Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философские предпосылки деятельностной концепции познания




В предыдущем разделе мы выяснили, что величайшие умы древности и нового времени пытались разрешить проблему человеческого сознания и механизмов познания. Раскрывая ту или иную сторону человеческого познания, философы прошлого вносили вклад в решение проблемы, создавая условия для скачка в понимании механизма познания, в выявлении его возможностей и в формулировании основных законов.

Накапливание материала, послужившего основанием формирования деятельностной гносеологической концепции, осуществлялось в рамках двух философских традиций (хотя резкой границы между ними никогда не было). Но прежде чем мы их кратко рассмотрим, обратим внимание на то, что в современной философии материализма сложилось понимание знания в нескольких аспектах, связанных с различными подходами к познанию: в гносеологическом аспекте знание понимается как идеальный субъективный образ объективного мира, в логико-семантическом аспекте - как смысл языковых выражений, в методологическом аспекте - как результат познавательной деятельности. В истории философии эти аспекты механически разрывались. Понимание же указанных различий позволяет не только более осмысленно ориентироваться в подходах к изучению процессов исследования мира, но и избежать абсолютизации одного из них. Для нас это важно потому, что в данной работе познание будет рассмотрено главным образом с позиции методологии деятельностного подхода.

В рамках материалистической традиции сенсуалистического толка (лат. «сенсус» - чувство, ощущение) разрабатывалась проблема чувственной данности человеку материальной действительности, доказывались объективное существование мира и возможность на основе показаний органов чувств, зеркально его отражающих, формировать абстрактные и сложные идеи о нем и его законах. Наиболее видные представители этой традиции - Д. Локк, Л. Фейербах, В. Ленин и др.

Главный тезис сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего бы раньше не было в чувствах», - означал, что человек рож­дается с сознанием, напоминающим «чистую доску». Воз­действия внешнего мира на чувства человека заполняют «доску» информацией (знанием) о мире. Такое представле­ние Д. Локка в свое время было прогрессивно, ибо противо­стояло теологическим воззрениям о божественном происхо­ждении идей человека и теориям врожденности человеческого знания (например, у Р. Декарта).

Дальнейшее развитие теории познания и социальной практики показало ограниченность локковского учения о познании. Эта ограниченность выражалась:

- в отрицании других каналов познания, кроме чувствен­ного;

- в признании созерцательности человека в отношении к внешнему миру: человек лишь пассивно воспринимает воздействия явлений природы на органы чувств;

- в убеждении, что знания человека о мире, полученные с помощью органов чувств, являются его зеркальным отражением;

- в сведении умственной деятельности к оперированию готовыми знаниями, полученными с помощью ощущений.

Последнее положение требует особого пояснения, кото­рое поможет глубже проникнуть в суть деятельностной концепции познания. Дело в том, что одна из главных харак­теристик знания его предметность. Знание всегда пред­метно, т.е. оно всегда отражает отличное от себя самого яв­ление. Факт предметности знания, несмотря на кажущуюся простоту, в истории философии не всегда осмысливался адекватно, что не позволяло увидеть истинный источник знания об общих свойствах и законах действительности. Например, Д. Локк в понимании познания исходил из того, что наши ощущения пассивно отражают предметы, воздей­ствующие на человека, а мьшление является оперировани­ем простыми исходными идеями, даваемыми чувствами. Он писал: «Так как у ума во всех его мыслях и рассуждениях нет непосредственного объекта кроме его собственных идей, одни лишь которые он рассматривает или может рассмат­ривать, то ясно, что наше познание касается только их. На мой взгляд, познание есть лишь восприятие связи и соот­ветствия либо несоответствия и несовместимости наших от­дельных идей». Таким образом, у Д. Локка мышление оказывается действием не с объектами, а с уже сформировавшимися зна­ниями о них. Такое понимание вело к парадоксам, в частно­сти, к тому, что мышлению в принципе отказывалось в способности давать новые знания о действительности. Оно могло лишь комбинировать результаты чувственных восприятий. Это обесценивало такие области знания, как философия, ма­тематика, теоретическое естествознание и др., так как их объекты не носят чувствен­ного характера. Поэтому, согласно пониманию Д. Локка, знания о них не могут быть получены в принципе. Но все-таки, указанные области знания су­ществуют и подтверждают свою объективность, что ставит под сомнение саму теорию сенсуализма.

В рамках идеалистической традиции разрабатывалась деятельностная сторона познания, не замечаемая материа­листами. Среди наиболее видных представителей этого на­правления можно назвать немецких философов, и в первую очередь И. Канта. Кант признает предметный характер зна­ния: «Мышление есть действие, состоящее в том, чтобы от­носить данное созерцание к предмету». Более того, И. Кант пытается понять познание как активную предметную деятельность субъекта, что проявляется в различении объекта самого себя и предмета знания. Предмет знания, по Канту, формируется в самом познании из чувственных впечатлений с помощью ап­риорных форм чувственности и рассудка. И. Кант, хотя и чувствует сложную опосредованность отношения знания человека к предметному миру, но, не умея объяснить механизма получения объективного знания, не до­пускает связи между объектом самим по себе и чувственным образом, вызываемым объектом. Это вносит в его теорию элемент агностицизма. «Объект сам по себе всегда остается неизвестным», - делает он вывод.

Изучая философию Канта, необходимо обратить внима­ние на следующий момент: мотив агностицизма Канта состоит не в том, что он отличает идеально представляемые предметы от предметов самих по себе, а в том, что он их аб­солютно отрывает друг от друга, отрицая наличие в идеях объективного содержания, почерпнутого извне. Важно уяс­нить, что этот отрыв объясняется неумением найти переход от понимания познания как деятельности субъекта к его пониманию как отражения внешнего мира. Если человек осуществляет познавательные действия с продуктами самой познавательной деятельности, значит, полагал И. Кант, он познает лишь эти продукты, а не объективный мир. Но все-таки, хотя и в извращенном виде, Кант выразил факт перевода в процессе познания объекта из ма­териальной формы его существовании в идеальную, субъек­тивную, которая не совпадает непосредственно с первой. Он прав, настаивая на различении идеально представляе­мых предметов и объектов внешнего мира самих по себе.

Выделяя заслуги И. Канта, нужно обратить внимание и на недостатки его теории. Главный из них заключается в том, что он совершенно игнорирует роль практической дея­тельности человека как основы идеального преобразования знаний об объекте.

Таким образом, вся предшествующая философия стра­дала односторонностью в рассмотрении вопросов познания. Материалисты рассматривали знание как зеркальное отра­жение действительности и абсолютизировали этот момент. Поэтому К. Маркс в «Тезисах о Фейербахе» писал: «Главный недостаток всего предшествующего материализ­ма, включая и фейербаховский, заключается в том, что предмет, действительность... берется только в форме объек­та или в форме созерцания, а не как... деятельность, прак­тика, не субъективно». То есть, материалисты не видели роли деятельности в форми­ровании знания, не видели активности субъекта. Идеалисты, наобо­рот, абсолютизировали активность субъекта в формирова­нии знания, но понимали эту деятельность только как мыс­лительную. Такая абсолютизация вела к недооценке и отри­цанию отражательной стороны познания. Знание представ­лялось только как результат конструирующей мыслительной деятельности субъекта.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 279 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2214 - | 2157 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.