АБСТРАКЦИОНИЗМ – одно из течений в искусстве модернизма, последователи которого отказываются от форм реального мира для выражения своего особого мироощущения, переживания, своего «видения» мира. Его иногда называют «беспредметным искусством», так как в картине художник стремится к гармонизации бесформенных цветовых сочетаний, или к созданию пространственных сочетаний всевозможных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий.
БАРОККО (ит. вычурный)– мировоззрение и основное стилевое направление в искусстве Европы XYII в., для которого характерно трагичное восприятие действительности и стремление к созданию искусственного мира особой изысканной («неземной») красоты, причудливости, пышности, но одновременно и напряженного динамизма, контрастности, «капризности» судьбы.
Дадаизм (фр. «конёк», «деревянная лошадка», «бессвязный детский лепет») - модернисткой авангардное течение в западноевропейском искусстве, преимущественно французском и немецком, 1916- 1926 годов. Это протест против традиционализма и условностей в искусстве, выражающийся в применении намеренно алогичных абсурдных выразительных средств. С дадаизмом преемственно связаны сюрреализм и экспрессионизм.
ДЕКАДЕНТСТВО – общее наименование кризисных явлений в европейской культуре конца XIX – начала XX вв., отмеченных упадочническими настроениями: неприятие существующего общества, настроение безнадежности, ярко выраженный индивидуализм.
ИМПРЕССИОНИЗМ – направление в искусстве последней трети XIX - начала XX в., представители которого стремились передать свои впечатления, свое восприятие подвижности и изменчивости реального мира, для чего использовали новые художественные формы, новые различные живописные техники.
ИСКУССТВО – форма культуры, связанная со способностью человека к эстетическому (с точки зрения красоты) освоению мира; процесс и совокупный результат человеческой деятельности, представляющей собой отражение действительности в художественных образах.
КЛАССИЦИЗМ – мировоззрение и направление в европейском искусстве с XYII в., признающими мир разумно организованным и требующим в художественном творчестве сознательного «подражания природе», то есть показывать идеальный порядок мироздания (не то, что реально есть, наблюдаемо в жизни, а то, что должно быть).
Кубизм – одно из направлений в искусстве авангарда. В картинах этого направления множество причудливых кубиков. Главный принцип – деконструирование формы предмета, чтобы выявить в ней её элементарные основания. Главной темой становится поиск скрытых смыслов вещей, передаваемый с помощью различных сочетаний геометрических фигур. На него сильно повлияли ставшие модными в художественных кругах Парижа того времени древние примитивы, африканская скульптура, средневековое искусство, народное творчество.
МОДЕРН – художественный стиль начала ХХ века, стремящийся эстетизировать окружающую среду, усилить ее зрелищность и декоративность с одновременным усилением ее функциональности и использованием новых материалов. Особенно ярко проявил себя в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве.
МОДЕРНИЗМ – направление в искусстве конца XIX – первой половине XX вв., противопоставляющее себя искусству прошлых веков, классическому европейскому искусству. Направление объединяло множество своеобразных идейно-художественных систем (абстракционизм, кубизм, сюрреализм и т.д.) отошедших от традиций «внешнего подобия», то есть от изображения окружающего мира в формах этого мира.
Поп-арт (англ. «общедоступное искусство») - модернистское художественное течение, возникшее во 2-й пол. 1950-х годов в США и Великобритании. Отказываясь от обычных методов живописи и скульптуры, поп-арт культивирует якобы случайное, часто парадоксальное сочетание готовых бытовых предметов, механических опий (фотография, муляж, репродукция), обрывков массовых печатных изданий (реклама, промышленная графика, комиксы и т.д.).
Постмодернизм – 1) Новый тип культуры, перелом в истории мировой культуры, поиск путей к преодолению разрыва между элитарной и массовой культурой, традициями и новаторством, Востоком и Западом, эпоха «многомерного диалога» как способа существования культуры и человека в культуре. 2) Совокупность течений в области теоретической мысли, общественного сознания и искусства, появившихся в 70-80 годы 20 века. Постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре, начало нового периода в развитии западной цивилизации. Постмодернизм не считает, что общество и культура развиваются о восходящей линии и всем странам присущи одни и те же формы. Постмодернизм изменяет содержание культуры. Смешение разнообразных принципов и стилей, культивируемая эзотеричность, расцвет иррационалистических движений и сект в конце 20 столетия бросают вызов духу модернистского рационализма. Исчезает культурная иерархия, культура распадается на независимые друг от друга культурные стили, формы и образы жизни. Высокая культура обретает субкультурный статус, массовая культура выдвигается на место господствующей системы ценностей, задающей жизненные стили. Масс-медиа, индустрия досуга, молодёжная субкультура, сами порождённые модернизмом, подрывают и расшатывают его основы, открывая путь к новой эпохе. Культурные стили меняются с калейдоскопической быстротой вместе со сменой поп- и рок-лидеров, рэпа, рейва и пр. (гигантский рост масштабов шоу-бизнеса). Эстетика постмодернизма подрывает целостность мира на отдельные фрагменты, из которых монтируется некий коллаж, состоящий из разношёрстных и разносмысловых кусков. Вместо анализа текста предполагается всматриваться в контекст. Его идеалом служит ассиметрия, карнавал, игра. Постмодернизм провозгласил лозунг «открытого искусства», которое свободно взаимодействует со всеми старыми и новыми стилями. Постмодернизм показал, что в конце 2 тысячелетия именно культура выступает основной сферой, где происходят обновление человечества – и следствие – выдвижение на лидирующие позиции среди всех отраслей социологии культуры.
Рококо (фр. раковина) – художественный стиль, сложившийся в 18 веке во Франции и получивший распространение в Европе. Его появление связано с кризисом барокко. Он отличается причудливой ассиметричной орнаментацией и изяществом форм. Ему характерны лёгкость, грация, утончённой эстетизм, ирония, вольнодумство. Рококо - это наслаждение быстротекущей жизнью. Формировался как аристократический, дворцовый стиль, который ознаменовался появлением европейского фарфора, менуэта, соло на флейте. Стремился к интимности в искусстве. Характерно для рококо пристрастие к миниатюрным и прихотливым формам: ювелирным композициям из хрусталя, перламутра, драгоценных камней, живописи на эмали, поверхностной экзотике)шёлковые ширмы, лакированные изделия, расписные фонарики, затейливые беседки, попугаи и обезьянки в быту и пр.). В живописи предпочитали нежные, «селадоновые» цвета и оттенки серебристо-серые, голубоватые, лимонно-жёлтые и пр. На развитие европейского рококо оказали влияние традиции итальянской комедии «дель арте» и театр К.Гоцци. В литературе рококо получили развитие галантная лирика, различные виды «лёгкой поэзии»: эпиграмма и элегия.
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ (РОМАНИКА) – художественный стиль в искусстве средневековой Европы X-XIII вв., преемственно связанный с древнеримской культурой. Особенно ярко проявился в архитектуре оборонительного характера, которая отличилась суровой простотой, монументальностью, рациональностью конструкций (использован тип античной базилики) и т.д.
Романтизм - идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон 18 – 1-й пол. 19 века. Отразив разочарование итогами Великой французской революции, идеологией Просвещения и общественным прогрессом, и выступал за безграничную свободу творчества и создал новую концепцию личности. Вместо просветительской формулы «гражданин и общество» появилась романтическая «личность и Вселенная». Исходная позиция участников романтического движения – неприятие реальной действительности и стремление противопоставить ей романтический идеал. У многих романтиков героика протеста соседствовала с мотивами «мировой скорби», «мирового зла», «ночной» стороны души. Это облекалось в формы иронии и гротеска, поэтику двоемирия. Романтизму характерно ощущение зыбкости и непрочности мира. Он отразил переходное, неустойчивое состояние общества и глубоких перемен в жизни, предчувствие нового. Представители в литературе: Дж.Байрон, Э.Т.А.Гофман, В.Гюго, Э.ПО. М.Ю.Лермонтов, Ф.М.Тютчев и др. В музыке: Ф.Шуберт, Р.Вагнер, Н.Паганини, Ф.Лист, Ф.Шопен. В живописи: Э.Делакруа, У.Тернер, О.А.Кипренский.
Сентиментализм (от фр. sentiment - чувство) – течение в европейской и американской литературе и искусстве 2 пол. 18 – нач. 19 века. Отталкиваясь от просветительского рационализма, объявил доминантой «человеческой природы» не разум, а чувство, путь к идеальной личности, высвобождение и совершенствование «естественных» чувств, отсюда большой демократизм и открытие сентиментализмом богатого духовного мира простолюдина. Сентиментализм предваряет романтизм, но в отличие от романтизма связан с просветительскими идеями. Главные представители6 С.Ричардсон, Л.Голдсмит, Т.Смоллетт; в России вершина сентиментализма – «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина.
СЮРРЕАЛИЗМ – буквально означает сверхреализм; одно из направлений модернизма в искусстве ХХ века, идейными основами которого был, прежде всего, фрейдизм. Главная опора художника – образы сновидений, галлюцинаций, бреда, воспоминаний младенческого возраста или мистических видений. В сюрреализме нет полного отхода от изобразительности, но «реальные формы жизни» дополняются разрушением логических связей мира, изменением реальных свойств и т.д.
Феномен (греч. являющийся) – 1) явление, в котором обнаруживается сущность чего-нибудь; 2) редкое, необычное явлений; 3) выдающийся, исключительный в каком-нибудь отношении человек (уникум).
Эклектизм (эклектика) (от греч. eklektikos – выбирающий) – механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т.п. В архитектуре и изобразительном искусстве – сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий или художественных изделий, имеющих качественно иные смыслы и значения.
ЭКСПРЕССИОНИЗМ – направление в искусстве модернизма ХХ века, провозгласившее не изображение действительности, а эмоциональное «выражение» ее сути. Стилистика экспрессионизма включает деформацию реальной картины действительности ради усиления ее эмоционального переживания и оценки. При этом художники могут выражать как протест против социальной действительности (сильны были тенденции пацифизма), так и усиливать позитивное восприятие красоты мира, человека, человеческих отношений и т.д.
Сводный план 2011 г., поз. 241
Горелова Ирина Николаевна