Периодизация этапов развития первобытного общества:
-Древнекаменный век или палеолит (2,4 млн. – 10000 до н. э.)
-Среднекаменный век или мезолит (10 000–5000 до н. э.)
-Новокаменный век или неолит (5000–2000 до н. э.)
-Бронзовый век (3500–800 до н. э.)
-Железный век (ок. 800 до н. э. и до наших дней)
Палеолит.
Искусство эпохи палеолита (35-10 тыс. лет до н.э.) содержит три периода:
Древний (нижний) - до 150 тыс. лет до н.э.,
Средний - 150-35 тыс.лет до н.э. (пятна на каменных плитах, пещеры ля Фераси),
Верхний (поздний) - 35-10 тыс.лет до н.э.
В то время люди ещё не знали металла, орудия труда изготовляли из камня; отсюда и название эпохи - каменный век. Охота и собирательство, рыболовство. Начало использования огня. Теплый и влажный климат сменяется оледенением. Первые шаги в области изобразительного искусства. К первым изображениям относятся профильные изображения животных, выполненные в натуральную величину (цвета - красный, желтый, белый, черный). Позднее появляются изображения людей (женщин). К этой эпохе относятся так называемые «палеолитические венеры» — фигурки женщин высотой 10—15 см, обычно подчеркнуто массивных форм. Возможно, они символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины-матери: кроманьонцы жили по законам матриархата. Появляются гравированные изображения, рисунки, сделанные краской, рельеф и круглая скульптура (Франция, Испания). Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Изображения животных - бизоны, олени, мамонты, носороги, лошади, птицы. Вера в магию (приманивание добычи с помощью рисунка).
Мезолит. Начало мезолита связано с окончанием последнего оледенения в Европе и исчезновением мегафауны, что вызвало пищевой кризис и затронуло большинство культур европейского региона. В мезолите внимание художника перенеслось на соплеменников, на групповые сцены охоты, преследования, сбора меда, войны.
Животные теперь даются силуэтом, залитым черной или красной краской, сила выразительности образного решения не теряется. Передача экспрессии движения. Человеческая фигура изображена схематично, условно, отдельными штрихами, но всегда в живом движении. Наскальные изображения мезолита многофигурны. Художник осознаёт себя частью общества, находящегося в постоянном движении, в центре бурлящей жизни. Раскопки захоронений, где найдено большое количество вещей, положенных в могилу вместе с умершим. Искусство мезолита может быть сравнимо с искусством бушменов 14—15 вв. н.э. (племен, живущих в Южной Африке).
Неолит.
Новая техника обработки камня. Гончарное производство и строительное дело говорят об оседлости. Переход от матриархата к патриархату. Развиваются условно-орнаментальные формы изображения, украшаются предметы, находившиеся в распоряжении человека.
Изображения отвлеченных от натуральной природы форм: крест, спираль, треугольник, ромб. Фигуры птиц, человека стилизуются и встречаются в украшениях сосудов. Глиняные женские статуэтки часто покрываются узорами. Орнаментом наши предки старались выявить форму и назначение. В мелкой пластике встречаются женские фигурки с большим числом условностей. Широкое распространение получили наскальные изображения, исполненные главным образом ударной техникой, попадаются многофигурные сцены. Животные идут всегда в одном направлении; длинные вереницы оленей или лосей, тянущихся вдоль реки. Изображение человека уступает изображениям животных. Начался период господства человека над природой и господства его образа в искусстве. Наиболее сложные сооружения - мегалитические погребения, то есть в гробнищах, сооруженных из больших камней - дольмены, менгиры. В Зап. Европе и юге России распространены дольмены (от слова стол, камень). Четыре плиты стоят на ребре и пятая на перекрытие. Менгиры: отдельные каменные столбы.
Существует несколько концепций происхождения искусства.
Культовая, религиозная концепция - искусство есть выражение верований древнего человека. «Имитативная» теория, сторонниками которой были Демокрит, Аристотель, Лукреций Кар, О. Конт, утверждает, что искусство есть подражание природе. Причем человек не просто создает образы реально существующих предметов, но и сравнивает первое с последним. Игровая концепция культуры берет свое начало в произведениях Ф. Шиллера, И. Канта. Искусство есть самоцельная игра, лишенная какого-либо содержания. Основной целью искусства является удовольствие, наслаждение. И игра, и искусство есть деятельность непринужденно-творческая. Искусство есть проявление "инстинкта украшения", привлечения - к такому выводу пришли Ч. Дарвин, К. Грос. Л. Выготский считал искусство способом социализации личности. Искусство - общественная техника чувства, орудие общества, посредством которого он вовлекает в круг социальной жизни интимные и самые личные стороны нашего существа.
Памятники первобытного искусства Больше всего древнейшей живописи найдено в Европе (от Испании до Урала). Она хорошо сохранилась на стенах заброшенных пещер. В течение тысячелетий самой природой в них поддерживалась одна и та же температура и влажность. Поэтому хорошо сохранилась не только настенная живопись, но и многие другие свидетельства деятельности человека. Самые интересные пещерные росписи в Европе находятся в пещерах Альтамира (Испания), Ласко, Фон-Де-Гом, Нио, Ла Мадлен, грот Шаффо (Франция). Мегалитическое сооружение "Стоунхендж" (Великобритания). Капова пещера (Урал), резные статуэтки (Воронеж, стоянка Буреть на Ангаре). Горбуновский торфяник (Н.Тагил). Ю.Африка, Австралия.
3.вопрос Искусство Древнего Египта — живопись, скульптура, архитектура и другие виды искусства, которые зародились в Нильской долине ок. 5000 лет до н. э. и просуществовали до 300 года н. э.
Додинастический период (конец V тыс. — ок. 3100 до н. э.) — последний доисторический период на территории Египта, эпоха окончательного разложения родоплеменных отношений, складывания социально дифференцированного общества и возникновения первых древнеегипетских рабовладельческих государств. Это также период появления в Египте письменности. Объединение Верхнего и Нижнего Египта первым фараоном Нармером (Плита Нармера - плита с изображением Нармера, побеждающего царя Нижнего Египта, изображение сокола-Гора). Мастабы (гробницы в форме усечённой пирамиды с подземной погребальной камерой и несколькими помещениями внутри, стены которых покрывались рельефами и росписями).
Древнее Царство (2707 - 2150 до н.э.). В это время в Египте наблюдается экономический, военно-политический и культурный расцвет страны. Земледелие, рыболовство, садоводство, виноградарство. Абсолютная власть фараона. Рабовладение. В гробницах Древнего царства в Саккаре, к югу от Гизы, хранятся мощи умерших правителей, их жен, детей, надсмотрщиков за поместьями, фабричных инспекторов, летописцев, ремесленников и крестьян. Памятники: Пирамида Джосера, Пирамиды Гизы (Хеопса, Хефрена и Микерина), Пирамида в Медуме, храм Ниусирра в Абидосе.
В Среднем царстве (2040 -1700 н. э) не только знать, но и люди попроще могли заранее тщательно подготовиться к переходу в комфортную загробную жизнь.
эпоха истории Древнего Египта между 2040 и 1783 (или 1640) до н. э.. Время относительно слабой централизации Египетского государства. Социальные противоречия. Народные недовольства. Усыпальницы фараонов стали высекать в скалах к западу от Фив, в уединенном пустынном ущелье Бибан-эль-Молук - Долине Царей.
Новое царство (1552—1069 до н. э.) — известный наибольшим числом древнеегипетских памятников период расцвета древнеегипетской государственности и создания крупного египетского «мирового» государства. Борьба против захватчиков-гиксосов. Новое царство не было периодом строительства гигантских каменных пирамид, предпочтение стали отдавать более защищённым и дешёвым скальным усыпальницам. Црица-фараон Хатшепсут, Тутмос III Египетское жречество стало позиционировать себя выше фараона. Введение поклонения солнечному диску Атону, чей культ имеет ряд признаков монотеистической религии фараоном-реформатором Аменхотепом IV, взявшим себе имя Эхнатон. После Рамсеса II начался медленный закат Египта.
Убеждение в том, что человек после смерти продолжает существовать в месте своего погребения, привело к изобретению мумификации и возникновению культа умерших.
Погребальный культ включает в себя множество составляющих, помимо обрядов и ритуалов. Последним составляющим является место захоронения человека, для фараонов и знати — это пирамиды и гробницы, для простого человека — пески Саккары.
Древний Египет, положивший начало архитектуре, был страной, лишенной строительного леса. Основными строительными материалами были необожженный кирпич-сырец и камень, главным образом, известняк, добываемый в Нильской долине, а также песчаник и гранит. Камень использовался в основном для гробниц и захоронений, в то время как кирпич шел на постройку дворцов, крепостей, зданий в окрестностях храмов и городов, а также вспомогательных сооружений для храмов. Внешние и внутренние стены, а также колонны и пирсы, были покрыты разноцветными иероглифическими и иллюстрированными фресками и резными фигурками. Мотивы украшений символичны — скарабей, священный жук, или солнечный диск, символизировавший бога солнца Ра, пальмовые листы, заросли папируса, цветы лотоса. Фреска дочерей Эхнатона. Фреска Тутанхамона с женой. Иероглифы использовались не только в декоративных целях, но и чтобы сохранить исторические события. Древнеегипетские дома строили из грязи, добываемой в Ниле. Ее оставляли на солнце, что бы она высохла и стала пригодной для строительства. Каменная архитектура Египта, о чем свидетельствуют дошедшие до нас памятники древней египетской цивилизации, служила в первую очередь потребностям религии. Египтяне использовали оба типа несущих (опорных) конструкций: стену и стойку (колонну или столб).
Древнеегипетский храм начинался с аллеи, в конце аллеи возвышались пилоны - плоские башни с наклонными стенами. Пилоны были покрыты росписями, перед каждым высился обелиск, мачты с флагами и стояли статуи фараонов и богов. За пилонами находился колонный двор, в его конце, напротив пилонов, был вход в гипостильный колонный зал. Зал освещался через окна в потолке; окна прорубались наискось, чтобы в помещение попадали только косые, нежаркие лучи. Капители колонн имели вид связок папируса или бутонов лотоса. В конце храма находилась комната, где хранилось главное изваяние бога, которому посвящен храм - "святая святых". Заупокойные (поминальные) храмы первоначально пристраивались к пирамидам с восточной стороны. В эпоху Нового царства заупокойные храмы строили на берегу Нила, обычно в том месте, куда во время разлива доходила вода, а гробницу прорубали напротив храма в скале. Идея пространственно развитого храмового комплекса, подчиненного принципу центральной оси, наиболее полное и совершенное выражение получила в ансамблях Карнака и Луксора, посвященных богу Амону-Ра. Храм Рамзеса II в Абу-Симбел. Погребальные храмы Мединет-Абу, царицы Хатшепсут в Луксоре. Гробницы фараонов различаются по своей архитектуре. Есть простые, состоящие из шахты и погребальной камеры фараона. Большинство гробниц для фараонов представляют собой сложные сети подземных ходов с множеством помещений и погребальных камер.Поскольку знать хотела оставаться со своим правителем поблизости и после смерти, то стремилась возвести свои погребальные покои рядом с гробницей фараона. Так образовывались некрополи - кладбища со множеством погребений вельмож и сановников. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Резные статуэтки из дерева и алебастра. Статуи, как правило, сохраняют первоначальную форму каменной глыбы или куска дерева, из которого она высечена. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские - желтого, волосы - черного). Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Статуя сидящего писца. Статуя сельского старосты. Фронтальность (рассматривается только спереди и сбоку). Статичность (обычно сидячая или стоячая). Большой Сфинкс на западном берегу Нила в Гизе — древнейшая сохранившаяся на Земле монументальная скульптура. Высечена из монолитной известковой скалы в форме лежащего на песке льва, лицу которого — как издавна принято считать — придано портретное сходство с фараоном Хефреном. Кульминацией развития изобразительного искусства справедливо считаются произведения скульпторов мастерской Тутмеса. К их числу принадлежит и широко известная полихромная (многоцветная) голова царицы Нефертити в синей тиаре.
Значение искусства Древнего Египта для истории искусства других народов очень велико, как велико значение всего культурного наследия, оставленного египетским народом.