Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Родовая принадлежность художественного произведения. Аристотель о различении видов искусства




Словесно-художественные произведения издавна принято объединять в 3 большие группы, именуемые литературными родами. Это эпос, лирика и драма. В 19 веке литературные роды стали мыслиться как типы художественного содержания. Шеллинг соотнёс лирику с бесконечностью и духом свободы, эпос – с необходимостью, в драме усмотрел синтез того и другого: борьбу свободы и необходимости. Гегель: эпическая поэзия объективна, лирическая субъективна, драматическая соединяет эти 2 начала.

Деление литературы на роды не совпадает с ее членением на поэзию и прозу. Нередко лирика отождествляется с поэзией, эпические произведения – с прозой. Каждый из литер. родов включает в себя как поэтические, так и прозаические произведения. Эпос на ранних этапах искусства был стихотворным. Эпические произведения, написанные стихами, нредки и в лит-ре нового времени («Дон Жуан» Байрона, «Кому на Руси жить хорошо Некрасова»). Лирика тоже бывает прозаической (тургеневские «Стихотворения в прозе»).

Родовая принадлежность во многом определяет организацию произведения, его формальные, структурные особенности. Поэтому понятие «род литературы» в составе теоретической поэтики неотъемлемо и насущно.

Аристотель считал, что подражание жизни совершается в искусстве разными способами: ритмом, словом и гармонией.

Идея Аристотеля состоит в том, чтобы разделить виды литературы по способу повествования. А. разделил литературу на мелику и дифирамбическую поэзию. Дифирамбическая поэзия - искусство складывать большие эпические поэмы. Мелика – вокальная лирика.

Повествование от 1го лица – лирика. Повествование от 3го лица – эпос. Повествование заменено репликами отдельных лиц – драма. Гегель считал драму высочайшим родом искусства.

Лирике свойственно говорить изнутри человека. В драме все говорят, как лирические герои. Драма появилась после эпоса и лирики и, как более поздний род, считается более совершенным. Из всех видов искусства, по А., выше поэзия, а из форм поэзии выше всего трагедия. В ней есть изображение событий, как в эпосе, и изображение эмоций, как в лирике. А также есть наглядное изображение, представление на сцене, чего нет в эпосе и лирике.

Искусство, по Аристотелю, есть «мимезис», т. е. подражание, воспроизведение. Подражание осуществляется посредством ритма, слова и гармонии (в смысле мелодии). Принцип подражания распространяется им не только на «изобразительные» в буквальном смысле слова искусства, но и на поэзию и музыку, т. е. является всеобщим для всех искусств. Более того, «неизобразительные» искусства (например, музыка) обладают известным преимуществом перед изобразительными. Музыка способна воспроизводить этические свойства людей. «Ритм и мелодия, - пишет Аристотель, - содержит в себе ближе всего приближающиеся к реальной действительности отображения гнева и кротости, мужества и умеренности и всех противоположных им свойств, а также и прочих нравственных качеств». Что касается изобразительных искусств, то они, по мнению философа, ограничены в отношении воспроизведения нравственного мира: дают лишь внешние отображения этических свойств человека.

Ко времени Аристотеля роды и виды искусства сравнительно четко определились и достигли довольно высокой ступени развития. Таким образом, уже накопилось достаточно фактического материала, для того чтобы поставить вопрос о классификации искусств. В третьей главе «Поэтики» философ говорит о трех различиях в подражании: в средстве, предмете и способе. Все виды искусства, согласно Аристотелю, различаются по средствам подражания: звук — средство для музыки и пения, краски и формы — для живописи и скульптуры, ритмические движения - для танцев, слова и метры — для поэзии. Названные виды искусства Аристотель делит еще на искусства движения (поэзия, музыка, танец) и искусства покоя (живопись и скульптура).

Особенно подробно философ останавливается на делении словесного искусства на роды и виды, где в основу деления кладется особенность объектов и форма подражания. Он описывает своеобразие эпоса, лирики и драмы. Драма делится на трагедию и комедию. Их Аристотель детально исследовал. К сожалению, книга, посвященная комедии, не сохранилась. Теория трагедии Аристотеля оказала громадное влияние на последующее развитие эстетики и художественной практики. До XVIII в. она считалась непререкаемой.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1461 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2229 - | 1966 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.