Настенька и Мечтатель на своей скамейке на набережной.
МЕЧТАТЕЛЬ. Простите за платье, и что все так вышло... Забудьте и не печальтесь, НАСТЕНЬКА. Как говорится, все пройдет, пройдет и это. Мы, ведь, теперь с вами вдвоем!
НАСТЕНЬКА. Да кто же вам сказал, что это конец истории? Это только ее начало.
МЕЧТАТЕЛЬ. Ах, так?
НАСТЕНЬКА. Слушайте же дальше! Разве только вы передумали?
МЕЧТАТЕЛЬ. Настенька! Я в вашем полном распоряжении!
НАСТЕНЬКА. То-то же! С того самого дня, как шум в сенях, я, как мертвая становилась. Все думала, Жилец идет, и отстегивала булавку на всякий случай, только все не он был. А потом как-то встретил он меня на лестнице и предложил, потихоньку от бабушки, поехать с ним в театр! Я, разумеется, отказалась, потому что бабушку обманывать нехорошо.
МЕЧТАТЕЛЬ. Вы совершенно правильно сделали! На том и кончилось?
НАСТЕНЬКА. Нет еще. Какой вы нетерпеливый! В тот день после обеда он пришел вдруг к нам, долго расспрашивал бабушку, что она, выезжает ли куда-нибудь, да вдруг и говорит, что сегодня ложу взял в оперу на «Севильского цирюльника». Знакомые отказались, остался билет на руках, не хотите ли ехать?
МЕЧТАТЕЛЬ. Нет!
НАСТЕНЬКА. То есть как это «нет»? Очень даже «да»! Бабушка обрадовалась, она, ведь, в старину Розину пела. А у меня сердце так и запрыгало!
МЕЧТАТЕЛЬ. На месте вашей бабушки... (Звучит приглушенная музыка — мелодия из «Севильского цирюльника».) По мне, так не стоит ездить в оперу молодой девушке с малоизвестным мужчиной, который живет под крышей. Право, нехорошо это...
НАСТЕНЬКА. Так ведь с бабушкой...
МЕЧТАТЕЛЬ. Разумеется! Еще бы без бабушки...
Появляется Бабушка, она напевает арию Розины. Вслед за ней — Жилец в образе графа Альмавивы, Человек в маске и остальные маски. Музыка гремит, все поют. Мечтатель невольно оказывается в роли доктора Бартоло - маски надевают на него костюм.
МЕЧТАТЕЛЬ. Опять вы? Во что вы меня опять рядите? (Видит, что Жилец танцует с Настенькой). Куда смотрит Бабушка? Прекратите петь!
Одна из масок. Опера, друг мой.
Жилец с Настенькой кружатся в танце.
МЕЧТАТЕЛЬ (кричит). Настенька!
НАСТЕНЬКА (оставляет Жильца, подбегает к Мечтателю). Да что же это вы, в самом деле?
МЕЧТАТЕЛЬ. НАСТЕНЬКА, вы передали ему письмо?
НАСТЕНЬКА. Какое письмо?
МЕЧТАТЕЛЬ. Я видел, видел!
НАСТЕНЬКА. Нет... я бы не осмелилась.
МЕЧТАТЕЛЬ. Я вам верю.
Бабушка кружит Мечтателя в танце. Настенька танцует с Жильцом. Неожиданно музыка смолкает и все исчезают.
СЦЕНА 9. Окончание Настенькиной истории
Мечтатель остается один около скамейки на набережной. Появляется Человек в маске.
ЧЕЛОВЕК В МАСКЕ. Шел бы ты домой.
МЕЧТАТЕЛЬ. Где же она?
ЧЕЛОВЕК В МАСКЕ. Кто? (Мечтатель выразительно молчит.) Откуда мне знать?
МЕЧТАТЕЛЬ. Вы там были. Давали «Севильского цирюльника». А он на нее так нехорошо смотрел... Он ее за руку держал!
ЧЕЛОВЕК В МАСКЕ. Не люблю я оперу.
МЕЧТАТЕЛЬ. Да я тоже не люблю, но послушайте! Я от этих ваших недомолвок с ума схожу! Один только образ ее перед глазами, одна мысль. Скажите уже, наконец!
ЧЕЛОВЕК В МАСКЕ. Извольте. Жилец с того самого вечера к Настеньке и ее бабушке заходить перестал.
МЕЧТАТЕЛЬ. Слава Богу!
ЧЕЛОВЕК В МАСКЕ. Ясное дело, она страдала, и вздыхала, и плакала, бывало, днями напролет. И вот однажды к ним пришел Жилец и сообщил, что дела его здесь совершенно завершены и что должно ему опять уехать на год в Москву. НАСТЕНЬКА думала-думала, тосковала-тосковала, да, наконец, и решилась ехать с ним!
МЕЧТАТЕЛЬ. Не может быть!
ЧЕЛОВЕК В МАСКЕ. Она пошла в дорожном плаще, с узелком в его комнату, не спросившись у бабушки, разумеется. Там во всем ему и призналась.
МЕЧТАТЕЛЬ. Ой, нет-нет-нет! Это вы мне сейчас неправду говорите. Такую грубую неправду, что продолжать общение с вами я решительно больше не в состоянии и прошу вас немедленно удалиться. И не показывайтесь мне больше на глаза. Вы – лжец!
ЧЕЛОВЕК В МАСКЕ. Извольте. (Кланяется и с усмешкой удаляется.)