Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Теория познания современного материализма как теория деятельности




 

Главной заслугой диалектической философии в осмысле­нии проблемы познания является соединение в его анализе принципов отражения и деятельности, доказательство того, что отражение мира в сознании человека может быть осуще­ствлено только в деятельности, только опосредствованно через ее обобщенные алгоритмы, формирующиеся в процессе пре­образования мира (в материальной или идеальной форме).

На самом высоком уровне абстракции ясно, что позна­ние генетически формируется и функционирует в трудовой, практической деятельности человека как ее продукт и вме­сте с тем необходимое условие. Практическое преобразова­ние объектов действительности выступает основой получе­ния и развития знаний о них, в свою очередь эти знания выполняют функции планирования и управления практиче­ской деятельностью. Но совершенно недостаточно лишь за­фиксировать этот факт. Необходимо более подробно рас­смотреть сам механизм получения знаний о мире. Этот про­цесс можно представить, конкретизируя тезис К. Маркса о получении знания через обобщенные формы предметно-чувственной деятельности.

Чтобы облегчить понимание основной идеи деятельностной концепции, обратимся к гипотетической ситуации, когда появляется первая информация в рамках не биологического механизма ориентации приматов в природной среде. В про­цессе зарождающейся трудовой деятельности примат во­влекает в ее сферу различные явления и предметы действи­тельности (вода, дерево, камень, кожа и кости животных, различные растения и т.д.). Миллиардные удачные попытки воздействия на эти предметы закрепляются рефлексивно в рамках животной формы детерминации жизнедеятельности предлюдей. Накапливание положительного опыта на этой стадии приводит к формированию простейших алгоритмов деятельности, т.е. систем, связанных между собой трудовых операций. Очень важно подчеркнуть, что эти алгоритмы складываются как опыт совместной деятельности, а не как опыт индивидуальный. Такой опыт начинает функционировать вне генетических структур и передавать­ся из поколения в поколение через индивидуальное науче­ние в «досознательный» период зарождения человечества. Он являлся основой преодоления генетической формы пере­дачи видового опыта и формирования новой системы функционирования этого опыта в форме культуры вне ин­дивидуальных генетических программ.

Складывающиеся алгоритмы деятельности являлись «слепком» со свойств предметов действительности, в том смысле, что они им соответствовали, то есть, при воздействии на предметы, обладающие одинаковыми свойствами, формировались одинаковые приемы и дейст­вия. Накопление коллективного опыта и его функциониро­вание вне генетических программ явилось основанием фор­мирования сознания, а уже сформированные алгоритмы деятельности выступили первичной формой «знания» о дейст­вительности, функционирующего в форме деятельности.

Возникновение сознания конституирует также сущест­вование деятельности в идеальной форме, в форме идеаль­ного плана, предшествующего самой деятельности. Нарабо­танные тысячелетиями обобщенные алгоритмы начинают функционировать в сознании. Этот перевод и оперирование в сознании в идеальной форме алгоритмами деятельности позволял человеку сравнивать их и продолжать обобщение, т.е. выявлять их схожесть. Но поскольку схожесть алго­ритмов является отражением схожести предметов, процес­сов и явлений действительности, осознавая схожесть алго­ритмов, человек осознает и единство явлений действитель­ности, их свойств и отношений. Именно в понимании этого факта раскрывается содержание познания как деятельности.

Процесс обобщения в сознании формирующихся в прак­тике алгоритмов на основе вовлечения в практическую и познавательную деятельность все новых видов предметов и явлений природы и общества никогда не прекращался с момента генезиса идеальности сознания. Постепенно осуще­ствляющийся последние тысячелетия в рамках философского познания этот процесс привел к пониманию общности всех видов материальной деятельности. Такое по­нимание нашло отражение в представлении об общей структуре человеческой деятельности: цель - средство - ре­зультат, что в свою очередь привело к осознанию сущност­ной связи человека с миром (человек - материальное средст­во - материальный мир). Процесс обобщения форм деятель­ности позволил выявить сущностное звено, связывающее человека с миром. Этим звеном является материальное средство. Понимание данного факта оказалось основанием вывода о материальном единстве мира, ставшего теоретическим фундаментом материалистического мировоззрения.

Таким образом, сущностным источником позна­ния является практическая деятельность. Длительное время познание было побочным результатом практики. На достаточно высоком уровне развития общества человек начинает ставить собственно познавательные цели. Постепенно по­знавательная деятельность отделяется от практической, но по структуре остается тождественной ей. Их различие функционально. В практической деятельности целью является преобразование объектов природы, средст­вом - знания и материальные орудия труда. В познаватель­ной деятельности целью становится получение знания об объектах природы, а средствами - различные способы пре­образования предметов природы с помощью материальных орудий. Поэтому, в сущности, познавательная деятельность, как и материальная, есть процесс преобразования предмета познания, но в идеальной форме.

В дальнейшем познавательная деятельность полностью отделяется от практической, особенно в тех областях, где отсутствует экспериментальное преобразование предметов природы и других чувственных объектов, например в математике, философии, астрономии и др. В данном случае не только протопредметный, но и предметный уровни приобретают идеальный характер. Однако и здесь основным связующим звеном человека и объекта познания остается деятельность, ее алгоритмы, которые формируются в процессе преобразо­вания предмета познания в идеальной форме.

Таким образом, познавательная деятельность, отделяясь от практической, по структуре остается тождественной ей. Но, во-первых, сам объект познания переводится в идеальную форму, т.е. становится идеальной копией материального объ­екта, его моделью, с которой в идеальной форме можно про­изводить различные преобразования, оставляя материальный объект нетронутым. Во-вторых, действия и операции с иде­альными объектами осуществляются с помощью специальных познава­тельных средств (анализ, синтез, дедукция, сравнение, отождествление, различение, идеальный эксперимент и др.).

Очень важно обратить внимание на то, что в рамках деятельностного подхода познание на любом уровне рассматри­вается как предметная деятельность, т.е. деятельность, свя­занная с преобразованием объекта в материальной или иде­альной форме.

Отсюда следует, что как бы опосредованно та или иная область познания ни была связана с действительно­стью, как бы далеко она ни стояла от действительности, ме­ханизм получения нового знания остается одним и тем же. В процессе предметной деятельности с объектом в матери­альной или идеальной форме складываются ее алгоритмы, которые непосредственно «отражают» свойства этого объекта, то есть соответствуют им. В процессе осмысления этих алгоритмов человек формиру­ет знания о самих свойствах объекта. Непосредственным предметом человеческой мысли всегда является его дея­тельность, отраженная в сознании. Человек не может выйти за пределы форм своей деятельности и форм мышления, а мир воспринимает только через призму этих исторически складывающихся форм.

В связи с выделением форм познавательной деятельно­сти возникает вопрос о различении категорий «объективная реальность», «объект познания» и «предмет познания». Поня­тие «объективная реальность» отражает существующий вне сознания и независимо от сознания человека реальный мир. Объектом познания объективная реальность становится той частью, которая с помощью практики вовлекается в сферу человеческой деятельности (а не в результате независимого от деятельности человека воздействия мира на чувства че­ловека, как полагали сенсуалисты). Поэтому в отличие от материального мира объект познания не существует вне деятельности человека. Этот факт неоднозначно оценивался в различных философских системах и был объектом спеку­ляций, проявляющихся в подмене понятия «объективная ре­альность» понятием «объект познания». Данная операция приводила к выводу о зависимости объективной реальности от человеческого познания.

Теперь о понятии «предмет познания». Мы выяснили, что на высших этажах познавательная деятельность осуществляется в форме идеального процесса преобразования объекта познания, функционирующего в познавательной деятельности в идеальной форме. Такой процесс становится возможным, когда объект познания в идеальной форме (в качестве предмета познания) начинает функ­ционировать в познавательной деятельности, с помощью специфических знаковых средств (языковых, логических и др.). Благодаря этому он получает независимое от отдельных индивидов существование и приоб­ретает всеобщее социальное значение. Таким образом, объект познания функционирует в познавательной деятельности в качестве предмета познания в особой знаковой форме. Познавательный образ как идеальная модель объекта познания в качестве предмета познания выполняет функцию представле­ния этого объекта в познавательной деятельности. Поэтому познание всегда есть деятельность с объектом. Именно благодаря этому становится возможным получение и развитие знания об объ­екте, а сами знания приобретают предметный характер, т.е. могут быть применены к самому объекту.

Приведенные выводы современной теории познания подтверждают факт данности человеку мира в формах ви­довой деятельности (и, в этом смысле, субъективной, ограни­ченной), а не в чувственной форме. Этот факт раскрывает и составляет субъективную сторону процесса познания. Очень важно избегать абсолютизации данной стороны при анализе познания. Объективную сторону процесса познания состав­ляет тот факт, что в процессе воздействия на материальные объекты материальными средствами выявляются объектив­ные свойства и отношения самих объектов, существующих независимо от человеческого сознания. То есть, объективная сторона познания заключается в том, что в форме обобщенных алгоритмов, в форме видовой человеческой деятельности человеку дан сам объективный мир. Здесь нужно обра­тить внимание на важную роль учета диалектического соот­ношения объективной и субъективной сторон познания. Это позволяет избежать как субъективизма в понимании про­цессов познания, так и наивного реализма, полагающего, что мир абсолютно таков, каким он выступает в качестве объекта познавательной деятельности.

Вывод об обобщенных алгоритмах деятельности, как главном звене, опосредующем получение знаний о дейст­вительности, требует уточнения роли и места ощущений и органов чувств в деятельности. Аргументация, позволяющая выявить их место и роль в деятельности, может быть сведена к трем принципиальным моментам.

Во-первых, в рамках деятельностного подхода в анализе познания чувства логичнее рассматривать в связи с матери­альной деятельностью, а не как самостоятельный элемент познания. Они являются элементом предметной деятельности и сформировались как одно из ее средств, с помощью которой человек ориентируется в пространстве и времени.

Во-вторых, чувства человека принципиально отличают­ся от чувств животного, так как они являются результатом исторического развития человеческой практики. И в каче­стве такого результата они действительно выступают кана­лом связи человека с миром, но не в том смысле, что чувственное восприятие - источник получения знания о нем, а в том, что чувственное восприятие сформировалось как сред­ство, обеспечивающее предметность мышления, позволяю­щее мыслить предметы вне сознания, относить их за преде­лы сознания. Естественно, что такое средство выработалось в результате становления предметного отношения к миру и как средство, обеспечивающее его становление. Больше то­го, чувственное восприятие исторически возникло как сред­ство, обеспечивающее актуализацию сознания, мышления, идеального представления о мире, как средство, обеспечивающее процесс узнавания. Поэтому функция чувственного восприятия в человеческой деятельности вторична по от­ношению к знанию человека о мире. Чувственное воспри­ятие есть средство функционирования сознания и знания. Источником же знания является деятельность, ее формы и алгоритмы. Механизм узнавания с помощью чувственного восприятия сформировался как средство ориентации в природной и социальной (в мире социальных значений предметов культуры) действительности.

В-третьих, необходимо разделить представления, осно­ванные на видимости, и представления, вскрывающие сущ­ностную связь человека с миром. Здравый смысл вроде бы нам подсказывает, что если мы сейчас видим, осязаем вещи и явления, если наши органы чувств дают нам информацию о них, то значит, органы чувств и являются каналом связи с внешним миром, основным источником познания. Но ведь в науке ориентация на видимость давно считается недостойной серьезного исследования. Так, смешно говорить о Земле как о центре Вселенной на том основании, что соотношение движения Земли и Солнца мы воспринимаем как вращение Солнца вокруг Земли. И так же несерьезно на том основании, что нам кажется, будто бы мир таков, каков он дан человеку через его органы чувств, делать вывод об органах чувств как основе по­знания и единственном канале связи человека с миром. Фи­лософия не имеет права ограничиваться видимостью. По­добные поверхностные подходы не раз заводили философов в тупик. Например, идеалисты на том основании, что в каж­дом конкретном акте деятельности цель как идеальное пред­восхищение результата деятельности предшествует самому результату, делали вывод о первичности идеального на уров­не философских обобщений. Историко-генетический анализ позволил выявить действительную связь целевой детерминации. Цель предвосхищает будущее, только будучи отражени­ем накопленного опыта предшествующих поколений.

Целесообразно еще раз подчеркнуть различие между представляемой в данной работе точкой зрения и сенсуали­стической, а также агностической концепциями. Это позво­лит более четко увидеть достижения современных материа­листических представлений о познании. Главный недоста­ток созерцательного материализма в том, что его предста­вители не видят роли человеческой предметной деятельно­сти в познании мира или признают её только на словах, а на деле абсолютизируют органы чувств, ощущения как единственный источник человеческих знаний. Но на этом пути появляются непреодолимые трудности. Например, Д. Локк видел про­цесс получения общих идей в выделении их из отдельных предметов, т.е. их абстрагирования и последующего скла­дывания. Но чтобы получить общую идею как результат сложения общих свойств, абстрагированных из представле­ний об отдельных предметах, необходимо уже знать это об­щее и отделить его от частного, отбрасываемого в анализе. Возникает вопрос: откуда может быть получено знание общего, которое мы должны выделить в анализе? На этот во­прос Д. Локк не может ответить. Он и его современные после­дователи не видят, что познание не есть зеркальное отра­жение объекта. Познание есть результат деятельности по преобразованию данного объекта (в материальной или иде­альной форме) и осмысление этой деятельности.

К тому же сенсуалисты не видят, что знание не зеркальное отражение объекта, а результат конструирующей деятельности - представление об объекте на основе достигнутого уровня по­знания, системы понятий и, в конечном счете, достигнутого уровня практики. Знание человека есть видовой (человече­ский, субъективный) способ отражения мира.

Успех критики агностицизма, отрицающего возможность исчерпывающего познания мира, обеспечивается: во-первых, доказательством того, что знания человека обладают «объективной истинностью», так как они позволили ему выйти из первобытного состояния и достичь значительных ус­пехов в благосостоянии и высокого уровня технологий; во-вторых, доказательством существования объективного критерия истинности знаний человека (таким критерием является материальная деятельность, кото­рая и дает возможность отделить истинные знания от лож­ных); в-третьих, выявлением его гносеологических корней. Среди них можно выделить: абсолютизацию субъективной стороны познавательной деятельности, непонимание роли органов чувств в деятельности и принятие их за единственный канал связи человека с миром, непонимание роли практики как источника знаний о мире, основы и цели познания и т. д.

Таким образом, опосредованность человеческого познания проявляется в наличии двух звеньев, опосредующих связь человеческого сознания и объективного мира. Первое звено – это обобщенные алгоритмы, которые являются первичным «слепком» со свойств явлений и предметов природы. С появлением сознания обобщенные алгоритмы деятельности откладываются в мышлении фигурами логики как результат дальнейшего обобщения. Человеку непосредственно дано только его сознание. И лишь овладевая опытом человечества в форме логики мышления человек (например, философ) получает доступ к «отраженным» в логике мышления металогическим принципам мира, его всеобщим и универсальным законам.

Философ анализирует и выявляет наиболее часто используемые логико-грамматические языковые структуры. Например: «Солнце освещает камень и камень нагревается», «Камень нагревается потому, что он освещается солнцем», «Если солнце освещает камень, то камень нагревается» и т.д. Эти логико-грамматические формы могут быть наполнены любым содержанием, так как имеют универсальный характер. Осознание их универсальности позволяет философу сформировать понятие о всеобщей обусловленности явлений и предметов действительности. Это понятие и есть философская категория, «отражающая» всеобщую категориальную сторону действительности. В качестве материального носителя этой философской категории выделяется термин (слово) – causa (лат.) или в нашем языке - причина

Залогом возможности конструирования объективного знания о всеобщих свойствах и законах объективного мира является, накопленный в течение всего периода антропосоциогенеза (по некоторым данным от 2-х до 4-х млн. лет), опыт преобразования природы формирующимся человеком. Причем, главный механизм накопления этого опыта – стихийное формирование и стихийное обобщение алгоритмов деятельности, а также стихийное формирование универсальных логико-грамматических языковых структур.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 349 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2611 - | 2184 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.