Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Автор и формы его присутствия в эпосе, драме и лирике. Споры вокруг понятия «автор» в литературоведении




В.

Автор – одно из ключевых понятий литературной науки, определяющее субъекта словесно-художественного высказывания. В современном литературоведении внятно различаются: 1) автор биографический – творческая личность, существующая во внехудожественной, первично-эмпирической реальности, и 2) автор в его внутритекстовом, художественно воплощении.

Творец художественного произведения как реальное лицо с определенной судьбой, биографией, комплексом индивидуальных черт. На разных стадиях культуры художническая субъективность предстает в различных обликах. В фольклоре авторство коллективное. В античности дало о себе знать индивидуальное и открыто заявляемое о себе авторство. В эпоху классицизма творческая инициатива писателей была ограничена требованиями уже сложившихся жанров и стилей. Эстетика сентиментализма и романтизма отодвинула в прошлое принцип традиционализма. Теперь автор демонстрирует творческую свободу.

Образ автора, локализованный в художественном тексте. Автор искусственной реальности внеположен ей, но постоянные следы его творческой личности хранит художественный мир произведения, им скомпонованный и организованный.

Формы присутствия автора в тексте зависят от родовой принадлежности произведения, но есть общие тенденции. Как правило, авторская субъективность отчетливо проявляется в рамочных компонентах текста: заглавии, эпиграфе, начале и концовке, посвящениях, авторских примечаниях («Евгений Онегин»), предисловии, послесловии. Все это образует своеобразный метатекст, составляющий целое с основным текстом.

Присутствие автора проявляется пронзительнее всего в лирике, где высказывание принадлежит одному лирическому субъекту, где изображены его переживания, отношение к внешнему миру и миру своей души. Лирический герой в цикле лирических произведений дает представление о личности поэта, об устойчивом индивидуальном авторском облике, о его житейской и поэтической судьбе. С разной степенью полноты авторское Я может быть передоверено разны героям (ролевая лирика). Авторские интонации ясно различимы в авторских отступлениях, которые органично вписываются в структуру эпических в своей основе произведений. Эти отступления обогащают эмоционально-экспрессивные пределы повествования, заметно уточняют авторскую позицию и читательскую направленность произведения (Пушкин «Евгений Онегин», Гоголь «Мертвые души», Толстой «Война и мир»)

В драме автор в большей степени оказывается в тени своих героев. Но и здесь его присутствие усматривается в заглавии, эпиграфе, списке действующих лиц, сценических указаниях, предуведомлениях («Ревизор» Гоголь), в системе ремарок, в репликах в сторону. Рупором автора могут быть герои-резонеры (Стародум в комедии Фонвизина «Недоросль»), хор. Автор проявляет себя в расстановке действующих лиц, в природе конфликтного напряжения.

С большей мерой включенности в событие произведения выглядит автор в эпосе. Наиболее часто автор выступает как повествователь, ведущий рассказ от третьего лица, во внесубъектной, безличной форме. Со времен Гомера автор всеведущ, может свободно переходить из одного временного плана в другой, из одного пространства в другое. В литературе Нового времени такой способ повествования сочетается с введением рассказчика (Бородинское сражение глазами Андрея Болконского, Пьера Безухова). Автор может передоверять свои сюжеты сочиненному им, подставному рассказчику, который ведет повествование от первого лица. Но в любом случае объединяющим началом эпического текста является авторское сознание, проливающее свет на целое и на все составляющие художественного текста. В эпических произведениях авторское начало проступает по-разному: как авторская точка зрения на воссоздаваемую поэтическую реальность, как авторский комментарий по ходу сюжета, как прямая, косвенная или несобственно-прямая характеристика…

1-ая точка зрения. Автор –творец помогает нам разобраться в авторе-человеке. Пастернак полагал, что существо гения покоится в опыте реальной биографии. Ответственность художника двоякая: перед искусством, перед жизнью. Писатель причастен к внехудожественному бытию своими поступками, умонастроениями, переживаниями, а также созданными им произведениями. Окружающий социум неизменно накладывает свою печать на взгляды писателя, его психологию, поведение, художественную деятельность.

2-ая точка зрения: художественная деятельность изолирована от духовно-биографического опыта создателя произведения. Марсель Пруст писал о разности между автором как реальным лицом и тем, каким он явлен в своих созданиях. По его мысли, только в книгах писателя складывается его подлинное и глубинное Я, тогда как в повседневной жизни, где проявляются наши привычки и пороки, свойственный «внешнему я». «Поэт начинается там, где кончается человек». Концепция смерти автора по Барту: личность писателя (Отец) лишена власти над произведением, волю автора следует забыть. Барт полагает, что автор – некая полумнимость: его нет ни до написания текста, ни после того, как текст завершен; полноту власти над написанным имеет лишь читатель. В основе бартовской концепции – идея безграничной активности читателя, его независимости от создателя произведения.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 8737 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2285 - | 2063 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.