Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Речь. Н. Шубаков. У Л. Н. Толстого




 

27 декабря депутация от толстовского комитета представителей научных и
литературных кружков петербургского университета в составе пяти студентов, в
том числе и автора настоящих строк, прибыла в Ясную Поляну с адресом Л. Н.
от петербургских студентов.
Приехали мы в имение Л. Н. рано утром.
Во втором часу дня - время, назначенное нам Л. Н. для встречи, - подошли
мы к самой усадьбе. Нас пригласили в рабочий кабинет Л. Н. В дверях мы были
встречены самим Л. Н., приветливо и радушно улыбавшимся. Мы вручили ему
покрытый несколькими тысячами подписей адрес.

- Очень рад, очень рад, - говорил, усаживая нас, Л. Н. - Я читал, что вы
едете, и ждал вас... Не забывает меня русская молодежь. Большое спасибо ей.
Наступила минута несколько неловкого молчания. Л. Н. казалось, понимал
наше смущение, и некоторое время мы сидели молча, осматривая незатейливое
убранство кабинета, по стенам которого развешаны портреты выдающихся людей
всего мира, отдельные фигуры рафаэлевской Мадонны, расставлены книги.
- Что теперь делается в университете? - прервал наше молчание Л. Н. - Меня
это очень интересует. Были у меня ваши московские товарищи, рассказывали о
последних событиях в студенческой жизни. Что же теперь делается у вас?
Мы в общих чертах обрисовали текущую студенческую жизнь, указав, что
студенчество в настоящее время усиленно занимается наукой.
- Знаете, - сказал Л. Н., когда рассказ, был окончен, - вам, конечно,
странным кажется мой взгляд на науку, на университет. Вы с ним несогласны.
Не правда ли? Но, - придвинулся ближе и засмеялся Л, Н., - хоть вам, быть
может, это и неприятно, я все-таки и вам хочу еще раз указать на него.
Теперь так все увлекаются наукой, говорят о ее необходимости и роли в жизни
человека. Когда-то, не так давно, было суеверие - богословие. Люди от него
отказались и отказываются. Наука - тоже суеверие. Человеку нужно
совершенствоваться, нужно учиться понимать жизнь. Годна ли для этой цели
наука? Вы видите в ней источник этого совершенствования, а ведь это не так.
Наука вас давит, приучает, быть может против вашей личной воли, шаблонно, по
учебнику мыслить. Подчиняясь измышленным, непоколебимым будто бы аксиомам, -
пример - пресловутый "исторический закон", - вы теряете возможность
самостоятельного, свободного мышления и не можете, таким образом,
совершенствоваться. Человеку нужны познания, но познания во всех областях
жизни.
Тут Л. Н. нарисовал рукой круг.
- Из центра круга идут радиусы - отрасли знания. Нужны они все, но в
небольшом размере, ибо человек не может вместить всего. К чему же бесконечно
удлинять один из радиусов в ущерб другим? Самая безобидная наука - это
математика, но и она излишняя. А право? В самом его существе лежит
необходимость насилия. Право - это продукт государства, основанного и
поддерживаемого насилием. Я понимаю вашего профессора Петражицкого (*1*),
который стремится одухотворить право. Но его труды не нужны и бесплодны...
Университет, таким образом, ненужная роскошь.
- Что же, Лев Николаевич, может заменить университет?
- Что? Общение с людьми, чтение. Человек более опытный в жизни, если вы
обратитесь к нему, конечно, не откажет вам в добром совете и указании. То же
сделает и хорошая книга.
- Но скажите, Лев Николаевич, что же делать нам, студентам?
- Это вопрос, на который трудно ответить. Но по совести и вполне искренно
я сказал бы вам то же самое, что сказал бы священнику, если бы он задал мне
такой же вопрос. Что делать? - Расстричься.
Л. Н. указал на большой, висящий в углу портрет Генри Джорджа.
- Вы его, конечно, знаете? Это человек, которого я очень люблю. Скажите,
его учение все так же малопопулярно? Да? Странно, странно, - покачал головой
Л. Н. - И ведь это везде, не только у нас в России. Вот только в Австрии он
пользуется всеобщим признанием.
- Теперь многие видят спасение в идеях социализма, - немного погодя
заговорил Л. Н. - Я не могу разделять этого. Социализм односторонен. В нем
обращается главное внимание на экономические условия жизни человека,
прикасающиеся к нему извне, и слишком мало уделяется на внутреннее, на
совершенствование самого человека... Я верю в осуществление анархизма. Я
разделяю идеи Кропоткина, Бакунина, но не разделяю их тактики. Анархизм
должен победить не путем революционным, путем насилия, а путем мирным. Для
этого необходимо развитие этического сознания в человечестве.
На днях я получил письмо от одного индуса (*2*). Они голодают и бедствуют,
а между тем британская армия в Индии в большей своей части состоит из этих
же индусов. Таким образом, они сами гнетут свой народ. И это вполне понятно.
Индус-солдат обеспечен, обеспечена и его семья. И так будет до тех пор, пока
он не проникнется сознанием своего греха пред близкими. А что это этическое
сознание просыпается, просыпается и у нас, я вижу по многим фактам. Я знаю
лиц, добровольно отказавшихся под влиянием этого сознания от своих
богатств...
Разговор перешел на тему о националистическом движении в России в
последнее время.
- Я различаю две стороны этого движения, - сказал Л. Н., - политическую и
культурную. Первой, конечно, сочувствовать не могу, вторую от души
приветствую. Политический национализм основан на тех же принципах, на каких
основано государство - на принципах насилия одних над другими.
- Если бы вы знали, - помолчав, добавил Л. Н., - как меня мучат эти
насилия. В особенности эти ужасы смертной казни.
Лицо Л. Н. приняло страдальческое выражение, голос пресекся, на глазах
показались слезы. Видно было, какие душевные муки он переживает.
- Обыкновенно те, кто защищает смертную казнь, ссылаются на два места
Евангелия. Говорят, что Христос поощрял и оправдывал насилие, и видят это в
его изгнании торгующих из храма и в словах о мече, который нужно извлечь из
ножен... А вот читал я, что пишет в "Новом Времени" А. Столыпин (*3*).
Такого кощунства я никогда не слыхал и не знал. Ведь он доказывает, что в
Евангелии содержится не только поощрение насилиям, но и укор тем, кто этого
насилия не применяет... Как больно и тяжело читать это! И никто не ответил
на это кощунство. Я смотрел газеты и нигде не встретил ответа ему!
Мы указали Л. Н. на статью В. Д. Набокова в "Речи" (*4*).
- Не знаю, не читал... Но ведь этого мало. Надо было возмущаться, везде
должно было быть указано на то, до чего дошли защитники смертной казни... А
я не могу, не могу не говорить... Вот на днях написал еще одну статью о
смертной казни... (*5*)
Л. Н. поднялся с кресла, несколько утомленный разговором.
- Посмотрите мой кабинет. Я как-то получил от Эдиссона в подарок его
аппарат, и недавно приезжали ко мне посланные им несколько человек, чтобы
записать мой голос. Не хотелось мне говорить в аппарат, - добродушно
улыбаясь, сказал Л. Н., - да ничего не поделаешь, скажет, подарок принял, а
отблагодарить не хочет. Наговорил пластинку... Только боялся наговорить
глупостей. Стар уж я, и память мне изменяет, - с той же улыбкой продолжал Л.
Н. - Скажешь что-нибудь такое, и пойдут гулять по всему свету твои слова...
Люди смеяться будут... Вот вам пример, - добавил Л. Н., - к тому, что я
говорил о науке. Ведь Эдиссон, мне рассказывали, нигде не учился и сам
додумался до своих великих изобретений...
Мы попросили у Л. Н. его портрет с автографом в дар студентам
петербургского университета и несколько малых портретов для некоторых
научных кабинетов университета. Л. Н. обещал в скором времени переслать их
нам.
Мы перешли в зал, где был приготовлен чай. За столом были уже Софья
Андреевна, Сергей Львович, Александра Львовна и близкие родственники Л. Н.,
приехавшие к нему на праздник. Тут же стояла украшенная общими усилиями
семьи Л. Н. елка. Завязалась общая беседа, во время которой Л. Н. попрощался
с нами.
- Прежде чем уехать из наших мест, посетите моего дорогого друга Владимира
Григорьевича (Черткова), - сказал на прощанье Л. Н., - он очень хочет
поговорить с вами. Благодарю за ваше посещение и за труд, который вы
понесли, приехав ко мне. Расстояние не маленькое. Передайте мой привет и
благодарность петербургским студентам.
Мы распрощались. Часу в шестом мы были у Владимира Григорьевича и
оживленно беседовали с ним и его последователями и друзьями о науке,
университете и пр.
Был десятый час вечера, когда мы покинули Ясную Поляну. Бодрый, крепкий
еще, несмотря на свои годы, Л. Н. с его доброй улыбкой, прекрасными светлыми
глазами, старческим слабым голосом останется у нас в памяти навсегда.
Не забудется никогда этот день, проведенный в Ясной Поляне, и
полуторачасовая беседа с великим стариком.

Комментарии

 

Н. Шубаков. У Л. Н. Толстого, - Речь, 1909, 3 (16) января, No 2.
Н. Шубаков - студент юридического факультета Петербургского университета.
Выл у Толстого в составе делегации из пяти студентов 27 декабря 1908 г.
Делегация вручила Толстому приветственный адрес (т. 56, с. 524) по случаю
его юбилея. "Л. Н. с ними около полутора часов беседовал в кабинете", -
записал Д. П. Маковицкий (Яснополянские записки, кн. 3, с. 288).

1* Лев Иосифович Петражицкий (1867-1913), юрист, профессор Петербургского
университета, член I Государственной думы. Толстого интересовали речи
Петражицкого в Думе по аграрному вопросу (см.: Маковицкий Д. П.
Яснополянские записки, кн. 2, с. 160).
2* Таракуатта Дас (1884-1958), индийский публицист и журналист,
корреспондент Толстого и адресат "Письма к индусу" (т. 37).
3* Александр Аркадьевич Столыпин, журналист, сотрудник "Нового времени",
брат министра внутренних дел П. А. Столыпина. 20 декабря 1908 г. Толстой
написал письмо А. Столыпину по поводу его "Заметок" в защиту смертной казни
(Новое время, 1908, 18 декабря, No 11772): "Стыдно, гадко. Пожалейте свою
душу" (т. 78, с. 294).
4* Владимир Дмитриевич Набоков (1869-1922), редактор-издатель газеты
"Речь", кадетский публицист.
5* Возмущенный "Заметками" А. Столыпина Толстой в 20-х числах декабря 1908
г. пишет статью "Смертная казнь и христианство" (т. 38).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 500 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2510 - | 2325 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.