УДК-007
Г 67
Горелова И.Н., Лысенко Н.Н. Культурология. Тематический словарь: Учебное пособие.- М.: МИИТ, 2011. - 88 с.
В учебном пособии представлены наиболее часто встречающиеся в учебной литературе и тестовых заданиях термины и понятия культурологии. Представлены также биографические справки о знаменитых мыслителях, внесших вклад в развитие культурологической мысли, а так же о некоторых авторах знаменитых памятников культуры прошлого.
Учебное пособие рассчитано на бакалавров и студентов всех технических и гуманитарных специальностей МИИТа.
Рецензенты:
1) д.ф.н., профессор Некрасов С.И. (Московский государственный технологический университет гражданской авиации)
2) к.ф.н., доцент Некрасов И.А. (Гуманитарный институт МИИТа)
ФГБ ОУ ВПО
Московский государственный
Университет путей
Сообщения», 2011
оглавление
Предисловие……………………………………………... … с. 3
Культурология как наука. Понятие культуры…………… с. 5
Концепции культуры………………………………………. с. 23
Историческая типология культур………………………… с. 42
Человек и культура……………………………………….. с. 50
Межкультурная коммуникация…………………………… с. 53
Религия в системе культуры……………………………… с. 64
Искусство в системе культуры…………………………… с. 79
ПРЕДИСЛОВИЕ
Характерной особенностью научной и педагогической жизни современной России является ее идеологическое раскрепощение: интенсификация ряда научных направлений, которые опираются на общечеловеческие ценности и активно отзываются на глобальные проблемы современного общества, на потребности развития личности в современном мире. К таким наукам относится целый ряд гуманитарных дисциплин, которые несколько лет назад были введены в систему высшего профессионального образования в качестве обязательных. Эти учебные дисциплины призваны обеспечить подготовку специалистов, способных решать не только узкоутилитарные задачи в пределах усвоенного за время обучения в вузе комплекса знаний и навыков, но и творчески применять эти знания в постоянно усложняющемся мире, повышать свой образовательный уровень с учетом быстро меняющегося научного потенциала общества.
Культурология как учебная дисциплина призвана дать современным студентам представление о культуре в единстве всех ее сторон, сформировать у них общую картину развития культуры человечества, помочь студентам уяснить, каковы закономерности в изменении культуры общества и принципы функционирования культурных систем в каждом конкретном обществе. Важной задачей культурологии является и систематизация основных теоретических подходов в исследовании культуры, основных направлений в современной культурологии.
Однако все эти многомерные задачи осложняются тем, что к настоящему времени культурология еще не выработала единого понятийного аппарата, единой теоретической схемы, позволяющей в строго однозначной и логически упорядоченной форме отразить ее содержание. Такая ситуация является естественной, поскольку культура представляет собой очень сложный, многоаспектный и многоуровневый, внутренне противоречивый феномен, которому невозможно дать цельное и однозначное описание за столь короткий период времени. Но перед преподавателями и студентами стоит объективно сложная проблема разобраться в формирующемся культурологическом знании. Ситуация осложняется еще и тем, что в последние годы в практику преподавания, то есть обучения и проверки знаний студентов, вошло тестирование, которое предполагает однозначное понимание тех или иных проблем культурологии и ее понятийного аппарата.
Все указанные сложности определяют необходимость в настоящий момент издания разнообразного справочного материала, как для студентов, так и для преподавателей: учебников, учебных пособий, методических разработок и программ по курсу культурологии. В том числе большую помощь могут оказать словари культурологических терминов. Предлагаемое издание представляет собой краткий толковый словарь по культурологии, где представлены основные термины, наиболее часто используемые в культурологии понятия, а так же имена мыслителей, чьи заслуги в развитии культурологической мысли общепризнанны. В словаре приводятся так же имена тех, кто создавал бесценные памятники культуры и чьи имена должен знать каждый образованный человек.
В учебном пособии с учетом его назначения использованы и обобщены различные материалы, публиковавшиеся в энциклопедической и культурологической литературе. Справочный материал расположен по темам, а внутри тем в алфавитном порядке. Темы выделены в соответствии с действующими программами по культурологии и существующей базой тестов по культурологии.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА.
Понятие культуры
Аксиология (греч. – учение о ценностях) – теория, рассматривающая философские вопросы моральных ценностей, в том числе природу и эволюцию ценностей, причины их существования и т.д.
Антропология (греч. anthropos - человек + logos - учение) — 1) в широком смысле - наука о человеке; 2) совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах; 3) биологическая наука о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас.
АРТЕФАКТ (от лат. arte – искусственный, и factus – сделанный) - любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое содержание. Артефактами – феноменами культуры являются: рожденные человеком мысли, идеи; сделанные им материальные вещи; используемые им способы действия; и даже эмоции, так же как и нервная система человека является продуктом культуры. Итак, артефакт – это то, что в природе не существовало и создано человеком искусственно и то, что имеет смысл для человека.
Бинарный мир – двойной, состоящий из двух явлений и процессов, из противоположностей (добро и зло, день и ночь, белое и чёрное, плюс и минус и т.п.), следовательно, противоречивый.
Вербальные знаковые системы (лат. verbalis – устный, словесный) – это разговорные (естественные) языки, которые являются исторически сложившимися знаковыми системами, образующими основу всей культуры того или иного народа, говорящего на данном языке.
Витализм (от лат. vitalis – жизненный) – направление в биологии, объясняющее процессы жизни, наличием нематериальной «жизненной силы», «души» и т.п., управляющей жизненными явлениями.
Герменевтика (лат. толкую, интерпретирую) – 1) искусство толкования и интерпретации; 2) теория понимания, постижения смыла; 3) искусство постижения чужой индивидуальности.
Гносеология (греч. gnosis – знание, познание + logos – слово; понятие, учение) – теория познания, раздел философии, изучающий источники, формы и методы научного познания, условия его истинности, способности человека познавать действительность.
ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ - это любые изменения культурной системы, причинно обусловленные ее предыдущим состоянием, и имеющие определенную стадиальность и направленность. Это понятие описывает изменения или модификацию черт культуры во времени и пространстве.
Диффузионизм (от лат. diffusio – разлитие, растекание, просачивание) – направление в этнографии, социологии, социальной антропологии, археологии, культурологии, объясняющее развитие культуры отдельных народов не их самостоятельной эволюцией, а главным образом или даже исключительно заимствованиями культурных достижений других народов (при миграциях и т.п.). Диффузионизм подразумевает не конкуренцию и вытеснение культур, а их сотрудничество и общение, способность учиться друг у друга. По мнению представителей диффузионизма наиболее удачные культурные изобретения, первоначально возникшие в какой-то географической точке (или точках), затем распространяются по всему миру методом стихийного растекания. Диффузионизм определяет каналы культурной коммуникации – это торговля, завоевания, колонизация, миграция добровольное подражание).
Дихотомия (от греч. на две части + сечение) – последовательное деление целого на две части.
Естественный язык – это исторически сложившаяся знаковая система, образующая основу всей культуры говорящего на ней народа. Язык формируется и развивается людьми благодаря совместной общественной жизни. Он складывается на основе психофизиологических возможностей, заложенных в биологической природе человека.
ЗНАК – любой материальный предмет, выступающий в качестве представителя другого предмета (явления, свойства и т.д.) и используемый для хранения, переработки и передачи информации об этом предмете.
ИНФРАСТРУКТУРА (лат. infra под + структура) - составные части общего устройства какой-либо области жизни (напр. культурной или экономической), носящие подчинённый, вспомогательный характер и обеспечивающие нормальную деятельность
ИНФРАСТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ – система условий создания, сохранения, трансляции и воспроизводства культур.
Искусственные языки - специальные языки, которые, в отличие от естественных, сконструированы целенаправленно. Таких языков существует уже более тысячи, и постоянно создаются всё новые и новые. Фундаментальными искусственными языками являются: письменность, математика, искусство, деньги.
Код (фр. code) - совокупность знаков, символов и система определённых правил, с помощью которых представляется, передаётся и сохраняется информация.
КОД КУЛЬТУРЫ – совокупность знаков (символов), смыслов (и их комбинаций), которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека. Код культуры как способы самоорганизации культуры дают возможность проследить развитие культуры в ее единстве и многообразии. Культурные коды характеризуют разные типы культур. Различаются три глобальных культурных типа: дописьменный (традиционный), письменный (книжный) и экранный, находящийся сегодня в стадии формирования.
КОНТРКУЛЬТУРА – субкультура, нормы и ценности которой противоречат господствующей культуре; находится в конфликте, противостоит духовной атмосфере в обществе.
КРИЗИС КУЛЬТУРЫ – понятие, фиксирующее ситуацию, возникающую в результате разрыва культуры, прежде всего ее основных ценностных ориентаций, и резко изменившимися условиями общественной жизни. В результате происходит кардинальное изменение основных ценностных ориентаций, организующих жизнь больших масс людей.
КУЛЬТУРА – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, в котором происходит реализация сущностных способностей человека к творчеству и самосовершенствованию. Это определение может быть дополнено, учитывая сложность и многомерность культуры как явления в жизни общества.
КУЛЬТУРА БЫТА – культура, которая формируется и развивается в сфере повседневного общения людей; уклад повседневной жизни.
Культурные инновации – новообразования (культурные новшества), изобретения и открытие культурных артефактов: научных теорий, техник и технологий, создание новой системы ценностей и др.
КУЛЬТУРНЫЕ ПАРАДИГМЫ – устойчивые схемы ценностных ориентаций и стереотипов в восприятии мира, явлений культуры.
Культурные универсалии – черты, нормы, ценности, традиции и свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человеческим родом окружающая среда. В 1959 г. американский антрополог Дж. Мердок выделил более 70 культурных универсалий, общих для всех культур элементов: возрастную градацию, спорт, игры, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, приготовление пищи, кооперацию труда, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, разделение труда, образование, эсхатологию, этику, этноботанику, этикет, веру в чудесные исцеления, семью, празднества, добывание огня, фольклор, табу на пищу, похоронные ритуалы, обычай дарить подарки, правительство, приветствие, искусство укладывания волос, гостеприимство, запрет на кровосмешение, торговлю, сексуальные ограничения, учения о душе, музыку, мифологию язык, закон, принятие пищи (завтрак, обед, ужин) и др.
КУЛЬТУРОГЕНЕЗ (от греч. genesis – происхождение, возникновение, развитие) – 1) учение о происхождении культуры; 2) культурогенез – это процесс возникновения и развития культур, он не является однократным событием происхождения культуры в эпоху первобытной древности человечества. Это есть процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем, потому что сущностью культурогенеза является процесс самообновления культуры не только методом трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем, но и путём возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее.
Культурология – зародившаяся в середине 20 века научная дисциплина, содержание которой составляют теория и практика системных исследований феномена культуры. Культурология – это гуманитарная наука о культуре как специфической целостности, изучающая сущность и структуру культуры, о закономерности, существования и развития культуры, способы постижения культуры.
МАССА - в культурологии это понятие употребляется в следующих контекстах: синоним невежественности, некомпетентности; недифференцированное множество, не имеющее организации; толпа, поведение которой стихийно, подчиняется массовому психозу, основанному не на разуме, а на страстях; публика, то есть группа людей, объединённая внешним и случайными признаками; «сверхорганизованное» бюрократизированное общество, здесь господствует тенденция к единообразию и отчуждению, здесь личность теряет свои черты в пользу стадности; механизированное общество, в котором человек утрачивает свою неповторимую индивидуальность и становится массой, простым исполнителем своей профессии.
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА – культура, которая создается и тиражируется с помощью современных технических средств для потребления большими массами людей. Как правило, носит коммерческий характер рассчитана на «усредненного» человека с его вкусами, потребностями и интеллектуальными способностями (доступна для всех).
Массовый человек – это не человек из массы, а человек с массовым сознанием, его главной характеристикой является то, что он – «как все».
Модели культурно-исторического развития – это модели динамики культуры, фиксирующие последовательность изменения стадий и состояний, происходящих в истории и культуре.
МОДЕЛЬ ВОЛНОВАЯ культурно-исторического процесса – это модель, в которой культурно-исторический процесс предстает как постоянное повторение определенных циклов в изменении культуры. Графически эта модель может быть представлена в виде синусоиды. О волновых изменениях культуры говорили Д.Вико, П.Сорокин, некоторые современные авторы.
Модель девиантная (лат. deviatio- уклонение от дороги) культурно-исторического процесса – это модель, которая возникла на основе линеарной модели. Она стала ответом на трудности, испытываемые классическим эволюционизмом, не сумевшим объяснить факт многообразия культур. Суть модели в том, что существует генеральная линия развития культуры, и ветви – отклонения от неё, позволяющие объяснить специфику отдельных культур, отошедших от главного направления (мультилинейность эволюции). Графически она может быть представлена в виде сильно ветвящегося дерева. Одним из авторов является Л.А. Уайт.
МОДЕЛЬ ИНВЕРСИВНАЯ (лат. inversio - переворачивание, перестановка) культурно-исторического процесса – это вариант циклической модели динамики культуры, при котором изменения носят маятниковый характер от одного полюса культурных ценностей к другому: от жесткой нормативности к распущенности нравов, от бессловесной покорности к беспощадному бунту, и т.д. Инверсионное изменение культуры может охватывать разные периоды и сферы культурной жизни. Далеко идущая инверсия приводит к разрушению накопленного ранее позитивного опыта, достижений, что рано или поздно приводит к возрождению или реставрации прошлого. Так, европейское средневековье отрицало ценности античной культуры – разум, телесная красота и т.д., противопоставляя им ценности раннего христианства – глубокая искренняя вера, духовная красота, утверждаемая через телесное страдание, и т.д. Однако эпоха Возрождения привела к восстановлению античной культуры, культивированию ее ценностей, но за Возрождением последовали Реформация и контрреформация, частично восстановившие пошатнувшееся положение христианской религии.
Модель линеарная культурно-исторического процесса – это модель основана на идее «стрелы времени». Человеческий род един, как едина и сама сущность человека. Культура понималась как единая мировая культура, представляющая собой непрерывный ряд последовательных стадий, каждая из которых совершеннее предыдущей. Линеарная модель может принимать самые разные облики, в зависимости от того, что признаётся источником и целью развития культуры. (См. прогрессивная модель, регрессивная модель, девиантная модель).
МОДЕЛЬ ПРОГРЕССИВНАЯ культурно-исторического процесса – вариант или важный элемент линеарных концепций культурной динамики, который определяется как количественное и качественное улучшение жизни человека и общества, в частности качественное совершенствование культуры общества культуры. Критерий прогресса вводится в зависимости от принятых в конкретных культурологических концепциях понятий о механизме культурного развития, его целях и средствах. Так для Л.Уайта, одного из основоположников современной культурологии, понимавшего развитие культуры как процесс покорения природных сил, критерием прогресса было увеличение количества энергии, расходуемой в год на душу населения.
МОДЕЛЬ РЕГРЕССИВНАЯ (РЕВЕРСИВНАЯ) культурно-исторического процесса – это вариант линеарной модели, которая представляет собой «стрелу времени», обращенную в прошлое. Регрессивная (реверсивная) модель утверждает, что «золотой век» человечества был в прошлом, все дальнейшее развитие культуры приводит только к ухудшению положения человека и общества. Таким образом, вся история есть лишь деградация культуры. Человек, стремящийся к «золотому веку», должен повернуть ход истории вспять, вернуться к идеальному первоначальному состоянию культуры. Примером такой модели может быть концепция Ж.-Ж. Руссо, призывавшего вернуться к природе, отказавшись от современной цивилизации и ее ценностей.
МОДЕЛЬ СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ культурно-исторического процесса - это модель, в которой культура и общество предстают как неравновесные системы особого типа. Культура, рассматривается как открытая, неравновесная система, находящаяся в постоянном процессе обмена энергией, информацией с окружающей средой, и при этом система крайне неустойчивая. С точки зрения этой модели культура проходит 2 этапа: 1) это плавное эволюционное развитие системы, с хорошо предсказуемыми результатами и возможностью вернуться в прежнее состояние при прекращении внешнего воздействия; 2) это скачок, моментально приводящий систему в качественно новое состояние, когда система находится в точке бифуркации (ветвления), у неё есть несколько возможных вариантов развития, но предсказать какой будет выбран невозможно и невозможно вернуться назад в исходное состояние.
МОДЕЛЬ ЦИКЛИЧЕСКАЯ (ПОЛИЦИКЛИЧЕСКАЯ) культурно-исторического процесса – это модель, которая представляет культурно-исторический процесс как процесс постоянно сменяющих друг друга локальных культур. В работах Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби отрицается идея всемирной истории как единого исторического процесса и выдвигается идея развития отдельных культур, которое происходит по циклическим законам. Форма развития одинакова для всех, но содержание уникально для каждой культуры. Развитие локальных культур проходит через стадии возникновения, развития, расцвета и упадка. Количество существовавших в истории человечества культур у различных учёных различно: 10 культурно-исторических типов у Н.Я. Данилевского, 8 культур у О. Шпенглера.
МОДЕЛЬ ЭВОЛЮЦИОННАЯ культурно-исторического процесса– одна из линеарных моделей культурной динамики. Центральным понятием, характеризующим историческую динамику культуры, является понятие «эволюция» как плавное накопление изменений, которые постепенно ведут к усложнению любой социальный или биологический организм. Культура здесь рассматривается как совокупность процессов и форм адаптации людей, организованных в общество, к их природному окружению. Подобная модель дает возможность показать зависимость современного состояния культуры от прошлого, исследовать сущность современных форм культуры на материале первоначальных форм первобытной культуры. Основные представители: Г.Спенсер, Э.Тайлор, Дж. Фрейзер и др.
МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ (греч. morphe - форма + … логия) – учение о типичных формах существования культуры в обществе независимо от человека: культурные традиции, институты культуры и т.д.
НООСФЕРА (ноо – разум, сфера – земля) – сфера разумной деятельности людей, сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития. Признаки Ноосферы в эпоху глобализации – это становление планетарного ноосферного интеллекта и способность к глобальному управлению социоэкосистемой.
Обычай – совокупность общепринятых норм, регулирующих повседневные отношения людей и опирающихся на неформальный социальный контроль.
ПАРАДИГМА (от греч. paradeigma - пример, образец) - 1) образец, пример, своего рода эталон, который берётся для доказательства определённых смысловых связей между изучаемыми явлениями; 2) признанная в некоторой период времени всеми исследователями большая теория, объясняющая все открытые явления и предлагающая гипотезы, язык (понятийный аппарат) и методы (алгоритм исследования) для дальнейшего изучения научных проблем; 3) совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретные научные исследования и являющиеся моделью, образцом постановки и решения задач; 4) термин парадигма заменяет понятие «картина мира», определённый набор убеждений, ценностей и техник, разделяемых членами данного общества.
Парадокс (греч. paradoxos - неожиданный, странный) – 1) мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смысле; 2) неожиданное явление, не соответствующее обычным представлениям; 3) формально-логическое противоречие, которое возникает в содержательной теории множеств и формальной логике при сохранении логической правильности хода рассуждений.
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА – разновидность культуры общества, отражающая уровень правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики; включает все ценности, которые созданы людьми в области права. Это культура, которая формируется в сфере деятельности, содержанием и целью которой является регуляция отношений между личностью и государством.
Ритуал (лат. ritualis –.обрядовый) – 1) совокупность и установленный порядок обрядовых действий при совершении какого-либо религиозного акта; 2) выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо, церемониал.
Семиотика (греч. «относящийся к знаку») – общая теория знаков и знаковых систем и типов знаковой деятельности.
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНВЕРСИЯ – термин используется в культурологии для обозначения процессов развития ценностей на чуждой им основе – ценностей модернизации на базе традиционализма или наоборот, что приводит к изменению смысла явлений и процессов так, что они становятся прямо противоположными.
СУБКУЛЬТУРА – («культура в культуре») - это часть культуры общества (внутри господствующей культуры), отличающейся собственными ценностными ориентациями, образцами поведения, особенностями речи, одежды, форм проведения досуга и т.д., что, как правило, отражает особенности условий жизни этой группы (социальной, этнической, демографической, профессиональной и т.п.).
Текст (в широком семиотическом смысле) – любой предмет или процесс как культурный феномен, несущий в себе закодированную в какой-то знаковой системе социальную информацию.
Традиция (лат. traditio - передача, повествование) – социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определённых культурах, обществах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции включают в себя объекты социокультурного наследия (материальные и духовные ценности); процессы социокультурного наследования; способы этого наследования. В качестве традиций выступают определённые культурные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, обряды, стили и т.д. Традиции образуют «коллективную память» обществ и социальных групп, обеспечивая их самотождественность и преемственность в их развитии.
УАЙТ Лесли (1990-1975) - известный американский антрополог. В 1949 году изложил в книге «Наука о культуре» основополагающие представления о культурологии как о науке, базирующейся на принципиально новом способе подхода (системном подходе) к изучению культурных явлений, общих закономерностях культурно-исторического процесса и специфики самой культуры. Л. Уайт поставил вопрос о статусе и характере отличия культурологии от других наук, занимающихся культурой, а также сделал первую попытку аналитического рассмотрения культуры с обозначенных им позиций.
Универсалии культурные – см. культурные универсалии.
Феномен (греч. являющийся) – 1) явление, в котором обнаруживается сущность чего-нибудь; 2) редкое, необычное явлений; 3) выдающийся, исключительный в каком-нибудь отношении человек (уникум).
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – область культуры, реализующая систему мировоззренческих принципов отношения человека к своему физическому телу. В разные эпохи эти принципы были различны: от признания гармонии тела и духа в культуре Античности или Возрождения – до противопоставления духа и тела в христианской культуре средневековья, безоговорочно признающей приоритет духа над телом. Формировались соответствующие формы физического и нравственного воспитания, личной гигиены и т.д.
ФУНКЦИЯ (лат. functio - исполнение, осуществление), - 1) круг деятельность, обязанность; назначение, роль; 2) в социологии - роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т. д. в обществе).
Функции культуры – обозначают и определяют роль, которую культура играет в жизни человека и общества.
Адаптивная функция – культура организует приспособление человека как к меняющимся природным условиям, так и к социальным изменениям в обществе.
Аксиологическая (ценностно-ориентирующая) функция – культура определяет поведение человека через систему ценностей (или ценностных ориентаций) – своеобразных духовных ориентиров.
Гносеологическая (познавательная) функция – культура организует познание человеком окружающего мира (природного и социального), целью которого является истинное знание, необходимое для адаптации и преобразования мира.
Гуманистическая (человекотворческая) функция – культура выполняет важнейшую функцию социализации и инкультурации, обеспечивая формирование человека как социокультурного существа, живущего в обществе, по его правилам и нормам, осуществляющего деятельность и общение в определённых культурных формах.
Интегративная функция – культура организует объединение людей (с помощью языка, общей системы ценностей мировоззрения и т.п.) необходимое для решения жизненно важных проблем.
Информационная функция – культура выступает механизмом «социальной памяти», сохраняя и передавая от поколения к поколению полученную информацию, накопленный опыт интеллектуального и духовного развития.
Коммуникативная функция – культура организует взаимопонимание и взаимодействие людей, выступая средством связи между ними.
Преобразовательная функция – культура в основе своей – это преобразовательная деятельность людей.
Регулятивная (нормативная) функция – культура с помощью выработанных социокультурных норм регулирует жизнь людей, поддерживая равновесие и порядок в обществе.
Рекреативная (релаксационная или компесаторная) функция – связанна с восстановлением физических и духовных сил человека, необходимых для участия в преобразовательной деятельности общества.
Семиотическая (знаковая) функция – культура это и определённая картина мира, где каждое явление имеет своё обозначение, своё «имя» - знак, и соответствующее имени значение.
ФОРМАЛИЗОВАННЫЙ ЯЗЫК – искусственная знаковая система, предназначенная для представления некоторой теории. Формализованный язык отличается от естественных (национальных) языков человеческого общения и мышления, от искусственных языков типа Эсперанто, от «технических» языков науки, сочетающих средства определенной части естественного языка с соответствующей научной символикой (язык химии, язык обычной математики и др.), от алгоритмического языка типа обобщенного программирования и т.п. прежде всего тем, что его задача – служить средством фиксации (формализации) определенного логического содержания, позволяющего вводить отношение логического следования и понятие доказуемости (либо их аналоги). Исторически первым формализованным языком была силлогистика Аристотеля, реализованная с помощью стандартизованного фрагмента естественного (греческого) языка.
Ценность – термин, указывающий на человеческое, социальное и культурное значение определённых явлений действительности. По существу, всё многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве "предметных ценностей" или объектов ценностного отношения, т. е. оцениваться в плане добра или зла, истины или не истины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т.д.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ – самые общие представления о добре и зле, важном и неважном в жизни и т.д.- духовные ориентиры, которые организуют жизнь больших масс людей в обществе.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ (пер с лат. – гражданский) - термин, который используется в разных значениях: 1) синоним понятия «культура»; 2) уровень общественного развития материальной и духовной культуры; 3) современная мировая культура; 4) высшая ступень в развитии культуры; 5) антипод понятию культура, например «эпоха умирания культуры» в теории О.Шпенглера; 6) цивилизация и культура – два различных способа реализации творческих сил человека. В культуре все материальное и практическое служит духовному началу, а в цивилизации духовное начало служит материальному и практическому; цивилизация – это способ и уровень овладения силами природы, а культура – овладение человеком своей собственной природой, смысл и цель культуры – развитие «человеческого» в человеке.
ЦИЦЕРОН, Марк Тулий -(106-43 гг. до н.э.) римский государственный деятель и философ, знаменитый оратор и теоретик риторики. Одним из первых стал трактовать термин «культура» как умственную деятельность, «возделывание души», меру совершенствования человека. Культура для Цицерона не исчерпывается образованностью, но обязательно включает и особое духовное состояние – служение интересам государства. Особое внимание в культурном развитии личности уделял ораторскому искусству.
Элита (фр. - лучший отборный) – это наиболее видные представители какой-либо части общества (элита интеллектуальная, духовная, политическая, финансовая и т.д.)
ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА – термин возник в процессе критики массовой культуры. Концепция элитарной культуры отстаивает идею, что элитарное творчество (высокая культура), опережая свое время, слишком сложна для восприятия и оценки «среднего» человека, а потому может рассчитывать на признание «народным достоянием» лишь в будущем. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества (элита).
Этногенез – исторический процесс происхождения этноса от их зарождения до формирования целостных этно-социальных организмов и их специфических этнокультурных систем. Современная наука предполагает несколько механизмов образования новых этносов:
- интеграция, когда этнос формировался путём объединения различных племенных общностей (как, например, французы и поляки); смешение пришлых завоевателей или колонистов с аборигенным населением (турки, перуанцы); или за счёт интеграции разноэтнических групп иммигрантов (южноафриканцы, канадцы, американцы США);
- дифференциация, когда от крупного этноса по каким-либо причинам откалывается его окраинная часть (австралийцы от англичан) или крупный этнос распадается на несколько более мелких (древнерусский этнос на великороссов, украинцев, белорусов);
- трансформация, когда прежний этнос в новых исторических условиях, как правило, ассимилируя в себе новые иноэтнические включения, преобразуется в новую этнокультурную общность (древние греки – в византийцев, а часть последних – в современных греков).
Этнография – наука, изучающая культуру и быт народов мира, отдельных племён и обществ. В западноевропейской и американской традиции – составная часть антропологии. Этнография началась в 19 века с изучения малых бесписьменных племён и доиндустриальных обществ.
Этнология – наука о сравнительном изучении культур. Базовая единица этнос. Этнографические данные дают исходный материал для этнологического исследования и сравнений. Этнология представляет собой обобщающую фазу науки и рассматривает общие законы развития и закономерности, характерные для многих культур. В американской традиции часть или синоним культурной антропологии, в европейской (британской, французской) – аналог социальной антропологии, в немецких странах – самостоятельное направление исследования.
Язык – это полиструктурная, разветвленная, иерархическая, многоуровневая организация знаков, базисной структурной единицей языка является слово.
Концепции культуры
Архетип (от лат. arche – начало, typos – отпечаток). В теории К.Юнга это образы или мотивы без содержания (но они способны заполняться сознанием), глубинный слой бессознательного, где дремлют всеобщечеловеческие изначальные образы. Это первичные структуры коллективного бессознательного – осадок от первично душевного опыта человечества. Это «первосмысл» – первобытные формы постижения мира. Это врождённые условия интуиции, «основания», согласно которым образуются мысли и чувства всего человечества и которые изначально включают в себя всё богатство мифологических тем.
Бессознательное – в концепции З. Фрейда особый глубинный уровень психики человека, отличный от сферы сознания и оказывающий на неё мощное скрытое воздействие. З.Фрейд назвал это бессознательное «Оно» - это индивидуальные животные инстинкты, а также безотчетные влечения и первичные желания.
ГУМИЛЁВ Лев Николаевич (1913-1992) –русский историк, автор оригинальной концепции возникновения этносов и культур в результате энергетического воздействия космоса – теории пассионарного заражения (толчка). Рассматривая процесс происхождения этносов, Гумилев определяет их как природное биофизическое явление, которое может существовать за счет естественных энергетических источников. В момент своего зарождения этнос получает заряд энергии, которую потом постепенно расходует в процессе этногенеза. Особая составляющая в энергетическом потоке – космические излучения - вызывает мутацию организмов в регионах, которые попадают в сферу этого излучения. В результате происходит пассионарное заражение людей, которое выражается в их повышенной пассионарной способности, то есть способности организмов потреблять большее количество энергии из окружающей природной среды. Такие люди – пассионарии – отличаются повышенной активностью, стремлением и готовностью к действию. Если такие пассионарные толчки проходят по территории, где граничат разные ландшафты и живут разные народы, то происходит зарождение нового этноса со специфическим самосознанием и активным стереотипом поведения. В результате возникают и новые культурно-исторические типы. Пассионарного заражения хватает приблизительно на 1500 лет, и расходуется постепенно и в специфических для каждой фазы этногенеза форме. Гумилев указывает общие закономерности и фазы в жизни этносов после пассионарного заражения: фаза подъема, когда происходит захват новых территорий; акматическая фаза, когда пассионарии начинают думать, прежде всего, о своих индивидуальных интересах и это приводит к внутренним конфликтам; фаза надлома, когда пассионарии истребляют друг друга и уровень пассионарности в этносе резко падает; инерционная фаза, когда снижение активности пассионариев приводит к усилению государственной власти и доминировать начинают законопослушные и добросовестные граждане, занятые культурным творчеством; фаза обскурации (старости) этноса, когда недостаток пассионариев неизбежно приводит к застою и упадку; фаза регенерации – временное восстановление за счет периферийных пассионариев; фаза мемориальная – сохранение культурных традиций; завершающая фаза, в которой этнос может существовать очень долго, если не будет внешних причин его гибели. Культура каждого этноса специфична и оригинальна, но при этом, по мнению Гумилева, прослеживаются генетические связи между актуальной культурой этноса с прежними культурами народов, которые были основой формирования нового этноса. Культурологические идеи Л.Н.Гумилева отражены в его работах: «Конец и вновь начало», «Этногенез и биосфера Земли» и др.
ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822-1855) – русский социолог, идеолог славянофильства, автор культурологической концепции культурно - исторических типов. Исходным пунктом его теории был отказ от рассмотрения мировой истории как единого эволюционного процесса, охватывающего все страны и народы мира. Не согласен он и с европоцентристской точкой зрения на мировую историю, оценивающей культуры разных народов с точки зрения ее соответствия европейской культуре. Согласно Данилевскому, следует рассматривать отдельно историю каждого народа как самостоятельного культурно-исторического типа, имеющего свое лицо, свою судьбу, живущего своей собственной жизнью. Основной критерий выделения культурно-исторических типов у Данилевского – преобладание в культуре того или другого народа определенного вида деятельности. Существует 4 основных видов деятельности: религиозная, культурная, политическая и экономическая. Соответственно можно выделить виды культурно-исторических типов: 1) одноосновные культуры, в которых проявился лишь один вид деятельности. Например, греческая культура, где доминировала собственно культурная деятельность, или римскую, где ярко воплотилась политическая деятельность; 2) двухосновные культуры, где реализовались два вида деятельности. Например, в европейской культуре воплотились культурная и политическая деятельность. 3) Развитие человечества движется к формированию четырехосновного типа культуры, в котором все 4 вида деятельности будут находиться в гармонии. Таким видом, по Данилевскому, может стать славянский тип культуры, представленный в частности Россией, если она не будет слепо следовать за Европой. Эта разная природа европейской и русской культуры, по Данилевскому, является причиной вечного конфликта между Европой и Россией, неприятия Европой России. Роль народов в создании культурно-исторических типов не одинакова. Данилевский выделяет «исторические» или «положительные» народы, которые способны к культурному творчеству и созданию самобытных культурно-исторических типов, проходящих полный цикл своего естественного развития (от рождения до расцвета и самостоятельного умирания). Так были созданы 10 культурно-исторических типов: 1) египетский; 2) китайский; 3) ассирийско-вавилоно-финикийский (древнесемитический или халдейский); 4) индийский; 5) иранский; 6) еврейский; 7) греческий; 8) римский; 9) новосемитический (аравийский); 10) германо-романский (европейский). К ним примыкают мексиканский и перуанский типы, которые погибли насильственной смертью в результате открытия Америки европейцами. Есть также народы отрицательные, которые временно появляются в истории и выполняют функцию «бичей Божьих» - разрушения остатков уже умерших культурно-исторических типов: гунны, монголы, турки. Остальным народам в истории не суждено ни созидать, ни разрушать, они служат чужим целям. Они составляют лишь этнографический материал, который будет использован культурно-историческими типами, созданными положительными народами, увеличивая собой их богатство и разнообразие: финны и др. Судьба народов и особенности культурно-исторических типов определяется Богом. И если народ не считается с Божьей волей, не реализует себя так, как это определено Богом, он обрекает себя на бесплодие, на ненужность в историческом процессе. Данилевский также формулирует основные законы формирования и функционирования культурно-исторических типов. В частности, жизнь любого культурно-исторического типа подобен процессу развития однолетнего растения, цветущего только один раз за все время своего существования (около 1500 лет), и т.д. Основная работа Данилевского – «Европа и Россия» (1869).
ЗИММЕЛЬ Георг (1858-1918) – немецкий философ и социолог, представитель «философии жизни», где проблема культуры постепенно становится центральной. Культура, по Зиммелю, есть особая форма жизни, где очень сложно переплетаются субъект-объектные отношения. Здесь осуществляется «путь души к себе самой» - путь от природного состояния души к состоянию культурному. Культура существует там, где встречаются два элемента: душа индивида и «дух, обретший предметность» - результаты творческой деятельности многих людей, в которых выразились их душевные силы. Произведения искусства и моральные нормы и представления, наука и техника, религия и право, и т.д. – все эти культурные феномены ведут каждого индивида к более совершенному состоянию. Зиммелем было введено понятие «кризис культуры». Он утверждает, что в самой сущности культуры заложено противоречие, которое рано или поздно приводит к кризису культуры. Противоречие это многопланово. Так, одним из его проявлений является наличие постоянного возрастания культурных ценностей в истории. При этом все артефакты являются относительно самостоятельными по отношению к их создателям. В каждом созданном явлении культуры есть некоторый смысл, который не вкладывался автором, но он может быть обнаружен другими, а потому дальнейшая эволюция культурного продукта может привести его к эмансипации от общих целей культуры - они могут обрести враждебный человеку смысл. Все это и порождает эпоху «перезрелости и утомления» (кризиса культуры), когда люди начинают ощущать состояние кризиса, их интересы и надежды смещаются в сторону средств жизни, отклоняясь от главной цели культуры – совершенствования души человека. Культурологические идеи Зиммеля отражены в его работах: «Конфликт современной культуры», «Сущность и противоречия культуры» и др.
КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – понятие, введенное К.Г.Юнгом для обозначения глубинного уровня в психическом мире личности. Это не- или сверхличностное бессознательное – это древнейшие и всеобщие формы представлений человечества, «родовая память человечества».
НИЦШЕ Фридрих (1844-1900) – немецкий философ, один из основоположников «философии жизни», где основной категорией была «жизнь» как единственная подлинная реальность и высшая ценность. Человек, по мысли Ницше, природное существо, а культура – это специфический способ адаптации человека к жизни. Самостоятельно человек не может выжить в иррациональном потоке жизни, и вынужден создавать различные приспособления, защищающие его, то есть создавать культуру. Поэтому культура для Ницше – это своеобразная стена, отгораживающая человека от подлинной реальности – жизни, или «тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом жизни». Культура ограничивает и подавляет человека, его волю к жизни, делая возможным существование слабых и никчемных людей. Поэтому Ницше сознательно провозглашает свою новую философию сверхчеловека, где нравственность рассматривается как запрет на естественные желания и поступки человека, из-за чего человек становится больным существом. Ницше указывает на существование двух начал в европейской культуре – дианисийское и аполлонийское. Эти начала являются двумя первичными стадиями существования культуры и двумя полюсами человеческой культуры, которые он отождествляет с образами древнегреческих богов – Диониса и Аполлона. Они олицетворяют два противоборствующих начала и одновременно выражают всю полноту жизни. Мир Диониса – это стихийный, неуправляемый и хаотичный мир эмоций, желаний, инстинктивных побуждений. Выражается он через стихию звуков, обращается исключительно к слуху и связан с первичным трагическим переживанием жизни. Поэтому это начало воплощается в трагедии и музыке. Мир Аполлона связан с гармонией, спокойной, рационально организованной формой и т.д. Аполлонийской начало связано с заменой трагического переживания жизни прекрасными формами в изобразительных, пластических искусствах. Творения аполлонийской культуры представляют собой воплощение чувства меры, самоограничения человека, свободы от диких инстинктов. Когда-то эти два начала соединились в античной трагедии, но затем они взаимоисключали друг друга, разрушая единство природы и человека. Вернуть первозданное единство, по мнению Ницше, можно будет только после появления сверхчеловека. Культурологические идеи Ницше отражены в его работе «Рождение трагедии из духа музыки».
«ОСЕВОЕ ВРЕМЯ» – термин введен в научный обиход К.Ясперсом. По его мнению, осевое время – поворотный момент в истории (800-200 гг. до н.э.), с которого начинается единство человеческой истории, возникают формы духовной жизни, разрушившие господство мифологического сознания и создавшие современную цивилизацию.
ПАРСОНС Толкотт – (1902-1979) американский социолог, основатель школы структурного функционализма. Один из представителей социологической школы в культурологии, которая ищет истоки культуры общественной природе человека и в организации общества. В центре внимания оказывается само общество, его структура и социальные институты, организация их деятельности. Для Парсонса культура выступает как результат общественно обусловленных действий людей на уровне двух систем: социальной и собственно культурной. В основе более «низкой» социальной системы лежат совместные действия людей, движимых целями своего биологического самосохранения в условиях определенной общественной среды. Здесь главными целями являются: адаптация, интеграция, релаксация и т.д. Во второй системе, лишенной биологической обусловленности, культура выступает как система символов и норм, которые постоянно совершенствуются и усложняются. Парсонс стремился создать общую теорию общества, где культура выступает как важнейший регулятор жизнедеятельности людей. Работы Парсонса: «Социальная система» (1959), «Социальная система и эволюция действия» (1977) и др.
ПАССИОНАРНОСТЬ – термин, введенный в научный обиход Л.Н.Гумилевым для характеристики страстной жажды деятельности (направленной на осуществление какой-либо цели) и высокой активности отдельных людей или целых народов, способности человеческого организма к сверх напряжениям благодаря воздействию космической энергии.
Социальный характер – это основное понятие в концепции Э.Фромма. Социальный характер возникает как бессознательное приспособление индивида в процессе адаптации к социальным структурам общества. Социальный характер объясняет взаимодействие между индивидом и обществом, влияние социально-экономических и культурных факторов на формирование человеческого характера, роли психологического фактора в социальном процессе. Социальный характер формируется обществом, его образом жизни, господствующими в нём социально-экономическими условиями. Социальный характер определяет общие психологические установки членов общества и включает в себя ту совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни. Социальный характер служит связующим звеном между индивидом и господствующим образом жизни (культурой).
СУБЛИМАЦИЯ – термин в концепции З.Фрейда, означающий исторически сформировавшуюся способность человека переводить (преобразовывать) психическую энергию животных инстинктов в формы творческой деятельности, одобряемые обществом (художественное творчество, социальная деятельность и т.д.).
ТАЙЛОР (ТЭЙЛОР) Эдуард Бернард – (1832-1917) английский этнограф и антрополог. Известен своими исследованиями истории культуры, истоков и развития религии. Главный научный труд – «Первобытная культура» (1871). Стоял на позициях культурного эволюционизма. Центральным понятием этого направления было понятие «эволюция» - плавное накопление изменений, которые постепенно ведут к усложнению любого биологического или социального организма. Культура рассматривалась как совокупность процессов и форм адаптации людей, организованных в сообщество, к их природному окружению. Определяя понятие культуры, Тайлор писал: «Культура …слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». Важное значение для культурологии имеют две идеи Тайлора.1) Человек – часть природы, развивающаяся по ее общим закономерностям. Поэтому все люди одинаковы по своим психологическим и интеллектуальным задаткам, у них обнаруживаются одинаковые черты культуры. 2) Каждая стадия в жизни культуры связана с предыдущей, является ее продуктом. Поэтому все народы и все культуры связаны в один эволюционный ряд.
ТОЙНБИ Арнольд (1889-1975) – английский историк, философ и социолог, автор 12-томного труда «Исследование истории» («Постижение истории»), в котором он стремился осмыслить культурно-исторический процесс как смену локальных культур – «цивилизаций». Множество цивилизаций отличаются друг от друга, но все вместе они есть ступени на пути реализации человеком своего божественного предназначения: духовное совершенствование и восхождение к единой религии, которая задаст общий смысл бытия всего человечества. Генезис цивилизаций Тойнби описал в своей концепции вызова и ответа. Каждая цивилизация возникает при наличии двух необходимых условий: 1) благоприятной среда обитания, которая бросает вызов человеческому сообществу; социально-природные условия должны быть не слишком плохими и не слишком хорошими; 2) наличие в данном сообществе творческого меньшинства – группы людей, способных найти адекватный ответ на этот вызов внешних сил. Тойнби убежден, что отсутствие вызовов есть отсутствие стимулов к развитию цивилизаций. Но само развитие есть результат усилий общества, в котором большинство добровольно подражает творческому меньшинству. Рано или поздно любая цивилизация приходит к неизбежному концу, главной причиной которого является то, что очередной вызов остается без ответа: либо вызов оказался слишком суровым, либо адекватный ответ не был осуществлен обществом по причине упадка творческих сил у творческого меньшинства, отказа большинства добровольно следовать за меньшинством или утраты социального единства в обществе. Фаза упадка цивилизации имеет три подфазы: надлом, разложение и исчезновение цивилизации.
ФРЕЙД Зигмунд (1856-1939) – австрийский врач-психиатр и психолог, основоположник психоанализа и психоаналитической концепции культуры, представитель натуралистического направления в культурологии. В основе его теории культуры лежит новаторское учение о трехуровневом строении человеческой психики: (1) бессознательное Оно, которое имеет природное происхождение и включает в себя животные инстинкты; (2) сознательное Я, выступающее посредником между бессознательным и внешним миром, которое регулирует поведение индивида, его приспособление к объективным природным и социальным условиям; (3) Сверх-Я, объединяющее запреты и нормы общества, усвоенные человеком первоначально бессознательно в процессе воспитания и в дальнейшем выступающее высшим критерием для оценки социального поведения, то есть совесть человека. Придавая большое значение инстинктам, Фрейд выделяет в качестве основного - сексуальный инстинкт (либидо) и неразрывно с ним связанный деструктивный, разрушительный инстинкт (мортидо) - который обладают самой большой энергией для своего проявления. Эта энергия требует выхода, разрядки, что может быть сделано с помощью разных форм поведения: (1) удовлетворение потребностей Оно; (2) подавление потребностей Оно волевым усилием и сознательным следованием велениям совести; (3) сублимация как исторически сформировавшаяся способность человека переводить энергию животных инстинктов в различные формы творческой деятельности, одобряемые обществом. Таким образом, культура, по Фрейду, рассматривается как проявление индивидуальной психики в общественной жизни. Спорт, наука, искусство, мораль – все это продукты сублимации первичных инстинктов. Признавая необходимость культуры для выживания общества в борьбе с природой, Фрейд негативно оценивает культуру по отношению к индивиду: «Чем более развита культура, тем несчастнее человек». Культурные запреты и нормы блокируют первичные влечения, не допуская их естественного удовлетворения и вызывая невротические изменения психики человека, что непременно выражается в поведении индивидов, в развитии социальные конфликтов и противоречий. Важнейшими элементами культуры, призванными смягчать психическое напряжение в жизни людей, являются, по Фрейду, религия и искусство, что и объясняет рост их значения в культуре. Основные культурологические идеи Фрейда отражены в работах: «Тотем и табу», «Психология масс и анализ человеческого Я», «Я и Оно», «Будущее одной иллюзии», «Недовольство культурой» и др.
ФРОММ Эрих (1900-1980) – нем.-америк. психолог и социолог, основоположник неофрейдизма, ученый-гуманист, который пытался соединить фрейдизм с марксизмом. Главная тема размышлений – взаимодействие психологических и социальных факторов в процессе общественного развития. В структуру бессознательного в психике человека Фромм вводит «социальный характер» как результат бессознательного приспособления человека к социальным структурам общества, без чего невозможно эффективное приспособление к требованиям общества. В результате у индивида формируется чувство безопасности и защищенности. Полемизируя и с К.Марксом и с З.Фрейдом по поводу «человеческой природы», целей и средств освобождения человека от иллюзий и эксплуатации, Фромм развивает оригинальную версию культурной антропологии. Он делает акцент не на революции (К.Маркс) и не на медицинских мерах помощи человеку (З.Фрейд), а на задачах культурной политики. Он полагает, что путем организации социальных институтов и групп, основанных на дружеской заботе, любви, можно воспитать разумную творческую личность, проникнутую чувством ответственности, можно строить «здоровое общество». Детерминация человека свободным разумом важнее, чем детерминация экономическими отношениями (К.Маркс) или инстинктами (З.Фрейд). Культура, по Фромму, не «надстройка» (К.Маркс) и не инструмент выживания (З.Фрейд), а истинная «стихия жизни» человека. Служение культуре, то есть жизнь ради делания добра, ради заботы о ближнем, ради творчества, есть наиболее естественная, «здоровая жизнь» для человека. Согласно Фромму, фрейдовская ориентация психики на архаические состояния является не свободной, а невротической. Она возможна только в периоды кризисов и потрясений, когда человек теряет почву под ногами и находит выход в «бегстве от свободы». Суть этого феномена в том, что массы людей, потеряв уверенность в завтрашнем дне и чувствуя бесплодность тех способов выживания, к которым они привыкли, впадают в невротическое состояние и готовы добровольно отказаться от своих прав и свобод, вверить свою судьбу любому демагогу, обещающему взять на себя их заботы. В этих случаях человек толпы обретает силы и уверенность, проецируя бессознательный инфантильный образ отца на фигуру авторитарного лидера. Отказ от свободы в цивилизованном обществе равносилен, по Фромму, прорыву архаических стадных и агрессивных влечений их коллективного бессознательного в общественное сознание. Фромм выступает против всякого авторитаризма, настаивая на том, что в любой ситуации человек должен делать свой выбор сам и нести за него ответственность. Основные работы Э.Фромма: «Человек как он есть», «Разумное общество», «Анатомия человеческой деструктивности», «Иметь или быть?» и др.
ХЕЙЗИНГА Йохан (1872-1945) – голландский историк и культуролог, один из авторов «игровой концепции культуры».
В своей работе «Homo Ludens» (Человек играющий) Хейзинга утверждает, что игра старше культуры и игра творит культуру. Хейзинга выделяет ряд специфических для игры признаков: 1) это свободная деятельность, которая не может быть необходимостью или долгом; 2) игра не утилитарна, она не направлена на удовлетворение жизненных потребностей, на достижение полезного результата, цель игры в ней самой, в удовольствии от выигрыша, своего успеха; 3) игра всегда является выходом за рамки действительности в область воображаемого, придуманного; 4) в игре всегда есть определенные правила, поэтому игра упорядочена; 5) игра всегда есть соперничество с другими, в ходе которого приходится бороться с трудностями, преодолевать препятствия, что придает игре особую остроту; и т.д.
Игра старше культуры, поскольку все ее основные черты присутствовали в игровом поведении животных. Их игра свободна и доставляет им радость сама по себе. Они соблюдают определенные правила – принимают определенные позы, изображают свирепость и т.д. Так что уже у животных игра выходит за рамки простого удовлетворения инстинктов. Возникновение человеческой культуры изначально происходит в форме игры. Все виды деятельности человека в архаическом обществе «разыгрывались». Все современные формы культуры также родились в игре: культ вырастал из священной игры, музыка и танец были ритуальной магической игрой, право выделилось из обычаев социальной игры и т.д. Но роль игры в истории культуры не всегда была одинакова. По мнению Хейзинги, по мере культурного развития игровой компонент отступал на второй план. Вытеснение игры активно началось в XYIII в., когда обществом начал завладевать дух практицизма и рационализма. Производство и материальный интерес становятся идолом в жизни людей. Такая ситуация, достигшая в ХХ в. своего апогея, привела к кризису европейской культуры. Практицизм, деловитость берут верх над игровым поведением, необходимость и целесообразность - над непрактичным стремлением к «игре по правилам»; благородство и бескорыстие игрового поведения вступили в противоречие с жестокостью рационализированного поведения современного человека. Даже игра превратилась в суррогат игровой деятельности – в профессиональный спорт, профессиональное искусство и т.д. Потеряла игра и свой общедоступный и творческий характер, ведь чем больше в ней участников и чем меньше зрителей, тем плодотворнее она для личности. Сегодня же игра имеет намного больше зрителей, чем участников. Путь выхода из кризиса Хейзинга связывает с возрождением первозданной игровой природы культурной деятельности человека.
ШПЕНГЛЕР Освальд (1880-1936) – немецкий философ и культуролог, автор знаменитой работы «Закат Европы». Культурологическая концепция Шпенглера – теория «замкнутых культур» - вариант теории культурно-исторических типов. Шпенглер отрицает существование единого культурно-исторического процесса, который захватывает все страны. История, по Шпенглеру, есть смена «замкнутых культур», между которыми нет взаимопонимания и преемственности. Каждая такая культура подобна живому организму и подчиняется законам органической жизни: она представляет собой целостный «организм», обладающий жестким внутренним единством и обособленный от других «организмов»; «организм» рождается, проходит этапы взросления, достигают расцвета, стареют и умирают. Подобно растениям, культуры вырастают из определенного ландшафта, приспосабливаясь к его особенностям. Каждая культура обладает особой «душой культуры», которая нематериальна и бессознательно проявляется в деятельности людей и ее результатах – живописи, музыке, архитектуре, поэзии, науке и т.д. Вырастая в определенном ландшафте, «душа культуры» формирует определенный прасимвол, который недоступен разуму человека, но порождает все богатство и своеобразие конкретной культуры. Он кроется в этических нормах и религиозных культах, в символах искусства и форме государства. Но сам прасимвол не исчерпывается своими конкретными проявлениями, он непостижим и неосуществим. В соответствии со своим прасимволом культура чувствует, мыслит и творит.Все культуры уникальны, а потому равноценны. Но не все культуры проходят жизненный путь (около 1000 лет) до конца, они погибают раньше в результате внешних причин: природный катаклизмы, военные завоевания и т.д. За всю историю человечества существовало всего 8 культур, достигших своего естественного завершения. На последней стадии своего существования (эпоха умирания) эти культуры вступают в стадию цивилизации, которую Шпенглер противопоставляет культуре как ее антипод: духовная жизнь замирает, религиозная жизнь угасает, искусство вырождается, творчество сменяется бесплодием, стандартной «работой» массового человека - жизнь возвращается к чисто биологическому существованию. По мнению Шпенглера, Западная Европа вступила в эпоху цивилизации в конце XIX- начале XX вв.Культурологические идеи О.Шпенглера отражены в его работах: «Закат Европы», «Человек и машина» и др.
ЮНГ Карл Густав (1875-1961) – швейцарский психолог, философ и психиатр, основатель «аналитической психологии» как учения о «коллективном бессознательном». Будучи учеником и последователем З.Фрейда, Юнг существенно расходился с ним в понимании культуры. Юнг отрицал пансексуализм Фрейда и эротическую интерпретацию всех явлений культуры. Иначе понимал он и структуру психики человека, в частности природу бессознательного Оно. Изучая состояния транса медиумов, галлюцинации и помрачения рассудка, он сделал вывод о существовании в психике человека не только индивидуального бессознательного как выражение животных инстинктов, но и коллективного бессознательного – родовой памяти человечества, которая связывает индивида с психическим опытом предшествующих поколений, передается по наследству биологическим путем через структуры мозга и является основой индивидуальной психики. Коллективное бессознательное не приобретается в прижизненном опыте, оно существует уже в душе при рождении человека. Содержание коллективного бессознательного – архетипы как первообразы матери-земли, мудрого старца, демонов и