбран­ными местами из переписки с друзьями», вышедшими в свет в нач. 1847 г. Неудов­летворенность художественным словом, ощущение его бессилия Гоголь испытывал уже в конце1830-х гг. Пушкин, благоговейное отношение к которому он всегда подчеркивал, гениальность которого сознавал глубже многих современников, воспринималсяимвместе с тем как художник, который по-своему недостаточен для наступающего исторического момента. «Приспевает время исповеди душевной» — убеждение Гоголя 1840-х гг. Он испытывает потребность обратиться к современникам с прямым, пусть пристрастным, но личным словом. Это представляется ему тем более необхо­димым, что прежние, собственные отноше­ния с Россией, писательское постижение ее из «прекрасного далека», воссоздание природы русского человека в целом кажутся не оправдавшими себя. В новое десятиле­тие испытывается потребность некой кров­ной связи с русской землей. «Я услышал болезненный упрек себе во всем, что ни есть в России» – при­знавался Гоголь. В новой книге он и пытается непосредственно обратиться к современни­ку, кто бы он ни был — «занимающий важное место», «женщина в свете», незна­чительный чиновник, помещик, крестьянин, царь, поэт. Гоголь чередует и как бы перемеши­вает главы, посвященные официальной, государственной, с одной стороны, и част­ной жизни — с другой; светской и церков­ной, культурной и бытовой. Он видит нерас­торжимую взаимосвязь всех сфер жизни и убежден, что на каком бы поприще ни оказался человек, он должен противопоста­вить нестройности жизни собственное «строение», сознательное и подвижническое совершенствование себя; на своем месте приложить максимум усилий, чтобы искоре­нить и предотвратить злоупотребление и неправду, не дожидаясь, когда кто-либо на другом поприще, более высоком, совершит более важное дело. Гоголя занимает не социаль­ный механизм государства и общества, а прежде всего нравственный. Поэтому он до­вольно активно обращается к опыту рели­гии, опыту проповеднической литературы. Гоголь полагает, что литература и религия во многом родственны: обе обращены к чело­веческой душе, обе озабочены ее воскреше­нием. Умное слово духовного пастыря представляется Гоголю чрезвычайно необходи­мым для современного общества. Но духов­ный пастырь, в понимании Гогля,— понятие довольно широкое. Им становится и писа­тель, понявший бездуховность жизни и на­ходящий слово, которое указало бы свет впереди. Книга Гоголя вызвала много отрицательных, довольно резких отзывов. Непри­миримее всех ее встретил Белинский. В своем знаменитом, зальцбруннском письме к Гоголю он обвинил писателя в защите обску­рантизма и мракобесия, в неоправданном восхвалении духовенства, в непонимании русского народа (см.: Белинский В. Г. Собр. соч.— Т. 8.— С. 281—289). Белинский считал, что Гоголь, положив в свое время начало новому этапу в развитии литературы, издав «Выбранные места из переписки с друзья­ми», совершил отступничество. В сложной общественной ситуации, в противостоянии сил Белинский не хотел и, пожалуй, не мог взглянуть на позицию Гоголя изнутри. Меж­ду тем Гоголь не отступал от традиций русской литературы, а продолжал их и закладывал основание для той этической направленнос­ти, которой означится литература после него. Именно в традициях русской литера­туры Гоголь озабочен тем, что «город не знает города, человек человека; люди, живущие только за одной стеной, кажется, живут как бы за морями”; что «нечувствительно облекается он (чело­век) плотью и стал уже весь плоть, и уже почти нет в нем души»; что «черствее и черствее становится жизнь, все мельчает и мелеет...» Тема нравственной ответственности челове­ка и художника («Сила влияния нравст­венного выше всяких сил») — основная в книге. Поэтому важ­ное место в «Выбранных местах из перепис­ки с друзьями» заняли главы о литературе («О том, что такое слово», «Об Одиссее, переводимой Жуковским», «Предметы для лирического поэта в нынешнее время», «В чем же наконец существо русской поэ­зии и в чем ее особенность»). Оценивая свой путь и анализируя последовательное развитие русской литературы, Гоголь ко всем художникам, сколь бы ни были они различ­ны, отнесет требование: «Слово гнило да не исходит из уст ваших!» Каким бы ни было слово и творчество в целом, вымыслом ли или исповедью души, оно, по Гоголю, должно быть чистым.

Беспредельная, даже беспощадная тре­бовательность Гоголя к себе была, вероятно, непосильной для человеческого естества. Но этот завет максимальной требователь­ности художника к себе Гоголь оставил русской литературе.


[1] Купреянова Е.Н. Гоголь. В кн.: История русской литературы. Т. 2. Л. 1981, с. 565-577; Ю. Манн. Поэтика Гоголя. М. 1978; его же. В поисках живой души.. М. 1984; Маркович В.М. О втором сюжете “Мертвых душ”. –В его кн.: Тургенев и русский реалистический роман. Л. 1982, с. 24-33; Лотман Ю.М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя. – В его кн.: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М. 1988.

[2] История русской литературы. Т. 2. Л. 1981. С. 568-569.

[3] Гоголь в воспоминаниях современников. С. 271.

[4] Правда, в 11 главе появляется мысль о роковых страстях неподвластных человеку, но, по мнению исследователей, это свидетельствует лишь о дуализме Гоголя и не снимает первостепенной важности для него проблемы выбора.

[5] История русской литературы. Т. 2. Л. 1981. С. 568.

[6] См. об этом: Маркович В. М. Тургенев и русский реалистический роман, с. 32.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 327 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2605 - | 2179 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.