Методика работы над сочинением по картине. По источнику материала: -картина; -на основе услышанного, увиденного, прочитанного (текст, музыка, фильм); -на основе личного опыта (в чем участвовал непосредственно сам). По источнику психологического порядка: -по воспоминаниям; -по непосредственному наблюдению; -по воображению. С точки зрения литературных жанров: -рассказ; -сказка; -эссе; -очерк и т.д. С точки зрения типов текста: -повествование; -рассуждение; -описание; -контоминированный текст(смешанный тип)(Н: повествование с элементами рассуждения).
Методика работы над сочинением по картине. Задачи: научить видеть необычное в обычном, картина дает возможность увидеть иные отношения между предметами, отношения между главными и второстепенными, дает возможность увидеть как сюжет соотносится с композицией с колоритом и соотнести изображенное с реальной жизнью: посмотреть на то, что есть, другими глазами.
Отбор картин(не берем картины, написанные друзьями- художниками): 1) Картина с сюжетом, близким ребенку. 2) Картины анималистов(которые пишут животных)(немногофигурные, животные, которые хорошо известные ребенку). 3) Портрет (бытовой, официальный). 4) Картины марянистов(которые пишут море). 5) Постепенно знакомим с течением (различные школы: фламандская, испанская, русская школа импрессионизма). Должна быть картина интересная нам самим; картина, которую хочется разгадывать; картина должна быть актуальна возрасту. Сочинение по картине продуктивно использовать как подготовительный этап для создания собственного текста по личному переживанию.
Этапы работы над картиной. Обычно два урока развития речи. Первый- рассматриваем, второй- пишем.
1 этап- подготовка к восприятию картины(не показываем репродукцию). Информация о художнике, об истории картины, знакомство с жанрами, искусствоведческими понятиями, сопроводить художественным произведением, музыкальной программой.
Информация о художнике (интересные моменты, видели ли его картины, показать другие картины). Знакомство с жанром (что перед нами: натюрморт, портрет, пейзажная картина и др.). Знакомство с основными искусствоведческими понятиями (композиция, палитра, светотень, законы перспективы). Включение репродукции, картины в более широкий культурологический контекст и (или) беседой о жизненных ситуациях, событиях из детского опыта, которые помогут присвоить картину.
2 этап- предъявление картины. Каждому ребенку на парту. Обязательно с картиной проходите между рядов. Установка на прочтение: ваши эмоции, впечатления в связи с этой картиной.
3 этап- беседа по картине. Поделитесь своими ощущениями(кто хочет). Важно, чтобы они свою позицию аргументировали.
4 этап- анализ картины. Можно использовать искусствоведческие термины. От анализа отдельных деталей идти к переживанию. Или, наоборот, от впечатления к описанию деталей. Сопровождать реплики учеников и своим видением, вести их к идее. Какой тип текста должен получиться.
5 и 6 этап можно совместить. 5 этап- словарно- стилистическая работа.
6 этап- составление плана. Сначала анализ- потом фиксируем материал. Формулируем пункты плана (в виде словосочетаний и предложений- 1колонка). Языковые средства (2 колонка): ряд из ключевых тематических слов (разные ЧР). Как выглядит и на что похоже?(какая она?)(появляется поток ассоциаций).
7 этап- устный рассказ по картине(факультативен). На первых порах этот этап важен. Им нужно понять, как выглядит готовый текст. Дети готовы принимать готовый текст в любом виде(даже не совсем правильный), готовы перенимать опыт. Обязательно анализ устного пересказа. Обращаем внимание на то, что получилось у ученика(ценность, значимость). Затем советы и рекомендации(структура, повторы). Картина, репродукция, полотно, художник, он, автор, Васнецов, мастер пера. Дать несколько вариантов начала сочинения, уделить внимание заключению сочинения. Делаем акцент на том, что мы описываем только то, что видим на картине(фантазия ребенка можно обсудить в анализе), что было до и после.
В.М. Букатов- основатель социоигровой педагогики. 1) Блуждение по тексту (найдите на картине 5 предметов, к которым можно отнести эпитет «блистающий»). 4ИС 3 склонения. 2) Фабульная реконструкция. «Опять двойка!» Кто получил двойку? (почему это не мама, почему не Жучка и т.д. А что в лице мамы, позе говорит, что это не она?). Метод от противного.
8 этап- установка на написание. Написание(создание текста). Вы сегодня видели картину, а человек не видел. Расскажите этому человеку об этой картине (выберите адресата, которому вы хотите рассказать).
Трудности: 1) Типа повествования: выход за рамки картины, только перечисление, рассказ, отсутствие описательной доминанты. 2) Типа описания: только называют микротемы, они не развернуты, нет основной мысли. Ложная красивость. 3) Типа рассуждения: выбор самой картины. После написания проводим «Урок работы над ошибками». Работаем над речевыми умениями. Получился ли вообще текст. Работа над текстовыми единствами. Работа с негативным образцом.