Речевые поступки учителя имеют определенное коммуникативное содержание и форму. Например, побудить ученика к каким-то учебным действиям можно с помощью намека, просьбы, совета, указания, требования и т.д. Если содержание речевого поступка учителя обусловлено педагогическими целями, то форма речевого поступка – особенностями межличностных отношений: функциональных или дружеских.
Общий характер речевого поступка учителя обусловлен тем, к кому он обращен, с какой целью, каково его содержание, конкретная ситуация общения и какое отношение при этом демонстрируется ученику – равнодушие, симпатия, любовь, антипатия.
В многообразии речевых поступков различают такие коммуникативные типы, как повествование, вопрос, побуждение и восклицание. Каждому речевому поступку свойственен свой синтаксический, лексический и интонационный строй.
Чтобы управлять педагогическим общением учителю требуется умение прогнозировать ученический отклик на свое поведение. Лишь используя оптимальную модель речевого поступка, учитель добивается необходимого учебного и воспитательного эффекта. Например, выражение «прошу сделать эту работу, уверен, что ты (вы) с ней справишься» - для ученика более сильный побудитель, чем «немедленно приступай к работе, иначе не видать тебе хорошей оценки».
Каждый акт профессионального взаимодействия требует нестандартного речевого творчества, т.к. строится на учете многообразных обстоятельств – ситуации общения, индивидуальности воспитанника, переживаемых им чувств, настроения, характера сложившихся отношений.
Учителю постоянно необходима корректировка своего поведения с соответствии с сиюминутно получаемой обратной информацией – вербальной и невербальной. Педагогическое общение складывается из взаимного обмена речевыми поступками учителя и учащихся.
Успешность профессиональной деятельности учителя как предметника и воспитателя обусловлена умением вести «взаимный разговор», организовывать «общительную речь».
Нереализованный коммуникативный потенциал речевого поведения оборачивается ослаблением воспитательного влияния личности учителя на личность ученика. В этой связи возникает необходимость выделения специфических функций коммуникативно-ориентировочной деятельности педагога.
Изучение теории и практики педагогического общения позволяет выделить функции речевого поведения учителя: самопрезентационную, мотивационную, психотерапевтическую.
Самопрезентационная функция – личность учителя – объект пристального внимания детей буквально с первых моментов общения. От культуры самопрезентации зависит личностное обаяние учителя. Ш.А.Амонашвили подчеркивает серьезное значение приветствия, с которым учитель обращается к детям. Располагающая, добрая, радостная, стимулирующая бодрость духа форма приветствия – прием воспитания любви и доверия человека к человеку.
Благоприятное впечатление от учителя у учащихся зависит от того насколько уверенны его движения, позы, мимика, жесты, от четкости речи, от оправданности ее громкости, ритма, от спокойного взгляда.
Мотивационная функция. Мотив не просто побудитель деятельности, но и регулятор ее интенсивности. Сравните две протокольных записи начала урока:
1. «Здравствуйте, ребята! Почему доска не подготовлена? Кто дежурный? Петрова? Прошу впредь более исправно выполнять свои обязанности! (Ученица не торопясь направляется к доске).Быстрее! Быстрее! Первым к доске пойдет Семенов!»
2. «Доброе утро, ребята! Что-то вы сегодня невеселые? Может какие-то неприятности? А вы забыли, какой сегодня день? Спасибо, Саша вспомнил. Да, сегодня первый день весны! Предлагаю как-то это отметить. Давайте обойдемся без опроса и отметок. Согласны?»
Особой мотивационной значимостью обладает комментирование оценки. Оценочные суждения учителя могут быть положительными, констатирующими успехи, достижения, сильные стороны и негативными, критическими, отмечающими недостатки, слабые стороны. Поощрительный комментарий призван вселить уверенность в своих способностях, утвердиться в правильность совершения учебных действий. Назначение негативного комментария, сосредоточенного на просчетах, заключается в активизации сил учащихся. Оптимальным является сочетание поощрения с объективным критическим анализом.
Посмотрим как искусно это делает Ш.А.Амонашвили:
1. «Ясно, что ты можешь прочесть это стихотворение выразительно и эмоционально. Мне понравилось как ты начал его читать. Все было хорошо. Однако, ведь мы договорись: в конце лучше выразить только гнев, готовность к самопожертвованию…Согласен?»
2. «Я внимательно ознакомился с твоим сочинением, прочел его несколько раз. Оно интересно написано. Но ты меня огорчил своей небрежностью: ты уродуешь некоторые буквы. Если ты приложишь немного усилий и овладеешь нормальной каллиграфией, твое сочинение будет легко читать, и читатель не упустит ни одну твою мысль, так как не будет раздражаться и задерживаться из-за твоего искаженного почерка… Может, ты хочешь переписать его?»
Значительна мотивационная роль лаконичных экспрессивных оценок учителя: «Ты очень вырос, Петя, я рад за тебя!», «Мне нравится, как ты изящно решил задачу» и т.п. Они позволяют учащимся переживать моральное удовлетворение, испытывать чувство успеха.
Психотерапевтическая функция.
Жизнь каждого ребенка отличается эмоциональной напряженностью, которая в неблагоприятных стрессогенных ситуациях оборачивается срывами.
Слово учителя способно играть роль стрессора, ативизирующего духовные силы ребенка и ранящего дистрессора.
Психотерапевтическая функция педагога проявляется в предупреждении дистрессора. Правомерен совет «Не навреди!».
Следует учитывать, что присутствие сверстников выступает для каждого ребенка дополнительным раздражителем, источником острых переживаний, т.к. связано с утверждением личного достоинства и престижа в их среде. В диалоге предпочтительна тактика акцентирования внимания на достоинствах.
Особо травмирующей является пессимистическая оценка возможностей детей, которая выражена в наказующих интонациях и грубой форме.
Психотерапевтическим эффектом обладает не ролевой, а личностный уровень общения, человечность педагога. Именно тогда у ребенка возникает чувство защищенности, осознание своей самоценности.
Значительным терапевтическим воздействием обладает доверительный разговор с глазу на глаз, умение слушать и слышать собеседника.