Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Диалектика процесса познания




 

Проблема деятельностной природы познания требует вы­явления его диалектического характера, что в свою очередь раскрывает познание как деятельность. Рассмотрение диалек­тики процесса познания целесообразно начать с уяснения ка­тегорий, с помощью которых ее (диалектику) можно выразить. Прежде всего, это «эмпирическое» и «теоретическое». Данные категории имеют своим содержанием уровни, или этапы, по­знавательного процесса. Пафос данного исследования требует, с целью углубления критики сенсуализма, сравнить категории «эмпирическое» - «теоретическое» с категориями «чувственное» - «рациональное».

Анализ показывает, что категории «чувственное» - «рациональное» не имеют прямого отношения к самому процессу познания и его этапам. Они отражают способ функционирования объективного мира в сознании челове-ка. Категория «чувственное» отражает идеально-образную форму, то есть представление о предметах объективного мира, взятых со стороны их внеш-них свойств, в форме «картинки», «фотографии», в форме чувственного образа. Категория «рациональное» отражает идеально-понятийную форму функционирования в сознании человека сущностной стороны предметов и явлений действительности. Целостность этих форм возможно лишь как завершенный результат познавательной деятельности. То есть чувственный образ какого-либо объекта формируется не как результат процесса получения ощущений от воздействия этого объекта, а как результат освоения знаний о свойствах и сущности этого объекта. Например, чувственный образ стола возникает не вместе с ощущениями от контакта с ним, а лишь после того, как человек узнает из другого источника: что есть стол? И формирование чувственного образа стола становится возможным только на основе этого знания.

Итак, мы зафиксировали, что этапы непосредственно познавательного процесса отражают категории «эмпирическое» и «теоретическое». Они различаются:

* по задачам: эмпирическое исследование - поиск и от­крытие новых явлений, теоретическое - объяснение явле­ний, обеспечивающих их предсказание;

* по средствам: эмпирическое – использование материальных средств наблюдения, измерения, моделирования и т.д.; теоретиче­ское – использование специальных логических и знаковых средств (мыс­ленный эксперимент, идеальное моделирование, восхожде­ние от абстрактного к конкретному и т.д.);

* по результатам: эмпирическое - получение фактов, теоре­тическое - формирование теории;

* по объекту: эмпирическое - уровень явления, теорети­ческое – уровень сущность.

В процессе эмпирического исследования выявляются отдельные стороны объектов действительности, которые на теоретическом уровне представляются и функционируют в чистом виде; в форме абстрактных объектов, например, свойства (твердый), отношения (стоимость), материального носителя (тело). К ним же можно отнести и идеализирован­ные объекты: «материальная точка», «идеальный газ», «треугольник», «черное тело» и др. Идеализированные объекты вне сознания не существуют. Эти категории отражают тео­ретически доведенную до крайней степени меру како­го-либо свойства или стороны объекта действительности. Например, все тела обладают свойством поглощения внеш­них излучений, причем одни поглощают больше, другие меньше. Теоретически можно предположить, что есть тело, которое благодаря особой структуре не отражает излучений, а все их поглощает. Такое гипотетическое тело невозможно обнаружить с помощью отражаемых излучений. Оно и на­звано «абсолютно черным телом».

Диалектика познавательного процесса достаточно рель­ефно проявляется в неразрывном единстве эмпирического и теоретического уровней, хотя в истории теории познания можно найти много примеров абсолютизации одного из них, а также их разрыва. Например, Ф. Бэкон метафизически абсолютизировал индуктивный метод эмпирического иссле­дования, несмотря на огромный вклад в разработку таких познавательных приемов, как сбор, сравнение, анализ, обобщение данных об объективном мире. Р. Декарт абсолю­тизировал метод дедукции как метод логического выведе­ния из самоочевидных истин (врожденных идей) всей сово­купности знаний о мире.

В реальном процессе познания данные уровни нераз­рывно связаны, во-первых, тем, что теоретический уровень всегда базируется на результатах эмпирического исследования. Теория всегда вырастает на каком-то эмпирическом базисе, даже если этот базис во времени отстает от возник­новения теории на многие годы. Во-вторых, теория всегда зримо или незримо, явно или неявно присутствует в процес­се эмпирического исследования. Научные факты всегда есть результат осмысления эксперимента или наблюдения в свете каких-либо теоретических представлений. В-третьих, применение теории всегда опосредуется эмпирическими исследованиями, иначе она просто не работает. Например, в настоящее время невозможно использование в чистом ви­де рекомендаций западных специалистов в нашей экономи­ке без учета ее специфики.

Кроме того, диалектическую взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней познания можно представить в виде процесса взаимодействия форм научного познания: фактов, проблем, гипотез, теорий. Основой научного иссле­дования являются научные факты, полученные в результате осмысления опытов, наблюдений, экспериментов и т.д. Часть из них, как правило, не укладывается в существующие теории и не может быть ими объяснена. Наличие фак­тов, не объясняемых существующими теориями, приводит к противоречию между новыми фактами и старыми теория­ми. Это противоречие получает выражение в форме науч­ной проблемы, которая разрешается через скачок, т.е. по­пытка объяснить новые факты приводит к выдвижению гипотезы, научного предположения для их объяснения. По­сле проверки гипотезы на состоятельность и предсказатель­ные возможности она подвергается экспериментальному испытанию, когда это возможно. И если в результате гипо­теза подтверждается, то она становится элементом новой теории, как правило, «N» порядка и сама требует объясне­ния. Например, закон Менделеева отвечал на вопрос о зави­симости свойств элементов от атомного веса, но не давал знания о законах образования самих атомов. Далее на осно­ве теории первого порядка выдвигаются теории следующего уровня, позволяющие проникнуть в сущность более высоко­го порядка.

Подробное рассмотрение данного вопроса можно найти в рекомендуемой литературе.

Основные проблемы истины

Во втором разделе мы кратко отметили основные концепции в филосо-фии истины. Здесь же попытаемся более подробно рассмотреть основные проблемы теории истины.

Как мы выяснили, истиной в классической философской традиции называют знание, содержание которого соответствует отображаемому в нем материально­му или идеальному объекту. Истина - это объективное со­держание понятий, идей, теорий, данное человеку в формах его деятельности или логики мышления. Термин «истина» употребляется и в смысле обозначения объективного содержания самого знания, и в смысле одной из сущностных характеристик знания.

Понимание истины как адекватного отображения объ­екта восходит к древнегреческому философу Аристотелю. В Новое время оно разделялось в основном мыслителями ма­териалистической традиции (Бэкон, Спиноза, Гельвеций, Дидро, Гольбах, Ломоносов, Герцен, Фейербах, Энгельс и др.). Объективные идеалисты понимают истину как мыслен­ное воспроизведение человеком объективной духовной суб­станции, сущности бытия. Субъективно-идеалистический эм­пиризм понимает истину как соответствие мышления ощу­щениям субъекта (Юм, Рассел), или с точки зрения ее полез­ности (Дьюи, Джеймс), или как взаимосогласованность ощу­щений (Мах, Авенариус). Неопозитивисты понимают истин­ность как согласованность предложений науки с чувствен­ным опытом. Экзистенциалисты - как форму психологиче­ского состояния личности.

Истина может быть рассмотрена в нескольких отноше­ниях - как объективная, абсолютная, относительная и т.д. Поэтому очень важно обратить внимание на тот факт, что истина - знание об объекте - неделимое целое. Не существу­ет самой по себе истины объективной, абсолютной или от­носительной. Истина одна, но в отношении к внешнему миру она выступает как объективная; с точки зрения полноты и адекватности отражения - как абсолютная и относитель­ная; с позиции состояния - как процесс.

Объективность истины заключается в наличии в челове­ческих представлениях о действительности такого содержа­ния, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Наличие такого содержания отвергают субъективные идеали­сты, так как идеи и мысли связываются ими лишь с ощуще­ниями, существующими как феномены сознания субъекта. В современной материалистической традиции вопрос об объек­тивности истины связывается с вопросом о существовании объективной реальности мира вне человеческого сознания, а также со способностью человека в практике, через формиро­вание и осознание обобщенных алгоритмов деятельности, конструировать идеи об этом мире. Наличие у человека знаний, позволяющих ему преобразовывать этот мир, доказывает су­ществование объективной истины.

Зафиксировав существование объективной истины, мы сразу наталкиваемся на проблему соотношения абсолютного и относительного в истине. «...Могут ли человеческие пред­ставления, выражающие объективную истину, выражать ее сразу, целиком, безусловно, абсолютно или же только при­близительно, относительно?..» - точно и лаконично формулирует проблему В. Ленин. В истории философии, реально существующие и правильно фиксируемые в анализе познания крайности этого отноше­ния, абсолютизировались. Одни философы выделяли элемен­ты абсолютного знания, т.е. считали, что уже полученное знание исчерпывающе отражает предмет и навсегда оста­ется истинным, полным, точным, вечным знанием о нем (догматизм). Другие подчеркивали условность человеческих знаний, их неполноту, приблизительность, ложность, отно­сительность, ограниченность применения (релятивизм).

В современной философии сформировалась позиция, объединяющая эти крайности в диалектическом синтезе. Согласно этой методологии абсолютное и относительное в знании сосуществуют в единстве в представлениях об од­ном и том же объекте. Например, Демокрит выдвинул идею о существовании атомов как субстрата предметов и явле­ний действительности. В этих представлениях об атоме на­личествовал элемент абсолютного знания. Он заключался в том, что атомы существуют реально и составляют опреде­ленный уровень организации физического мира. Остальное знание было неполным, неточным и даже ложным: о фун­даментальности атомного уровня, о формах атомов, об их прямолинейном движении в пустоте и т.д. Отделить же аб­солютное от относительного в момент возникновения гипо­тезы невозможно, поэтому то и другое в каждой исторической точке человеческого познания сосуществуют в не­раздельном единстве. И только будущая историческая прак­тика, развитие науки и философии позволяют выделить и разделить элементы абсолютного и относительного в знании, полученном в прошлые исторические эпохи.

Современная картина мира, как и знание прошлого, со­держит элементы и абсолютного знания, которое не будет опровергнуто дальнейшим развитием науки, и относитель­ного. Причем исторически абсолютное и относительное не являются застывшими противоположностями. Соотношение абсолютного и относительного, если говорить о знании кон­кретных объектов, исторически изменяется в пользу абсо­лютного. Например, в учении об атоме с открытием элек­трона стало ясно, что атом обладает сложным строением, он состоит из ядра и электронной оболочки. Электронная обо­лочка - это облако, обладающее волновыми и корпускуляр­ными свойствами, и т.д.

Поскольку соотношение абсолютного и относительного не является застывшим, оно может быть охарактеризовано как процесс. Еще Гегель в "Науке логики» подчеркивал, что «мысль, освобождающая действительность от видимости бесцельной изменчивости и проявляющая ее в идею, не должна представлять эту истину действительности как мертвый покой, как простой образ, тусклый, без стремления и движения...». Истина как процесс понимается в философии в нескольких смыс­лах. Во-первых, истина в снятом виде содержит в себе про­цесс познания, результатом которого она является. Во-вторых, в мире нет раз и навсегда застывших объектов - все изменяется. Поэтому, чтобы знание оставалось истинным, адекватно отражающим объект, оно должно изменять­ся вместе с объектом, должно отражать все изменения, про­исходящие в объекте. В-третьих, процесс познания челове­ком мира бесконечен, так как бесконечен сам мир и так как человек непрерывно включает в сферу своей деятельности все новые и новые объекты природы и общества, проникая все глубже в тайны мироздания. Поэтому противоречие ме­жду истиной и заблуждением в познании постоянно воспроизводится вновь и вновь, но именно данное противоречие, его постоянное возникновение и разрешение состав­ляют процесс познания человеком мира. Непосредственно из процессуальности истины вытекает такая ее черта, как конкретность. Последняя проявляется в том, что любое зна­ние о действительности истинно лишь в конкретной точке познавательного процесса, т.е. в определенное время, с уче­том всей системы связей и отношений объекта. Принцип конкретности истины требует подходить к фактам не с общими формулами и схемами, а с учетом реальных условий и конкретной обстановки.

С тех пор как человек осознал себя существом познающим, он пытался найти и использовать объективный крите­рий истинности человеческих знаний, механизм, позволяющий отделить истинные знания от ложных. В истории фило­софии в качестве такого критерия постулировались: ощущения в субъективно-идеалистической философии, полезность знания для субъекта в прагматизме, разум в рационализме. Например, Б. Спиноза писал: «И какое мерило истины может быть яснее и вернее, как не сама истинная идея. Как свет об­наруживает самого себя и окружающую тьму, так и истина есть мерило самой себя и "лжи"».

В современной материалистической традиции в качестве основного критерия истины выступает материальная, пред­метная, преобразующая деятельность, практика. Практика введена в гносеологию в качестве критерия истины К. Марксом. В «Тезисах о Фейербахе» он писал: «...обладает ли чело­веческое мышление предметной истинностью, - вовсе не во­прос теории, а практический вопрос…».

Чтобы сравнить имеющийся познавательный образ с отражённым в нем объектом, необходимо материально (если это материальный объект) воздействовать на этот объект, исходя из имеющихся о нем знаний. Если изменения, произведенные в нем, окажутся такими, как мы предвидели, то исходное представление было объективно истинным. Если же мы своих целей не достигнем, значит, наши знания неистинны.

Конечно, практика в качестве критерия истины не явля­ется абсолютным средством и тем более не является единст­венным. Кроме практики, в науке работают логические, этические и даже эстетические критерии оценки и проверки тео­ретического знания. Но, в конечном счете, именно практика, взятая как историческая общечеловеческая материально-преобразующая предметная деятельность, оказыва­ется самым основательным и эффективным критерием исти­ны. Дело в том, что практика есть неразрывное единство двух моментов. С одной стороны, в деятельности функционирует идеальная цель, с другой стороны, практика - это материальный процесс, т.е. в практике реализуется субъективная цель и в то же время это материальный процесс, включенный в объ­ективный мир. Человек в практике выступает как сила при­роды. Знание в практической деятельности контролируется объективными законами, так как процесс взаимодействия орудий труда и предметов труда регулируется независимыми от человека законами природы и осуществляется за пределами человеческого организма и человеческого сознания. Человек как бы бросает свою мысль, свою цель в горнило практики, и от него уже не зависит результат этого процесса. Именно «вынесенностъ» процесса взаимодействия орудий труда и предметов труда за пределы человеческого сознания и зависимость результатов этого взаимодействия, от объективных свойств взаи-модействующих предметов, а не от воли и сознания человека, делает возможным независи­мую оценку человеческих знаний.

 

Контрольные вопросы

 

1. Назовите основные термины теории познания и сформулируйте ее главные проблемы.

 

2. Разъясните основные гносеологические установки, сформированные в истории философии.

 

3. Что такое знание? Каковы основные условия существования знания?

 

4. Какие вы знаете философские позиции в понимании оснований знания.

 

5. В каком отношении тот или иной вид знания первичен? (чувствен-ные данные, знание здравого смысла, научное знание)

 

6. Перечислите основные характеристики видов знания.

 

7. Назовите основные концепции истины.

 

8. Перечислите основные школы и направления в гносеологии.

 

9.Сформулируйте основные философские предпосылки деятельностной концепции познания.

 

10. В чем Вы видите роль обобщенных алгоритмов деятельно­сти в процессе познания мира?

 

11. Какова роль ощущений и органов чувств в деятельности человека?

 

12. В чем единство и различие практической и познаватель­ной деятельности?

 

13. Как Вы себе представляете соотношение категорий «объ­ективная реальность», «объект познания» и «предмет познания»?

 

14. Каковы основные условия функционирования предмета по­знания в познавательной деятельности и в сознании человека?

15. Чем определяются и в чем проявляются субъективная и объективная стороны процесса познания?

 

16. Какова методология и основные аргументы критики сен­суализма и агностицизма в вопросах познания?

17. Разъясните и сравните содержание категорий «эмпирическое» и «теоретическое»?

18. Что отражают пары категории «эмпирическое» - «теоретическое» и «чувственное» - «рациональное»?

19. В чем, на Ваш взгляд, состоит диалектическое единство эмпирического и теоретического уровней познания?

 

20. Как Вы себе представляете диалектический процесс скач­кообразного развития научного знания от эмпирического уровня к теоретическому, от фактов к теории?

 

21. Каковы основные проблемы истины в теории познания?

 

22. Практика как критерий истины. Почему практика может выполнять функцию критерия истины?

 

Проблемные вопросы для дискуссии

 

1. Почему вопрос о познаваемости мира рас­сматривается в качестве второй стороны основного вопроса философии? (по Энгельсу)

2. Отличается ли научное познание от обыденного познания и чем?

3. Возможно ли преодоление противоречия между субъективными целями человека и объективным содержанием познания?

4. Содержатся ли в идеях философов-агностиков элементы истины?

5. Является ли ЭВМ субъектом познания?

6. Возможно ли чистое эмпирическое познание?

7. В чем объективное основание вопроса о соотношении аб­солютной и относительной истины?

8. Совпадает ли представление К. Маркса о данности чело­веку мира в формах деятельности с представлением В. Ленина о данности материи человеку в ощущениях?

9. Почему И. Канту не удалось связать представления о мире с самим миром? Почему он не увидел тождества мышления и мира?

10. Можно ли согласиться с идеей И. Канта о конструктив­ном, творческом, субъективном характере познавательной дея­тельности?

11. На каком основании можно считать, что деятельность с предметом познания, его преобразование, его конструирование имеют объективное значение, т.е. дают знания об объекте самом по себе?

 

Контрольные задания

1. Попытайтесь, используя в качестве метода идею о роли обобщенных алгоритмов деятельности в познании, проанализировать процесс социализации индивида.

2. Используя знание диалектики абсолютного и относительного в истине, проиллюстрируйте ее на примере вашей индивидуальной познавательной деятельности.

 

3. Изложите различные точки зрения (в том числе и свою) на роль органов чувств (ощущений) в деятельности и попытайтесь выявить их сильные и слабые стороны.

 

4. Докажите, что сенсуализм, при абсолютизации его основного постулата (ощущения - основной и единственный источник познания), может стать основой субъективного идеализма и агностицизма.

 

Темы рефератов

1. Д. Локк – теоретик сенсуалистической гносеологии.

 

2. Гносеология Д. Беркли и Д. Юма.

 

3. Теория познания И. Канта и современная гносеология.

 

4. Л. Фейербах и В. Ленин как представители материалистического сенсуализма.

 

5. Проблемы теории познания в философии К. Маркса.

 

6. Проблемы методологического анализа процесса познания.

 

7. Реальные проблемы теории познания в философии агностицизма.

 

8. Деятельностная концепция познания как развитие идей классической немецкой философии.

 

9. Гносеология и эпистемология. Обыденное и научное познание.

 

10. Формы и методы научного познания.

 

11. Диалектика эмпирического и теоретического в научном познании.

 

12. Роль категорий «чувственное» - «рациональное» в анализе механизмов получения и функционирования знания.

 

13. Проблемы истины в теории познания.

 

14. Практика как основа, цель, критерий истины и источник познания.

 

15. Преимущества исторической общечеловеческой практики как критерия истины в системе критериев и оценок истинности знания.

 

16. Проблема субъекта и объекта в классической философии.

 

Список литературы

Алексеев П.В. Об уточнении исходного определения понятия «агностицизм» и понимание его сути // Филос. науки. – 1988. - № 9.

 

Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектики. М., 1991.

 

Баранов Г.В. Проблемы научного метода. Саратов. 1991.

 

Берков В.Ф. Структура и генезис научной проблемы. Минск. 1983.

 

Библер В.С. Мышление как творчество. М., 1975.

 

Билалов М. Н. Истина. Знание. Убеждения. Ростов н/Д, 1990.

 

Борисов В.Н. О специфике методологического анализа научного познания //

Методологические проблемы развития науки и культуры: Сб. науч. Тр. Куйбышев, 1877.

 

Борисов В.Н. Структура мышления как познавательной деятельности // Проблемы исследования научного познания: Сб. науч. Тр. Новосибирск, 1970.

 

Гегель Г. Соч. М., 1939. Т.1.

 

Герасимов И.Г. Научное исследование. М., 1972.

 

Гносеология в системе философского мировоззрения. М., 1972.

 

Громыко Ю.В. Деятельностный подход: новые линии исследования // Вопр. Философии. 2001. № 2.

 

Гуткина Б. С. Некоторые особенности целеполагания в современном научном познании // Методология научного познания: Сб. науч. Тр. Л., 1976.

 

Денет Д. Постмодернизм и истина. Почему нам важно понимать это правильно // Вопр. Философии. 2001. № 8.

 

Ильенков Э.В. Диалектическая логика: очерки истории и теории. М., 1984.

 

Ильин В.Н. Основная проблема теории познания // Вопр. философии. 2009. № 7.

 

Каган М.С. Мир общения. М., 1988.

 

Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974.

 

Касавин И.Т. Познание и культура. Философский подход // Вопр. филос. 2003. № 12.

 

Касавин И.Т. Междисциплинарное исследование: к понятию и типологии. Философия и наука. // Вопр. философии. 2010. № 4.

 

Кант И. Соч. М., 1963. Т. 3,4.

 

Категориальные структуры познания и практики. Киев, 1986.

 

Кемеров В.Е. Социальная обусловленность познания: динамика проблемы // Вопр. философии. 2008. № 12.

 

Колеснов А.Я. Диалектика практики и сознания. М., 1991.

 

Коршунов А.М. Отражение, деятельность, познание. М., 1980.

 

Коршунов А.М. Познание и деятельность. М., 1984.

 

Коршунов А.М., Мантанов В.В. Диалектика социального познания. М., 1988.

 

Лекторский В.А. Субьект, объект, познание. М., 1980.

 

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. Т. 18.

 

Ленин В.И. Философские тетради // Полн. собр. соч. Т. 29.

 

Локк Д. // Избр. произведения М., 1974. Т.1

 

Лысенко В.Г. Познание чужого как способ самопознания. Философия и культура // Вопросы философии. – 2009. №11.

 

Майданов А.С. Процесс научного творчества. М., 1983.

 

Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.

 

Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.3.

 

Медушевский А.Н. Когнитивно-информационная теория как новая парадигма гуманитарного познания. Философия и наука. // Вопросы философии. 2009. № 10.

 

Методологический анализ как направление изучения науки. М., 1968.

 

Петренко В.Ф. Медитация как форма непосредственного познания // Вопросы философии. 2008. №8.

 

Полякова Е.А. Великий круг кантовской философии в интерпретации Ф. Ницше. История // Вопросы философии. 2010. № 3.

 

Ракитов А.С. Философские проблемы науки. М., 1977.

 

Теория познания: в 4 т. М., 1991.

 

Трубников Н.Н. О категориях «цель», «средство», «результат». М., 1968.

 

Филатов В.П. Научное познание и мир человека. М., 1989.

 

Фролов И.Т. № «Жизнь и познание» (материалы круглого стола) // Вопросы философии. 2000. № 8.

 

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1994.

 

Чудинов Э. М. Природа научной истины. М., 1877.

 

Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. М., 1988.

 

Штоф В.А. Проблемы методологии научного познания. М., 1978.

 

Шевелев С.П. Практическое познание. Воронеж. 1994.

 

Ярошевский М.Г. Структура научной деятельности // Вопросы философии. 1974. № 2.

 

 

Содержание

Краткий исторический экскурс______________________

Философские предпосылки деятельностной концепции познания_____

 

Теория познания современного материализма как теория деятельности___

 

Диалектика процесса познания____________________________

 

Основные проблемы истины________________________________

 

Контрольные вопросы_______________________________________

 

Проблемные вопросы для дискуссии___________________________

 

Контрольные задания__________________________________

 

Темы рефератов_______________________________________

Список литературы_____________________________________

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 505 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2456 - | 2271 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.