Культурология – сравнительно молодая наука. Она сформировалась в особую научную дисциплину фактически в ХХ веке. Но культура как предмет изучения стала объектом интереса философов и историков начиная с XVII века. Одной из первых работ, прямо посвященных культуре, стала книга английского историка Э.Тейлора «Первобытная культура» (1871г.) В конце XIX века были предприняты первые попытки создания собственно культурологии (например, в Германии).
Однако в полном смысле слова – и по названию, и по сути – культурология родилась только в ХХ столетии. Ее рождение связывают с именем американского ученого Лесли Уайта (1900-1975гг.). В своей работе «Наука о культуре» (1949г.) он четко поставил вопрос о необходимости строгого определения предмета культурологии и выделения тех явлений, которые должны входить в ее компетенцию. Уайт предложил выделить в культуре четыре подсистемы: технологическую, социальную, идеологическую и поведенческую. Первая включает орудия производства и опосредует отношения между человеком и природой. Вторая охватывает межчеловеческие – экономические, нравственные, политические отношения. Содержание третьей составляют идеи, верования, мифы и знания. Четвертая охватывает типы индивидуального и коллективного поведения. Определяющей подсистемой, с его точки зрения, выступает технологическая, а ведущая роль в культурной эволюции принадлежит усовершенствованию средств труда и развитию науки.
В настоящее время, помимо теории Уайта, существует множество других подходов, пытающихся уточнить предмет и методы культурологии как науки. Однако облик культурологии как научной дисциплины еще не обрел теоретической зрелости. Трудности становления культурологии вызваны, прежде всего, сложностью, многоплановостью и многозначностью самого понятия «культура» как онтологического феномена.
Наиболее распространенным определением культурологии является ее понимание как науки о наиболее общих закономерностях развития культуры. Как теоретическая дисциплина, культурология изучает культуру во всей полноте ее проявлений, во всем многообразии ее исторических формообразований и принципов функционирования.
Культурология включает теорию культуры, историю культуры (историческая культурология) и прикладную культурологию, непосредственно занимающуюся осмыслением культурной конкретики.
Культурология как научная дисциплина формировалась выходя из-под родительской опеки философии и обретая собственный предмет и методы исследования.
Основные методы анализа культуры: исторический, сравнительный, морфологический, структурно–функциональный, семиотический и др. Специфика культурологии заключается в том, что это интегративная дисциплина, характеризующаяся целостным, системным подходом к изучению всех явлений культуры.
Целью культурологического исследования является понимание как своей, так и иной культуры, формирование навыков межкультурной коммуникации.
Задача культурологии – исследовать сущность культуры, ее внутренние, устойчивые, повторяющиеся связи и отношения, тенденции и закономерности развития, функции и роль в жизни общества и мировой истории.
Культурология в системе современных наук
Культурология как научная дисциплина формировалось как система знаний о культуре человечества. Становлению и развитию культурологии как науки способствовали многочисленные, новые, более экспериментальные науки, такие, как антропология, этнография, социология, социальная психология, этнопсихология, демография, психоанализ, семиотика, информатика и др.
Антропология – (наука о происхождении и эволюции человека и об образовании человеческих рас) вскрыла биологические корни культуры и обосновала сходство материальных памятников ископаемого человека, мифологии и фольклора, подтвердив единство человеческой природы и единство первобытного мышления на всей планете.
Этнография – (наука о бытовых и культурных особенностях различных племен, этносов и народов мира) сыграла решающую роль в доказательстве и осознании огромного разнообразия культуры человечества, научила с уважением относиться к культурным достижениям различных народов.
Социология – (наука об обществе как целостной системе) помогла понять сложную гамму проявлений духовной и материальной культуры с учетом социальной неоднородности общества, способствовала формированию таких понятий как массовая культура, элитарная культура, маргинальная культура и т.д.
Социальная и этническая психология – (наука о закономерностях поведения и деятельности людей, принадлежащих к различным социальным группам и этносам) ввела понятия деревенская психология, психология масс, национальный характер, национальный менталитет и т.д.
Демография – (наука о населении и закономерностях его развития в зависимости от общественных факторов) вскрыла причины гибели древних культур, исчезновение «малых» народов как результата процессов колонизации, сверхэксплуатации, стихийных бедствий, эпидемий и т.д.
Психоанализ – (наука о бессознательных душевных процессах и мотивациях, составляющих основной механизм всякого творчества) позволила теоретически обосновать многие современные школы в литературе и изобразительном искусстве (например, сюрреализм).
Семиотика – (наука о свойствах знаков и знаковых систем, естественных и искусственных языках) дала возможность обосновать, что у истоков человеческой культуры лежит свойственная лишь человеку способность создавать знаки и символы окружающей его реальности и передавать их во времени и пространстве.
Кибернетика и информатика – (науки о структуре, свойствах, общих законах получения, хранения, переработки и распространения информации) способствовали прямому выходу культурологии в мир техники, компьютерных систем, интернет-связи и других кибернетических информационных технологий.