Все многообразие невербальных средств принято разбивать на три группы: 1. фонационные, 2. кинетические 3. проксемические. Невербальное поведение учителя складывается из интонации (движений голоса), движений тела и расположения в пространстве.
Фонация.
Голосовой аппарат, состоящий из дыхательных органов, вибраторов, резонаторов и артикуляторов, является главным рабочим инструментом учителя. От того насколько он им владеет, зависят звучность, тембр, темп, артикуляция (произношение) – те компоненты устной речи, которые определяют ее интонационное богатство и своеобразие.
Ритмико-мелодическая характеристика речи обусловлена движением голоса, тембром, интенсивностью звучания и ударением (фразовым и логическим). Учащихся раздражает сбивчивая, невнятная, монотонная, плохо слышимая или громкоголосая речь. При отработанной дикции даже произнесенное шепотом слово доходит до каждого.
Темпоритмическая организация устных высказываний может быть самой разнообразной. Выбор темпоритма обусловлен конкретными обстоятельствами. Убыстрение речи бывает опасно тем, что не все дети, а в особенности «тугодумы», схватывают смысл высказываний, а неоправданное замедление речи вызывает интеллектуальную и эмоциональную заторможенность слушателей.
Учитывается и возраст учащихся: для младших школьников это не более 40-60 слов в минуту, для подростков 60-100 слов в минуту, а для старшеклассников 80-100 слов.
Восприятие звучащей речи обусловлено фразовым ударением. С помощью него делаются необходимые лексические акценты.
Молчание как коммуникативный акт может выполнять многообразные функции:
· Контактную, реализуемую в ситуации взаимопонимания, как показатель близости, когда слова излишни
· Дисконтактную, проявляющуюся при отсутствии взаимопонимания, свидетельствующую об отчужденности коммуниканта
· Эмотивную, когда таким образом передаются различные эмоциональные состояния: удивление, страх, восхищение, ардость
· Стратегическую, когда нежелание говорить с определенной целью: не показать свою осведомленность
· Риторическую, как способ привлечения внимания, придание особой весомости последующему высказыванию
· Оценочную, как реакцию на действия и слова собеседника.
Кинесика.
Выразительность речевого высказывания зависит от умелого использования кинесики (движений) – мимики, жестикуляции, пантомимики. Действуя на зрительный канал восприятия, они усиливают впечатление от звучащей речи. Кинетический рисунок поведения учителя сигнализирует о своеобразии характера, переживаемых эмоциональных состояниях. Кинесика включает и манеры индивидуального самооформления – одежду, украшения, прическу, макияж.
Рассмотрим средства телесной экспрессии. Жесты подразделяются на
- Коммуникативные, способные заменять в речи элементы языка: приветствия и прощания, подзывающие, приглашающие, запрещающие, утвердительные, выражающие благодарность, примирение и т.п.
- Описательно-изобразительные, сопровождающие речь и теряющие смысл вне словесного контекста
- Модальные, выражающие отношение к людям, предметам, явлениям, процессам (неуверенность, раздумье, разочарование, радость, восторг, иронию, недоверие и т.д.)
Решающую роль в формировании внешнего впечатления о человеке играет лицо, прежде всего физиогномические маски как отражение внутреннего мира и личностных качеств.
Общепринятым признаком расположения к собеседнику является улыбка. Однако далеко не всегда она внушает доверие.
Мимика бывает спонтанной и произвольной. Каждый человек способен к управлению лицевыми мускулами.
Серьезную регулятивную функцию выполняет «контакт глаз». Взглядом, направленным на собеседника, привлекают внимание к себе, к предмету разговора, демонстрируют расположение (ласковый взгляд), отчуждение (холодный взгляд выражают недоумение (вопросительный взгляд), иронию (насмешливый взгляд), осуждение (строгий взгляд), оповещают собеседника о предоставлении ему слова, поддерживают психологический контакт. Пристальный взгляд усиливает внушающий эффект слова. Блуждающий, бегающий, ускользающий, тяжелый, злобный, испепеляющий взгляд настораживает, раздражает, отталкивает.
Думается, не утратили значимости советы Яна Амоса Коменского, данные 300 лет назад: "Глаза не должны блуждать, смотреть искоса, щуриться или дерзко перебегать туда-сюда; с другой стороны, они не должны неподвижно устремляться в одну точку, но смотреть все время скромно и должны быть направлены на того, с кем говоришь"1.
Неотъемлемым элементом оптико-кинетической экспрессии являются позы учителя, связанные с осанкой, ее стройностью или сутулостью, привычками определенным образом стоять, садиться, передвигаться. Эмоциональная зрелость личности предполагает развитую способность контролировать внешнюю экспрессию, придерживаться общепринятых нравственно-эстетических эталонов.
Проксемика
Плодотворность речевого общения обусловлена его пространственной организацией. Сложилась особая отрасль психологического знания — проксемика (от лат. ргсшггшз — ближайший), предметом которой является выявление закономерностей физического расположения коммуникантов по отношению друг к другу. Дистанция способна сближать и разъединять собеседников. Проксемикой выделено несколько видов возможных дистанций между партнерами: интимная (15—46 см), личная (45— 75 см), социальная (75—100 см) и публичная (3,5—7,5 м). Первые два вида свидетельствуют о близких, дружеских отношениях. Социальная дистанция принята в деловом общении, публичная — между мало знакомыми и незнакомыми.
Укорачивание или удлинение дистанции способно усилить или ослабить взаимодействие. Неоправданное удлинение расстояния между учителем и аудиторией снижает воздейственную силу его слова. Однако не всегда приближение к ребенку и даже тактильный контакт (поглаживание по голове, похлопывание по плечу и т.п.) эмоционально сближает с ним. Воспитательный эффект такого рода внимания учителя зависит от характера сложившихся межличностных отношений, возраста и индивидуальности воспитанника.Пространственное поведение учителей-мастеров имеет глубокий педагогический смысл. Вот, что пишет об этом Е.Н. Ильин: "Беседуя с ребятами, не стою на месте, а хожу по классу. Стараюсь ко всем "подойти". Слово беру в кавычки, ибо подойти не значит только сократить дистанцию, а непосредственной близостью, тем, что всякому оказано внимание, создать на уроке комфортные условия, ситуацию взаимного успеха и дружбы"1.
Доминантой пространственного поведения учителя является бережное, осторожное отношение к личностному пространству каждого ребенка, уважение его права на территориальную автономию. Педагог, игнорирующий проксемические закономерности, может провоцировать у ребят переживание стресса.
Комплекс используемых экспрессивных средств — лексических, фонационных, кинетических и проксемических, их сочетание создают впечатление об общей тональности речевого общения. Она может быть приподнятой, обыденной, деловой, интимной, вульгарной. В торжественных случаях оправдана некоторая приподнятость, в повседневном урочном общении — деловитость, в беседе с глазу на глаз — интимная доверительность тона.
Для воспитателя недопустима вульгарная тональность поведения, в каких бы условиях он ни общался с детьми — на уроке или вне его. Очевидней всего она проявляется на лексическом уровне, когда в речи учителя допускаются нелитературные выражения типа: "Ты усек?" или: "Я вижу, ты еще не врубился". Вульгарными могут быть интонация и кинесика. Это проявляется в крикливости тона, некрасивых позах, без- вкусном или неуместном внешнем самооформлении — макияже, украшениях, одежде, безалаберности пространственного поведения.