Шестую главу исследователи считают идейно-эстетическим центром первого тома. И потому, как мы видели, что она наиболее полно воссоздает структуру гоголевского типа художественной прозы. Одновременно она несет в себе сокровенную идею произведения о путях спасения человека, (а значит, его д у ш и) от гибели омертвления. Дважды на протяжении первого тома автор заглядывает в биографию своих героев (Плюшкина и Чичикова), и каждый раз (а в 6 главе впервые) ставится проблема свободы выбора человека. Плюшкин не только жертва крепостничества, в значительной мере он виноват сам. “И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!” – то есть сам человек. Ведь было время, когда Плюшкин был живым и бережливым хозяином, когда в глазах его “был виден ум” и когда “гостю было приятно в этом хлебосольном, открытом людям доме”.
Что же привело его к состоянию “прорехи на человечестве”? Неумение устоять перед жизненными испытаниями, недостаток той активной нравственной силы, которая позволила бы вырваться человеку из-под власти обстоятельств.
Заостряя мысль о ценности нравственного фактора в человеческой жизни, Гоголь вводит тему молодости. Это пора, когда закладываются основы человеческого существа, когда человеку многое дано, и прежде всего свобода. Глава о Плюшкине как бы окольцована и пронизана темой молодости. Исповедально-элегический рассказ о молодости автора в начале главы резко сменяется притчево-проповедническим тоном. После рассказа о прошлой жизни Плюшкина и его нравственном падении следует проповедь: “Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте же с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге; не подымете потом.!”
6 глава – это гимн молодости и наставление молодым. Гоголь, усматривавший в д у ш е человека единственный рычаг, способный перевернуть мир, в своем пристальном внимании к молодым как бы предскажет Толстого. (вспомним его мысли в “Казаках” о всемогущем боге молодости, о той один раз данной человеку власти сделать из себя все, что он хочет”).
Таким образом, тема молодости связана в поэме Гоголя со сверхзадачей художника – найти и сохранить живую душу в реальной действительности[4]. Эта тема делает главу о Плюшкине своеобразным идейно-эстетическим центром первого тома.
В 11 главе, где автор размышляет о будущем развитии России, где появляются такие ведущие символы этого развития, как птица-тройка и дорога, писатель вновь возвращается к проблеме нравственного выбора: “Быстро все превращается в человеке... И не раз... ничтожная страстишка к чему-нибудь мелкому разрослась в рожденном на лучшие подвиги, заставила его позабывать великие и святые обязанности и в ничтожных побрякушках видеть великое и святое”. И далее снова о молодости: “человеческие страсти..., низкие и прекрасные, в начале покорны человеку и потом уже становятся страшными властелинами его”. Так вновь возникает тема молодости, когда многое подвластно человеку и сопутствующая ей проблема свободы выбора: “Блажен избравший себе из всех прекраснейшую страсть”. Огромную роль здесь играет воспитание (см. вставную “притчу” о Кифе Мокиевиче и Мокие Кифовиче).
Во 2 томе “Мертвых душ” Муразов говорит Чичикову: “Какой бы из вас был человек, если бы так же... подвизались на добрый труд, имея лучшую цель”. Из всех персонажей 1 тома Плюшкин и Чичиков наиболее виновны потому, что они могли бы быть другими (по Гоголю), если бы иначе распорядились своей судьбой, если бы не оставили лучшие движения своей человеческой души на дороге жизни.
Таким образом, в самой авторской активности Гоголя отчетливо проявился просветительский пафос Гоголя, вера в человека. Возрождение души, по Гоголю, – в ее способности вырваться из плена обстоятельств, в возможности правильно распорядиться свободой.