Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Психологизм как способ освоения внутреннего мира человека в художественном произведении




Психологизм – система средств и приемов, направленных на полное, глубокое и детальное раскрытие внутреннего мира героев. Первоэлемент литературной образности – слово, а значительная часть душевных процессов протекают в вербальной форме, что и фиксирует литература. Примеры психологизма в литературе: особое изображение внутреннего мира человека средствами собственно художественными, глубина и острота проникновения писателя в художественный мир героя, способность подробно описывать различные психологические состояния и процессы.

В лирике психологизм носит экспрессивный характер. Лирический герой непосредственно выражает свои чувства и эмоции (Лермонтов «Я не унижусь пред тобой…»), либо занимается психологическим самоанализом (Некрасов «я за то глубоко презираю себя…»), либо предается лирическому размышлению-медитации (Пушкин «Пора, мой друг, пора…»)

В драматургии главным способом воспроизведения внутреннего мира являются монологи действующих лиц, во многим схожие с лирическими высказываниями. В XIX-XX иные способы: жестово-мимическое поведение, декорации, эффекты…

Психологизм не возникает в культурах, основанных на авторитарности (т.к. надо, чтобы неповторимая человеческая личность осознавалась как ценность) Психологизм - форма для воплощения идейно-нравственного поиска личностной истины. Первые повествовательные психологические произведения – романы Гелиодора «Эфиопика», Лонга «Дафнис и Хлоя». Эпоха Возрождения: «Декамерон» Боккачо, «Дон Кихот» Сервантес, «Гамлет», «Король Лир», «Макбет» Шекспира.

3 основные формы психологического изображения (2 первые выделены Страховым):

Изображение характеров «изнутри», путем художественного познания внутреннего мира действующих лиц, выражаемого при посредстве внутренней речи, образов памяти и воображения.

Психологический анализ «извне», выражающийся в психологической интерпретации писателем выразительных особенностей речи, речевого поведения, мимического и других средств проявления психики.

Суммарно-обозначающаяся форма. Достигается при помощи называния, предельно краткого обозначения тех процессов, которые протекают во внутреннем мире. Чувства названы, но не показаны.

Приемы психологического изображения:

От первого лица. Такое повествование создает большую иллюзию правдоподобия психологической картины (+- исповедь, что усиливает художественное восприятие)

От третьего лица. Форма позволяет вводить читателя во внутренний мир персонаж и показывать его подробно и глубоко. Для автора нет тайн в душе героя: он знает о нем вес, может детально проследить внутренние процессы, объяснить причинно-следственную связь.

Несобственно-прямая речь. Формально принадлежит автору, но несет на себе отпечаток стилистических и психологических особенностей речи героя.

Психологический анализ и самоанализ. Суть их в том, что сложные душевные состояния раскладываются на элементы и тем самым объясняются, становятся ясными для читателя. Псих. анализ применяется в повествовании от первого лица, самоанализ – как от первого, так и от третьего, а также в форме несобственно-прямой речи.

Внутренний монолог – непосредственная фиксация и воспроизведение мыслей героя, в большей или меньшей степени имитирующее реальные психологические закономерности внутренней речи. Внутренний монолог воспроизводит речевую манеру персонажа, а, следовательно, и манеру мышления.

Поток сознания – внутренний монолог, доведенный до своего логического предела, крайняя форма внутреннего монолога. Этот прием создает иллюзию абсолютно хаотичного, неупорядоченного движения мыслей и переживаний.

Художественная деталь издавна использовалась для психологического изображения душевных состояний в системе косвенной формы психологизма. Та или иная портретная деталь однозначно соотнесена с тем или иным душевным движением. Детали пейзажа часто имеют психологический смысл. Определенные состояния природы так или иначе соотносятся с теми или иными человеческими чувствами и переживаниями. («Слово о полку Игореве»)в дальнейшем была освоена возможность не прямо, а косвенно соотносить душевные движения с тем или иным состоянием.

Впечатления (на примере творчестве Чехова) выступают как симптомы тех изменений, которые происходят в сознании героев. Психологическое состояние героя, перелом в настроении практически исчерпывающе переданы всего одним словом – пример редкой выразительности художественной детали. (Чехов «У знакомых» начало: «старые домашние туфли», конец» «чужие туфли»)

Прием умолчания. Писатель в определенный момент вообще ничего не говорит о внутреннем мире героя, заставляя читателя самого проводить психологический анализ, намекая на то, что внутренний мир героя, хотя он прямо и не изображается, достаточно богат и заслуживает внимания.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2982 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2406 - | 2285 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.